Методический семинар
анализ и осмысление собственной педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ni_i_proektnaya_deyatelnost.ppt | 1.55 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОЛЕДА ОЛЬГА СЕРГЕВНА Дата рождения 03.12.1974 год Образование: высшее, ИГУ, факультет «Филология и журналистика», 2002 год Специализация: филолог, преподаватель русского языка и литературы; Стаж работы: 18 лет Педагогическое кредо: «Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков» . Навои Алишер
Современному обществу нужны: анализировать свои действия 1 самостоятельно принимать решения 2 отличаться мобильностью 3 быть способным к сотрудничеству 4
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Новой школе – новые стандарты Особенности организации деятельности учителя и учащихся Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Технология критического мышления Базовые технологии стандартов второго поколения
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров
При построении учебно-исследовательского процесса важно учитывать следующие моменты: тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя; необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы; организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимопомощи учителя и ученика; раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уж потом науке
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Общие черты учебно-исследовательской и проектной деятельности: практически значимые цели и задачи; структура проектной и учебно-исследовательской деятельности; творческая активность обучающихся; целеустремлённость; средства и результат организации; формирование умения сотрудничать в коллективе;
Различия: Проектная деятельность проект направлен на получение конкретного запланированного результата; результат должен быть соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в замысле Учебно-исследовательская деятельность организуется поиск в какой-то области; формулируются характеристики итогов работ; отрицательный результат есть тоже результат; более сложная организация работы
Стадии проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе Научно-исследовательская деятельность Проектная деятельность Система проектных задач Проектные задачи 10-11 классы 7-9 классы 5-6 классы 5 класс
Проблемы исследовательской работы в школе: Практическое использование полученных результатов. Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело. Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.
Требования к личности педагога, занимающегося НИР Педагог должен сам быть творческой личностью Педагог должен постоянно заниматься самообразованием Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
Адресная направленность опыта Данный опыт может использоваться учителями русского языка и литературы при обучении школьников в любой общеобразовательной школе с детьми разного уровня обучаемости и обученности
Новизна данного опыта модернизация и адаптация научно-исследовательских и проектных форм в организации учебного процесса. При этом ученики занимают активную позицию в образовательном процессе, учатся слушать и уважать других, проявлять самостоятельность, а это способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования
Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
Научно-исследовательская и проектная деятельность
А. Волков как-то сказал: «Обучение в современной школе часто напоминает поездку по скоростной автостраде, где усердный ученик мчится мимо фактов к выводам и дальше без остановки – вперёд, в следующий параграф, к новым выводам, которые порой даже не остаются в его памяти в виде обобщений, законов. … Сделать бы остановку, пройтись неспешно от одного факта к другому! А у некоторых – и постоять бы…Ведь факты приводят ученика к цели – к выводу, который он сделает»
Слайд 2
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способным к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое развитие.
Слайд 3
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
- 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
- 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
- 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
- 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников
2. Учитель объявляет новую тему
3. Учитель объясняет новую тему
4. Учитель организует закрепление знаний учениками.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где не смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Новой школе – новые стандарты, при которых бы изменилась сама организация деятельности учителя и учащихся
Слайд 4
Особенности организации деятельности учителя и учащихся
ФГОС на вопрос: каким образом можно получить новый результат, отвечает: - Нужно организовать деятельность учеников так, чтобы развивать у них способность решать учебные задачи, развивать способность к самоорганизации в решении учебных задач и, как следствие, наблюдается прогресс в личностном развитии. Всё это могут обеспечить современные образовательные технологии
Слайд 5
Основными базовыми технологиями стандартов второго поколения становятся:
- Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
- Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
- Технология, основанная на реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности
- Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Повторюсь, это основные технологии, это, конечно же, не полный их перечень.
Как вы можете видеть, одной из основных технологий является технология проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Слайд 6
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Слайд 7
Организация исследовательской и проектной деятельности школьников для современного учителя – относительно новый вид деятельности, поэтому при построении учебно-исследовательской работы учителю важно учесть следующие моменты:
- тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
- необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы;
- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимопомощи учителя и ученика;
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уж потом науке
Слайд 8
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский:
Дети, по возможности, должны трудиться самостоятельно, а учитель должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал
В этом и заключается основная суть учебно-исследовательской и проектной деятельности. Оба эти вида организации работы имеют как общие, так и специфические черты.
Давайте рассмотрим их
Слайд 9
- практически значимые цели и задачи;
- структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты;
- творческая активность обучающихся;
- целеустремлённость, высокая мотивация;
- средства и результат организации;
- формирование умения сотрудничать в коллективе;
Слайд 10
Различия
Проектная деятельность
- проект направлен на получение конкретного запланированного результата;
- результат должен быть соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в замысле
Учебно-исследовательская деятельность
- организуется поиск в какой-то области;
- формулируются характеристика итогов работ;
- отрицательный результат есть тоже результат;
- более сложная организация работы
Процесс проектной и учебно-исследовательской деятельности на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий
Слайд 11
По слайду
Как вы видите, организация научно-исследовательской учебной деятельности - это трудоёмкий и длительный процесс. Естественно, здесь есть и свои проблемы и трудности.
Слайд 12
- Практическое использование полученных результатов.
- Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело.
- Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.
Так же этот вид работы требует и большей отдачи от учителя и предъявляет особые требования.
Слайд 13
- Педагог должен сам быть творческой личностью
- Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
- Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
- Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
- Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
Но, как бы не было тяжело и трудно, мы должны включать этот вид деятельности в свою работу с детьми. Ведь творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной их главных целей современной школы – воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Мы думаем, что такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в нашей школе.
Ведь именно..
Слайд 14
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования