Проект по гражданско-патриотическому воспитанию.

Ибирова Рупияханум Аминовна

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей от 3 до 4 лет гр. "Солнышко".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по  гражданско-патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет «Солнышко».

Тема: «Россия – Родина моя»

Паспорт проекта

1. Введение.

2. Актуальность. Проблема проекта. Новизна проекта.

3. Цель и задачи.

4. Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.

5. Работа с родителями.

6. Оценка эффективности работы.

7. Заключение.

8. Литература.

                                                                                                                                                                                                     «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи, начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачев.

1. Введение.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это  широкий контекст социально-личностного развития.  

        В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание должно стать одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением.

        Одним из основных средств духовно-нравственного и патриотического развития является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие и приобщить ребёнка к общечеловеческим ценностям.

        Многогранное чувство патриотизма возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к своей семье, к окружающему миру.

        Если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса,  то кому она будет нужна?  Кто будет радоваться ее достижениям, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства – вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.

        Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции,  заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

        В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.

        

2.  Актуальность проекта.

        В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной  из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

         Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

        В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

        

Проблема  проекта. 

        Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему  дому, краю, к Родине.  

        В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

        Не менее важным  условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.                        

                                                                                                                                                                          Новизна проекта.

         Новизна проекта состоит в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания и объединении различных видов деятельности (познавательной, игровой, краеведческой, творческой, и др.), направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, у детей младшего дошкольного возраста.                                                                                                                                                                    

3. Цель: - сформировать у детей духовно - нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, сформировать знания о родном  поселке, городе,  через совместную творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей.

Задачи                                            

Образовательные:                                                                                                                                              1. Уточнить знания детей о названии родного поселка, знания домашнего адреса.     Развивающие:                                                                                                                                                    2. Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному поселку, семье, детскому саду.                                                                                                                                                                              3. Развивать речь, воображение.                                                                                                        

Воспитательные:                                                                                                                                             1. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.                                                                                                            2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, поселку и чувство гордости за него, желание познакомиться с ним подробнее.                                                                                                                        3. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

4. Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.

Участники проекта

- воспитанники группы;

- воспитатели группы;

- родители (законные представители) воспитанников.

Продолжительность реализации проекта:  долгосрочный (октябрь – май).

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Содержательные линии проекта:

Образовательная – содержит идеи, характеризующие культурные, исторические, особенности нашей Родины;

Ценностная – предполагает формирование личностного мировоззрения младшего поколения;

Деятельная – способствует становлению патриотических взглядов;

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей детей.

Предполагаемые   результаты                                                                                                                                            Итоговым результатом является мониторинг знаний и умений  детей:

- повышение знаний у детей о России, как о родной стране;  о городе Мегион,  поселке Высокий  - как о малой родине;

-  проявление интереса к социальным явлениям, жизни людей в родной стране;

- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в изодеятельности, в общении со сверстниками и взрослыми;

- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.  

Методы проекта:

- Беседы

- Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов, потешек)

- Игры

-Литературно-развлекательные мероприятия (праздники: «Новый год»,  «Ах, какая мама!», тематические дни:  «Вороний День», «День космонавтики», «Славный праздник  - Пасха»,  «9 Мая – День победы»)

- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями по теме проекта.

- Анкетирование (родители)                                                                                            

Направления проекта:

1.Совместная деятельность воспитателей с детьми.

2.Взаимодействие с родителями (законными представителями).

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

– определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач;

- подбор и разработка необходимых материалов (бесед, игр, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения, составление плана реализации проекта);

- подготовительная работа с родителями воспитанников группы (консультации, анкетирование).

- диагностика детей по теме проекта.

Основной этап:

- чтение произведений художественной литературы, разучивание стихотворений, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций;

- проведение бесед о природе родного края, о семье, о защитниках отечества, о профессиях родителей, сотрудников детского сада;

- игры, конкурсы, изготовление подарков для пап к 23 февраля, подарков для мам к 8 марта;                              - информационные стенды;

- изготовление совместно с родителями макетов:  «Моя Родина –Россия», Рисунки детей и родителей на тему «Сказочные галактики»; Изготовление совместно с родителями:  «Модель космического пространства».

 

Заключительный этап:

- пополнение уголка патриотического воспитания «Наша Родина – Россия»:  фигурками народных промыслов, куклами в национальных костюмах, играми, литературой, наглядными пособиями.

 - диагностика детей по теме проекта.

Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.

