РОДИТЕЛЯМ - все о выборе профессии и учебного заведения для ребенка
Статьи по выбору профессии для подростков среднего школьного возраста (ОСНОВЫ ПРОФОРИЕТАЦИИ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Какую работу выбирает поколение Y | 16.86 КБ |
Ошибки при выборе профессии | 21.95 КБ |
Как выбрать профессию. Читать всем!!! | 31.25 КБ |
Диплом колледжа открывает дорогу в вуз | 17.54 КБ |
Рынок труда к 2017 | 16.4 КБ |
Дети, взрослые, образование и Теория поколений | 19.29 КБ |
Работа будущего: какие навыки обязательно нужно развить к 2020 году | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Какую работу выбирает поколение Y
Поколение Y - Вы, наверняка, не раз слышали это выражение. И очень вероятно, что Вы или Ваши близкие принадлежите именно к этой категории людей. В Теории поколений «игреки» – это люди, родившиеся в 1984-2000 годы, в период важных изменений социально-политических условий. Поколение миллениума (millennials), поколение «некст», «сетевое» поколение - это тоже всё о них. Настоящее и будущее нашего общества определяет именно это поколение.
Какую работу выбираю люди поколения Y? Как они добиваются успеха, какими качествами личности обладают, что для них важно и интересно? Ответы на эти вопросы Вы найдёте в нашей статье.
Высокая техническая грамотность - характерная черта «сетевого» поколения. Это и не странно, ведь они родились и воспитываются в век цифровых и информационных технологий. Быстро осваивают новые гаджеты и уже не мыслят свою повседневность без телефона, компьютера, интернета. Соцсети, блоги, интернет-мессенджеры, чаты – в любом информационном пространстве люди поколения Y чувствуют себя, как рыба в воде. Современные возможности в полной мере используются и в профессиональной деятельности. Многие «игреки» предпочитают удаленную работу, на дому.
Поколение «некст» также отличается контактностью и многозадачностью. Благодаря интернету в мире больше нет четких границ, все слилось в один поток информации. Все друзья друг другу если и не в реальности, то в социальных сетях. Нет проблем, чтобы найти деловых партнеров, исполнителей или работодателей практически в любой точке мира. Многозадачность ярко проявляется в использовании средств коммуникации. «Миллениумы» могут одновременно чатиться с несколькими людьми, разговаривать по телефону, мониторить сайты на разные темы, следить за обновлениями в Фейсбуке, ВКонтакте, Твиттере и т.д. А вот телевидение, радио, газеты у них не очень популярны.
Среди сегодняшних бизнесменов много молодых людей до 30 лет. Это основатели или участники новых проектов и просто люди, которые работают сами на себя.
«Игреки» легко воплощают задуманное и не боятся ошибиться. Их ментальность практически не скована какими-либо ограничениями, пришли к выводу специалисты Saatchi . Живя в мире бурного развития технологий, поколение Y убеждается, что то, что ещё сегодня считается фантастикой, завтра уже станет реальностью.
При этом у них нет привязанности к собственному делу, они легко расстаются с проектом, если он не оправдывает их ожиданий или просто перестаёт быть интересен. Любовь к свободе, возможности распоряжаться своим личным временем и независимость стали причиной того, что «миллениумы» выбирают такой вид занятости, как проектная работа. То есть, это ограниченная во времени деятельность, у которой есть время старта и время окончания, когда конечная цель будет достигнута, а готовый продукт можно выпустить на рынок.
Цель должна быть достигнута быстро. Получить всё сразу, здесь и сейчас - вот кредо «сетевого» поколения. Медленно и верно двигаться по карьерной лестнице, годами шлифуя в себе профессиональные навыки в одной компании и ожидая продвижения по службе – это не для них. Довольно часто «игреки» выбирают сферы, где высокий заработок возможен уже сегодня, и для него не требуются годы кропотливого труда. И вознаграждение за работу должно быть немедленным. Ради отдалённой перспективы они редко соглашаются трудиться, только в виде исключения. Им сразу нужен видимый результат. Достичь успеха для них – это возможность быстро сделать карьеру. Или реализовать себя, причем в разных сферах деятельности.
«Игрекам» также присуще развитие по горизонтали. По мнению специалистов это потому, что поколение Y видело не только хорошее, оно стало свидетелем многочисленных терактов. Отсюда ощущение хрупкости мира, краткости жизни и эфемерности бытия. Всё, чего ты добился, может быть разрушено в один миг.
Они не привязаны к одному рабочему месту. Они считают, что регулярно менять работу – это в порядке вещей. Главное – формировать себя как специалиста, а в каких компаниях – это неважно, карьера не зависит от работодателя.
Вместе с тем, поколение Y не стремится к видимым атрибутам успеха, гораздо больше ценит психологический комфорт, в том числе, в работе. Они выбирают компании, где царит творческая семейная атмосфера. «Гибкий график, кофе и фрукты без ограничений, молодой дружный коллектив, корпоративные курсы английского, свободный дресс-код» – такая фраза в описании вакансии точно привлечет внимание «игреков». Предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. И на собеседованиях, в первую очередь, спрашивают «Что вы мне можете предложить?», а не убеждают, что они лучшие среди кандидатов. В руководителях ценят не авторитет, а лидерство.
Неиссякаемая трудоспособность и открытость всему новому являются нормой для «сетевого» поколения, они легко адаптируются к часто меняющимся условиям и высокий ритм жизни воспринимают само собой разумеющимся. Как правило, занимаются только тем, что им интересно. И если что-то вызывает хоть малейший интерес, тут же это «пробуют на вкус». Поэтому часто работа или учёба совмещается с курсами иностранных языков, занятием спортом, музыкой и т.д. Кстати, большинство студентов этого поколения работает. Так как они в большей степени нацелены на результат, то для них важно наличие диплома, а не процесс получения знаний.
«Миллениумам» важно всё успеть, поэтому они очень ценят свое время. Назначая встречу, как правило, интересуются, сколько будет длиться мероприятие. На совещание или конференцию приходят с ноутбуком или планшетом, что позволяет им тут же фиксировать результаты собрания или параллельно выполнять другую работу. Задают конкретные вопросы и хотят услышать на них конкретные ответы. Не любят слушать расплывчатые рассуждения.
Люди поколения Y надеются только на себя. Они верят в свои силы и обладают возможностью получить за минимальный отрезок времени практически любую информацию. А, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром.
Источник: centrprof.dtoiv.mos.ru
Предварительный просмотр:
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии дожна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполненю основных рабочих функций...
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованый человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. ктому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьнгых предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.
8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
Наш сайт как раз и создан для того, чтобы направить тебя, показать основные этапы рещения проблемы. ОДнако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способнотей, склоннойстей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.
источник: Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения
Источник: Ориентир. Путь к успеху
Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии
Сегодняшние заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...
Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.
Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора кота в мешке.
Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, я бы порекомендовал в первую очередь найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.
Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.
Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.
Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода – дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.
Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.
Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...
Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.
Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.
Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.
Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.
Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.
Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» – это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.
А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!
Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.
Выбирать профессию «за компанию».
