РМЦ ГКОУ "Богородская школа 8"

Крайнова Светлана Александровна

Ресурсный методический центр на базе ГКОУ "Богородская школа 8"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема презентации: « Формирование экологической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе изучения предметной области Природа (учебные курсы: природоведение, биология)»

Слайд 2

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно – исследовательские Изучение материалов научно – методической литературы Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. Аринина И.О. Формирование экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе внеурочной работы

Слайд 3

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современных уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, т.к. заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильные и гуманные мировоззрения, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин. Акция « Чистодвор » Проект «Птичья столовая»

Слайд 4

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование мировоззрения оказывают влияние знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая обучающимся на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.

Слайд 5

Цель и задачи педагогической деятельности Цель : Задачи: Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. развивать навыки безопасного поведения в природе развивать потребность в общении с природой формировать положительное отношение к защите и сохранению окружающей природы вовлекать обучающихся в природоохранную деятельность

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности обучающихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком в доступной для детей форме . Экскурсия «Природные изменения весной» Организация акции «Посади дерево» Экскурсия в осенний парк

Слайд 7

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 9

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования Единая система «урок- внеурочная работа» позволяет использовать различные формы работы с детьми : экологические занятия; экологические экскурсии; уроки доброты; экологические конкурсы; трудовой десант; экологические праздники; экологические игры; экологические сказки; инсценировки

Слайд 10

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Анализируя показатели качества знаний обучающихся за межаттестационный период, можно отметить положительную динамику. При этом остается практически стабильным количество обучающихся на «4» и «5».

Слайд 11

Литература Аринина И.О. Формирование экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе внеурочной работы - 53-х Евсевьевских чтений. Редколлегия: Н.В. Рябова [и др.]. 2017. - С. 126-133 . Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии» Прославль «Академия развития» 2000 г Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 159 с Полозенко В.Я. Внеклассная работа по экологическому образованию и воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. под ред. М.В. Сурниной . 2017. - С. 56-58. Скворцова Т.А. Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида // Школьная педагогика. - 2016. - №1(4). - С. 7071. Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. 2010. № 2. С.4 . Лаврененко Л.Я. Развитие экологической воспитанности школьников в условиях учебно-воспитательного комплекса: Автореф . дис . ... канд. пед . наук, 13.00.01 / Л.Я. Лаврененко. - М., 1996. - 16 с .



Предварительный просмотр:

Тема моего доклада «Преемственность в      работе  при переходе из                      начального в среднее звено  в рамках ФГОС».

Я учитель биологии, поэтому данную тему рассмотрю на своем предмете.

Одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является обеспечение преемственности в обучении детей. 

Сл.2.Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между

различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его

нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в

последующие годы образования.

Сл.3. Суть преемственности в обучении

заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения

между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в

последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на

изученное, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

 Сл.4.В условиях обеспечения преемственности начального и основного звена, с учетом требований Федерального компонента образовательной области "Естествознание" разработан курс "Природоведение для 5 -6 классов.» Данный курс содержательно связан с курсом «Мир природы и человека" начальной школы.

Уже здесь обучающиеся получают подготовку, достаточную для изучения биологии как самостоятельного предмета.

 Содержание предмета «Мир природы и человека» носит интегративный характер, объединяя знания о природе, человеке и обществе, представляя младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями.

Сл.5. В процессе изучения «Мир природы и человека» учащиеся осваивают разные методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация, что способствует успешному продолжению учения в основной школе. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности, работы с разными источниками информации у младших школьников формируются не только предметные знания и умения, но и разные виды универсальных, учебных действий, коммуникативных, регулятивных, познавательных.

Сл. 6. Таким образом, основная обучающая цель изучения предмета "Мир природы и человека" -  формирование общеучебных умений и способов деятельности, причём именно тех, которые востребованы в естественнонаучных предметах.

 Сл 7 Планируемые результаты становятся основным ориентиром, определяющим формирование различных способов деятельности в процессе преподавания предмета «Мир природы и человека».

