Инновационная деятельность на базе КФУ
Осуществляю инновационную деятельность по теме: "Инновационные программы и технологии как эффективное средство музыкального развития дошкольников"
02.12. 2016 года прикреплена к Республиканской инновационной площадке (РИП) «Региональная образовательная площадка дошкольного образования. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ в контексте ФГОС ДО в рамках повышения квалификации». Справка № 01.20.1-01-15/599-41
Развитие профессиональной компетентности педагога на современном этапе особенно значимо как фактор повышения качества образования в условиях реализации инновационных технологий в ДОУ и для развития региональной системы образования. Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена качеством образования в дошкольном учреждении. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. На современном этапе, в соответствии с ФГОС, профессиональная деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, педагог должен использовать инновационные программы и технологии, вариативные формы организации ОО деятельности, отвечающие запросам современных детей и их родителей.
Данная инновационная площадка, ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, куратором которой является Исламова Гузель Гайнетдиновна, старший преподаватель отделения дошкольного и школьного образования ПМЦПКиППРО КФУ, дает возможность не только транслировать свой опыт по применению инновационных программ и технологий на организованных семинарах-практикумах, но и знакомиться с практическими наработками, по теме инновации, ведущих педагогов республики.. Темы мероприятий, в рамках функционирования республиканской инновационной площадки, соответствуют нормам и правилам охраны жизни и здоровья детей. Направлены на развитие профессиональной компетенции педагогов, повышение эрудиции, культуры, на создание продуктов инновационно -педагогической деятельности: дидактические и методические пособия, авторские программы, проекты, методические разработки. Содержательно, организованно и технически проработано проходят семинары-практикумы в рамках функционирования инновационной площадки и я стараюсь быть активным участником..
- Выступление с презентацией «Использование уникального вокального метода «Вокальная Азбука», как эффективная технология постановки голоса у дошкольников» на Региональном семинаре-практикуме в рамках базовой площадки на тему: «Системно-деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, с применением сингапурских структур обучения, направленных на развитие успешности у дошкольников» на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Бэлэкэч» г. Альметьевск РТ, 30.11.2016г.
- Провела мастер класс на тему: «Барабанотерапия - здоровьесберегающая технология как эффективное средство музыкального развития дошкольников» в рамках семинара-практикума по функционированию Республиканской площадке на тему: Современные технологии в обучении детей дошкольного возраста. Практическая реализация педагогических технологий в образовательном процессе ДОО», г.. Казань, 05.04.2017 г.
- Провела мастер класс на тему: «Развитие музыкальных способностей посредством использования здоровьесберегающих технологий в соответствии с требовании ФГОС ДО» на Республиканском семинаре-практикуме для Педагогов дошкольных образовательных организаций в рамках Республиканской инновационной площадки (РИП) ПМЦПКиППРО ФГАОУ ВО КФУ тема: «Профессионализм педагога и формы использования индивидуального ресурса в деятельности с детьми и родителями», на базе «Центр развития ребенка-детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевск 12.05.2017 г. Таким образом, повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через создание системы непрерывного профессионального развития в рамках инновационной площадки направлено на:
1. Оказание информационно-методической поддержки каждому педагогу;
2. Индивидуальное методическое сопровождение каждого педагога;
3. Обеспечение профессионального, и творческого роста педагога через разные формы работы: семинары, мастер-классы, конкурсы, фестивали, публикации, устные журналы, творческие отчёты и т.д.;
4. Освоение инновационных технологий, форм и методов для успешного развития дошкольников;
5. Обобщение передового опыта педагогов и внедрение его в практику работы;
6. Выявление педагогов – новаторов;
7. Ознакомление с методическими разработками и передовым опытом педагогов;
8. Оказание помощи молодым, начинающим педагогам в процессе освоения инноваций; .
В рамках реализации своей инновационной деятельности, на сегодняшний день в своей практике музыкального воспитания я использую следующие инновационные программы и технологии: - «Ладушки» И. М. Каплунова и И. А. Новосколъцева.
Цель программы: музы¬кально-творческое развитие детей в процессе музыкальной деятельности: музыкально-ритми¬ческих движений, инструментального музици¬рования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (пляски, игры, хороводы).
Основная задача программы - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Основные методические принципы: создание непринуж¬денной обстановки, целостность подхода в ре-шении педагогических задач, соотнесение музы¬кального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем. Мотивирующие методы: эффект удивления, новизны, рассматривание, проблемно-поисковый.
- «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И. Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
К программе предлагаются методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей – от подражания к самостоятельности и к творчеству.
- «СА-ФИ-ДАНСЕ» Фирилевой Ж.Е.; Сайкиной Е.Г. - программа по танцевально-игровой гимнастике Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: игрогимнастику, игроритмику, игропластику, строевые упражнения, пальчиковую гимнастику, игровой стретчинг, танцевальные композиции: классический, народно-сценический и современный танец.
- «Театр Всевозможного» Бурениной А.И. Цель: Развитие познавательной сферы ребенка, его творческого потенциала, выявление одаренных детей. В пособие включен теоретический и практический материал: упражнения, игры, развивающие внимание, воображение и фантазию, речь и движение. Методическое пособие «Театр Всевозможного» решает огромное количество задач, а главное помогает через театральную деятельность становиться ребёнку успешным, уверенным в себе, в своих возможностях, бороться с собственными комплексами. Театрализованные игры и этюды повышают у ребёнка психологический статус, развивают коммуникативную культуру. Необходимым условием успешной реализации инновационных программ и технологий, является создание современной музыкальной развивающей среды, которая должна носить проблемный характер и помогать детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование вариативных форм проведения музыкальной деятельности:
1. Игровое экспериментирование со звуками (Элементарные формы музыкальной импровизации)
2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).
4. Логоритмические упражнения (воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.)
5. Речевое музицирование, (Чтение стихов, речевых пьес на фоне музыкального сопровождения)
6. Коммуникативные игры и танцы.
7. Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений
8. Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием
9. Клуб музыкальных интересов. Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).