По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.
Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.
Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности.
Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.
Игнорировать собственные способности и интересы.
Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.
Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.
Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.
Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.
Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие наши соотечественники. Тем не менее обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.
Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.
Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.
Автор: Андрей ГРЕЦОВ, кандидат психологических наук
Источник: Санкт-Петербургские ведомости
Предварительный просмотр:
Как выбрать профессию - для начинающих
Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.
Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Автор: Елена Рыхлевская
Как выбрать профессию. Рейтинги призваний
Современная самореализация воспринимается обществом как что-то относительное. Ищешь себя и свое место в мире – не забудь оглянуться на рейтинги. И не только на рейтинги вузов, а еще и на рейтинги профессий. Выбирай: университеты Чикаго и Джорджтауна, информационные гиганты Wall Street Journal и BBC, российские порталы по поиску работы SuperJob и Career.ru, а также другие источники публикуют свои ответы на вопрос, какая карьера моднее и поэтому предпочтительнее. Но что дельного можно почерпнуть из рейтингов, когда речь идет о будущем деле вашей жизни?
Таяние идеалов
Представим себе образцовый список самых модных профессий 2013 года – составленный по результатам детальных опросов и умных исследований. Его презентация красиво оформлена, проценты говорят сами за себя, формулировки убеждают и запоминаются, в голове складывается четкое представление о современной иерархии человеческих занятий.
Спустя несколько лет вы получаете диплом по специальности из верхних строчек того списка – а вдруг к тому времени она… выйдет из моды? Если вам важно владеть модной профессией, придется выбирать таковую заново, причем свое право поступать «на бюджет» вы уже израсходовали.
А что если из моды профессия не выходила, зато надоела вам самим? Какое исследование способно учесть мятущийся характер, весьма типичный для молодого человека?
Если же ваша специальность по-прежнему на вершине рейтинга, да и вы успешно начали свою карьеру, то неужели ваш успех зависит от каких-то там строчек, а не от вашей собственной учебы и трудовых усилий? К тому же в случае, когда все выбирают одно и то же, можно предсказать большую конкуренцию – а обилие сильных соперников предсказуемо нервирует.
В поисках справедливости
Вредно не только ориентироваться на несущественное, но и принижать одни профессии за счет возвышения других. С какой стати физиотерапевт и системный аналитик лучше репортера, почтальона и актера, что это за дискриминация? Ведь вы можете как довериться Wall Street Journal, провозгласивших именно такой дисбаланс, так и прислушаться к мнению SuperJob: этот портал как раз включил журналиста и актера в тройку самых веселых профессионалов (компанию им составляет менеджер по развитию бизнеса).
И, несмотря на исключительную пользу чувства юмора, еще лучше будет, если вы сосредоточитесь на собственном будущем профессиональном опыте и возьмете за основу именно его.
Из 5 профессий останется одна
Профессии не вечны. Где ямщики и кучера, скоморохи и шуты, бурлаки и оруженосцы? Уже не все знают, кто такие бондари – а именно эти мастера на протяжении веков делали бочки. И очень скоро – в этом календарном году, ждите декабря! – уйдут в прошлое четыре из каждых 5 университетских специальностей: Министерство образования и науки объявило о радикальном сокращении количества направлений подготовки в вузах. Сегодня их пятьсот, а останется всего сто. Угроза нависла над специальностями с узкой областью применения – повезет только профессиям широкого профиля.
Ликвидация «лишних» профессий широко повлияет на учебные планы факультетов. Даже если вы поступите на одно из сохранившихся направлений подготовки, которому вроде бы ничто не угрожает, то в вашей программе темы, ранее принадлежавшие исчезнувшей специальности, потеснят те темы, которые вы изначально планировали изучать в большем объеме. Изменится и количество человек, обычно принимаемых на то или иное направление.
Да что там мелочиться: исчезнут вообще все специальности высшего образования. Именно так. В том смысле, что термин «направление подготовки», введенный вместо слова «специальность» уже относительно давно, должен будет войти и в речевой обиход, куда он до сих пор так и не проник.
Мировой стандарт
Ну и как теперь сравнивать профессии?
Например, можно ориентироваться на нормы ЮНЕСКО. Эта организация, объединяющая страны мира в научном и культурном отношении, сорок лет назад разработала основополагающий документ – Международную стандартную классификацию образования (МСКО). Много воды утекло с тех пор, поэтому естественно, что МСКО со временем трансформировалась – и 2 года назад было предсказано, что вскоре мировая классификация как уровней образования, так и самих профессий существенно обновится. В феврале 2013 года был опубликован пилотный вариант ее новой версии (предыдущее ее обновление произошло в далеком 1997 году). Что же изменилось?
Прежде всего, снизилась важность общих программ (языки и литература, общественные и естественные науки, математика, искусство, физическая культура) – они относятся теперь не к роду General, а к роду Generic, а кроме того должны рассматриваться не как широкопрофильные, а как базовые программы. Среди гуманитарных знаний языки обособлены в отдельную область. Personal development заменено на personal skills – а значит, умения оказываются важнее развития. Журналистика, ранее существовавшая отдельно от юриспруденции как профессия, тем не менее входила в одну с нею профессиональную группу – теперь в этом вопросе наведен само собой разумеющийся порядок. Вместо «наук о жизни» теперь биологические науки. Сельское хозяйство отделили от лесного хозяйства и от рыбоводства. Вместо «социальных служб» – благосостояние, а значит, социальному работнику теперь предписано вести людей в светлое будущее. Охрана окружающей среды отсоединилась от инженерии; даже при том, что предприятия должны обеспечивать максимальную безопасность своей деятельности для близлежащих лесов и рек, эколог – явно отдельная профессия, так что в этом вопросе прежняя классификация была всё-таки не слишком логичной.
Итак, мировые тенденции ясны. Особенно они важны для тех, кто планирует учиться за рубежом либо стать профессионалом международного уровня. Однако подобные документы создаются, главным образом, для того, чтобы каждая страна учитывала их в собственном образовательном законодательстве (так, пересматривая определения уровней образования, Россия действует в соответствии с международным подходом к этому вопросу). Со своей стороны, ЮНЕСКО собирает и анализирует статистические данные по странам, чтобы вырабатывать общие положения именно на этой реальной основе – в частности, предлагаемая структура профессий не может быть слишком далека от реальной картины, а это значит, что особо любопытные абитуриенты могут сверить свой выбор со столь серьезными концепциями.
Постойте, но классификация ведь не похожа на рейтинг! Здесь нет «плохих» и «хороших» профессий, здесь изначально ни одну из них особо не выделяют – а только дают обобщенную информацию о том, чему в современном мире можно обучиться профессионально. Для несамостоятельного человека этот строгий подход, конечно, неудобен. Зато если вы уже понимаете, что лучшая позиция – рассчитывать на себя и принимать самостоятельные решения, этот документ будет хорошим справочником и даже проявлением доверия: мол, вам дали информацию, а решаете вы сами!
