Проект по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей от 3 до 4 лет гр. "Солнышко".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей гр.3-4лет "Солнышко" | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет «Солнышко».
Тема: «Россия – Родина моя»
Паспорт проекта
1. Введение.
2. Актуальность. Проблема проекта. Новизна проекта.
3. Цель и задачи.
4. Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.
5. Работа с родителями.
6. Оценка эффективности работы.
7. Заключение.
8. Литература.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи, начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С. Лихачев.
1. Введение.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это широкий контекст социально-личностного развития.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание должно стать одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением.
Одним из основных средств духовно-нравственного и патриотического развития является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие и приобщить ребёнка к общечеловеческим ценностям.
Многогранное чувство патриотизма возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к своей семье, к окружающему миру.
Если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства – вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.
2. Актуальность проекта.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Проблема проекта.
Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему дому, краю, к Родине.
В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Новизна проекта.
Новизна проекта состоит в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания и объединении различных видов деятельности (познавательной, игровой, краеведческой, творческой, и др.), направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, у детей младшего дошкольного возраста.
3. Цель: - сформировать у детей духовно - нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, сформировать знания о родном поселке, городе, через совместную творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей.
Задачи
Образовательные: 1. Уточнить знания детей о названии родного поселка, знания домашнего адреса. Развивающие: 2. Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному поселку, семье, детскому саду. 3. Развивать речь, воображение.
Воспитательные: 1. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, поселку и чувство гордости за него, желание познакомиться с ним подробнее. 3. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
4. Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.
Участники проекта
- воспитанники группы;
- воспитатели группы;
- родители (законные представители) воспитанников.
Продолжительность реализации проекта: долгосрочный (октябрь – май).
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Содержательные линии проекта:
Образовательная – содержит идеи, характеризующие культурные, исторические, особенности нашей Родины;
Ценностная – предполагает формирование личностного мировоззрения младшего поколения;
Деятельная – способствует становлению патриотических взглядов;
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей детей.
Предполагаемые результаты Итоговым результатом является мониторинг знаний и умений детей:
- повышение знаний у детей о России, как о родной стране; о городе Мегион, поселке Высокий - как о малой родине;
- проявление интереса к социальным явлениям, жизни людей в родной стране;
- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в изодеятельности, в общении со сверстниками и взрослыми;
- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Методы проекта:
- Беседы
- Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов, потешек)
- Игры
-Литературно-развлекательные мероприятия (праздники: «Новый год», «Ах, какая мама!», тематические дни: «Вороний День», «День космонавтики», «Славный праздник - Пасха», «9 Мая – День победы»)
- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями по теме проекта.
- Анкетирование (родители)
Направления проекта:
1.Совместная деятельность воспитателей с детьми.
2.Взаимодействие с родителями (законными представителями).
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
– определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач;
- подбор и разработка необходимых материалов (бесед, игр, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения, составление плана реализации проекта);
- подготовительная работа с родителями воспитанников группы (консультации, анкетирование).
- диагностика детей по теме проекта.
Основной этап:
- чтение произведений художественной литературы, разучивание стихотворений, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций;
- проведение бесед о природе родного края, о семье, о защитниках отечества, о профессиях родителей, сотрудников детского сада;
- игры, конкурсы, изготовление подарков для пап к 23 февраля, подарков для мам к 8 марта; - информационные стенды;
- изготовление совместно с родителями макетов: «Моя Родина –Россия», Рисунки детей и родителей на тему «Сказочные галактики»; Изготовление совместно с родителями: «Модель космического пространства».
Заключительный этап:
- пополнение уголка патриотического воспитания «Наша Родина – Россия»: фигурками народных промыслов, куклами в национальных костюмах, играми, литературой, наглядными пособиями.
- диагностика детей по теме проекта.
Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.
Реализуя проект используем такие формы работы как: игры-беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по опорным картинкам, чтение художественной литературы, театрализованные игры, речевые игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, целевые прогулки, развлечения и др.
Свою работу с детьми начинали с расширения представлений об объектах живой и неживой природы, постепенно переходя от малого к большому: , природа, праздники нашей страны, дом , семья, страна, родной поселок, быт, народные традиции, детский сад, дружба.
