Экологический проект «Природа — твой друг, приди ей на помощь».

Экологический проект  «Природа — твой друг, приди ей на помощь».

 Галина Нечаева

   Экологический проект  Тема: «Природа – твой друг, приди ей на помощь» Подготовила: Нечаева Г. И. Воспитатель. МБДОУ Роговатовский детский сад «Зорька» Белгородская область с Роговатое.

   ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА: Данный проект направлен на формирование у детей научно - познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде.

  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: среднесрочный, сентябрь- ноябрь  2019г.      УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы «Лучики», воспитатель, родители.

Программное содержание:

 - развитие нравственных качеств личности; - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями;                                                                                                                                                                                                                                                                                     - воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом;                                                                                                                                                             - формирование системы элементарных научных  экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.

 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      - учить видеть красоту природы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;                                                                               - учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку;                                                                                                                                                                                                                                 - познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;                                                                                                                                                                                                         - развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;                                                                                                                                                                  - развивать логическое мышление, внимание, память;                                                                                                                                                                                                                                                                                - развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; - воспитывать желание беречь природу;                                                                                                                                                                - воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;                                                                                                                      -формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе; - прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                -вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;                                                                                                                                                                                                                           -обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: - проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;                                                                                                                -эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;                                                                                                                                                                                                                                                                  -у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;                                                                                                                                                                                                  -дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы; -бережное отношение к природе.                                                                                                                                                                         Необходимые материалы: *уголок природы в группе,  *огород на окне,  *наглядный и демонстрационный материал, *оборудование для экспериментирования и проведения опытов, *библиотека.

Этапы работы над проектом:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Подготовительный этап - составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников;                                                              - подбор программно – методического материала по направлению работы                                                                                                                                                                                                                                               - совершенствование развивающей среды;                                                                                                                                                                                                                                                                                                       - подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему;                                                                                                                                                                                                               - подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок;                                                                                                                                                                                                                                       - подбор наглядного материала, музыкальных композиций.

 Основной этап Беседы познавательные с детьми: «О правилах поведения на природе», «Животные нашего леса», «Птицы нашего края», «Живая, неживая природа»,«Наши зеленые друзья», «Комнатные растения»,«Поведения человека в лесу», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Как уберечь природу», «Как позаботиться о водоемах нашего края», «Природа Старооскольского края»,  «Красная книга – сигнал опасности». Дидактические, словесно – дидактические, настольно – печатные игры: «Найди свое дерево», «Что поможет растениям расти», «Пищевые цепочки на лугу», «Узнай и назови», «Кто чем питается», «Летает – не летает», «Кому нужна вода»,«Магазин семян», «Кто где живет», «Птица без гнезда», «Перелетные – зимующие», «Пищевые цепочки водоема», «Назови одним словом», «Грибы нашего леса», «Ботаническое лото», «Кто живет в воде», «Ягоды и фрукты», «Приметы осени»,«Животные и растения Красной книги». «Зоологическое лото».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Подвижные игры: «Буря на море», «Журавли – Журавли», «В лес по ягоды пойду»,«Садовник», «Воробьи», «Сокол и лиса», «Мы детки с одной ветки», «Танец листочков», «Совушка», «Здоровые мы – здоровая природа», «У медведя во бору…».                                                                                                                                                                                                                                                                              Художественное творчество. Рисование: «Лесные звери», «Моя любимая рыбка», «Улетают птицы», «Мой любимый цветок», «Золотая осень», «Экологические знаки в лесу», «Последние цветы», «Осеннее небо».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Лепка: «Корзинка из леса», «Красивая птица», «Звери в осеннем лесу», «Мой четвероногий друг»,  «Цветущая клумба», «Грибная поляна», «Витаминная корзинка».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Аппликация: «Деревья в лесу», «Пингвины», «Отражение солнышка - георгин», «Рыбы в аквариуме», «Птицы улетают», «Ваза с астрами».                                                                                                               Наблюдения: «Деревья нашего участка», «Птицы нашего участка», «Рост и состояние комнатных растений», «Осенние явления природы», «Животные нашего города», «Перелетные птицы», «Наблюдения за небом», «Живая и неживая природа»                                                                                                                                                                                                                                                                        Занятия по опытно – экспериментальной деятельности: «Какой песок легче - сухой или мокрый?», «Что тонет в воде – камень, песок или дерево?», «Рисование песком», «Способность воды отражать окружающие предметы», «Водяная мельница», «Эффект радуги», «Сила ветра», «Листочек изнутри», «Волшебные стеклышки», «Разноцветные листочки».                                                             Пальчиковые игры: «Птицы», «Подводный мир», «Ветер в лесу», «Цветы на лужайке», «Поймай рыбку за хвостик», «Дождик»,«Пчелки» .