Легкое профориентационное чтение
Не хотите пока углубляться в столь серьезные документы – не беда. Потому что к вашим услугам – другие интересные исследования! С их помощью вы можете расширить свой кругозор – и узнать, какие профессии в принципе существуют, ну и, разумеется, как они соотносятся друг с другом по тем или иным параметрам.
Так, сайт BBC не столь давно опубликовал красочные «профессиональные маршруты», показав, как распределились самые востребованные профессии по странам. С помощью этой презентации легко увидеть, что медсестры нужнее всего в Австралии, инженеров-механиков ценят преимущественно еще и в Австрии, Бразилии, Дании, Франции, Германии и ряде других стран, зато в Бельгии более востребован труд повара и программиста.
А российский портал Career.ru ознакомил общественность с рейтингом «крутых» профессий – с точки зрения молодых специалистов. Выяснилось, что в тройку лидеров вошел пожарный, в первой пятерке программист обогнал юриста, а давняя детская мечта быть космонавтом никуда не исчезла: космонавты оказались в топ-10!
Впрочем, нельзя бесконечно уделять внимание самым высокооплачиваемым или самым востребованным профессиям. Не по разу перебрав подобные критерии, исследователи обращают внимание и на другие параметры.
Те, кто ценит мирные взаимоотношения, с интересом ознакомятся с анализом соответствующих рисков – по данным SuperJob, наиболее чревата конфликтами работа регионального представителя, причем эти конфликты происходят не на службе, а в семье, но их причина – трудоголизм. Преодолевать разногласие помогает рост опыта. Обратить внимание на мнение исследователей следует и будущим программистам и системным администраторам, маркетологам и проектировщикам – их тоже подстерегает опасность ссориться с домашними на почве своей излишней сосредоточенности на работе.
Напротив, ученые Чикагского университета рассмотрели профессии, позволяющие их представителям чувствовать себя максимально счастливыми. В результате подробного опроса победили священники, пожарные (опять!) и физиотерапевты. Согласитесь, о выборе медицинской карьеры задумываются многие, но при этом мало кто обращает внимание на специализацию физиотерапевта, так что проведенное исследование позволяет заинтересоваться этой областью и распланировать свой путь как врача более детально.
А если вы решили стать переводчиком, обратите внимание на исследование перспективности профессий до 2020 года, проведенное Джорджтаунским университетом. Тот ли иностранный язык вы изучаете? Наиболее стабильное положение прогнозируется у тех, кто переводит с французского и немецкого – рост зарплат более чем на 40%, а занятости – более чем на 20%.
Чтобы доверять, проверяй
Рейтинги профессий выходят регулярно. Каждый месяц – что-нибудь новенькое, каждый год – что-то действительно интересное и оригинальное. Читайте, анализируйте информацию, осмысливайте ее критически: кто проводил исследование, когда, сколько человек опросили, какой метод выбрали и почему, к какой стране это всё относится и на какой срок годности рассчитано. Сформированная таким способом привычка разбираться в чужих экспериментах поможет вам в студенческие годы при работе над собственным дипломным проектом: типичная структура исследования уже будет вам знакома. Когда увидите, что труд был проделан действительно серьезный и что это не газетная утка, вы вправе учитывать такие результаты в своей профориентации.
Только помните, что за ваш выбор и за вашу карьеру всё же никакие исследования не в ответе!
Источник: www.edunews.ru
Профессии для самых прытких и для самых усидчивых
Удобно устроились
Недавно один из зарубежных сайтов, посвященных карьере, устроил ревизию двумстам профессиям по 5 параметрам (рабочая обстановка, потенциал роста доходов, прогноз занятости, физические нагрузки и стресс). В результате самыми комфортными оказались профессии математика, актуария (специалиста по страховым расчетам), статистика, биолога, инженера-программиста, аналитика компьютерных систем, историка, социолога, промышленного дизайнера и бухгалтера. А вот не выдержали критики – по тем же критериям – профессии лесоруба, фермера с молочной фермы, таксиста, моряка, фельдшера скорой помощи, кровельщика, уборщика,сварщика, подсобного рабочего, рабочего-металлиста и строителя.
Да, представителям «проигравших» профессий некогда особо рассиживаться в кресле, попивая кофе. Но так ли это плохо? Ведь минимизация физической нагрузки успешных профессионалов на работе имеет свою оборотную сторону.
Чем опасны офисные кресла
В самом начале карьеры сидение по 8 часов в день в строгом костюме за столом воспринимается молодыми специалистами как что-то очень серьезное и привлекательное, как новый уровень солидности и ответственности. Безусловно, всё это так и было бы, если не брать в расчет вопрос здоровья.
Ученые Сиднейского университета (Австралия) доказали, что трудоголики, не покидающие офисных кресел в течение 10 часов ежедневно, на 50% больше рискуют своим здоровьем, чем те, чья работа «умеренно сидячая» и кому проводить рабочее время сидя приходится всего 4 часа в день. От того, что человек «прирос» к офисному креслу, хуже приходится его сердечно-сосудистой системе, также у него возрастает риск диабета и ожирения, нарушается холестериновый обмен в организме. Всё это гиподинамия, и она многообразна!
Впрочем, любому врачу-неврологу, даже не имеющему никакого отношения к вышеупомянутому исследовательскому коллективу, очевидно, что сидячее положение вредит прежде всего позвоночнику. Межпозвонковые диски не могут амортизировать подобную нагрузку на позвонки вечно. Со временем они усыхают и порой дают трещину. И это далеко не все сюрпризы, на которые способен остеохондроз позвоночника – болезнь настолько распространенная даже среди людей среднего возраста, что она нуждается в массовой профилактике.
Нам пора понять: когда на забавных картинках, изображающих эволюцию Homo sapiens, к ряду всё более прямоходящих субъектов пририсовывают современного человека, согнувшегося перед компьютером, это уже не смешно.
От самых прытких до самых усидчивых
В каких профессиях движения достаточно?
Подобным вопросом абитуриенты задаются крайне редко. Конечно, если вы нацелились получать профессию акробата или каскадера,актера кино или театрального артиста, фотомодели или эстрадного певца, учителя физкультуры или спортивного тренера,хореографа или психотерапевта танцевально-двигательной терапии, тогда вам приходится заранее задуматься о характере своей будущей физической активности – и о том, сколько лет вы сможете «так протанцевать» на работе. Тот факт, что, к примеру, балерины выходят на пенсию очень рано, причем будучи в прекрасной танцевальной форме (по сравнению с нетренированными людьми), заставляет всех тех, кто собирается использовать в работе искусство движения и зарабатывать этим на жизнь, серьезно отнестись к вопросам нагрузок и выносливости.
Для граждан чуть менее неугомонных предназначены профессии, получаемые чаще всего в системе среднего профессионального образования (а ранее – и начального тоже). Тут никто не заставляет вытанцовывать идеальные па, однако шевелиться приходится много, и это хорошо, но есть и очевидный минус – движения швеи, парикмахера, рабочего на заводе, кондитера на фабрике, мастера по ремонту в сервисном центре монотонные, однообразные. К тому же многим из этих профессионалов постоянно приходится работать стоя. (Зная об этом риске заранее, многие кидаются в другую крайность – и оказываются в плену сидячей работы.)
А вот сколько бы стресса ни было в работе стюардесс, педагогов, продавцов, хирургов, ветеринаров, медсестер, физическая нагрузка у них относительно сбалансирована. Но так получается случайно! При выборе профессии никто из них не думает, что приятным бонусом к основным трудовым обязанностям окажется возможность проводить рабочее время то на ногах, то сидя.
Баланс усидчивости и активности уже нарушен у тех, кто отлучается из-за офисного стола только на выездные переговоры, согласования рабочих вопросов и в командировки. Это архитекторы, инженеры, менеджеры по работе с клиентами, региональные представители компаний, а иногда и корреспонденты. Но и эти группы профессионалов не сразу замечают количество и качество таких «тренировок», обращая внимание прежде всего на погодные условия, сопутствующие той или иной поездке.
Также можно назвать отдельные профессии, активность в которых своеобразная. Например, археолог. Он и в экспедиции ездит, и в палатке там живет, и еду себе в полевых условиях готовит. Однако носиться туда-сюда по территории раскопок нельзя; ты обнаружил находку – и долго, аккуратно ее очищаешь прямо на месте, зарисовываешь, составляешь ее описание, а потом просиживаешь время в библиотеках и сравниваешь ее с уже найденными аналогичными образцами. Всё же эта профессия – для усидчивых людей. Hапротив,ремесленник-фрилансер, который изготавливает свои поделки дома, или художник-живописец, вроде бы не отходящий от мольберта, занимаются тяжелым физическим трудом.
А вот для самых усидчивых людей – профессии архивариуса, нотариуса, контент-менеджера сайта, IT-специалиста и чиновника-госслужащего. И не только эти, конечно; ведь офисная форма занятости – одна из самых распространенных.
Плясать от печки
А теперь, когда нам известны основные варианты рабочей двигательной активности, давайте плясать от печки. Иными словами, давайте сосредоточимся на моменте выбора профессии и карьерного старта!
В начале своего трудового пути не пренебрегайте возможностью поработать в разных сферах, попробовать себя в роли, скажем,курьера, промоутера, гардеробщика или официанта – эта работа, типичная для студентов младших курсов, поможет вам получить представление о разнообразной физической нагрузке в процессе трудовой деятельности.
А выбирая основное дело жизни, представляйте себе разные по физической активности варианты карьеры, которые предполагает интересующая вас профессия. Вам нравится дизайн? Сколько бы ни носились созданные гейм-дизайнером персонажи по пространству компьютерной игры, работа у их автора сидячая. А вот промышленный дизайнер имеет дело не только с чертежами объектов, но и с их тестированием в реальности, а это предполагает разъезды и встречи с производственниками и заказчиками.
Кстати, как раз промышленные дизайнеры вместе с психологами-эргономистами (эргономика изучает эффективную организацию условий труда) и рабочими-мебельщиками помогают человечеству решить проблему гиподинамии на рабочем месте. В частности, разрабатываются модели современных конторок – это столы, за которыми можно работать стоя. Среди компаний, занимающихся традиционными конторками, назовем американскую StandUpDesks и российскую «Учпрогресс». А вообще конкретно в этой области немало и более оригинальных разработок: ведь конторку реально спроектировать так, чтобы под столом был не пол, а беговая дорожка; дверь в кабинет вполне совместима с откидным столом для пинг-понга; а к офисному креслу подходят элементы тренажера.
Так что и вы можете выбрать профессию, которая позволит вам помогать человечеству беречь свое здоровье на работе – даже на традиционно сидячей.
Если же подобных побуждений у вас не предвидится и вы сознательно выбираете именно сидячую работу, стоит подготовиться к ее рискам!
Для тех, кто решил работать за столом
Итак, ваш труд будет умственным. Как позаботиться о здоровье в этих условиях? И у школьника, и у студента предостаточно ситуаций, в которых можно отрепетировать оптимальную стратегию поведения и закрепить необходимые навыки.
Сидите правильно! Горбиться перед монитором компьютера, а тем более над тетрадью, которая и вовсе лежит на столе, однозначно вредно. Строго вертикальное положение спины уместно для офисной обстановки и годится для ряда йоговских поз, но полезнее всё-таки отклонять спину на 135 градусов от горизонтали. При этом поясничный отдел позвоночника не может слишком «доверяться» спинке кресла и провисать. Спина должна быть прямой. И помните: сидеть в принципе менее естественно для человека, чем лежать, стоять, бегать и даже лазать по деревьям!
Делайте паузы в занятиях. Перерыв на обед порой становится единственным перерывом, который позволяется сотруднику в течение восьми часов рабочего дня. Пока вы можете прерывать свои занятия чаще, цените это. Решили поесть? В студенческой привычке перекусывать на ходу ничего хорошего нет; самая полезная еда – дома. Решили поговорить на переменке? Чем старше школьник, тем вальяжнее он перемещается по коридору учебного заведения, посвящая свободное время уже не «детской» беготне, а нескончаемым разговорам. Однако это тот самый случай, когда наивные маленькие дети более правы, чем умудренные жизнью подростки.
Занимайтесь спортом. Предварительно составьте программу тренировок, подходящую именно вам. В этом вам помогут квалифицированный тренер и спортивный врач. Впрочем, просто погонять во дворе в футбол – тоже очень хороший вариант. Но не рассчитывайте на то, что механическое чередование сеансов сидения за столом и перерывов на интенсивный спорт – это якобы хороший баланс. А если вы не занимались спортом никогда, пора начать это делать ради вашего же гармоничного развития.
Отдыхайте активно. Ежедневные прогулки многим сверхзагруженным старшеклассникам представляются утопией, однако гулять нужно! Скоро, лет в 18, вам может показаться, что прогулки – это детское занятие, а настоящие взрослые если и появляются на улице, то всё чаще спешат по делам, а вовсе не гуляют. Неправда: любой человек имеет право на то, чтобы прогуляться. А дома лучше ограничить пассивное времяпрепровождение: раз уж вы всё-таки решили посмотреть телевизор, выберите конкретную программу и не переключайтесь с канала на канал. Не проводите выходные на диване – каждые полчаса-час нужно менять вид активности. И, конечно, когда вы просто перемещаетесь по дому – например, делаете уборку – следите за тем, чтобы спина оставалась прямой.
Источник: www.edunews.ru
Предварительный просмотр:
Диплом колледжа открывает дорогу в вуз
О том, какие колледжи и техникумы сегодня наиболее популярны в разных регионах России, в преддверии новой приемной кампании абитуриентам и их родителям расскажет "Навигатор учреждений среднего профессионального образования", подготовленный в рамках проекта "Социальный навигатор".
Дипломы среднего профессионального образования (СПО) в последние годы становятся все более популярными как среди выпускников средних школ, так и среди работодателей, и нередко открывают их обладателям гарантированную дорогу в вуз. О том, какие колледжи и техникумы сегодня наиболее популярны в разных регионах России, в преддверии новой приемной кампании абитуриентам и их родителям расскажет "Навигатор учреждений среднего профессионального образования".
