Организация предметной среды для детей 3-х лет
Развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако равные возможности не значит одинаковые. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_detey_3-h_let.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка.
Существует концепция развивающей среды, в которой рассматриваются подходы к ее построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка (В. А. Петровский). Это отражено в принципах построения развивающей среды в ДОУ: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
В теории представлена концепция, которая основывается на деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности (С.Л. Новоселова). В основе этих рекомендаций – анализ сущности предметной деятельности, ее особенностей и значения для психического и личностного развития ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса ДОУ формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Обе концепции взаимодополняют друг друга. В одной ярче представлен целевой аспект, а в другой – содержательный. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Каждая деятельность служит удовлетворению каких-либо потребностей.
При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. Наиболее целесообразный путь интеллектуального развития детей раннего возраста – это расширение опыта действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью, так как первые подлинные обобщения предметов по их назначению, функциям и т.д. возникают у детей сначала практически, в действиях с ними, а затем закрепляются в слове.
Развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако равные возможности не значит одинаковые. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка.
Подбор материалов, особенности его размещения должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей раннего возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности.
При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей.
Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.
На основании рассмотренных концепций, мы советуем учесть ряд требований: в среде должны быть отражены разные виды деятельности, содержание которых представлено с учетом особенностей развития детей в данном возрасте. Тематика должна быть разнообразной, весь комплекс представлен в каждой возрастной группе с многообразием игрового и дидактического материалов. В групповом помещении могут быть представлены не только традиционные, но новые компоненты. Среда обеспечивает комфортность, функциональную надежность и безопасность.
Цель данных рекомендаций – задать общие ориентиры для подбора материалов и оборудования, учитывающие общие закономерности развития детей раннего возраста и обеспечивающие целостный образовательный процесс.
Третий год жизни
Организуя предметную среду в групповом помещении, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка
Учет способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Дети третьего года жизни плохо реагируют на пространственные изменения в групповом помещении, поэтому предметно – игровой материал, дидактические пособия должны иметь постоянное место. Малыши еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Рекомендуем отводить место для одновременной деятельности не более 2 – 3 детей.
Нужно создать для малыша такие условия, чтобы он мог использовать различные по образному содержанию игрушки, предметы, подбирать их заместители, обозначать словами замысел игры и понимать ее условность. Большое значение имеет подбор сюжетно-образных игрушек (куклы, фигурки людей и животных, предметы игрового обихода, театральные, празднично-карнавальные и технические игрушки).
Куклы. Фигурки людей и животных
Детям этого возраста нужны разнообразные и более реалистические игрушки, детальные и достоверные по образу: куклы, изображающие младенцев, мальчиков, девочек, взрослых людей; игрушечные животные. В этом возрасте игрушки-персонажи служат объектом воздействия ребенка, по отношению к которым он осуществляет условные игровые действия (кормит, укладывает спать, гуляет и т.п.). Поэтому они должны «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, их можно взять за ручку и вести рядом с собой. В играх с куклами, игрушечными животными дети начинают отображать не только отдельные бытовые ситуации (кормление, укладывание спать), но и делают попытки передать трудовые действия окружающих людей (мамы, дедушки, продавца, врача и др.), их взаимоотношения (мама ласково разговаривает с дочкой, врач внимательно слушает больного, продавец вежливо обслуживает покупателя и т.д.). Для таких игр необходимы игрушки, которые бы сами наталкивали детей на отображение впечатлений, полученных в жизни. Например, можно предложить для игры в куклу, одетую в белую шапочку и фартук. Она превращается в продавца, и далее разворачивается сюжет в магазине.
Красочные игрушечные животные, сделанные из мягких пластмасс и резины, удобны для игр с водой, песком, строительным материалом. Это могут быть фигурки известных ребенку птиц, зверей, домашних животных. Любят дети игрушки с дополнительными атрибутами: поросенок в фартучке, теленок с колокольчиком и др.
Детей больше привлекают такие игрушки, в которых передан образ детеныша: у них, как правило, крупные круглые глаза, несколько укороченные округлые конечности и туловище, округлая голова с коротким носом и забавной пухлой «детской» мордочкой. И наоборот, игрушка, изображающая животное с удлиненными частями тела, вытянутой головой, длинным носом, маленькими глазками, пугает ребенка.
Размер игровых персонажей крупный и средний (крупный – 35-50 см, средний – от 10-15 см до 20-30 см). Они могут быть простыми (без подвижных деталей) и со специальными устройствами и механизмами – заводные, озвученные.
Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер (грузовик должен иметь кузов, кабину, колеса, а назначение для ребенка не важно).
К предметам игрового обихода относятся предметы, имитирующие бытовую обстановку (крупная игрушечная мебель, кухонная плита, шкафчик и т.п.), имитаторы жилища (ширма-домик, теремок) и имитаторы транспорта («остов» автомобиля, автобуса с рулем и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри. Рекомендуется игровая мебель в готовом и сборно-разборном виде, соответствующая и размерам кукол, и росту детей, изготовленная из фанеры, древесных материалов, пластмассы.
Дети раннего возраста (2 – 3 года) для развертывания сюжетно – отобразительной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей «полную» воображаемую ситуацию.
Разнообразная по тематике посуда (чайная, столовая, кухонная), соразмерная руке ребенка и сомасштабная столу или шкафчику, выполнена из пластмассы, металла, древесины, папье-маше, керамики. Игрушечные коляски, санки, качели должны соответствовать среднему размеру куклы и росту ребенка. Элементы костюмов для игр изготавливаются из простых и прореженных тканей, нетканых материалов, искусственных волокон. Игрушки могу быть укомплектованы в тематические наборы, где все фигурки сомасштабны между собой и соразмерны руке ребенка (например, игра «Маленький доктор»).
Кроме игрушек того или иного типа необходим материал, который обслуживает игру – полифункциональный материал (предметы, не имеющие специфического назначения, но выступающие как заместители). Это детали крупных напольных строительных наборов, объемные предметы (коробки, набивные и надувные модули и т.п.), которые маленький ребенок может свободно перемещать, элементы конструкторов, дидактических материалов. В качестве предметов-заместителей могут использоваться отдельные детали вышедших из употребления игрушек – колечки от пирамиды, часть бочонка, а также пластмассовые крышки, флаконы, банки, природный материал (набольшие камушки, каштаны, шишки). Они могут быть использованы в игре детей и должны храниться в отдельной коробочке, ящике. Целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров.
Необходимо помнить, что основной толчок к действию ребенка раннего возраста – внешний стимул. Поэтому материалы должны быть крупными (соразмерные росту ребенка или кукле), яркими, внешне привлекательными. Менять их нужно не реже одного раза в неделю. Не следует выкладывать все материалы. Насыщение среды по принципу «больше - значит лучше» дезориентирует ребенка, затрудняет выбор занятия по душе.
Игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях. Все материалы должны находиться в поле зрения ребенка и быть доступны.
В группах раннего возраста рекомендуется отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования, которое следует размещать вблизи источника воды, рядом постелить пластиковый коврик, а также иметь защитную одежду (халатики, нарукавники).
Развлекают, развивают чувство юмора и расширяют кругозор детей игрушки-забавы и театральные игрушки. Для плоскостного, объемного, теневого, настольного, пальчикового театров понадобятся наборы готовых игрушек или полуфабрикатов для изготовления персонажей и элементов декораций к сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Колобок», «Три медведя». Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный Карнавальные шапочки-полумаски, оставляющие открытыми рот, нос и глаза (лиса, заяц, медведь и др.), побуждают малыша выразительно передавать движения, характерные для данного животного, способствуют развитию речи. Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.
Празднично-карнавальные игрушки
Кроме карнавальных шапочек нужны готовые полумаски (зайчика, медведя, котенка, петушка), выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше (с пропиткой против возгорания).
Готовые елочные игрушки могут быть разными по форме, образному решению, материалу. Необходимы также полуфабрикаты для изготовления елочных игрушек-самоделок с применением пленки, бумаги, ткани (для флажков, гирлянд), а также природного материала (скорлупа ореха, шишки и т.п.).
Игрушки, изображающие предметы бытовой техники (телевизор, кухонная плита, часы), могут быть готовыми или сборно-разборными, увеличенными или выделенными цветом, основными деталями (например, часы с прозрачным корпусом и ярким механизмом). Они должны быть сомасштабны кукольной (крупногабаритной) или детской мебели. Технические игрушки (легковые автомобили, грузовики, машины специального назначения – сельскохозяйственные, строительные, военные, предметы бытовой техники) должны давать представление о характерных признаках реальных прототипов, особенностях действия с ними. Они выполнены из металла, древесины, пластмассы, среднего и крупного размера (представлены отдельными игрушками или в наборах с дополнительными атрибутами). Необходимы игрушки с заводными и инерционными механизмами, дающие возможность катать, вращать, крутить, насыпать, поднимать и совершать прочие игровые действия.
Чтобы расширить и уточнить знания об окружающем, для обучения родному языку, элементарному счету и т.д. нужны специальные дидактические игры. Доступны детям этого возраста настольные игры типа «Кому что нужно», «Каких деток потеряла мама?», «Поможем девочке стать опрятной». Дети любят складывать кубики с изображением простых, различающихся по форме и окраске предметов, например, разных овощей и фруктов. Для этого возраста набор должен включать четыре кубика, то есть картинка состоит из четырех частей.
Рекомендуются собственно дидактические игрушки для дальнейшего закрепления представлений о форме, величине, цвете, массе предметов, их расположении в пространстве – различные матрешки, пирамиды, бирюльки.