Например, в начале раздела «Человек и природа» стоит планируемый результат, определяющий требования, которые предъявляются к освоению системы опорных знаний по предмету.  Особенности младшего школьного возраста предполагают изучение достаточно обширного фактического материала о различных природных объектах.
Лишь в эти школьные годы у школьников есть возможность узнать, как называются и какими характерными особенностями обладают окружающие их деревья, травы, птицы, звери.

 Но необходимо уделить внимание выполнению требования узнавать изученные объекты в ходе непосредственных наблюдений в окружающей среде. То есть мало выучить, что волчье лыко является ядовитым растением. Это знание будет ценно только в том случае, если ребёнок научится узнавать это растение по внешнему виду. Поэтому и задания, проверяющие данный планируемый результат, должны базироваться на рисунках, фотографиях, гербариях или реальных природных объектах.

Сл.8. Умения описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты  лишь начинают осваиваться в начальной школе и затем найдут своё продолжение при изучении  курса биологии. Углубляются знания о методах биологии; признаках живых организмов, системе, многообразии  живой природы; взаимосвязях организмов и окружающей среды; человеке и его здоровье. Обучающиеся приобретают умения, связанные с проведением простых биологических исследований (наблюдение, проведение опытов, изучение процессов, распознавание, определение принадлежности, анализ и оценка) и формированием информационной культуры (проводить самостоятельный поиск биологической информации)

Сл 9..Например, при изучении раздела «Человек и природа» учащиеся должны научиться проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам безопасного труда при проведении наблюдений и опытов. Здесь же отрабатываются умения работать с информацией: умение поиска информации (работа со справочными изданиями) и работа с дополнительными источниками информации.

Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Мир природы и человека», способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений, что получает естественное продолжение и на уроках природоведения в пятом классе.Сл.10. Например, в начальной школе ребята знакомятся с понятием "Солнечная система", продолжая работу, начатую  в начальной школе пятиклассники оформляют иллюстрации в рабочей тетради по данной теме и отвечают на вопрос: «Возможна ли жизнь на земле без солнечного света и тепла?» или «Почему нет жизни на других планетах?» На основе ответов учащиеся формулируют ценностные суждения.

Очень важно, какой иллюстративный материал используется учителем на уроках, что обогащает процесс образования, создает пространство, побуждающее к творчеству. Необходимо применять разнообразные методические приемы: Сл.11 например, при изучении растений луга игра «Найди лишнее»  или  Сл. 12  при изучении темы «Времена года»  игра «Что изменилось?» позволяет проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве.

Игра "Кто это?"  помогает при изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, которая была начата в начальной школе. Работу в данном направлении необходимо строить по алгоритму:

 Сл.13. 1. Прочитайте текст параграфа.

 2.Ответьте на 2 основных вопроса: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом?

3.Выделите основные мысли текста.

4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.

5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: 1 уровень – знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.); 2 уровень -знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему и т.д.); 3 уровень –умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между..., что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.)

 Сл.14. Оптимальным условием для работы учеников в полную силу является реализация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Для этого на уроках формируются  небольшие группы учащихся, равные по силам, которые выполняют разные задания. Сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, по вариантам и др.) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах.

Сл.15.Важнейшей причиной трудностей, с переходом в среднюю школу,

является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности,

связанная с отсутствием:

1) преемственности форм и методов обучения (темп, уровень изложения предметного материала; недостаток активной учебно-познавательной

самостоятельной работы на учебных занятиях)

2) единого подхода к критериально – оценочной деятельности в начальных и

средних классах

Сл.16. Для успешной адаптации учащихся основной школы к изучению нового предмета - биологии в 5 классе, должна проводиться учителем предметником большая предварительная работа с учителем начальных классов по преемственности.

По договорённости практиковать взаимопосещение уроков, предоставляя, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей конкретного класса.

Задача учителя – обеспечить качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности (начальная школа) к осознанным, волевым интеллектуальным действиям.

17 сл. Благодарю за внимание.



Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках биологии

как способ повышения мотивации

к изучению предмета

       На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью.                                                  Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

    Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

   Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

Применение ИКТ на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета.

