Открытые мероприятия
Разработки открытых мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_pristavkam_raz_i_ras.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
Тема урока: Правописание приставок раз- и рас-.
Цель урока (базовые знания и умения):
научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас- и выделять приставки в словах.
Помимо базовых, обучающиеся могут овладеть следующими умениями, получат возможность
научиться: самостоятельно подбирать слова с приставками раз- и рас- и правильно использо-
вать их в тексте.
Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение
действий по образцу.
Представление о планируемых результатах:
Личностные результаты учащихся:
Осознавать смысл изучения правописания приставок и успешного их использования в словах,
понимать значимость правильного написания приставок.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставка-
ми раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-; уметь
формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.
Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты: знать, как пишутся приставки раз-, рас-, находить в тексте слова с
приставками раз-, рас-; правильно выделять приставки в словах; уметь работать с Обратным слова-
рём и находить в нём слова с приставками раз-, рас-, уметь работать с Толковым словарём и
находить в нём разъяснение необходимых слов.
Ресурсы:
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс», учебник, ч.2, ч.3. Москва:
Академкнига/ Учебник, 2010.
2. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». - Москва:
Академкнига/Учебник, 2010.
3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт- Петербург – Москва:
«Астрель», 2006.
4. Василенко Т.В. «Толковый словарь для начальных классов». – Москва: «Грамотей», 2005.
Технологическая карта № 1
по русскому языку (программа УМК «Перспективная начальная школа»)
Учебная тема «Как пишутся приставки», 3 класс
Тема урока | Правописание приставок раз- и рас- | |||
Цель темы | Научиться | Получит возможность научиться | ||
правильно писать слова с приставками раз- и рас-. | самостоятельно подбирать слова с приставками раз- и рас- и правильно использовать их в тексте. | |||
Умения | Предметные Знать, как пишутся приставки раз-, рас-. Находить в тексте слова с приставками раз- и рас-. Правильно выделять приставки в словах. Уметь работать с Обратным и Толковым словарями. | Универсальные учебные действия Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: Различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками. Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение. | Личностные Осознавать смысл изу-чения правописания при-ставок и успешного их использования в словах, понимать значимость правильного написания приставок. | |
Межпредметные связи Литературное чтение Окружающий мир | Базовая технология Интеграционная технология развивающего обучения | Ресурсы Учебник «Русский язык» 3 кл, ч. 2, ч. 3, рабочая тетрадь и «Тетрадь для самостоятельной работы» № 2, «Толковый словарь» В.И. Даля и «Толковый словарь для начальных классов» Т.В.Василенко. | Инструментарий оценки «Тетрадь для самостоя-тельной работы»» № 2, с. 11, № 12, с. 13 № 13. На каждом этапе урока даны критерии выполне-ния заданий (в баллах). |
Технологическая карта № 2
по русскому языку (программа УМК «Перспективная начальная школа»)
№ | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат этапа | Критерии выполнения задания (в баллах) |
1 | Организацион-ный момент | Организация направлен-ного внима-ния на нача-ло урока. | Приветствие, доброе пожела-ние, настрой на урок. (слайд № 1) Уточнить, как готовы дети к уроку. - Оцените свою готовность к уроку. | Подтвердить свою готов-ность к уроку, проанализи-ровать, как готовы к уроку. | Личностные результаты: самоопределение к деятельности, спо-собность к само-оценке на основе критерия успеш-ности учебной дея-тельности. | Критерии: не готов к уроку – 0 б., готов к уроку -1 б. (порядок на рабочем месте, настрой на урок). |