Популярность среднего профессионального образования (СПО) и качество подготовки специалистов в техникумах и колледжах за последние несколько лет заметно выросли, хотя многие абитуриенты рассматривают обучение в колледже лишь как ступеньку на пути в профильный вуз. К каким специальностям и в каких регионах семьи проявляют наибольший интерес? Ответить на эти вопросы поможет Навигатор учреждений СПО, подготовленный МИА "Россия сегодня" в рамках проекта "Социальный навигатор".
В исследование вошли данные по приему на первый курс в 2014 году учащихся 664 учреждений среднего профессионального образования из 56 регионов РФ.
Лидеры исследования
Самыми востребованными направлениями подготовки, с наибольшим конкурсом, среди абитуриентов СПО оказались "Техника и технологии наземного транспорта", "Техника и технологии строительства", "Экономика", "Юриспруденция", "Сервис и туризм", сообщил руководитель группы реализации национальных проектов "Социального навигатора" РИА Новости Иван Никитин.
"Самый высокий конкурс на бюджетные места, свыше восьми человек на место, был зафиксирован в Краснодарском гуманитарно-технологическом колледже (на специальность "сервис и туризм"), Крымском медицинском колледже ("здравоохранение") и Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства ("прикладная геология", "горное дело", "нефтегазовое дело" и "геодезия"). Средний конкурс на бюджетные места по всем учреждениям СПО и направлениям подготовки составил 1,4 человека на место», — рассказал он.
Эксперт отметил, что в подавляющем большинстве техникумов и колледжей отсутствовал конкурс на платное обучение. Наиболее заметными исключениями стали Судомеханический техникум Керченского государственного морского технологического университета и Симферопольский колледж железнодорожного транспорта, в которых конкурс по отдельным направлениям превысил 10 человек на место.
При этом стоимость платного обучения может отличаться в 80 раз: она колеблется от 1 500 рублей в год (Саратовский лицей железнодорожного транспорта) до 120 000 рублей в год в нескольких столичных УСПО. Средняя стоимость обучения в рамках платного приема составляет 32 800 рублей в год.
Экономика и право
По данным навигатора, самый высокий средний балл по аттестату (4,9) набрали абитуриенты Базарнокарабулакского техникума агробизнеса из Саратовской области по направлению "Экономика и управление". За ним следует средний балл 4,8, который набрали абитуриенты Поволжского государственного колледжа из Самары (специальность "юриспруденция") и Кисловодского медицинского колледжа ("клиническая медицина").
Спрос на медиков со средним профессиональным образованием до сих пор оставался стабильно высоким, хотя в будущем на нем может отразиться текущее сокращение кадров в здравоохранении. Но насколько востребованы на рынке труда специалисты, получившие среднее специальное образование в области экономики и юриспруденции?
Спрос на этих специалистов сильно различается от региона к региону, считает главный эксперт Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Федор Дудырев.
"К числу экономических специальностей на уровне СПО относится, например, специальность "банковское дело". Сегодня в нескольких федеральных округах работают шесть колледжей Центробанка, которые великолепно готовят специалистов для этой организации. И их выпускники имеют практически гарантированное трудоустройство на весьма перспективные рабочие места", — рассказал он РИА Новости.
С одной парты на другую
По его мнению, есть еще одна причина спроса на эти направления подготовки: многие вузы реализуют программы высшего образования, которые "состыкованы"со специальностями СПО. И достаточно много семей отдают своих детей в колледжи с тем, чтобы со временем они продолжили обучение по сходному направлению подготовки в вузе, избежав необходимости сдавать ЕГЭ.
"Поэтому, когда мы говорим о высоком спросе на экономические специальности в системе СПО, мы должны иметь в виду, что очень скоро выпускники этих программ продолжат обучение в университетах", — подчеркнул эксперт.
Результаты мониторинга Минобрнауки РФ за апрель 2015 года показывают, что 67% выпускников колледжей по специальности "экономика управления" и около 50% — по специальности "юриспруденция" продолжают обучение в вузе. При этом среднее значение доли выпускников, продолжающих обучение, по всем специальностям составляет около 20%, рассказала РИА Новости начальник отдела прогнозирования потребностей в кадрах Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ Лариса Серова.
"Выпускники специальностей "экономика и управление" – это продавцы, кассиры, операторы диспетчерской службы. Такие специалисты востребованы на рынке труда, многие из них получают впоследствии высшее образование, но, в основном, заочно, совмещая обучение с работой", — отметила она.
Те, кто получил образование по специальности «юриспруденция», трудоустраиваются в сфере охраны общественного порядка и раскрытия преступлений. По мнению экспертов, сегодня такие специалисты с дипломом колледжа мало востребованы, поскольку качество подготовки юриста в вузе намного выше.
"Медицинские сестры, акушеры, лаборанты — выпускники специальностей "клиническая медицина" – востребованы на рынке труда, но при этом 50% из них планируют продолжать обучение в вузах, совмещая учебу с работой", — сообщила Лариса Серова.
Спрос на рынке труда
Несмотря на популярность экономических и юридических специальностей СПО среди абитуриентов, эксперты отмечают, что на рынке труда сегодня наиболее востребованы рабочие профессии. Высок спрос на маляров, электромонтажников, станочников, поваров-кондитеров и т.п.
"Заработная плата по этим специальностям зачастую выше, чем заработная плата кассира или бухгалтера, поэтому необходимо ориентировать население на более простые с точки зрения обучения, но очень востребованные профессии", — полагает Лариса Серова.
В то же время требования к качеству подготовки в СПО у работодателей сегодня выросли, отмечает эксперт. Согласно опросам, востребованные специалисты должны обладать мультидицисцилинарными компетенциями: знанием автоматизированных систем (работа оператором станком с ЧПУ), компьютерных программ, иностранных языков.
Достаточно стабильна ситуация и с трудоустройством выпускников СПО по специальностям, связанным с транспортом и строительством, считает Федор Дудырев.
"Сегодня многие родители понимают, что РЖД и другие крупные организации, которые осуществляют транспортные перевозки или поддержание транспортной инфраструктуры (а это базовая инфраструктура в большинстве регионов), как правило, достаточно устойчивы в экономическом отношении и обеспечивают хорошую перспективу и весьма достойный уровень начального заработка для выпускников", — отметил он.
Он также отметил, что рабочий, получивший строительную специальность, вряд ли останется без работы.
"Строительные профессии – массовые, они сами по себе гарантируют работников от неблагоприятных социальных последствий. Если вы радиоэлектроник или оператор по микросварке, у вас могут возникнуть трудности со сменой работы, потому что профильных предприятий в РФ раз, два и обчелся. А арматурщики и бетонщики в силу массового характера этого вида занятости работу себе всегда найдут", — подчеркнул эксперт.
По данным мониторинга Минобрнауки РФ, сегодня по строительным специальностям не трудоустраивается только 1% выпускников, сообщила Лариса Серова.
В ближайшие 5 лет произойдет переоценка ценности системы СПО со стороны населения, полагает она.
