"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Тема : «Развитие личностного и творческого потенциала дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества в условиях реализации ФГОС в ДО» в рамках республиканской инновационной площадки (РИП) «Региональная образовательная программа дошкольного образования. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ в контексте ФГОС ДО в рамках повышения квалификации» по направлению инновационной деятельности в сфере образования «Разработка и апробация новых элементов содержания дошкольного образования на основе использования национальных, этнокультурных, исторических и других особенностей и традиций региона»
Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:
Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить проектная деятельность. В процессе обучения по данному направлению ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, различных художественных материалов, открыть для себя неповторимость работы с соленым тестом в различных техниках аппликации. Постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Возрастными психологическими особенностями воспитанников является основной вид деятельности детей – игровой, который в свою очередь нацелен на дальнейшую учебную деятельность. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия творчеством помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти.
Основная идея авторской развивающей программы "Сделай сам": Проект значим тем, что является эффективно содействующим духовному и интеллектуальному развитию, направленный на приобщение детей к лучшим традициям своего народа, к истории, культурному наследию, способствует возрождению, сохранению и развитию народных и художественных традиций.
Цели и задачи инновационной разработки: Воспитание и формирование у дошкольников бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям своего народа, любви к природе родного края, развитие чувства сопереживания, воспитание бережного отношения ко всему живому, развитие коммуникативности. Развитие личностного и творческого потенциала дошкольников средствами декоративного - прикладного творчества и художественной деятельности, основанной на использовании различных технологий и материалов. В результате участники получат навыки и умения, которые пригодятся в практической и повседневной жизни.
Краткое содержание инновации. Данный проект является специализированной частью эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующий духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей. Проект способствует возрождению, сохранению и развитию народных художественных традиций. Так же идея проекта состоит в организации досуга детей, совмещающего образовательные, познавательные и развивающие цели.
Характер инновации. Проект разработан на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, навыков. Содержание подобрано в соответствии с возрастом детей, коллективно-творческие дела имеют разный уровень сложности, разнообразны, интересны, полезны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 170.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
по прикладному творчествуи развитию речи
«Родные просторы»
Направления:
1.Познавательные. Знакомство с народным творчеством, художниками, ознакомление с природой родного края, обычаями и традициями своего народа, явлениями общественной жизни, праздниками.
2.Обучающие. Развивать готовность детей к обучению в школе: технические навыки, сенсорные способности, умение пользоваться художественно – выразительными средствами живописи, владеть разнообразными техниками ДПИ.
3.Развивающие. Психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, воображение, глазомер.
4.Воспитательные. Создание атмосферы для коллективного творчества в самореализации. 5.Мотивационные. Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
6.Социально-педагогические. Формирование общественной активности. Реализация в социуме.
Особенностью данного направления является то, что оно дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного искусства, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Задачи
1.Развивать готовность детей к обучению в школе;
-развивать крупную и мелкую моторику кистей рук;
-развивать технические навыки: умение работать карандашом, концом кисти, всей кистью, легкостью нажима, ножницами, клеем;
-развивать сенсорные способности;
-различать оттенки теплых и холодных цветов, светлых и темных тонов;
-учиться работать линией, пятном, мазком;
- вливать один цвет в другой, смешивать цвета, работать с палитрой;
-рисовать с натуры, уметь планировать работу, продумывать тему, сюжет, доводить начатое до конца, уметь анализировать свою работу и работу своих товарищей;
-уметь передавать в рисунке пространство, владеть понятием «перспектива», «пространство», «ближний и дальний план», с легкостью ориентироваться на листе бумаги;
-работать в различной технике живописи; уметь пользоваться художественно выразительными средствами живописи,
2.-развивать психические процессы: память, восприятие, мышление, воображение, внимание, речь;
3.-знакомиться с основными терминами изо деятельности: эскиз, композиция, колорит, пропорция, силуэт, свет, тень, рефлекс, фон;
-знакомиться с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой и анималистический жанры, декоративно – прикладное искусство;
-обогащать словарь. 4. - формировать у дошкольников бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям своего народа, уважения к людям труда; - самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; - обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации воспитанников; -создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия ( аппликация, работа с цветочной бумагой, торцевание).
Предполагаемые результаты.
1.Уметь рисовать отдельные предметы, геометрические фигуры и создавать несложные сюжетные композиции, работать с фоном;
2. Уметь располагать предметы на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами, соотносить предметы по величине;
3.Уметь различать и составлять цвета и оттенки окружающих объектов и предметов, использовать эти цвета для получения наибольшей выразительности образа;
4. Уметь правильно пользоваться кистью, карандашом и другими художественно – выразительными средствами;
5. Владеть разными методами рисования;
6.Уметь правильно передавать расположение частей при рисовании;
7. Уметь украшать силуэты игрушек элементами декоративной росписи;
8. Знать орнамент своего народа, уметь его изображать в разной технике;
9. Владеть основами тестопластики; 10. Знать виды декоративно-прикладного творчества; 11. Знать народные художественные промыслы России и Татарстана;
12.Знать правила организации рабочего места;
14. Знать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами;
15.Знать технологию выполнения изделий в технике аппликации, технологию изготовления коллажа, аппликации.
Пояснительная записка
«Детское сердце чутко к
призыву творить красоту…
Важно только, чтобы за
призывами следовал труд».
Б.Н. Сухомлинский
Проект «Родные просторы» ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка по средствам декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использовании различных технологий и материалов.
Природа родного края! Что может быть прекрасней. Она знакома нам с самого рождения. Первый подснежник, одуванчик, мак, подсолнух. Разнообразие природы – это праздник, это радость и ожидание чуда! Что ещё может быть плодотворней, чем тема посвящённая красоте природы родного края для развития творческого потенциала детей их фантазии и воображения, способности видеть прекрасное и ценить каждый миг общения с природой. Становление ребенка как личности происходит не только в семье, детском саду, но в большей степени там, где он может проявить свои способности и дарования, там где ребенок находит выход своим чувствам и эмоциям, т.е. на занятиях по изо деятельности и декоративно – прикладному творчеству. Мы, педагоги, призваны помочь ребенку глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать. Именно занятия искусством помогают воспитывать общечеловеческие качества, которые формируются с «родного порога». Национальное искусство – это тот бесценный духовно-нравственный багаж, с которым ребенок отправляется в длительный путь познания мира. Именно через чувственный мир своего народа дети приходят к пониманию богатейшего мирового наследия.
На занятиях творчеством воспитывается личностное отношение и понимание прежде всего родной природы, окружающей нас с рождения. Дети на занятиях знакомятся с работами Зарипова, Максимова, Якупова, Урманче, Тукая в которых отражается любовь не только к родным просторам, но и трогательное отношение к самым казалось бы незначительным уголкам природы. Интересная работа усиливает желание совершенствовать свое умение, достигать новых успехов.
Проект разработан с учетом изучения природы родного края знакомство с художниками и их работами.
Актуальность проектной деятельности обусловлена следующими факторами: Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить проектная деятельность. В процессе обучения по данному направлению ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, различных художественных материалов, открыть для себя неповторимость работы с соленым тестом в различных техниках аппликации. Постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Возрастными психологическими особенностями воспитанников является основной вид деятельности детей – игровой, который в свою очередь нацелен на дальнейшую учебную деятельность. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия творчеством помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти.
Этапы проектной деятельности
- Беседа - рассказ о растении подсолнечник, рассматривание иллюстраций и картин, заучивание стихов, загадок, рисование, лепка подсолнухов
- Выполнение декоративной композиции - коллаж «Подсолнухи»
в техниках исполнения: торцевание, аппликация, живопись.
Конспект НОД
«Родные просторы»
(коллективная работа в техники торцевания, рисования и аппликации)
2 части
Программное содержание:
- Активизация мыслительных способностей детей через различные виды деятельности. Уточнять представления детей о природе родного края.
- Обогащение речи, пополнение лексики разнообразием слов – определений.
- Закрепление знаний о растениях родного края.
- Формирование слухового и зрительного внимания, творческое воображение.