Современные электронные образовательные ресурсы .

        Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

                                     

           Классификация электронных образовательных ресурсов может быть проведена по нескольким направлениям:

- по технологии создания

текстографические ресурсы –  отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, также они  имеют существенные отличия в навигации по тексту

мультимедиа ЭОР -  ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания. Принципиальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

по виду содержимого – электронные справочники, викторины, словари,

     учебники, лабораторные работы;

по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, онлайн-ресурсы, ресурсы для электронных досок;

по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

по составляющим – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы

-    по типу применения - для работы как непосредственно на занятиях в классе, так и для самостоятельной работы учащихся.

         

      Формы использования ИКТ.

        При подготовке и проведении уроков биологии  на различных ступенях обучения я использую различные формы  ИКТ, а именно:

Готовые электронные продукты, которые   позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

Мультимедийные презентации , использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся  

         Ресурсы сети Интернет

 Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, личный сайт ) и становится составной частью современного образования.      

Использования Интернет- ресурсов: библиотека, медиатека, возможность к

общению, которые предложены  каждому участнику образовательного процесса, имеющему доступ в ИНТЕРНЕТ.

        Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

        Желательно  использование интерактивной доски так, как есть ряд преимуществ как для учителей так и для учащихся, позволяющих в полной мере изложить и  достаточно хорошо усвоить изучаемый материал..

       Преимущества для учителя:

позволяет учителям объяснять новый материал из центра класса;

поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

       Преимущества для учащихся:

делает занятия интересными и развивает мотивацию;

предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более  ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностя;

учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;

отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

В результате работы можно сделать общие выводы о значимости применения ИКТ на уроках:

  • компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
  • использование ИТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
  • ИТ на уроках дают возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
  • ИТ развивают самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.
  • использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.

   

       Выбранные   приёмы использования ИКТ далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следует, что необходимо продолжать работать в данном направлении, добиваться хороших результатов и повышать качество знаний учащихся. Повышения  мотивации к изучению предмета биологии  можно реализовать продолжая работать над следующими проблемами:

Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе    в условиях модернизации современной школы.

Расширять арсенал  форм, методов, приёмов работы на уроках биологии.

Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии а значит, повышать качество знаний.

 Работать с электронными приложениями учебников.

Работать над   проектами, выполняя их как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

    Применение ИКТ на уроках     позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое Родина? Подготовила Крайнова Светлана Александровна ГКОУ « Богородская школа № 8», 8 класс «Край мой любимый, край мой родной»

Слайд 2

Родина – это… Место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека. Мы родились в России. Это наша Родина. Мы граждане этой страны. Российская Федерация

Слайд 3

Родина – это… Край ,где ты родился и где все кажется особенным, родным. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня, город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

Слайд 4

Богородск Богородск – город в Нижегородской области, центр одноименного района. Расположен в 43 км к юго-западу от Нижнего Новгорода, на реке Рязанка , впадающая в Кудьму (приток Волги). Население 33 756 чел. Известен с XVI века как село Богородичное, Богородицкое или Богородское . Название связано с церковью, освященной в честь одного из праздников, связанных с почитанием Пресвятой Богородицы. 30 июля 1923 года село Богородское получило статус города и, соответственно, стало называться Богородск.

Слайд 5

Крутая гора Согласно архивным документам, фотографиям и воспоминаниям старожилов, украшением города с древних времён была Крутая гора, в некотором смысле ее символ и талисман. Согласно легенде помещик С. В. Шереметьев запретил одной из крепостных выйти замуж за любимого. Она покончила с собой, что вызвало раскаяние Сергея Васильевича. Вблизи усадьбы он решил соорудить в память погибшей пруд в виде Венеры, голову которой символизировала бы гора. Крепостные были насильственно направлены на исполнение замысла барина. Они носили землю шапками на место горы, одновременно углубляя место для пруда. Впоследствии на нём сделали три острова с цветами и кустарниками. По водной глади плавали белые лебеди, а на вершине горы была беседка, откуда открывался обворожительный обзор далей.