"Родители уже сегодня начинают понимать, что высшее образование нужно для получения определенного социального статуса, а для того чтобы работать, во многих случаях достаточно иметь и среднее профессиональное образование. Можно ожидать, что в ближайшие годы родители перестанут ориентировать своих детей исключительно на вузы", — резюмировала эксперт.
Источник: www.ria.ru
Предварительный просмотр:
Рынок труда к 2017 году
Дефицит специалистов в маленьких офисах
Поколение «Y»
Через 10 лет на рынке рабочей силы будут править бал представители «поколения Y». То есть собственно ты и твои сверстники. Специалисты утверждают, что это поколение (на Западе его называют «поколением миллениум», «поколением сети» или «поколением next») сильно отличаются даже от своих непосредственных предшественников из «поколения Х». А отличие ценностей этого поколения от еще более ранних («бэби бумеров» и прочих) вообще огромное.
Что такое «поколение Y» в России? Во-первых, это поколение, которое знает, что в сети «найдется все». Во-вторых, это первое российское поколение, большая часть которого знает несколько иностранных языков. И, в-третьих, «поколение Y» легко адаптируется. Это поколение с пеленок впитало понимание того, что мир постоянно меняется и, в отличие от своих предшественников, не видит проблем в том, чтобы в зависимости от требований рынка менять не только место работы, но и профессию (как, впрочем, и место жительства).
Все это через 10 лет даст тебе огромные преимущества на рынке труда.
Профессии
Как утверждают любители всевозможных подсчетов американцы, только за первые 15 лет этого века ожидается появление 21 миллиона профессий (не рабочих мест, а именно профессий). Больше всего их появится в связи с компьтеризацией. В основном эти профессии будут связаны с созданием новых продуктов (как программных, так и всевозможных девайсов) и защитой (и хранением) информации.
Еще одна сфера, которая будет активно развиваться — работа со знаниями. В принципе, сейчас уже наступила эпоха экономики знаний, экономики связей (социальных сетей, откуда мы и получаем знания). Эта тенденция будет углубляться. Кстати, все большим спросом будет пользоваться прогнозирование будущего. Например, главным направлением в маркетинге через несколько лет станет не столько анализ существующего рынка (как это происходит сейчас), сколько способность предсказать спрос и тенденции будущего.
Через 10 лет вырастит количество рабочих мест в сфере услуг. Современная тенденция к сегментации всего и вся (субкультур, товаров, и т.д.) приведет к росту спроса на специалистов, которые оказывают услуги по индивидуальному заказу (от портных, личных консультантов и поваров до организаторов командных игр). Кстати, сегментация коснется даже таких «специалистов-массовиков», как шоу-мены, телеведущие, и т.д.: уже появившаяся возможность не просто выбирать телеканал, который хочешь смотреть на ТВ, но и через сеть формировать удобную только для тебя программу, приведет к тому, что «массовики» будут адресно работать с маленькими аудиториями.
Проблемы через 10 лет будут у тех, чья профессия потребует перестроиться в соответствии с требованиями прогресса. Например, в сферах, где активно внедряются (или будут внедряться) цифровые технологии. Помимо риска для старших поколений не воспринять новую технологию, есть и еще один риск: зачастую технический прогресс означает замену человека автоматом, роботом. Кстати, именно поэтому будет отмирать, например, профессия операторов несложной техники. Но вот при управлении сложной техникой надо будет уметь применять нестандартные решения. А это в ближайшие десятилетия никто кроме человека не сможет.
Офисы
Через 10 лет размеры офисов будут сокращаться. Компании пойдут по пути специализации, и, как следствие, все чаще будет нужна так называемая «альтернативная рабочая сила» (аутсорсинг, временные рабочие, специалисты на неполный рабочий день).
Печать на клавиатуре начнет отмирать, уступая место диктовке текстов, которые компьютер самостоятельно будет переводить в слова на экране. Поэтому организовывать рабочие места придется с учетом того, что все работники непрерывно что-то бормочут. Кстати, постоянная диктовка может отрицательно отразиться на здоровье — нагрузка на горло будет возрастать. А значит вырастет спрос на специальные средства и врачей-лоров. В школах и вузах появятся дисциплины, обучающие, как сохранить горло здоровым в условиях интенсивной нагрузки.
Количество офисов в сегодняшнем понимании уменьшится. Активно будут использоваться виртуальные офисы — большую часть работы можно будет делать дома или в любой точки мира, а на рабочее место в организации люди будут приезжать достаточно редко — в основном на совещания.
Количество профессий «без офиса» вырастет. Из-за дороговизны времени специалистов даже такие услуги как вызов врача или сантехника на дом большей частью будут оказываться на расстоянии. Правда, это вызовет и обратный эффект: вырастит спрос на живую коммуникацию. Потребитель будет с удовольствием платить более высокую цену за товар, если продавать ее будет не автомат, а живой человек.
Поиск работы
Даже если политики согласятся увеличить пенсионный возраст, через 10 лет работающих специалистов и управленцев (тем более — специалистов нового типа) будет не хватать, а пенсионеров будет очень много. Как следствие, ситуация «специалист ищет работу» поменяется на ситуацию «компания ищет специалиста» (справедливости ради отметим, что она уже меняется). Компании будут активно искать и перекупать сильных сотрудников, разрабатывать программы по работе с перспективными кадрами, вкладываться в защиту своих работников от «охотников за головами» (хед-хантеров). Усилится работа с empowerment — привлечением сотрудников к управлению компанией, пониманием ее целей, задач, миссии и прочих корпоративных ценностей.
Высокий спрос на специалистов и управленцев приведет к тому, что вырастет спрос на преподавателей, которые будут этих специалистов выпускать (речь, прежде всего, идет не о школьных учителях, а о тех, кто обучает будущих бакалавров и магистров). При этом сами лекции уже сейчас можно получить в записи, а в будущем это получит распространение. Больше всего будет ценится именно живое общение с преподавателем. Кстати, в этом смысле будут меняться требования к профессиям, например, к врачам: если сегодня главное, чтобы медик был «знающим», через 10 лет важнее будет, чтобы он был «коммуницирующим». Этому будущих врачей будут учить уже в вузе.
Смена места жительства вместе со сменой работы станет нормой. Количество мигрантов в городах будет расти. Причем состав работающих в Москве мигрантов изменится — помимо таджикских и молдавских дворников здесь будет все больше число высококлассных специалистов, причем не только из стран СНГ, но и из Европы (про Китай даже не говорим). Вместе с тем, и россияне будут все чаще уезжать работать за рубеж.
Автор: Евгения Шамис.
Предварительный просмотр:
Дети, взрослые, образование и Теория поколений
Теория Поколений изучает два больших вопроса:
- ценности
- цикличность в событиях и явлениях, влияющих на формирование ценностей.
Один цикл, длительностью примерно 80 лет (в истории длительность цикла бывает от 75 до 100 лет), образуют периоды формирования четырех поколений. Например, закончился цикл Молчаливое –Беби-Бумеры –Х –Миллениум, который шел с 1923 по 2003 года. Начинается новый цикл развития для ряда вопросов.