- Воспитывать любовь к природе родного края, развивать чувство сопереживания, воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать коммуникативность.
- Воспитывать интерес к природным явлениям, умение внимательно вслушиваться в стихотворный текст, слышать красоту художественного слова, отвечать на вопросы.
Предварительная работа: наблюдение, чтение художественной литературы, заучивание стихотворения «Подсолнух», рассматривание фотографий, рисование цветными карандашами, лепка, нарезание черных квадратов из
лент черного полиэтилена 1х1см, аппликация, рисование акварелью фона.
Демонстрационный материал: изображения подсолнухов на поле, картина Ван Гога «Подсолнухи», живой подсолнух.
Методические приемы: загадки, художественное слово, игровой, сюрпризный момент, рассматривание, поощрение.
Задачи.
Развивающие:
Формировать у дошкольников бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям своего народа, уважения к людям труда.
Расширять лексический запас по теме растений.
Развивать умения работать в технике торцевание.
Развивать мелкую и общую моторику.
Стимулировать мыслительную и речевую активности детей.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения, и любви к природе.
Формирование умения работать в коллективе.
Ход занятия, часть 1.
1.Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
Загадка воспитателя о подсолнухе.
Беседа – вопросы о строении растения, его особенности, отличия и сходства с другими растениями, описание подсолнуха, польза для человека, образование слова «подсолнух».
3.Сюрпризный момент. Воспитатель приносит живой цветущий подсолнух.
Стихотворение: «Подсолнух»
Золотой подсолнушек, Лепесточки – лучики.
Он – сыночек солнышка и весёлой тучки.
Утром просыпается, солнышком лучится,
Ночью закрываются жёлтые ресницы.
Летом наш подсолнушек –как цветной фонарик.
Осенью нам чёрненьких семечек подарит.
(Татьяна Лаврова)
4. Физминутка: Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами превратимся в солнечные цветочки. Дети. - Да
1. Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх, делают фонарики, будто лучики)
2. Желтый подсолнух за солнцем следит. (С поворотом с лева на право нарисовать поднятыми руками дугу)
3. Только желтые лучи у него не горячи. (Наклоны головы к левому-правому плечу)
4. Он растет на длинной ножке (Руки вдоль туловища, встать на носки)
5. С лепесточками, как рожки, (Развести руки в стороны и немного вверх)
6. Голова его крупна, черных семечек полна. (Соединить над головой округленные руки)
7. Подул ветерок, зашевелились листочки. (Дети качают руками влево, вправо).
8. Но наступил вечер, и подсолнушки закрыли свои желтые реснички (дети скрещивают руки возле лица).
но утром, снова взошло солнышко и подсолнушки раскрыли свои серые глазнички, желтые реснички и протянули вверх свои листья, (дети изображают пробуждение, тянут руки вверх, качают головой).
Так они растут и радуются новому дню, теплому солнышку.
5. Практическая часть.
Объяснение выполнения последовательности элементов цветка.
Выполнение: распределение пластилина на картоне, в технике торцевание дети выполняют элемент серединку подсолнуха, тупым концом спички вдавливают квадратики черной бумаги в пластилин в сердцевину, заполняя весь пластилин.
6. Итог. Дети рассматривают готовые сердцевины, обмениваются мнениями.
7. Рефлексия. Поощрение.
2 часть
1.Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
Воспитатель читает сказку «Волшебный подсолнух». Беседа про прочитанному произведению. Вопросы о правилах поведения на природе.
Беседа о техники безопасности ножницы и клеем.
3. Физминутка:
Воспитатель и дети: организационный хоровод
«Во широком полюшке»:
Во широком полюшке.
Выросли подсолнушки.
- Мы посланцы на земле
От большого солнышка.
На небе солнышко взошло.
За собой нас повело.
Целый день за ним спешим.
Повторяем все за ним.
4. Практическая часть.
Разъяснение работы: вырезание лепестков и листьев подсолнуха, приклеивание лепестков к сердцевинам. Приклеивание цветов к фону, деталировка композиции бабочками.
5. Итог. Дети рассматривают готовую композицию, обмениваются мнениями.
6. Рефлексия. Поощрение.