Реализуя проект  используем такие формы работы как: игры-беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по опорным картинкам, чтение художественной литературы, театрализованные игры, речевые игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, целевые прогулки, развлечения и др.

Свою работу с детьми начинали с расширения представлений об объектах живой и неживой природы, постепенно переходя от малого к  большому: , природа, праздники нашей страны,  дом , семья, страна, родной поселок, быт, народные традиции,  детский сад, дружба.  

Тематический план реализации проекта


09.10.-13.10. 2023г.  «Я и солнышко»;
23.10.-27.10. 2023г «Вот березка, вот рябина»;

06.11.-10.11. 2023г  «Наши праздники»;

20.11.-24.11. 2023г «Дом, в котором я живу»;

11.12.-15.12. 2023г «Я и моя семья»;
25.12. -29.12.2023г «Родина моя»;

15.01.-19.01.2023г «Лучше нет родного края»;

05.02.-09.02.2023г  «Богатыри Руси»;

19.02.-23.02.2023г  «Папа может…»;

04.03.-08.03.2023г.  Мамочка моя»;

25.03.-29.03.2023г.  «Мир, в котором я живу»;

01.04.- 05.04.2023г «Если только захотим, в космос сразу полетим»;

15.04.-19.04.2023г  «Народные традиции и промыслы»;

29.04.-03.05.2023г.  «Дружба – это чудо».

♦ Тема:   «Я и солнышко» -  включили разучивание стихотворения «Я и солнышко»,  пальчиковая игра «Солнышко»,  рисование солнышка ладошкой,  п/и Солнышко и дождик», с/р игры «Семья», «Путешествие»,

♦ Тем:    «Вот березка, вот рябина»  - д/и «Деревья нашего края», «Что есть у дерева», рисование дерева, с/р игры «Семья», «Путешествие», «1,2,3, к дереву беги».

♦ Тема:  «Дом, в котором я живу»,  «Я и моя семья» - включили беседы, разучивание потешек, чтение стихов, сказок, пальчиковые игры, р/игры «Меня зовут, тебя зовут», рисование, с/р игры, выставка рисунков «Моя семья».

♦ Тема:  « Родина моя», «Лучше нет родного края», «Мир, в котором я живу» -   входят создание уголка в группе «Моя родина - Россия», создание макета совместно с родителями  и воспитателями «Наша родина - Россия», знакомство с государственной символикой нашей родины, государственными праздниками, чтение сказок, стихов, отрывков из стихотворений о природе, Д/и  «Собери флаг», «Сложи картинку», «Узнай животных», «Кто как устроен», с/р игры «Семья», «Строители», «Шоферы», «Магазин», «Путешествие».

♦ Тема:  «Мамочка моя», «Папа может» - чтение стихотворений, сказок, создание газеты «Мой папа – самый лучший», беседа о папе и маме, д/и «профессии», п/и «Курочка и цыплята», этюд «Маме улыбнемся», с/р игры «Шоферы», «Строители», рисование «Мама солнышко моё».

♦ Тема:  «Если только захотим, в космос сразу полетим» - Рассматривали плакаты «Земля из космоса»;  Рисунки детей и родителей на тему «Сказочные галактики»; Изготовление совместно с родителями «Модель космического пространства».

♦ Тема: «Наши праздники», «Народные традиции и промыслы» - знакомство с государственной символикой нашей родины, государственными праздниками,   беседы «Народный праздник Масленица», знакомство с дымковской игрушкой, разучивание приветствия «Здравствуй друг»,  выставка работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».

        У детей формируется образ - Я,  они продолжают знакомиться друг с другом, называют своё имя, учатся здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого). Называют имя и отчество воспитателей. Учатся с помощью взрослого понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Развивается доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, к своему дому. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я. (братья и сестренки, бабушки и дедушки)

Мы, выполняем с детьми пальчиковую гимнастику «Моя дружная семья». Дети учатся называть имена членов своей семьи. Учимся играть в с/р игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения», «Кормление куклы».

Родители с удовольствием оформили свое семейное древо, ладошки «Моя семья».

С родителями мы проводим беседы о том, что в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.

♦  Развитие представлений у детей о положительных сторонах детского сада (нам тепло и уютно, что взрослые любят всех детей).

В детском саду есть добрые, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними. Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.

Также говорим с детьми о улице, на которой он находится и микрорайоне, в котором мы живем. Тем самым создавая элементарные представления о городе.

В детском саду много друзей и игрушек. Мы, учимся играть не ссорясь, делиться игрушками, помогать друг - другу, вместе радоваться успехам.