Для каждого периода поколенческого цикла характерные свои стратегические вопросы-выборы. Сейчас в 2003- 2023 годах, как и раньше в 1923 – 1943 года, когда формировалось Молчаливое поколение, наиболее важные стратегические вопросы касаются нового определения «что такое хорошо и что такое плохо», «хорошего образования», «ликбеза по новым наукам, технологиям и укладу жизни», а также сопровождающих их вопросов – «как взаимодействовать с разными людьми», «как общаться детям и взрослым». Заявленные сейчас в обществе выборы и правила не работают, по некоторым из них пока совсем неясно как действовать. Эти стратегические выборы проявляется в статьях, в книгах, в законах, в публичных дискуссиях, и включают точки зрения разных поколений как в России, так и в мире. Важно, что именно сейчас по этим вопросам будут определены ключевые направления развития на следующие 80 лет. И потом, лет через 80-90 лет начнутся новые дискуссии, приняты новые правила и решения.
Что это значит? Фактически у нас есть 5-8 лет на определение посылов, смыслов и внедрения принятых решений. В это время важно помнить о том, что за этим процессом надо следить, даже лучше в нем участвовать, ведь это то, в чем будем жить мы, наши дети, внуки, города , регионы, страна.
Рассмотрим некоторые из этих стратегических вопросов более подробно
«Хорошее образование».
Мы все видим яркие дискуссии, высказывание диаметрально противоположных позиций, принятие и внедрение неоднозначных решений в образовании в России. Аналогично в Бразилии, Великобритании, США, Швеции и других странах. Вопросов много. Например, как одновременно найти время для огромного потока новых знаний по новым предметам и для этических разговоров в школе, ведь выполнение домашних заданий даже в начальной школе занимает 2-3 часа в день? Или как выбрать, чему именно теперь учить по биологии, физике, химии в курсе образовательной школы? Вообще, учить ли предметам или, как Финляндия, ориентироваться на обучении по темам ? Должны ли все дети освоить 3D печать и понимать нанотехнологии? Надо ли в школе осваивать, как приготовить здоровую еду, починить розетку или мобильный телефон? Я не говорю о гуманитарных науках – где тоже идут дискуссии и о литературе, и об истории, и о количестве иностранных языков, которыми должен владеть уважающий себя человек.
Изменения в образовании касаются не только школы, они касаются всей системы развития и жизни человека. Просто в школе вопросы более яркие, более заметные и быстрее затрагивающие всех нас. Но трансформация идет и в колледжах, и в университетах, она все больше касается взрослых — их обучения совершенно новым профессиям и переобучения. Ответы здесь формулируются более четко: так, на Форсайт-флоте в России в мае этого года работа одной группы была посвящена теме «Развития университета третьего поколения» — новой роли университета в жизни людей, городов, развитии наук и технологий, решении задач.
С этой системной трансформацией и ответом на сложные вопросы о «хорошем образовании» нас ждет приход новых хороших учителей как в школы, так и в университеты. Быть учителем снова станет уважаемо и интересно, мы опять увидим Учителей с большой буквы. Возможно, многие из нас займутся преподаванием в зрелом возрасте, обладая достаточным опытом не только в университетах, но и в колледжах, и в школах.
«Ликбез по новым наукам, технологиям и укладу жизни».
С ликбезом по новым наукам в чем-то проще, поэтому часть вопросов решается, – появляются фаблабы, открываются лаборатории, начинает снова активизироваться кружковое движение, в школе принимают, что новым наукам надо учить, да и сама жизнь наталкивает поколение Z на освоение новых технологий. Чего не хватает сейчас? Ресурсов. Нет учебников, нет интересных экспериментов, которые можно проводить в школе, оборудования для них. Нужно много классных учителей по предметам, связанным с науками. В целом в России с этим вопросом проще с точки зрения восприятия, одобрения в обществе.
«Что такое хорошо и что такое плохо»:
Здесь много вопросов непроговорено, и нам нужны публичные обсуждения, дискуссии на множестве площадок. Например,
- Кто такой хороший современный ребенок? Что он знает, что умеет делать, как себя ведет в обществе, к чему стремится?
- Как такой хороший современный человек? И снова: что он знает, что умеет делать, как себя ведет в обществе, к чему стремится?
- Определение границ и правил общежития– Что не делает «хороший человек» в современном мире. Это касается новых правил общежития, в том числе с учетом технологий и устройств, которыми пользуются практически все. Например, из простого – «хороший человек» не оставляет включенным звук мобильного телефона в помещении или кинотеатре или «хороший человек» не покупает неэкологичные продукты и сервисы, а старые устройства заменяет на новые, более энерго-эффективные и оставляющие меньший след на планете.
«Как общаться детям и взрослым»
Эти изменения затрагивают большую группу вопросов, связанных с одобряемыми форматами взаимодействия взрослый–ребенок, причем в разных вариантах: с родителями, с дедушками-бабушками, с учителями. Тут дискуссия становится более эмоциональной, людям договориться сложнее, т.к. все из нас в своем роде являются экспертами по данным вопросам и каждый высказывает свое мнение.
Вдобавок мы высказываем свою позицию под влиянием ценностей поколений. Переживают и хотят лучшего в этом взаимодействии представители всех поколений. Но поскольку в оценке и вариантах действий в сложившейся ситуации разные поколения считают правильными разные методы, решения, описывают их разным языком, делают акцент на разных деталях– то начинаются яркие поколенческие споры. Отличная иллюстрация этого процесса — появившаяся на днях колоритная дискуссия между Беби-Бумером Денисом Драгунским, который написал в очерке о воспитании поколения Z и взаимодействии c ним бабушек-дедушек-родителей-детей в Gazeta.ru(http://www.gazeta.ru/comments/column/dragunsky/6742769.shtml) , и пограничником поколения Беби-Бумер-Х Марком Розиным, который рассказал о своем взгляде на воспитание и восприятие поколения Миллениум и поколения Z в Снобе (http://snob.ru/profile/29546/blog/93611). Оба взгляда правильные, но они очень поколенчески разные. Да и поколения, которые описываются в них – тоже разные. И реакции возникают разные на них: например, от представителей поколения Х я слышала комментарии по поводу бебу-бумерских доводов Д.Драгунского: «он откровенно все передергивает», «мне не нравится». И размышления по поводу позиции М.Розина, что «у родителей слишком высокие ожидания от самих себя».
Что делать, чтобы эти стратегические выборы были сделаны быстрее, правильнее, заботливее и чтобы были учтены интересы и волнения разных поколений? Решать вопросы, сотрудничая в межпоколенческих командах. В данном случае – на уровне страны и разных отраслей, и разных регионов. Слушая разные поколения, понимая, что именно они хотят сказать и подчеркнуть. Собирать всех вместе. Научиться ценить эту разнопоколенческую команду: и новую молодежь Миллениумов, и таких умных детей-Z, и Иксов в возрасте 30-40 лет, и Беби-Бумеров, и представителей Молчаливого поколения. Это значит, что в области взаимодействия детей, взрослых, образования решения найдутся и воплотятся только вместе. Помните главное, стратегические решения по этим направлениям будут работать следующие 80 лет! Так что надо взять ответственностью.