2 | Актуализация знаний | Мотивиро-вать уча-щихся на изучение темы. | Учитель сообщает: - На очередное занятие клу-ба «Ключ и Заря» Волшеб-ница пригласила Машу и Мишу, а мы являемся участ-никами заседания клуба «Ключ и Заря». (слайд № 2 ) - А кто такая Волшебница? Как её зовут? - А начала Волшебница заседание клуба чтением отрывка из стихотворения великого русского поэта А.С. Пушкина: (слайд № 3 ) «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух. И опыт – сын ошибок трудных и гений – парадок-сов друг…» - Как вы думаете, почему именно с этих строчек нача-ла Волшебница заседание? Что она хотела тем самым сказать? - Вам сегодня предстоит сде-лать открытия, вы, как учё-ные, которые исследуют и объясняют настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. - Мише показались незнако-мыми такие слова, как гений, парадокс и просвещение. А Маша знает значение этих слов и объяснила Мише, что они обозначают. -Ребята, а вы знаете значение этих слов? Давайте Мише объясним, что обозначают эти слова с помощью Толко-вых словарей В.И. Даля и Т.В. Василенко. (слайд № 4) - Значит, на уроке сегодня мы будем что-то разъяснять, рассказывать, распростра-нять, рассматривать, рассле- довать. - Какая часть слов объеди-няет все эти названные слова? | Учащиеся высказывают свои ответы: - Волшебницу зовут Анишит Йокоповна, так как она лю- бит тишину и покой. Слушая внимательно друг друга, мы узнаем и изучим что-то новое на уроке. Учащиеся высказывают свои ответы: - На уроке мы сделаем какие-то открытия, узнаем что-то новое. Учащиеся находят значе-ния слов из Толковых слова-рей В.И. Даля и Т.В. Васи-ленко. Дают объяснение словам: Гений - человек, обладаю-щий высшей степенью ода-рённости, таланта. Парадокс – мнение, сужде-ние, противоречащее здравому смыслу. Просвещение – распростра-нение знаний, образование. Учащиеся дают свои выска-зывания: - Все слова имеют приставку раз- или рас-. | Предметные результаты: понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толко-вым словарём. Метапредметные результаты: Коммуникатив-ные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слу-шают друг друга; умеют выражать свои мысли в соот-ветствии с задача-ми и условиями коммуникации. | Критерии: Дано правиль-ное значение всех слов - 2 б., допущена неточ-ность в значении 1 слова – 1б., допущена неточ-ность в значении 2 слов - 0 б. |
3 | Постановка учебной задачи | Познако-мить уча-щихся с учебной задачей. | Учитель спрашивает: - Кто-то догадался, о чём сегодня мы будем говорить? - Кто сможет назвать тему заседания? - Правильно, тема заседания: Правописание приставок раз- и рас-. Объяснить задание: - Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на доске). (слайд № 5 ) - Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Праз..ник, а…ея, лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,. р…кета, расстояние, ф..врал., с…рен… . - Что вы заметили при спи-сывании? (Слово расстояние не имеет пропусков букв) - Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили) - Какая часть слова отличает это слово от всех остальных? (Приставка рас-) - А что такое приставка? - Чем отличается пристав- ка от предлога? Выделите в этом слове при-ставку рас-. - Проведём взаимопроверку написания словарной рабо-ты, проверьте работу друг у друга. (слайд № 5 ) После проверки словарной работы сообщить: - Вы будете исследовать и открывать что-то новое. Тема заседания записана на | Высказывают свои ответы: - Мы будем говорить о пра-вописании приставок раз- или рас-. Значит, тема засе-дания: «Правописание приставок раз- и рас-. Проговорить, как поняли задание и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно. Утвердиться в понимании задания (для того, чтобы назвать часть слова, надо вспомнить, какие части слова бывают). Высказывают свои предпо-ложения: - Приставка – часть слова. - Приставка отличается от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно. Взаимопроверка задания в парах. | Метапредметные результаты: Анализируют учеб-ную задачу и принимают её, сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли. Познавательные: различать пристав-ки и предлоги. Коммуникатив-ные: уметь работать в парах; вниматель-но слушать друг друга; уметь выра-жать свои мысли в соответствии с задачами и усло-виями коммуника-ции. | Критерии: написаны все слова правильно – 2 б., допущены 3 ошибки -1 б., 4 ошибки и более - 0 б. |