Слайд 6

Гончарный промысел Важным промыслом в селе Богородском был гончарный. По легендам, его принесли выходцы из Великого Новгорода. Продукция богородских гончаров славилась по всей Нижегородской губернии. Здешнюю глину прикупали, для улучшения своей, мастера Арзамасского уезда, а кустари из Большого Казаринова, выпускавшие черно-лощенную керамику, приглашали богородчан для обучения по изготовлению политой посуды. До революции в селе насчитывалось более 200 гончаров, среди них были целые династии: Стешовы , Зобнины , Жуковы.

Слайд 7

Кабацкое озеро Чуть правее от центра города расположено еще одно из исторических мест – «Кабацкое озеро». Как показали архивные документы, здесь в старые времена находился Царев кабак. На берегу Кабацкого озера также сохранились дома и постройки XIX века – дом и усадьба А.А. и В.В.Хохловых, усадьба Л.А.Лосева-Рощина .

Слайд 8

Парк имени Ленинского комсомола Наш город в годы Великой отечественной войны находился в тылу и не принимал участия в военных действиях, но вклад наших земляков в победу был немалым. Из Богородского района всего было призвано на фронт через райвоенкомат 19342 человека. Героями Советского союза стали двенадцать наших земляков. В парке имени Ленинского комсомола установлен памятник воинам Великой Отечественной, а на Аллее Славы установлены бюсты героям-богородчанам . Лишь пятеро вернулись с фронта. Каждый из этих героев совершил подвиг при защите нашей Родины от фашистов.

Слайд 9

Мне повезло родиться в этом городе, Жить в этом доме, где сейчас живу. И с искреннею нежностью и гордостью В стихах о Богородске говорю. Смотрю в окошко я и понимаю: Мне улицы своей милее нет. Таким, как есть, я город принимаю И дорог мне его вечерний свет. Желаю Богородску процветанья, Уюта, красоты и доброты. Народа пусть сбываются желанья, Заветные надежды и мечты. Семина Лариса

Слайд 10

Литература: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Село Богородское в XVII веке: документы и исторический очерк сост.: С. М. Ледров , В. Н. Беляева — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2014. 90 с. http://www.biancoloto.com/bogorodsk.html https://bogorodsk.nobl.ru/



Предварительный просмотр:

«Использование активных методов и приёмов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний»

ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. 

 Чтобы каждый учащийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения. При использовании активных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает учеников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в активном обучении меняется взаимодействие учителя и ученика: активность учителя уступает место активности учеников, а задачей учителя становится создание условий для их инициативы.

На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. 

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием, внимательно слушают – думая, наблюдают – думая, читают – думая, выполняют практические задания – думая.

 Итак, активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех учащихся классного коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых.

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

  

Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин - цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя. Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов.

Формы работы, которые используют  для занятий, повышающие уровень активности обучения:

нетрадиционные формы проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

игровые формы;

различные формы работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

дидактические средства (тесты, терминологические кроссворды и др.);

использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные и др.);

использование ИКТ (презентации, тематические фильмы)

 «Построение модели».

Сейчас в нашем распоряжении имеются интересные компьютерные программы, анимационные модели, которые мы можем использовать на уроках. Например: Собери скелет человека.

Игры - это хорошая форма для формирования коммуникативной и кооперативной компетенций. Использование ролевых игр способствует формированию целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Несомненно, игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания, необходимые в дальнейшей жизни.

Например, игры на развитие внимания.

«Выбрать лишнее»

«Четвертый лишний»

«Рассказ небылица»

«Отгадай задуманное»

«Четвертый лишний»- Всем известный прием педагогической техники. Исключить лишнее понятие. Обосновать выбор лишнего понятия, указать признак классификации оставшихся 3-х понятий.

Компьютерные технологии. Компьютерные системы не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

«Лови ошибку»

Задание:

  1. Найди ошибки в тексте.
  2. Исправь ошибку, запиши в тетрадь правильный ответ.

В тексте допущено 5 ошибок.

