Разработки уроков

Самохвал Наталия Павловна

Предварительный просмотр:

География.  5 класс

Тема.  Раздел 5 «Литосфера – твердая оболочка Земли».

            Земная кора – верхняя часть литосферы.

Планируемые результаты:

предметные:

– должны знать внутреннее строение Земли, методы его изучения;  

– различия материковой и океанической земной коры;  

– теорию литосферных плит.

метапредметные:

– должны уметь объяснять, что происходит в толщах Земли;

– показывать на карте границы литосферных плит Земли;

– развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.  

личностные:  

– ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважение и принятия;

– осознание географического знания как компонента научной картины мира.

Характеристика деятельности обучающихся:

– выявлять особенности внутренних оболочек Земли;

– устанавливать по карте границы литосферных плит.

Образовательные ресурсы:

- таблица атласа «Внутреннее строение Земли»;

- физическая карта полушарий;

- карта «Строения земной коры».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, работа с картой, составление схемы,  анализа рисунка учебника, изображения сейсмографов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

ЗЕМНАЯ  КОРА

1.Рассказ учителя:

 - Предлагаю совершить необыкновенное путешествие. Совсем не в соседний населенный пункт, даже не в Космос. Нет. Строение нашей планеты – вот то, что больше всего волнует нас сегодня на уроке. А, казалось бы, что может быть трудного в изучении Земли, на которой мы живем, по которой ходим?

Методы изучения внутреннего строения Земли.

          Вы часто в детстве разбирали игрушки, чтобы посмотреть как они внутри устроены? (Иногда разбирали полностью!)

К счастью, мы не можем просто распилить Землю пополам и посмотреть, что внутри. Существует немало способов изучения планеты без подобных радикальных мер. Тут и  математическое моделирование условий, которые предположительно существуют в недрах нашей Земли, и бурение многокилометровых скважин для получения материалов. Однако основным методом на сегодня является изучение сейсмических волн. Как в медицине рентгеновские лучи позволяют увидеть внутренние органы человека, так и при исследовании недр планеты на помощь приходят сейсмические волны. Скорость сейсмических волн зависит от плотности и упругих свойств горных пород, через которые они проходят. Более того, они отражаются от границ между пластами пород разного типа и преломляются на этих границах. Благодаря этому методу ученые смогли определить границы между слоями Земли и составить представление о свойствах каждого слоя.

Изучение происходит при помощи сейсмографов.

(Демонстрация сейсмографов и краткий принцип работы.)

Внутреннее строение Земли.

          По записям колебаний земной поверхности при землетрясениях  (сейсмограммам)  было установлено, что недра Земли состоят из трёх  основных частей: земной коры, мантии, ядра. Человек живет на поверхности Земли. Это лишь часть самой верхней оболочки – земной коры.

(На доске в верхней части справа или слева пишем в течение урока словарь новых терминов и понятий.)

2.Работа с учебником (§20 с.68):

 - Рассмотрите рисунок 42 на стр. 68. Вы наблюдаете различную мощность слоёв Земли.

- Какой слой самый мощный?

- А какой самый тонкий?

3.Рассказ учителя (рассматриваем табл. «Строение земной коры»):

          Часто внутреннее строение Земли сравнивают с яблоком. Кожура – это  земная кора, плоть яблока – мантия, а сердцевина с косточками – ядро Земли.

          А иногда внутреннее строение Земли сравнивают с куриным яйцом. Скорлупа – это земная кора, белок – мантия, желток – ядро Земли.

          Земная кора в масштабах всей Земли представляет тончайшую плёнку. Её называют литосферой. Литосферой называют земную кору и верхнюю твёрдую часть мантии.

          Толщина (мощность) земной коры под океанами и материками неодинакова.

Составление схемы за учителем:

Земная кора

Материковая                                                                                                     Океаническая

-осадочный слой;                                                                                            -осадочный слой;

-гранитный;                                                                                                     -базальтовый.

-базальтовый.                                                                                              (мощность =5-10 км)          

(средняя мощность =35 км)  

   

4.Физкультминутка:                              

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Продолжение рассказа учителя:

            Поверхностный слой земной коры нагревается солнечными лучами. Температура его в течение суток меняется. Но уже на глубине 20-30 км, независимо от времени года, температура круглый год  одинаковая. Глубже температура начинает  повышаться.  Установлено, что на каждые 100 м глубины она увеличивается на 3°С.