Тематический план реализации проекта
09.10.-13.10. 2023г. «Я и солнышко»;
23.10.-27.10. 2023г «Вот березка, вот рябина»;
06.11.-10.11. 2023г «Наши праздники»;
20.11.-24.11. 2023г «Дом, в котором я живу»;
11.12.-15.12. 2023г «Я и моя семья»;
25.12. -29.12.2023г «Родина моя»;
15.01.-19.01.2023г «Лучше нет родного края»;
05.02.-09.02.2023г «Богатыри Руси»;
19.02.-23.02.2023г «Папа может…»;
04.03.-08.03.2023г. Мамочка моя»;
25.03.-29.03.2023г. «Мир, в котором я живу»;
01.04.- 05.04.2023г «Если только захотим, в космос сразу полетим»;
15.04.-19.04.2023г «Народные традиции и промыслы»;
29.04.-03.05.2023г. «Дружба – это чудо».
♦ Тема: «Я и солнышко» - включили разучивание стихотворения «Я и солнышко», пальчиковая игра «Солнышко», рисование солнышка ладошкой, п/и Солнышко и дождик», с/р игры «Семья», «Путешествие»,
♦ Тем: «Вот березка, вот рябина» - д/и «Деревья нашего края», «Что есть у дерева», рисование дерева, с/р игры «Семья», «Путешествие», «1,2,3, к дереву беги».
♦ Тема: «Дом, в котором я живу», «Я и моя семья» - включили беседы, разучивание потешек, чтение стихов, сказок, пальчиковые игры, р/игры «Меня зовут, тебя зовут», рисование, с/р игры, выставка рисунков «Моя семья».
♦ Тема: « Родина моя», «Лучше нет родного края», «Мир, в котором я живу» - входят создание уголка в группе «Моя родина - Россия», создание макета совместно с родителями и воспитателями «Наша родина - Россия», знакомство с государственной символикой нашей родины, государственными праздниками, чтение сказок, стихов, отрывков из стихотворений о природе, Д/и «Собери флаг», «Сложи картинку», «Узнай животных», «Кто как устроен», с/р игры «Семья», «Строители», «Шоферы», «Магазин», «Путешествие».
♦ Тема: «Мамочка моя», «Папа может» - чтение стихотворений, сказок, создание газеты «Мой папа – самый лучший», беседа о папе и маме, д/и «профессии», п/и «Курочка и цыплята», этюд «Маме улыбнемся», с/р игры «Шоферы», «Строители», рисование «Мама солнышко моё».
♦ Тема: «Если только захотим, в космос сразу полетим» - Рассматривали плакаты «Земля из космоса»; Рисунки детей и родителей на тему «Сказочные галактики»; Изготовление совместно с родителями «Модель космического пространства».
♦ Тема: «Наши праздники», «Народные традиции и промыслы» - знакомство с государственной символикой нашей родины, государственными праздниками, беседы «Народный праздник Масленица», знакомство с дымковской игрушкой, разучивание приветствия «Здравствуй друг», выставка работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».
У детей формируется образ - Я, они продолжают знакомиться друг с другом, называют своё имя, учатся здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого). Называют имя и отчество воспитателей. Учатся с помощью взрослого понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Развивается доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, к своему дому. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я. (братья и сестренки, бабушки и дедушки)
Мы, выполняем с детьми пальчиковую гимнастику «Моя дружная семья». Дети учатся называть имена членов своей семьи. Учимся играть в с/р игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения», «Кормление куклы».
Родители с удовольствием оформили свое семейное древо, ладошки «Моя семья».
С родителями мы проводим беседы о том, что в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.
♦ Развитие представлений у детей о положительных сторонах детского сада (нам тепло и уютно, что взрослые любят всех детей).
В детском саду есть добрые, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними. Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.
Также говорим с детьми о улице, на которой он находится и микрорайоне, в котором мы живем. Тем самым создавая элементарные представления о городе.
В детском саду много друзей и игрушек. Мы, учимся играть не ссорясь, делиться игрушками, помогать друг - другу, вместе радоваться успехам.