В общем строении человеческого организма различают части тела, внешние и внутренние органы, области, связанные с положением внутренних органов. Основные части тела человека: голова, шея, уши, туловище, руки и ноги. Каждая из этих частей состоит из более мелких. Между отдельными частями тела существует определенная пропорция. Например, длина носа и длина кисти у многих людей одинаковы, а длина предплечья равна длине стопы.

Тело человека покрывает кожа. Под ней располагаются мышцы и кости. В грудной полости находятся сердце, сосуды и нервы, дыхательные пути и легкие, желудок. В брюшной полости расположен кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, сосуды и нервы, спинной мозг.

В строении организмов человека и млекопитающих животных имеется большое сходство. Это сходство объясняется родственными связями человека с этими животными. Наибольшее сходство у человека с грызунами. Это сходство объясняется его происхождением от общих с грызунами предков.

Примерные ответы:

  1. Основные части тела человека: голова, шея, уши, туловище, руки и ноги.
  2. Например, длина носа и длина кисти у многих людей одинаковы, а длина предплечья равна длине стопы. Длина носа у многих людей равна длине уха.
  3. В грудной полости находятся сердце, сосуды и нервы, дыхательные пути и легкие, желудок.
  4. В брюшной полости расположен желудок кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, сосуды и нервы, спинной мозг.
  5. Наибольшее сходство у человека с грызунами. Это сходство объясняется его происхождением от общих с грызунами предков.

Наибольшее сходство у человека с приматами. Это сходство объясняется его происхождением от общих с приматами предков.


         

 «Чёрный ящик»

Дети должны ознакомиться с содержимым ящика. Там могут быть:

карточки с заданием;

предметы, которые послужат объектом для исследования на уроке;

предметы, помогающие освоить учебный материал;

листок с информацией, которую предстоит обсудить.

Учитель может не просто показать детям содержимое шкатулки, а предложить им самим узнать, что в ней лежит. Для этого они должны:

отгадать загадку;

узнать по описанию;

сделать собственное предположение, исходя из темы урока.

Кластеры.

Овладению материалом способствует также представление информации в виде схем или выделение в ней иерархических связей, главного и второстепенного. Принцип составления таких схем заключается в следующем: целое условно делится на части, имеющие различное строение и значение.

Например:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649620/img1.gif

В прием входят следующие действия:

установление критерия мысленного разделения объекта (анализ);

деление на основные, различные по строению, составу или функции части;

условное обозначение этого деления;

дальнейшее разделение объекта на более мелкие части.

Овладение приемом составления аналитической схемы помогает пониманию отношений между частями, уменьшает количество ошибок при определении соподчинения частей.

Вывод:

В результате использования активных методов в  биологии  повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.  Поэтому выбор  активных методов обучения следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии.

Анализируя результаты эффективности обученности, применяя активные методы обучения на уроках биологии, дают положительные результаты. Все учащиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, что значительно повышает эффективность урока.

        



Предварительный просмотр:

7.06.2024

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-х классов          «Знатоки биологии»

 Цель: стимулировать интерес учащихся к изучению биологии, создать условия для творческого развития личности

   Задачи:

Образовательные: углубить и расширить знания учащихся по биологии.

Развивающие: развивать память, внимание, умение работать в коллективе.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

   Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями, оценочные листы для жюри.

   

Учащиеся заранее делятся на 2 команды

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день! Рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня две команды посоревнуются за звание «Знатоки биологии». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте познакомимся. Представление команд.

Для того чтобы начать наш конкурс необходимо представить жюри (представление жюри)

Звучит стихотворение

Как много в нашем мире красоты,

Которой, часто мы не замечаем.

Все потому, что каждый день встречаем

Её давно знакомые черты.

Мы знаем, что красивы облака,

Река, цветы, лицо любимой мамы,

И Пушкина летящая строка,

И то, что человек красив делами.

Но есть еще и другая красота,

К примеру, красота крота?

Да, да! Или пчелы трудолюбивой.

Или змеи, лягушки и жука.

Или другого странного народа.

Не зря все бесконечные века

Его ваяла мудрая природа

Вглядись в лицо любого существа,

И ты увидишь, как она права.

