Сценарий урока по теме "Биосфера".
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Фатьянова Валентина Александровна |
Район | Ленинский |
Место работы | МБОУ « Школа №185» |
Должность | Учитель географии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Общественные науки География |
Класс | 6 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Линия учебников «Полярная звезда» |
Тема учебного занятия | Биосфера |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Биосфера – сфера жизни» |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | 3-й заключительный урок темы «Биосфера» |
Учебная задача
| Создать условия, при которых ученик продолжит учиться анализировать , устанавливать причинно – следственные связи на примере взаимосвязей компонентов природы и человека для поиска пути решения экологических проблем на конкретной территории, формировать собственные представления. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
| Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
| ||
| Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся устанавливать взаимосвязи компонентов природы и человека , раскрывать многообразие связей человека с природой, продолжат развивать умения составлять схему и объяснять ее смысл. | Обучающиеся получат возможность представлять информацию в удобной для себя форме: презентация, видеофильм, проект освоения пришкольной территории |
| ||
| Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся откроют способ отличать причину от следствия, устанавливать причинно – следственные связи, изображать их графически, продолжат формировать умение вести самостоятельный поиск, высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обучающиеся получат возможность выполнить творческую работу « Взаимодействие компонентов природы на примере обустройства пришкольной территории» |
| ||
| Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся высказывают готовность вести диалог с другими людьми, осознают ценность сохранения природы на примере конкретной пришкольной территории , сформируют представление о значимости сохранения биосферы | Обучающиеся получат возможность для формирования экологического мышления для возможного решения проблемы: что мы конкретно можем сделать для сохранения биосферы. |
| ||
| Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Учащиеся 6 класса -имеют опыт устанавливания причинно – следственных связей на примере взаимосвязей других оболочек. Например литосферы и гидросферы, гидросферы и атмосферы и т.д. -знают о разнообразии растительного и животного мира, о сосредоточении живых организмов на границах соприкосновения сфер, о значении биосферы для жизни человека, о уязвимости биосферы; - могут определять степень воздействия человека на природу; - могут оценивать действия, направленные на улучшение или ухудшение состояния окружающей среды |
| |||
|
| Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
| |
| Проверка схемы , которая позволяет, оценить умение устанавливать связи компонентов природы между собой и с человеком | Проверка овладения способом отличать причину от следствия, изображать эти связи в виде схемы | Беседа, которая позволяет проверить умение вести диалог, выдвижение версии решение проблемы: что я смогу сделать для сохранения биосферы на конкретной территории пришкольного участка |
| ||
| Комментариии учителя |
|
|
|
| |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет – ресурсы | ЭОРы |
|
Учебник География 5-6 классы А.И Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина»Просвещение»2016 (линия Полярная звезда» | Т.Миллер «Жизнь в окружающей среде» М., «Прогресс», «Пангея», 1996, Криксунов Е.А. , Пасечник В.В., Сидорин А.П. «Экология» М., «Дрофа»1995
| ru.wikipedia.org | Презентация, диск |
| |
Техническое обеспечение | Проектор, компьютер |
|
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
| Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
|
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока |
| 1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
| Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | |
| 1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
| Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся | |
|
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
| Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” |
| 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
| Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | |
| 2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
| Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | |
| 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
| В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | |
| 3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
| Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
| 3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
| Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения | |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся(примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Невербальный контакт с учащимися (приветственная улыбка). Призыв улыбнуться друг другу, получая тем самым заряд бодрости, который пригодится в дальнейшей работе. | Психологически настраиваются на урок. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Читает высказывание С-А Экзюпери: «Утром ты встал, умылся, оделся…и должен убрать свою планету» («Маленький принц») -Как вы думаете о чем хотел сказать автор этими словами? О чем пойдет речь на уроке сегодня? | Отвечают на вопрос, что речь пойдет о взаимодействии человека и природы. | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Спрашивает учащихся о том, что конкретно каждый из нас сможет сделать дпя сохранения биосферы, как не разрушить взаимосвязи, которые существуют в природе, при этом получать от нее блага? | Озадачиваются, мотивируются на дальнейшую деятельность. | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирует цель урока: продолжать учиться анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи на примере взаимодействия человека и природы, Говорит о предстоящей работе в группах. | Класс делится на группы. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Организует работу групп. | Строят сотрудничество в группах. 1 группа составляет схему взаимодействия компонентов природы и человека. 2 группа приводит примеры положительного и отрицательного воздействия человека на
природу. 3 группа пишет эссе на тему : «Биосфера для меня – это…» 4 группа представляет свое понимание законов Барри Коммонера: - природа знает лучше; -все связано со всем; -ничего не дается даром | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Заслушивает ответы групп учащихся | Аргументируют свои ответы | |
Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Делает вывод о том, что все компоненты природы взаимосвязаны между собой и с человеком. Биосфера дает человеку все необходимое для жизни, а он, в свою очередь, влияет на биосферу. Спрашивает о том, что конкретно каждый из нас сможет сделать для сохранения биосферы на конкретной территории школы №185? | Предлагают пути решения конкретной проблемы: посадить деревья и цветы на пришкольной территории | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контро ля за выполнением учебных действий | Выслушивает ответы учеников, предлагает учащимся создать проект пришкольной территории и самим поучаствовать в благоустройстве путем посадки растений перед входом в школу. | Анализируют правильность выполнения действий по сохранению биосферы на территории школы. |
3,2 Ситуация оценки образовательных результатов | Предлагает учащимся поучаствовать в рефлексии: -Сегодня на уроке я научился (лась) … -Было интересно… - Было трудно… - Своей работой на уроке я доволен, потому что - Своей работой я не совсем доволен, т.к. … | Осмысливают процесс решения учебной задачи, свои способности и результаты работы на уроке |