Паспорт развивающей предметно-пространственной среды
ПАСПОРТ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport.docx | 49.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Родничок» г.Охи
ПАСПОРТ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА
г.Оха, 2016
Содержание
Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к музыкальному залу 6
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала (в соответствии с требованиями ФГОС) .. ……………..7
Перспектива развития развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала 14
Пояснительная записка
Музыкальный зал - центр приобщения к музыкальному искусству и развития музыкально-художественной деятельности у воспитанников МБДОУ - детского сада №1г.Охи.
Центром всей образовательной работы зала является развивающая предметно - пространственная среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Музыкальный зал - это копилка лучших традиций, поэтому задача музыкальных руководителей- сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу музыкального зала, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома.
Условиями полноценности функционирования музыкального зала является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей.
Созданием развивающей предметно - пространственной среды и использование её потенциала для приобщения каждого воспитанника к музыкальному искусству занимается музыкальный руководитель: Борковец Ольга Владимировна, стаж педагогической работы - 23 года.
Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
3. СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
4. Конвенция о правах ребенка
5. В.А.Петровский, Л.П.Стрелкова "Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду"
6. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.С.Комарова, М.А.Васильева и др.
7. Гармония.Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан. Центр «Гармония» 2006-2012.
8. Е.Н.Арсенина, «Музыкальные занятия». Конспекты музыкальных занятий (ясли), Волгоград.,И: «Учитель», 2015г..
9. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с CD-приложением (младшая группа), С.-Пб.,И: «Композитор», 2009.
10. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с CD-приложением (средняя группа), С.-Пб.,И: «Композитор», 2008.
11. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с CD-приложением (старшая группа), С.-Пб.,И: «Композитор», 2008.
12. Н.Г.Барсукова, Н.Б.Вершинина «Музыка в детском саду». Планирование, тематические и комплексные занятия, Волгоград,И: «Учитель», 2011г.
13. О.В.Шубина, И.Г.Чайка «Музыкальное развитие детей на основе народной культуры».Планирование, занятия, развлечения, Волгоград,И: «Учитель», 2014г.
14. О.Савчук, Н.Байдакова, Н.Картавых «Школа танцев для детей от 3-14 лет», С-Пб,2009г
15. Музыка - детям. Н.А. Метлов, М.:Просвещение, 1985 г.
16.Ритмическая мозаика А.И.Буренина, С.-Пб.: РЖ «Музыкальная палитра» 2012г.
17. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. М.Б. Зацепина, М.: Творческий центр Сфера, 2010 г.
18. О.Н.Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», занятия, игры, упражнения. Вологоград, И. «Учитель», 2011 г.
19. О.А.Барабанова и др. «Пространство детского сада: музыка, движение», , М.: «ТЦ Сфера», 2016 г.
20. Т.С.Григорьева Программа «Маленький актёр», М,: ТЦ «Сфера», 2012
21.«Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.Н.Г.Кононова. М.: Просвещение, 1982 г.
22. М.А.Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду», М.: ВАКО, 2006г.
23. Наследие и быль, и сказка. Е.Соловьёва. М.: Обруч, 2011 г.
Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к музыкальному залу.
Музыкальный зал должен находиться с южной стороны здания.
Площадь не менее 75 м2.
Музыкальный зал не должен быть проходным помещением.
Половое покрытие должно обладать низкой теплопроводностью.
Поверхность стен помещения для музыкального зала окрашены в светлые тона с коэффициентом отражения 0,6-0,8.
Освещение музыкального зала ДОУ - естественное. Величина коэффициента естественного освещения (КЕО) не менее 1,5%.
Шторы на окнах не должны снижать уровень естественного освещения. Цветы на окнах не должны снижать уровень освещения.
Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный свет. Уровень освещения не менее 150 л.к. Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильники). Все источники освещения должны находиться в исправном состоянии.
Чистоту оконных стекол производить не реже 2 раз в год.
В качестве нагревательных приборов могут использоваться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы. Температура поверхности обогревательных приборов не более + 80 градусов С.
Обогревательные элементы должны быть ограждены съемными решетками.
Температура воздуха в музыкальном зале + 20 градусов С. Влажность воздуха 40- 60 %.
Проветривание сквозное и угловое по 10 минут через 1,5 часа. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до прихода детей.
Перед каждым занятием необходима влажная уборка помещения.
Мебель согласно возрасту детей. Высота стульчиков в среднем 260-300 мм.
Длительность занятий составляет:
- Ранний возраст – 7-10 минут;
- 1 младшая группа – 10-15 минут
- 2 младшая группа – 15-20 минут;
- Средняя группа – 20-25 минут;
- Старшая группа – 25-30 минут;
- Подготовительная к школе группа – 30-35 минут.
Принципы построения развивающей предметнопространственной среды музыкального зала
Проектируя развивающую предметно - пространственную среду педагоги ориентировались на общие требования к подбору оборудования и материалов для оформления помещения музыкального зала.
При создании развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах обогащения слухового опыта, накапливания представления о жизни и творчестве композиторов, обучения анализировать, сравнивать и сопоставлять при разборе музыкальных форм, развития умения чистоты интонирования, стимуляции самостоятельной деятельности детей, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Ребенок развивается в деятельности. Развивающая предметно - пространственная среда должна способствовать формированию познавательных способностей малышей, их творческого потенциала. Способ действия младшего дошкольника - "вижу-действую", поэтому развивающая среда в музыкальном зале яркая, насыщенная, привлекательная. Цветовой дизайн музыкального зала выдержан в спокойной коралловой гамме. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется по мере необходимости.
Учитывая требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования при использовании потенциала развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала,, а именно обеспечение следующих психолого-педагогических условий:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Учтены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
- Обеспечение безопасности жизни, укрепление здоровья и закаливание организма. Согласно части VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13) детская мебель и оборудование для помещений группы изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей группы. Все шкафы группового помещения укреплены, имеются оборудования, решающие вопросы оздоровления детей.
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними.
Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.
- Принцип активности. В основе основной общеобразовательной программы МБДОУ заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела.
- Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде группы заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.
- Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда побуждает у детей активность, дает им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами.
- Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.
Открытость Культуре — присутствие элементов живописи по русским народным сказкам, подборка детских книг в соответствии с возрастом детей, музыкальных произведений.
- Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Информационная справка о музыкальном зале Общая площадь: 122,57 кв.м.
Освещение: люминесцентное, 14 ламп по 2 в каждой 1х36 Ватт
Напольное покрытие: линолеум, покрытый коврами. Наличие дневного света: 5 больших окон.
Мебель: 2 электронных пианино; 24Х и 20Х детских стульчиков; 7 шкафов;
Дополнительные средства для дизайна интерьера: шторы (под времена года), 2 ковра, жалюзи.
Музыкальный зал оборудован:
- инструментами (2 цифровых фортепиано);
- 2 музыкальных центра;
- шкафами-тумбами, где находятся детские музыкальные инструменты, дидактические игры, пособия для занятий, элементы театральных костюмов, атрибуты к танцам и упражнениям, игрушки;
- беспроводными микрофонами;
- мультимедийная установка.
Анализ создания условий в соответствии с ФГОС ДО и перечнем необходимого материала развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала.
Содержание развивающей предметно - пространственной среды зала, согласно требованиям федерального образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах музыкальной деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- развитие двигательных способностей в соответствии с музыкой
- развитие слуховых и ритмических навыков
- развитие певческих навыков
- развитие самостоятельной деятельности детей
- развитие у детей умения заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности
Музыкальное развитие дошкольника включает приобретение опыта в следующих видах музыкальной деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений под музыку, направленных на развитие таких физических качеств, как координация; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, дыхательной системы, овладение навыками подвижных музыкальных игр , овладение навыками пения, слушания и анализированию музыкальных произведений, танцевальными навыками.
Для музыкального развития детей используются оборудование, инвентарь и пособия музыкального зала.
В соответствии с примерным перечнем оборудования оснащения помещений проведена инвентаризация зала для развития музыкальных способностей у дошкольников.