   Экскурсии сельский парк «Птицы нашего сада».  «Наши родники – наша гордость»,  Храма Сергея Радонежского «Достопримечательности родного села», Прогулка по улицам села «Осень пришла! А село чистое?» Посещение сельской библиотеки «Любите природу и будете любимы!» Посещение школьного  музея.  «Экзотические птицы и звери». «Аквариумные рыбы и черепахи»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Просмотр фильма «Волшебная поляна».                                                                                                                                                                                                                                                                                            Проведение физкультминуток: «Лебеди», «Снегирек», «Деревья в лесу», «Медведи», «Полосатая пчелка», «Речка» , «Листочки», «Муравьи», «Ветер», «Аист»,«А над морем», «Капель», «Во дворе стоит сосна», «Дельфины».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Трудовая деятельность: Изготовление кормушек для птиц, уход за комнатными растениями, подкормка птиц, на участке сбор мусора и листьев,  забота о домашних животных,  сбор семян цветущих растений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Создание книжек – малюток «Звери и птицы Красной книги»                                                                                                                                                                                                                                                  Эстафета «Здоровые мы – здоровая планета!». Выставка плакатов «Покорми птиц- зимой».                                                                                                                                                                                             Знакомство с картинами русских художников И. И. Шишкин «Лес», Ф. А. Васильева «Волжские лагуны», И. Левитан «Золотая осень».                                                                                                       Прослушивание музыкальных композиций: «Звуки природы», «Музыка воды», «Привольные просторы» (детский хор), «Человек собаке друг» (из м/ф. Бобик в гостях у Барбоса, «Волна» , П. Чайковского «Осень», «Бедный ежик», «У природы много дней»                                                                                                                                                                                                                                                      Чтение детям художественной литературы русских писателей: М. Волошин «Осень»,   Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»,    С. Кирсанов   «Что значишь ты без трав и птиц»,   А. Дайнеко «Вот на Земле огромный дом»,  В. Бианки «Синичкин календарь»,  И. Крылов  «Кукушка и петух»,  Б. Житков «Сад», «Что я видел»,  Г. Серебрицкий «Берегите птиц.                                                                        Знакомство со стихотворениями о природе русских писателей:  Л. Станчев «Осенняя гамма»,   А Стариков «Вечер»,  А. Фет «Зреет рожь»,  А.С.Пушкин «Есть в осени первоначальной…»,  А. Блок «на лугу», Ф. и. Тютчев «Зима не даром злится…» 

                                                     

 

 

                                                  

  Знакомство с экологическими стихотворениями. 

                                              ХРАМ ПРИРОДЫ,  

  Есть просто храм,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Есть храм науки,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         А есть еще природы храм,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       С лесами, тянущими руки                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Навстречу солнцу и ветрам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Он свят в любое время года,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Открыт для нас в жару и стынь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Входи сюда, будь сердцем чуток,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Не оскверняй его святынь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               (А. Смирнов)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Разучивание пословиц и поговорок по экологическому воспитанию.   *Без воды – Земля пустырь.  *Где сосна выросла, там она и красна.   *Не велик соловей, да голосок золотой.                                *Рощи да леса - всему миру краса.

 Выставки книг, фотографий, иллюстраций е в художественном уголке и уголке природы по темам: «Природа нашего края», «Красная книга – предупреждающий цвет», «перелетные птицы», «Пришла осень!», «Вода – источник жизни»,«Ребятам о минералах», «Последние цветы», «В недрах нашей Земли», , «Красоты нашего края».                                                                                            Отгадывание и загадывание загадок о природе.                                                                                                                                                                                                                                                                                          У меня в селе есть дача.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        А на даче (вот удача)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Три сестры, день ото дня                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Дружно зреют у меня.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Только эти вот сестрицы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Очень даже разнолицы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Кто они? Хочу я знать,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Может кто-нибудь сказать?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      (Чёрная, белая и красная смородина)

   Работа с родителями: Беседа с родителями по теме «Берегите природу» Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе. Оформление фотостенда родительского уголка «Советы, как помочь нашему селу быть чистым». Оформление фото стенда в родительском уголке «Перелётные  птицы!»                                                                                                                             Рекомендации родителям: рассказать детям о достопримечательностях нашего села. Повторить с детьми название зимующих и перелетных птиц, повторить с детьми название растений и животных нашей области занесенных в Красную книгу.

 Заключительный этап.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            -обобщение результатов работы по проекту;                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми;                                                                                                                                                                                                                                  - фотовыставка детских работ «Природа – на общий дом!» Берегите природу!

Список литературы:

1• Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва,«Просвещение», 2001                                                                                                                                           2• Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.                                                                                           3• Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.                                                                                                                                                                                               4• Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.                                                                                                                                      5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГТ. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. 6. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.