доске: Правописание приста-вок раз- и рас-. (слайд № 6) И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а в каких словах пишется рас- и почему? Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть приставка рас- (расстояние). Откройте учебники на с.17. Чтение учителем текста интриги между героями о правописании приставок. Чтобы убедиться в высказы-вании Анишит Йокоповны, выполним упражнение 10. (слайд № 7) | Открывают учебники (с.17) и слушают текст интриги. Чтение учащимися упр.10. Коллективное составление плана работы с заданием. Работают по заданию, выпи- сывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика. ( В I столбик учащиеся запи-сывают слова с приставкой раз-: разломать, разбросать, разболтать, размешать. Во II столбик слова с приставкой рас-: растолкать, распускать, расписать, расхватать, раска-тать, распечатать, расшатать, рассчитать, растоптать, рас-слышать). (слайд № 8) | Предметные результаты: уметь работать с Обратным слова-рём и находить в нём слова с дан-ными приставка-ми, обобщают и выстраивают мо-дель алгоритма по написанию приставок раз-, рас- (что я знаю, что не знаю) | ||||
4 | Первичное восприятие и усвоение ново-го теоретичес-кого учебного материала (правил, понятий, алго-ритмов) | Учить детей самостоя-тельно фор-мулировать правило и создавать алгоритм по написанию слов с при-ставками раз-, рас-. | - Продолжаем наше исследо-вание. Выполним упр. 11. (слайд № 9) После написания упражне-ния учитель спрашивает: - Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З) - Подчеркните букву З и ту, с которой начинается корень. Какой звук она обозначает? (Гласный звук). - Сформулируйте самосто-ятельно правило о правопи-сании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Ле-тучей Мыши.(Приставка раз- пишется в словах, корни ко-торых начинаются с глас-ных или звонких согласных. Приставка рас- пишется в словах, корни которых начи-наются с глухих согласных). - А теперь познакомьтесь с текстом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно пи-сать приставки раз- и рас-. (с. 18 в учебнике). | Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 11. Записывают слова, выделяют приставки, подчёркивают буквы и делают вывод о написании приставок, не опираясь на плакат Летучей Мыши. Проговаривают алгоритм: - читаю слово; - определяю, с какого звука начинается корень; - делаю выбор приставки. (слайд № 10) Затем учащиеся самостоя-тельно составляют правило о правописании приставок раз- и рас-, не опираясь на плакат Летучей Мыши. После составления алгорит-ма и правила о правописа-нии приставок раз- и рас-, учащиеся обращаются к пла-кату Летучей Мыши и дела-ют соответствующие выво-ды. (слайд № 11) | Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и ре-зультат выполне-ния задания; срав-нивать свои ответы с ответами одно-классников. Познавательные: уметь осознанно и произвольно стро-ить речевое выска-зывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о пра-вописании приста-вок раз-, рас-; уметь формулиро-вать правило по написанию приста-вок раз-, рас-. Предметные результаты: знать, как пишутся приставки раз-, рас- | Критерии: написаны все слова правильно – 2 б., допущены 3 ошибки-1 б., 4 ошибки и бо-лее - 0 б. |
5 | Динамическая пауза | Дать воз-можность детям от-дохнуть и проверить себя, как усвоили новый ма-териал на уроке. | Учитель делит всех детей на две команды. Дети одной команды слева от учителя, другой – справа. Далее учитель объясняет задание: та команда, которая находится слева от учителя, делает хлопок над головой, когда слышит слово с при-ставкой рас-, а другая коман-да, когда слышит слово с приставкой раз-. (слайд № 12) | Учащиеся встают около своих парт. После распределения на две команды внимательно слу-шают задание учителя и выполняют его. | Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выпол-нения задания; Познавательные: знать, как правиль-но писать слова с приставками раз- и рас-. | Критерии: выигрывает та команда, кото-рая меньше допустит оши-бок. |
6 | Применение теоретических положений в условиях вы-полнения упражнений и решения учебных задач | Обобщить полученные знания уча-щихся при выполнении учебного задания. | Дать задание в «Тетради для самостоятельной работы»,ч.2 № 12, с. 11. (слайд № 13) Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, кото-рые испытывают затрудне-ния в работе. - Проверьте, как вы выпол-нили это задание. | Самостоятельное выполне-ние задания № 12 в «Тетради для самостоятельной рабо-ты», ч. 2, с. 11. Учащиеся читают отрывки из стихотворений, объясняют выбор буквы в приставке. Самоконтроль и самооценка. | Метапредметные результаты: Самоопределяются в УД. | Критерии: все приставки вставлены в сло-ва правильно – 2 б., допущены 3 ошибки - 1 б., 4 и более оши-бок – 0 б. |