Тип оборудования | Наименования оборудования | Необходимое количество на группу | Итоги инвента ризации |
Погремушки | Универсальный набор для музыкальных занятий | 1 | |
Набор музыкальных инструментов (11 шт.) | 1 | 11 | |
Бубен большой | 1 | 2 | |
Бубен средний | 10 | 2 | |
Бубен малый | 1 | 4 | |
Ксилофон 12 тонов | 10 | 2 | |
Металлофон 12 тонов | 10 | 15 | |
Вертушка (шумовой музыкальный инструмент) | 1 | 4 | |
Игровые ложки (комплект из 3 шт., ударный музыкальный инструмент) | 3 | 3 | |
Колотушка | 2 | 1 | |
Румба (6 пар бубенцов, фольклорный музыкальный инструмент) | 2 | 3 | |
Маракасы (пара) | 3 | 6 | |
Трещотка пластинчатая | 2 | ||
Барабан с палочками | 2 | 5 | |
Треугольники (набор из 4 шт., ударный музыкальный инструмент) | 2 | 4 | |
Браслет на руку с 4 бубенчиками (2 шт.) | 10 | 2 | |
Браслет на лодыжку с 4 бубенчиками (2 шт.) | 5 | 2 | |
Колокольчики (ритм-клаппер) | 2 | 10 | |
Кастаньеты деревянные (2 шт.) | 5 | 3 | |
Кастаньеты пластмассовые (2 шт.) | 5 | ||
Кастаньета с ручкой (1 шт.) | 5 | 1 | |
Музыкальные колокольчики (набор) | 2 | 5 | |
Цимбалы детские | 5 | 1 | |
Дуделка точеная | 2 | ||
Свистулька-матрешка | 5 | ||
Свистки с голосами птиц | 4 | ||
Дудочка с 13 клавишами | 3 | 4 |
Шумовой инструмент со звуком дождя (полая короткая трубка с мелкими твердыми предметами внутри) | 1 | 1 | |
Шумовой инструмент со звуком ливня (полая длинная трубка с мелкими твердыми предметами внутри) | 1 | 1 | |
Шумовой инструмент со звуком океана (полый плоский цилиндр с мелкими твердыми предметами внутри) | 1 | 1 | |
Погремушки | 30 | 40 | |
Игрушки, пособия, атрибуты к играм, танцам | Флажки разноцветные | 80 | 30 |
Цветные платочки | 50 | ||
Султанчики | 50 | ||
Осенние листья | 50 | ||
Цветы | 50 | ||
Снежки | 25 | ||
Мягкие игрушки различных размеров, изображающие животных | 30 | 10 | |
Кукла в одежде (30-50 см) | 20 | 26 | |
Кукла в одежде крупная (50-55 см) | 3 | 15 | |
Портреты композиторов (набор) | 1 | 1 | |
Изображения музыкальных инструментов | 1 | 3 | |
Театральная деятельность | Ширма напольная для кукольного театра | 1 | 4 |
Набор перчаточных кукол к различным сказкам (не менее 3 кукол) | 10 | 10 | |
Шапочка-маска для театрализованных представлений | 40 | 30 | |
Комплект костюмов для театрализованной деятельности | 1 | 10 | |
Костюмы для взрослых | Зима | 1 | |
Осень | 1 | ||
Весна | 1 | ||
Лето | 1 | ||
Леший | 1 | ||
Кикимора | 1 | ||
Баба Яга | 1 | ||
Русский сарафан | 2 | ||
Емеля | 1 |
Лиса Алиса | 1 | ||
Кот | 1 | ||
Кощей Бессмертный | 1 | ||
Снегурочка | 1 | ||
Дед Мороз | 1 | ||
Новый год | Костюм Деда Мороза (для взрослого) | 1 | 1 |
Костюм Снегурочки (для взрослого) | 1 | 1 | |
Елка искусственная (высота не менее 2,8 м) | 1 | 1 | |
Гирлянды елочные (не менее 8 м) | 8 | ||
Набор елочных игрушек для актового зала | 1 | 1 | |
Мишура | 50 | ||
Диски, мр3, DWD | Комплект CD-дисков с музыкальными произведениями | 1 | 20 |
Перспектива развития и пополнения развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала
Задачи | Направления деятельности | Приобрести |
1.Обеспечение развития у детей музыкальнохудожественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству | Модернизация предметно - пространственной и развивающей среды музыкального зала чем, что дополнить, приобрести, изготовить | Составить картотеку праздников, развлечений, сценариев для спектаклей по журналам «Музыкальный руководитель» и «музыкальная палитра» |
2 Формирование слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами и направлениями в музыке | Пополнение развивающей музыкальной среды для развития слуховых навыков детей | Пополнение фонотеки музыкальными произведениями различных жанров и направлений (балет. опера и т, д,) Подборка видеоматериалов к музыкальному занятию. |
3.Формирование навыков анализировать. сравнивать и сопоставлять при разборке муз, форм и средств муз, выразительности | Пополнение среды материалом для слушания музыки | Обновить карточки для слушания 3-х частных произведений, Изготовить дидактический материал по слушанию 2-3-х частной формы музыки. |
4. Формирование у детей умения чисто интонировать в пении | Пополнение среды материалом для развития певческих способностей. | Изготовить карточки для муз,- дидактической игры «Повтори звуки», «Вороны и скворцы», «Птичка и птенчики». |
5. Формирование навыков самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок | Пополнение среды слайдам, видеоматериалами, | Подобрать видеоматериалы к танцам, играм, песням |