Предлагаются игры типа лото, кубики-вкладыши, домино, разрезные картинки и кубики (из двух – четырех частей) с изображением предметов, разнообразных по цвету, форме, величине. Очень важно, чтобы изображение, представленное на каждом кубике или разрезной картинке, являлось узнаваемой частью целого.
Игрушки – головоломки должны основываться на эффекте появления, исчезновения, перемещения или высвобождения. Это могут быть лабиринты, пневмоустройства, вращающиеся шарики, кубики с цветными метками, на простом или винтовом стержне, всевозможные загадочные вместилища, из которых содержимое можно извлечь путем потряхивания, использования ключей определенного сечения и т.п.
Головоломки – как правило, готовые игрушки, выполненные из древесины или пластмассы, мелкого и среднего размера. В образном отношении они конструктивны, условны.
Музыкальные игрушки
Для воспитания музыкального слуха, эмоциональной восприимчивости к музыке хорошо использовать заводных птичек, поющих разными голосами, музыкальные шкатулки и книжки с фиксированной мелодией, дудочки, бубен, барабан, металлофон, гармоника, игрушечное пианино. Все они мелкого и среднего размера, сомасштабные руке ребенка, сделанные из древесины, пластмассы, металла. Можно использовать также игрушки с диатоническим и хроматическим звукорядом, но играть на них должен только взрослый.
Тематика игрушек – забав расширяется. Радостное удивление вызывают игрушки, основанные на принципе неожиданности (заяц бьет в барабан; яйцо-человечек или зверек катится, перекидываясь с головы на ноги; столбики- зайчики высовываются из коляски при ее движении; клоун вертится на вертикальной лестнице). Изготавливаются они из дерева, пластмассы, ткани, возможно частичное использование металла. Отличаются небольшим размером и повышенной прочностью, так как дети стремятся действовать ими самостоятельно. Функциональность игрушек-забав достигается путем применения механических (заводные, инерционные), пневматических, а также простейших гидравлических устройств.
Для детей 3 – года жизни уже необходимо предоставлять возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Для этого подойдут конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов, размеров). Очень привлекательны для детей разнообразные коробки, окрашенные в разные цвета.
включать самые разнообразные объемные формы: кубы, цилиндры, бруски, диски и др. Интересны и доступны детям третьего года жизни пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей с шипами, которые делают постройку прочной, удобной для использования в разных играх с машинами, куклами, фигурками животных.
Дети третьего года жизни отличаются проявлением возросшей активности, стремлением к самостоятельности, желанием создавать что-то своими руками (нарисовать, сконструировать, вылепить и т.п.). Мы должны позаботиться о создании предметной среды для продуктивных видов деятельности (изобразительной, конструктивной).
Главным движущим мотивом к рисованию по замыслу, лепке будут не только привлекательные яркие изобразительные материалы (цветные карандаши, мелки, фломастеры, краски-гуашь), но и окружающие интересные предметы, впечатления от них. Помогут ребенку замечать, эмоционально откликаться на содержание образа, на художественную форму (яркий цвет, гладкую поверхность глины и т.д.) предметы изобразительного искусства. К ним относятся иллюстрации в книжках, скульптура малых форм (статуэтки), художественные игрушки.
Специальные строительные наборы для детей этого возраста могут включать самые разнообразные объемные формы: кубы, цилиндры, бруски, диски и др. Интересны и доступны детям третьего года жизни пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей с шипами, которые делают постройку прочной, удобной для использования в разных играх с машинами, куклами, фигурками животных.
Можно предложить детям для игры и строительства крупные легкие прочные коробки разной формы и величины из-под обуви и других покупок. Для прочности и долговечности коробки можно обклеить плотной цветной бумагой. Ценность крупных легких строительных деталей в том, что малыши, действуя с ними, разнообразно двигаются по всей комнате.
Размещение материала в группах раннего возраста имеет ряд особенностей. Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны, иметь постоянное место, так как дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки и предпочитают стабильность. Учитывая, что малыши предпочитают игры рядом, а не вместе, конструктивный материал лучше расположить в нескольких местах группы. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.
Крупный строительный материал лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках где-нибудь в стороне от игрушек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые дети используют в играх со строительными материалами. Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки с маленькими игрушечными персонажами (котятами, уточками, машинками и др.). Они будут побуждать детей к использованию их в конструировании. Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.
Педагог должен позаботиться об организации двигательной активности детей, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
У малышей плохо скоординированы движения (нет ловкости, быстроты реакции), поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания и подлезания, перелезания. Если в группе не больше десяти детей, можно повесить качели.
Хорошо стимулируют ходьбу мячи разных размеров (два-три очень крупных, ярких, надувных и несколько мячей меньших размеров).
На начальном этапе необходимо создавать условия для активизации двигательной деятельности детей, используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей.
Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они стимулировали двигательную активность детей, побуждали к интересным и посильным действиям. Мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) располагаются так на подвесной полке, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который ребенок может встать и взять интересующий его предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).
Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.
Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.