7 | Самостоятель-ное, творческое использование сформирован-ных умений и навыков | Учить школьников самооргани-зации при выполнении учебного задания | Дать задание: выпишите в рабочую тетрадь слова с при-ставками раз-, рас- из «Тет-ради для самостоятельной работы», упр. № 12. Выделите приставки. ________________________ Для тех детей, кто выпол-нит раньше всех задание, предложить самостоятель-но подобрать и записать в рабочей тетради ещё 5 слов с изученной орфограммой и выделить в них приставки. С любыми словами составить 2-3 предложения (задание повышенной сложности). | Учащиеся записывают слова в рабочую тетрадь. Самоконтроль и самооценка. ( Рассердился, развяжите, расфуфырили, разболелись, расскажет, разъярённых, разумный, распорядок). (слайд № 14) ________________________ (Расписание, рассада, разго-вор, рассказ, размен) Ученик составил новое рас-писание. Этот рассказ мне очень понравился. | Метапредметные результаты: Самоопределяют-ся в УД. Личностные результаты: осознают смысл изучения правопи-сания приставок и успешного их ис-пользования в сло-вах, понимают зна-чимость правиль-ного написания приставок в словах. | Критерии: все слова записа-ны правильно и выполнено до-полнительное задание - 2+ б., все слова записа-ны правильно- 2 б., 2-3 ошибки, допущенные в словах – 1 б., более 3 ошибок – 0 б. |
8 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ра-нее усвоенных знаний, умений и навыков | Закрепить ранее изу-ченный ма- териал, про-должить формиро-вание уме-ний и навы-ков. | Дать задание: выполнить упр. № 13, на с.13. в «Тет-ради для самостоятельной работы», ч. 2. (слайд № 15) Проверить выборочно вы-полнение задания: (Рассердился - сердится, раз-вяжите - вяжет, детей- дети, коты - кот, хвосты- хвост, разболелись – больно, свои - свой, разъярённых - ярость). | Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 13 на с. 13. в «Тетради для са-мостоятельной работы», ч. 2. Самоконтроль и самооценка. | Метапредметные результаты: Сформированный способ деятельнос-ти. Личностные результаты: самоопределение к деятельности, спо-собность к само-оценке на основе критерия успеш-ности учебной дея-тельности. | Критерии: все слова записа-ны правильно- 2 б., 2-3 ошибки, допущенные в словах – 1 б., более 3 ошибок – 0 б. |
9 10 | Контроль за процессом и результатом учебной дея-тельности Рефлексия деятельности | Проконтро-лировать умения уча-щихся ис-пользовать полученные знания и умения. Сформиро-вать личную ответствен-ность за ре-зультаты своего тру-да. | Учитель задаёт вопросы по упр. 13 из «Тетради для са-мостоятельной работы», ч. 2. - Назовите из всех слов, ко-торые вы выписали, только те слова, в которых есть при-ставка раз- или рас-. (слайд № 16) Учитель сообщает: - Завершается работа клубно-го заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе. Учитель задаёт вопросы по уроку (слайд № 17). - А сейчас дайте оценку за работу на уроке себе и сво-им одноклассникам. | Устные высказывания учащихся: ( Рассердился - рас-, развяжите - раз-, разболелись - раз-, разъярённых – раз-). Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок. | Метапредметные результаты: Сформированный способ деятельнос-ти. Самоопределяют-ся в УД. Личностные результаты: Самооценка лично-го вклада в общий результат деятель-ности. Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать резуль-тат выполнения ра-боты своих одно-классников. | Критерии: все слова назва-ны правильно- 2 б., 1 ошибка – 1 б., более 2 ошибок – 0 б. Критерии: самореализация, самоопределе-ние, рефлексия. |
11 | Домашнее задание | Дать инструктаж выполнения домашнего задания. | Записать домашнее задание на доске. (слайд № 18 ) Упр.12, с. 19 в учебнике. - Прочитайте домашнее зада- ние про себя. - На что особо надо обратить внимание при выполнении этого упражнения? ( Показать образование слов и выделить в словах при- ставки). - На этом работа клубного заседания «Ключ и Заря» завершена. Волшебница благодарит за хорошую работу Машу и Мишу и всех участников клуба «Ключ и Заря».(слайд № 19) | Учащиеся читают задание про себя. Задают вопросы по выпол-нению задания. Понимают, как надо выпол-нить домашнее задание. | Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выпол-нения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Личностные ре-зультаты: осознавать смысл изучения правопи-сания приставок, понимать значи-мость правильного написания приста-вок. | Критерии: самореализация, самоопределе-ние. |