В нашей группе формируется традиция «У нас сегодня праздник», «День Рождения». Вместе учимся поздравлять именинника с днем Рождения.
Мы знакомились с праздниками: «Новый год»; «23 Февраля»; «Мамин день». Учились петь песни, рассказывать стихи с помощью взрослых, водить хоровод.
Большое внимание уделяется работе с книгой – знакомство с устным народным творчеством: потешки, песенки, сказки, также настольный театр, все это передаёт от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.
Мы, читаем, поем, рассматриваем иллюстрации, учимся с помощью взрослого пересказывать русские народные сказки. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.
♦ Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Поэтому начали знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения проводила непосредственно возле дошкольного учреждения. С детьми рассматривали дома и здания. Обращала внимание на то, что домов много, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Оформили выставку фотографий достопримечательностей родного поселка, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседовали с детьми после праздников, обращали их внимание на красиво украшенный город. И таким образом, дети запоминают название родного города, улицы, где расположен детский сад и дом.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, активное участие принимают родители дошкольников.
В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:
- оформили уголок «Россия – Родина моя»;
- подобрали дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;
- оформили папки для рассматривания: «Русская матрешка», «Мой любимый поселок Высокий», «Ханты-Мансийск и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Фино - угорский мир в куклах и игрунках», «Сказки угорского края».
- оформили сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Моряки», «Шоферы», «Строители» и др.
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о России, о Российской армии и др.
5. Работа с родителями
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей. Так как чем теснее контакты между детским садом и семьей гражданско-патриотическое развитие осуществляется более успешно.
1. Родители приняли активное участие в сборе фотографий для фотовыставки «Достопримечательности родного города, поселка»; в создании творческих работ (рисунки) «Древо моей семьи», «Моя семья»; мини-макетов «Наша родина Россия», «Улицы нашего поселка».
2 Активно участвовали в создании и оформлении огорода на окне по сказке «Колобок»; атрибутов к игре «Сильны и могучи богатыри славной Руси»; участвовали в создании рисунков совместно с детьми на тему «Сказочные галактики»; Изготовили совместно с детьми «Модель космического пространства», макеты пасхальных яичек - «Что за чудо эти яйца».
3. Ознакомились с консультациями для родителей «В семье растёт сын», «В семье растет дочка», «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста»,
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Роль семьи в воспитании патриота и гражданина». Приняли участие в анкетировании - «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка».
4. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам День матери «Мама – солнышко моё», Новый год – «Новогоднее путешествие», 8-марта - «Ах, какая мама»", и др., участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, макетов, рисунков.
6. Оценка эффективности работы.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и тематического планирования на учебный год.
Организована предметно-развивающая среда с учетом данного проекта.
Участие в проекте способствовало расширению кругозора детей и повышению познавательной активности.
Сама деятельность и ее результаты носили эмоционально – положительную окраску.
Окончание реализации проекта:
Возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.
На основании диагностических данных выявилось:
Начало года: высокий уровень - 0 %; средний уровень – 45 %; низкий уровень –55 %. Конец года: высокий уровень - 15 %; средний уровень – 65 %; низкий уровень – 20 %.
Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании гражданско-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Основная часть детей знают свой домашний адрес, название поселка в котором живут, могут отличить свой дом от других по внешнему виду. Дети обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; обладают элементарными представлениями из области живой природы; способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
7. Заключение.
Таким образом, мы еще раз убедились, что ведем работу в правильном направлении. Задача нашей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа. Решая воспитательные задачи, мы стараемся научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, мы уверены, что нам это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.
Использование проектного метода в системе гражданско-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе гражданско- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования гражданско-патриотического воспитания у дошкольников является действенным и эффективным.
В дальнейшем планируем продолжать работу по данной теме. Планируем пополнять предметно-развивающую среду по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Работу в данном направлении мы продолжим. Вместе с детьми и родителями планируем:
Проводить целенаправленную работу через реализацию мини - проектов:
♦ «Мой поселок» - об истории происхождения названий улиц.
♦ «Мы живем в Югре» - жизнь и быт народов ханты и манси.
♦ «Если добрый ты» - создание макета «Добрая яблонька».
Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.
Мы надеемся, что наши дети вырастут продолжителями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.