Участие в конкурсе "Учитель года-2018"

Сергеева Антонида Анатольевна

Материалы заочного тура конкурса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание системы работы учителя начальных классов

МБОУ «Гимназия № 125» Советского района г. Казани  

Сергеевой Антониды Анатольевны

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) как одну из важнейших задач образования. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Еще Сократ отмечал, что научиться играть на флейте можно только играя самому, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Таким образом, процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, противоречит самой природе человека - познавать мир через собственную деятельность.

Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает социальную проблему: неумение обучающихся использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Это подтверждают и международные исследования.

Основной проблемой перехода на ФГОС НОО для меня, как учителя стали вопросы, требующие ответа: как, какими средствами, способами и приемами научить моих детей учиться, как построить процесс обучения, чтобы научить ребенка анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать.  Ответы на самые волнующие вопросы я нашла в самих стандартах: необходимо преобразование собственного методологического подхода к организации учебного процесса: не просто передавать детям набор знаний, умений и навыков по различным предметам, а создать условия для формирования метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

     

Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования у обучающихся компетенции «учебная самостоятельность». Достижение данной цели предполагает использование технологий деятельностного типа и осуществляется через решение следующих задач:

  1. Систематизация знаний о деятельностном подходе на основе анализа научной, научно-методической, психолого-педагогической литературы.
  2. Реализация на практике деятельностного подхода.
  3. Определение наиболее эффективных приемов для формирования компетенции «учебная самостоятельность».

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором ученики являются не пассивными «приѐмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Как отмечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Обучить ребенка – значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт. Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что особенно эффективно компетентность «учебная самостоятельность» развивается при использовании игровых и информационно-коммуникационных технологий.

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение,  и тем большую роль играет активная деятельность. Я считаю, что в младшем школьном возрасте очень важно опираться на игровой опыт обучающихся.  К тому же, игровые технологии формируют ряд УУД:

- коммуникативных УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);

- познавательных УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);

- личностных УУД (фантазировать, ориентировать на моральные нормы);

- регулятивных УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).

Эффективность использования ИКТ определяется тем, что позволяют создать условия для активизации аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развития исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей. Применение мультимедийных тренажеров дает возможность обучающимся за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно скорректировать свою работу.

Использование игровых технологий в сочетании с возможностями информационно-коммуникационных технологий помогает сделать процесс обучения более осмысленным, эмоциональными, как следствие, более эффективным, в то же время, создает условия для развития творческого мышления, принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.   Таким образом, создаются условия для развития компетенции «учебная самостоятельность».

В последние годы эту проблему в начальной школе  я пытаюсь решить и через организацию проектной деятельности.  Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.  

Большая часть учащихся начальных классов считают работу по созданию проекта сложным делом. И это не случайно. По мнению психолога А.Б. Воронцова «... Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно». Поэтому целью учителя становится возможность сделать проектную деятельность для учащихся посильной, интересной и увлекательной, ведь давно известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу;

дифференцированный и системно-деятельностный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Для формирования компетенции  «учебная самостоятельность» часто организую уроки - конференции, уроки – презентации, уроки – путешествия.   При подготовке к таким урокам, ученики делятся на группы, и каждая группа получает вопросы, на которые им предстоит найти ответы, в учебниках, в справочниках, в энциклопедиях. Вопросы для работы составляются  таким образом, чтобы обучающиеся не просто нашли нужную информацию, а анализировали ее, делали выводы, оформляли результаты своей работы. Современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации – электронным гипертекстовым учебникам,  образовательным сайтам, системам дистанционного обучения и т.п., это призвано повысить эффективность развития познавательной самостоятельности и дать новые возможности для творческого роста.  Результат своих исследований обучающиеся представляют в виде презентаций, коллажей, лэпбуков. Это способствует развитию у обучающихся навыков исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией.  Довольно новый способ представления результатов проектной и исследовательской деятельности – лэпбук – очень нравится всем детям без исключения.  Можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащихся творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.  Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду понятных причин. Данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, и как раз, создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению, как уже изученного, так и нового материала. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только систематизировать знания по предмету, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, применяю динамические паузы, физминутки для глаз, музыкальные, танцевальные перемены, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке, слежу за правильностью осанки учащихся, за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Постоянное анализирование достижений учащихся - обязательное условие моей работы  - необходимо  для того, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Этому способствуют, рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которые я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей, условия школы.

На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет проверить знания всех учащихся, экономить время, быстро устанавливать обратную связь и анализировать результаты.

Еще одним важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. Учебный процесс стараюсь строить с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика, позволяя каждому продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом.

На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, использую работу в парах, принцип «подхвата», когда более сильный ученик курирует более слабого.  Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Даю дифференцированные домашние задания.

Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя, это порой бывает трудно, потому что младший школьник не всегда относится к себе критически, не всегда может реально оценить свой вклад в урок и проанализировать материал.  

Также необходимым условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

Я убеждена в том, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.

Учитывая это, мои ученики активно участвуют в интеллектуальных очных и заочных олимпиадах, конкурсах и марафонах различного уровня с 1 класса, занимают призовые места.

Систематическая работа над формированием универсальных учебных действий на протяжении нескольких лет дала положительные результаты.

Успеваемость в классе:

за  2015 - 2016 учебный год -  100 %, качество знаний – 69%;

за 2016 – 2017 учебный год – 100%, качество знаний – 73%;  

за 1 четверть 2017 - 2018 учебного года – 100%, качество знаний - 80 %.

Залогом моего успеха стали три конкретных условия:

1) Грамотное сочетание новаторства (в форме деятельностного подхода заложенного в самом ФГОС НОО) и традиций в организации учебно - воспитательного процесса (развивающая система Л.В. Занкова);

2) Повышение педагогического мастерства: участие в образовательных конференциях, семинарах,  вебинарах, прохождение курсов повышения квалификации, участие в различных профессиональных конкурсах разного уровня;

3) Постоянный обмен опытом с коллегами в рамках работы: открытые уроки, выступления на семинарах разного уровня.

Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Учащиеся моего класса принимают  активное участие в жизни гимназии. Участвуем в конкурсах, выставках  рисунков и поделок, в благотворительных акциях, в спортивных соревнованиях.

В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Регулярно провожу  родительские собрания. Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя. В классе проводим праздники вместе с детьми и родителями, выходы и экскурсии.  На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей.

С нового учебного года являюсь руководителем ШМО.  Принимаю активное участие в работе районных семинаров, всегда посещаю педагогические советы и совещания, общешкольные лектории и собрания.

      Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я прихожу к следующему:

· владею различными приёмами и методами обучения и воспитания и применяю их в своей деятельности;

· веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к учебным предметам;

· использую элементы развивающего, проблемно-ориентированного обучения;

· реализую стандарты II поколения;

Считаю, что нужно и дальше осваивать и изучать педагогические новинки, в настоящее время планирую уделять больше внимания работе по самоорганизации, самодисциплине учащихся, дальше повышать свой уровень образованности, своевременно проходить курсы повышения квалификации и аттестации. Ведь, уча других, мы должны постоянно учиться сами.

Моя основная задача, задача учителя - придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов, потому что, как говорил Ричард Брэнсон: «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть, сложа руки».