Автор: Евгения Шамис.
Предварительный просмотр:
Работа будущего: какие навыки обязательно нужно развить к 2020 году
Что нас ждёт в 2020 году, предсказать сложно. Но учёные могут многое спрогнозировать. Так, Институт будущего в США постоянно занимается различными исследованиями о нашем будущем. В том числе они активно исследуют то, как люди будут работать.
Хотите быть востребованным специалистом на рынке труда в будущем? В своем исследовании Future Work Skills 2020 Институт будущего выделяет 10 важных навыков для успеха в работе будущего.
1. Понимание смыслов
Речь идет о способности определять глубокий смысл и значение того, что нам хотят донести. Машины не могут понимать весь смысл информации, которую они обрабатывают. Зато это могут люди, и в этом деле пока что ни одна машина, ни один робот нас заменить не может. Sense-making skills – те навыки, которые помогают нам создавать уникальные идеи, приходить к определенным выводам, критически необходимым для принятия решений.
2. Социальный интеллект
Роботы, несмотря на наличие «социальных» и «эмоциональных» прототипов, пока не обладают необходимыми социальными навыками и уровнем эмоций, чтобы заменить человека в работе. Те сотрудники, у которых хорошо будет развит социальный и эмоциональный интеллект, будут иметь большое конкурентное преимущество в будущем. Такие люди могут чувствовать настроения других, вызывать желаемые реакции людей. Благодаря этому они успешно сотрудничают и строят отношения с другими, так как могут «подстроиться» под собеседника в нужный момент. Например, сменить тон, подобрать нужные слова, жесты и т.д.
3. Умение мыслить вне рамок и правил, адаптивное мышление
«Ситуационная адаптивность» – способность реагировать на уникальные неожиданные обстоятельства. Сотрудники, которые умеют в нужный момент выходить за рамки, не проиграют даже в самой сложной ситуации. По мере того, как все автоматизируется, эти навыки будут в большом почете на протяжении следующего десятилетия.
«Сотрудники, у которых хорошо будет развит социальный и эмоциональный интеллект, будут иметь большое конкурентное преимущество в будущем. Они могут чувствовать настроения других, вызывать желаемые реакции людей».
4. Межкультурная компетентность
В современном мире, учитывая глобализацию, сотрудники должны уметь работать в любой среде, где бы они ни оказались. Это требует от них не только языковой подготовки, но и умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, способности ощущать и реагировать на новые контексты, находить общий язык и изучать культурные особенности тех стран, с которыми приходится работать. При этом межкультурные компетенции станут важным навыком для всех работников, а не только для тех, кому придется работать в разных странах. Так, компании все чаще рассматривают разнообразие как движущую силу инноваций. Сочетание в команде людей разных возрастов, с разными навыками, стилем работы и мышления – путь к лучшим результатам.
5. Вычислительное мышление
Способность обрабатывать большие объемы данных, выделять самое главное и делать выводы, основанные на них.
Количество данных, которые мы обрабатываем каждый день, увеличивается в геометрической прогрессии. Поэтому, по словам исследователей, умение разобраться во всей этой информации, резюмировать ее – еще один важный навык в карьере будущего. Но в то же время, предупреждают в исследовании, сотрудникам не нужно учиться полагаться только на цифры и данные. Необходимо сохранить умение принимать решение и действовать, когда нет никаких данных и информации для этого.
6. Медиа-грамотность
Способность критически оценивать содержание той или иной информации, умение использовать новые медиа-возможности для убедительной коммуникации.
Блоги, социальные сети, подкасты, форумы – все эти важные площадки для создания своего образа и взаимодействия с потребителем в будущем полностью проникнут и в профессиональные коммуникации. Работники будущего должны будут свободно работать в таких форматах как видео, разрабатывать контент для современных форм массовой информации и коммуникации. Увы, одной простенькой презентации в Power Point уже недостаточно, чтобы привлечь внимание аудитории и убедить ее в чем-то.
«Сотрудники будущего должны уметь работать в любой среде, где бы они ни оказались. Это требует от них не только языковой подготовки, но и умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, находить общий язык и изучать культурные особенности тех стран, с которыми приходится работать».
7. Междисциплинарность
Многие из проблем и задач, как в отдельной компании, так в мире в целом, требуют междисциплинарных решений. Например, возьмите хотя бы глобальное потепление.
Исходя из этого, идеальный сотрудник будущего – тот, у которого есть своя специализация, плюс – неплохие знания и в других, смежных сферах, чтобы разговаривать со специалистами из других областей на одном языке. Как этого достичь? Учитесь! К счастью, сейчас есть множество бесплатных онлайн-ресурсов.
8. Проектное мышление
Умение представлять и разрабатывать задачи и рабочие процессы, чтобы добиваться желаемых результатов.
Сенсоры, средства связи и растущая вычислительная мощность принесет с собой новые возможности в развитии нашей работы. Люди смогут создавать такой антураж, изменять окружающую среду так, чтобы она способствовала достижению желаемых результатов. Работники будущего должны будут стать экспертом в распознавании типа мышления, который необходим для решения тех или иных задач, чтобы создавать соответствующую окружающую среду.
«Чтобы эффективно управлять всеми информационными потоками, нужно не только учиться фильтровать информацию, но и использовать для этого все блага технического прогресса, разрабатывать собственные техники, чтобы справляться с информационным «шумом».
9. Управление информацией
Способность различать и отфильтровывать только самую важную информацию. Понимание, как можно максимально полезно использовать разные технические возможности в этом направлении.
Сегодня из-за огромного количества информации мы часто чувствуем себя перегруженными. Чтобы эффективно управлять всеми информационными потоками и получать от них пользу, нужно не только учиться фильтровать информацию, но и использовать для этого все блага технического прогресса, разрабатывать собственные техники, чтобы справляться с информационным «шумом». Этот навык просто необходимо развивать, так как информации будет становиться еще больше.
10. Умение работать удаленно
Чтобы быть успешным в будущем, всем сотрудникам нужно будет научиться работать продуктивно, полностью вовлекаться в рабочие процессы, будучи членом т.н. виртуальной команды.
Удаленная работа будет только набирать обороты. Уже сейчас многие компании создают виртуальные офисы, не требуя от своих сотрудников ежедневного присутствия на работе. Поэтому, например, одна из главных задач лидеров команд, работники которых работают удаленно, – не только выстроить рабочие процессы, но и научиться вовлекать и мотивировать людей на расстоянии. Геймификация, то есть внедрение в рабочие процессы элементов игры, играет здесь одну из решающих ролей. А сотрудники виртуальных команд, в свою очередь, должны будут позаботиться о том, чтобы работать продуктивно и эффективно вне стен классического офиса.
В конце прошлого года Институт будущего дополнил свой список еще 3 необходимыми навыками: самомотивация, тайм-менеджемент в управлении источниками своих доходов, управление онлайн-рекрутингом.
Источник: rabota.ua