В нашей группе формируется традиция «У нас сегодня праздник», «День Рождения». Вместе учимся поздравлять именинника с днем Рождения.

Мы знакомились с праздниками: «Новый год»; «23 Февраля»; «Мамин день». Учились петь песни, рассказывать стихи с помощью взрослых, водить хоровод.

Большое внимание уделяется работе с книгой – знакомство с устным народным творчеством: потешки, песенки, сказки, также настольный театр, все это передаёт от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.

Мы, читаем, поем, рассматриваем иллюстрации, учимся с помощью взрослого пересказывать русские народные сказки. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.

♦   Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Поэтому начали знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения проводила непосредственно возле дошкольного учреждения. С детьми рассматривали дома и здания. Обращала внимание на то, что домов много, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Оформили выставку фотографий   достопримечательностей родного поселка, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседовали  с детьми после праздников, обращали их внимание на красиво украшенный город. И таким образом, дети запоминают название родного города, улицы, где расположен детский сад и дом.

Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, активное участие принимают родители дошкольников.

В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

- оформили уголок «Россия – Родина моя»;

- подобрали  дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;

- оформили папки для рассматривания:  «Русская матрешка», «Мой любимый поселок  Высокий», «Ханты-Мансийск и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Фино - угорский мир в куклах и игрунках», «Сказки угорского края».

- оформили сюжетно-ролевые игры:  «Моя семья»,  «Моряки», «Шоферы», «Строители» и др.

- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания  о России, о Российской армии и др.                                                                                                                            

5. Работа с родителями 

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей. Так как чем теснее контакты между детским садом и семьей гражданско-патриотическое развитие осуществляется более успешно.

1. Родители приняли активное участие в сборе   фотографий для  фотовыставки «Достопримечательности родного города, поселка»; в создании творческих работ (рисунки) «Древо моей семьи», «Моя семья»;  мини-макетов «Наша родина Россия», «Улицы нашего поселка».
2 Активно участвовали  в создании и оформлении  огорода на окне по сказке «Колобок»; атрибутов к игре «Сильны и могучи богатыри славной Руси»;  участвовали в создании рисунков совместно с детьми на тему «Сказочные галактики»; Изготовили совместно с детьми  «Модель космического пространства», макеты пасхальных яичек    - «Что за чудо эти яйца».

3. Ознакомились с  консультациями  для  родителей «В семье растёт сын», «В семье растет дочка»,  «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста»,

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Роль семьи в воспитании патриота и гражданина».  Приняли участие в анкетировании - «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка».

4. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам День матери «Мама – солнышко моё», Новый год – «Новогоднее путешествие»,  8-марта - «Ах, какая мама»", и др., участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, макетов, рисунков.

6. Оценка эффективности работы.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных  особенностей детей и тематического планирования  на учебный год.

 Организована предметно-развивающая  среда с учетом данного проекта.

Участие в проекте способствовало расширению кругозора детей и повышению познавательной активности.

Сама деятельность и ее результаты носили эмоционально – положительную окраску.

Окончание  реализации проекта:

Возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе  у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.                        

На основании диагностических данных выявилось:

Начало года:   высокий  уровень -   0   %;    средний уровень  –    45  %;   низкий уровень –55  %. Конец года: высокий  уровень -    15   %;    средний уровень  –   65   %;   низкий уровень – 20  %.

         Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании  гражданско-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Основная часть детей знают свой домашний адрес, название поселка в котором живут, могут отличить свой дом от других по внешнему виду.  Дети  обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут;  обладают элементарными представлениями из области живой природы;  способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности. 

 7. Заключение.

Таким образом, мы еще раз убедились, что ведем работу в правильном направлении. Задача нашей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа. Решая воспитательные задачи, мы стараемся  научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, мы  уверены, что нам это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

Использование проектного метода в системе гражданско-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе гражданско- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования  гражданско-патриотического воспитания у дошкольников является действенным и эффективным.

В дальнейшем планируем продолжать работу по данной теме. Планируем  пополнять предметно-развивающую среду по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.  Работу в данном направлении  мы  продолжим.  Вместе с детьми и родителями  планируем:

Проводить целенаправленную работу  через реализацию  мини - проектов:

♦ «Мой  поселок» - об истории происхождения названий улиц.

♦ «Мы живем в Югре» - жизнь и быт народов ханты и манси.

♦ «Если добрый ты» - создание макета «Добрая яблонька».

        

Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.

Мы надеемся, что наши дети вырастут  продолжителями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.