 

 

 

                                                                                                         Сентябрь - ноябрь 2019г.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект  «Природа — твой друг, приди ей на помощь».

 Галина Нечаева

   Экологический проект  Тема: «Природа – твой друг, приди ей на помощь» Подготовила: Нечаева Г. И. Воспитатель. МБДОУ Роговатовский детский сад «Зорька» Белгородская область с Роговатое.

   ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА: Данный проект направлен на формирование у детей научно - познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде.

  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: среднесрочный, сентябрь- ноябрь  2019г.      УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы «Лучики», воспитатель, родители.

Программное содержание:

 - развитие нравственных качеств личности; - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями;                                                                                                                                             - воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом;                                                                                            - формирование системы элементарных научных  экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.

 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:                                                                                                                                  - учить видеть красоту природы;                                                                                                   - учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;                                                                                                                                         - учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку;                                                                                                                                - познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;                                                                                                              - развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;                                                                                      - развивать логическое мышление, внимание, память;                                                           - развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; - воспитывать желание беречь природу;                                                                                    - воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;                                              -формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе; - прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;                                              -вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;                                                                                                                                                        -обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: - проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; -эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы; -у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; -дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы; -бережное отношение к природе. Необходимые материалы: *уголок природы в группе,                                                                                            *огород на окне,                                                                                                               *наглядный и демонстрационный материал,                                                                        *оборудование для экспериментирования и проведения опытов, *библиотека.

Этапы работы над проектом: Подготовительный этап - составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников;                                                              - подбор программно – методического материала по направлению работы;                - совершенствование развивающей среды;                                                                                   - подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему;                                                                                                                          - подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок; - подбор наглядного материала, музыкальных композиций.

 Основной этап Беседы познавательные с детьми: «О правилах поведения на природе», «Животные нашего леса», «Птицы нашего края», «Живая, неживая природа»,«Наши зеленые друзья», «Комнатные растения»,«Поведения человека в лесу», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Как уберечь природу», «Как позаботиться о водоемах нашего края», «Природа Старооскольского края»,  «Красная книга – сигнал опасности». Дидактические, словесно – дидактические, настольно – печатные игры: «Найди свое дерево», «Что поможет растениям расти», «Пищевые цепочки на лугу», «Узнай и назови», «Кто чем питается», «Летает – не летает», «Кому нужна вода»,«Магазин семян», «Кто где живет», «Птица без гнезда», «Перелетные – зимующие», «Пищевые цепочки водоема», «Назови одним словом», «Грибы нашего леса», «Ботаническое лото», «Кто живет в воде», «Ягоды и фрукты», «Приметы осени»,«Животные и растения Красной книги». «Зоологическое лото».                                                                                                               Подвижные игры: «Буря на море», «Журавли – Журавли», «В лес по ягоды пойду»,«Садовник», «Воробьи», «Сокол и лиса», «Мы детки с одной ветки», «Танец листочков», «Совушка», «Здоровые мы – здоровая природа», «У медведя во бору…».                                                                                                               Художественное творчество. Рисование: «Лесные звери», «Моя любимая рыбка», «Улетают птицы», «Мой любимый цветок», «Золотая осень», «Экологические знаки в лесу», «Последние цветы», «Осеннее небо».                            Лепка: «Корзинка из леса», «Красивая птица», «Звери в осеннем лесу», «Мой четвероногий друг»,  «Цветущая клумба», «Грибная поляна», «Витаминная корзинка».                                                                                                         Аппликация: «Деревья в лесу», «Пингвины», «Отражение солнышка - георгин», «Рыбы в аквариуме», «Птицы улетают», «Ваза с астрами».                                                                                                                        Наблюдения: «Деревья нашего участка», «Птицы нашего участка», «Рост и состояние комнатных растений», «Осенние явления природы», «Животные нашего города», «Перелетные птицы», «Наблюдения за небом», «Живая и неживая природа»                                                                                                              Занятия по опытно – экспериментальной деятельности: «Какой песок легче - сухой или мокрый?», «Что тонет в воде – камень, песок или дерево?», «Рисование песком», «Способность воды отражать окружающие предметы», «Водяная мельница», «Эффект радуги», «Сила ветра», «Листочек изнутри», «Волшебные стеклышки», «Разноцветные листочки».                                                                   Пальчиковые игры: «Птицы», «Подводный мир», «Ветер в лесу», «Цветы на лужайке», «Поймай рыбку за хвостик», «Дождик»,«Пчелки» .

   Экскурсии сельский парк «Птицы нашего сада».  «Наши родники – наша гордость»,  Храма Сергея Радонежского «Достопримечательности родного села», Прогулка по улицам села «Осень пришла! А село чистое?» Посещение сельской библиотеки «Любите природу и будете любимы!» Посещение школьного  музея.  «Экзотические птицы и звери». «Аквариумные рыбы и черепахи»                                                                                                                                Просмотр фильма «Волшебная поляна».                                                  Проведение физкультминуток: «Лебеди», «Снегирек», «Деревья в лесу», «Медведи», «Полосатая пчелка», «Речка» , «Листочки», «Муравьи», «Ветер», «Аист»,«А над морем», «Капель», «Во дворе стоит сосна», «Дельфины».                                                                                            Трудовая деятельность: Изготовление кормушек для птиц, уход за комнатными растениями, подкормка птиц, на участке сбор мусора и листьев,  забота о домашних животных,  сбор семян цветущих растений.                                       Создание книжек – малюток «Звери и птицы Красной книги»                    Эстафета «Здоровые мы – здоровая планета!». Выставка плакатов «Покорми птиц- зимой».                                                                                                                   Знакомство с картинами русских художников И. И. Шишкин «Лес», Ф. А. Васильева «Волжские лагуны», И. Левитан «Золотая осень».                                                                                    Прослушивание музыкальных композиций: «Звуки природы», «Музыка воды», «Привольные просторы» (детский хор), «Человек собаке друг» (из м/ф. Бобик в гостях у Барбоса, «Волна» , П. Чайковского «Осень», «Бедный ежик», «У природы много дней»                                                                                            Чтение детям художественной литературы русских писателей: М. Волошин «Осень»,   Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»,    С. Кирсанов   «Что значишь ты без трав и птиц»,   А. Дайнеко «Вот на Земле огромный дом»,  В. Бианки «Синичкин календарь»,  И. Крылов  «Кукушка и петух»,  Б. Житков «Сад», «Что я видел»,  Г. Серебрицкий «Берегите птиц.                                                                          Знакомство со стихотворениями о природе русских писателей:  Л. Станчев «Осенняя гамма»,   А Стариков «Вечер»,  А. Фет «Зреет рожь»,  А.С.Пушкин «Есть в осени первоначальной…»,  А. Блок «на лугу», Ф. и. Тютчев «Зима не даром злится…»  

                                                     

                                                 

  Знакомство с экологическими стихотворениями.  

                                              ХРАМ ПРИРОДЫ,                                                               Есть просто храм,                                                                                                                           Есть храм науки,                                                                                                                                         А есть еще природы храм,                                                                                                                        С лесами, тянущими руки                                                                                                          Навстречу солнцу и ветрам.                                                                                                        Он свят в любое время года,                                                                                                   Открыт для нас в жару и стынь.                                                                                          Входи сюда, будь сердцем чуток,                                                                                              Не оскверняй его святынь.                                                                                                 (А. Смирнов)                                                                                                                            Разучивание пословиц и поговорок по экологическому воспитанию.                          *Без воды – Земля пустырь.                                                                                                      *Где сосна выросла, там она и красна.                                                                                     *Не велик соловей, да голосок золотой.                                                                                 *Рощи да леса - всему миру краса.

 Выставки книг, фотографий, иллюстраций е в художественном уголке и уголке природы по темам: «Природа нашего края», «Красная книга – предупреждающий цвет», «перелетные птицы», «Пришла осень!», «Вода – источник жизни»,«Ребятам о минералах», «Последние цветы», «В недрах нашей Земли», , «Красоты нашего края».                                                                         Отгадывание и загадывание загадок о природе.                                                                  У меня в селе есть дача.                                                                                                                А на даче (вот удача)                                                                                                                         Три сестры, день ото дня                                                                                                       Дружно зреют у меня.                                                                                                              Только эти вот сестрицы                                                                                                            Очень даже разнолицы.                                                                                                                    Кто они? Хочу я знать,                                                                                                               Может кто-нибудь сказать?                 (Чёрная, белая и красная смородина) Работа с родителями: Беседа с родителями по теме «Берегите природу» Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе. Оформление фотостенда родительского уголка «Советы, как помочь нашему селу быть чистым». Оформление фото стенда в родительском уголке «Перелётные  птицы!»                                                                                    Рекомендации родителям: рассказать детям о достопримечательностях нашего села. Повторить с детьми название зимующих и перелетных птиц, повторить с детьми название растений и животных нашей области занесенных в Красную книгу.

 Заключительный этап.                                                                                              -обобщение результатов работы по проекту;                                                                                                  - анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми;                                                                                                                                                  - фотовыставка детских работ «Природа – на общий дом!» Берегите природу!

Список литературы:

1• Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва,«Просвещение», 2001                                               2• Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.                3• Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.                                                                                                           4• Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.                                                             5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГТ. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. 6. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.

        Сентябрь - ноябрь 2019г.