Разминка:

1 задание

1.Она богаче всех людей,
И все дары найдутся в ней.
Вода, еда, животный мир,
Тепло и свет, и красок пир.

(Природа )

2.Крыльев нет, но я летаю.  

Я незрим, неосязаем.

Но, как только осерчаю,

 Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)
*****
3.Он летит с обрыва вниз,

О камни разбивается.

Громче зверя он ревёт,

 И в пену превращается.(Водопад)

****

4.Друг за другом ходят гномы:  

На одном — кафтан зеленый,

 В белый плащ другой одет,

Третий листья взял в букет,

А четвертый с солнцем дружит,

 Ходит с зонтиком по лужам.

Водят за собой погоду,

Каждый гном тот — … (время года)

******

5.Раскаленный шар из газа,

 В небе он заметен сразу,

Дарит нам тепло и свет,

Без него и жизни нет. (Солнце)


6.По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

7.Самый верхний слой земельный.

 В ней растут трава, деревья,

 Плодородием обладает,

Как ее все называют? (Почва)

8. Красные, черные глазки видны,

Значит, уже подоспели они.

 Спрятались в травке, притихли и ждут,

Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)

2 задание «Что лишнее?»

На экране появляются слайды, на которых изображены по 4 картинки. Необходимо угадать какая из картинок лишняя и объяснить почему. . Если же ответ неверный право ответить предоставляется другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

3 задание. В списке названий животных исчезли слоги, найдите их!

  1. …..гемот 6
  2. Со…ль
  3. …датра
  4. Верб…
  5. …рундук
  6. Нор …
  7. Мура …
  8. .. .. нот

Ответы: 1. Бегемот 2. Соболь 3. Ондатра 4. Верблюд 5. Бурундук 6. Хамелион 7. Норка 8. Косуля 9. Муравей 10. Енот

4 задание .Отгадай животное по описанию

Опасная хищница. Имеет рыжевато - серую окраску с бурыми пятнами. На кончиках ушей кисточки. Мех густой и мягкий. Это самый близкий родственник кошки.

Огромный пушистый зверь, весом около тонны. Живет там, где холодно. Хорошо плавает. Охотится не только в воде, но и со льда. Иногда подолгу  сидит у лунки и поджидая  тюленя.

5 задание

Станция Перевёртыши: переставь буквы, чтобы получилось слово

  1. Набак (кабан)
  2. Демьевд (медведь)
  3. Дырав (выдра)
  4. Ромашка
  5. Стрекоза
  6. Лебедь

6 задание. Угадай, что в шкатулке.

Это фрукт. Оно может быть зеленое, красное, желтое. Имеет округлую форму. Его едят сырым, из него варят варенье, пекут сладкий пирог.

Это овощ из семейства пасленовых. Имеет округлую форму. Красного цвета. Его употребляют в свежем виде, из него делают сок, а также заготовки на зиму.

7. задание

Станция «Угадай-ка»

  1. Коровье собрание (стадо)
  2. Окрылённый почтальон (голубь)
  3. Плавающий фонтан (кит)
  4. Лошадь в тельняшке (зебра)
  5. Лесная гадалка (кукушка)
  6. Будущий лягушонок (головастик)



8 задание  Составить как можно больше слов из слова  Околоцветник

Подведение итогов

Опасная хищница. Имеет рыжевато - серую окраску с бурыми пятнами. На кончиках ушей кисточки. Мех густой и мягкий. Это самый близкий родственник кошки.

Огромный пушистый зверь, весом около тонны. Живет там, где холодно. Хорошо плавает. Охотится не только в воде, но и со льда. Иногда подолгу  сидит у лунки и поджидая  тюленя.

        Всезнайки

       Лидеры

      …..гемот

         …..гемот

         Со.…ль

         Со.…ль

         .…датра

         .…датра

         Верб…

         Верб…

         .…рундук

         .…рундук

         Нор …

         Нор …

         Мура …

         Мура …

         

        ... нот

       

          ... нот

Конкурс

Команда «Всезнайки»

Команда «Лидеры»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.