ЯДРО

         Ядро Земли состоит из двух частей. Внутреннее ядро твердое, по радиусу оно не превышает 1225 км. Это самая плотная часть Земли, она состоит из металлов, преимущественно железа и никеля. Температура ядра составляет, как считают ученые, 5000 – 6 000°С.  Внешняя часть ядра жидкая.

МАНТИЯ

          За ядром следует мантия, составляющая 67% массы Земли и 83% ее объема. Мантия – толща частично расплавленного вязкого вещества, гораздо более плотного, чем внешняя часть ядра планеты, но все еще не твердого. Она состоит из пород, содержащих магний и железо, температура составляет +2000°С. Так как мантия – самый широкий  из слоев Земли, то физические условия во всей ее толще неодинаковы. Чем глубже к ядру планеты, тем выше давление, и вещества мантии претерпевают значительные изменения. На глубине примерно 660 км эти изменения становятся необратимыми, и там образуется граница, через которую мантийное вещество уже не может проникать.

          Таким образом, мантия разделяется на два слоя – верхний и нижний. Нижний слой простирается до земного ядра, и за всё время жизни нашей планеты он претерпел малозначительные  изменение. Верхний слой непосредственно под земной корой и образует ее. Между мантией и корой проходит четкая граница, определяемая исследованием движения сейсмических волн – граница Мохоровича, названная так по фамилии хорватского геофизика, обнаружившего ее еще в 1909г.

       

  Итак, какое строение имеет наша Земля?

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ядро,

Но не ядро от пушки.

Затем, представьте, мантия

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера, земная кора…

Выбрались мы на поверхность, ура!

Первичное закрепление. Вопросы учителя к классу:
- Всегда ли облик нашей планеты был таким, как сейчас?

- Что вам известно об истории развития Земли в далеком прошлом?

5.Продолжение рассказа учителя:

ДВИЖЕНИЕ  ЛИТОСФЕРНЫХ  ПЛИТ

          Согласно новейшим представлениям земная кора не является монолитным панцирем. Она разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Эти трещины делят литосферу на гигантские блоки – литосферные плиты. Выделяют 8 гигантских плит и десятки плит поменьше. Плиты могут состоять только из материковой или только из океанической земной коры, но в настоящее время преобладают плиты и с материнской, и с океанической земной корой (рис.44 на стр.70).

          Плиты лежат на пластичном, мягком слое мантии, по которому происходит их скольжение. Силы, вызывающие движение плит, возникают при перемещении вещества верхней мантии. Мощные восходящие потоки разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы в океане и на суше. Края разломов раздвигаются и расталкивают плиты. Это происходит очень медленно, на 1 – 10 см в год. Впервые предположения  о движении литосферных плит высказал немецкий ученый А.Вегенер.

6.Работа с учебником (§20 с.70):

 - Рассмотрите рисунок 44 на стр.70.

 - Спишите названия самых крупных литосферных плит.

III. Закрепление изученного.

1)Вопросы по пройденному материалу.

2)Проверка запомнившихся понятий и выражений (проверка словарика на доске).

3)Игра с картой литосферных плит: собрать литосферные плиты с контурами материков.

IV. Домашнее задание.

Прочитать  §20  с.68 – 70.

Ответить на вопросы после параграфа.

Выполнить задания 9 и 10.

V.Дополнительный материал:

1)рассказ об исследованиях внутреннего строения Земли;

2)фрагмент фильма о Тихоокеанском огненном кольце;

3)фрагменты о действующих наземных вулканах.

4)фрагменты из романов Владимира Афанасьевича Обручева «Плутония» (1915г.), «Земля Санникова» (1924г.); Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» (1864г.).

 



Предварительный просмотр:

География.  5 класс

Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Планируемые результаты:

предметные:

- должны знать происхождение магматических, осадочных,

   метаморфических горных пород.  

метапредметные:

- должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные породы, сравнивать;

- приводить примеры горных пород разного происхождения;

- объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами.  

 личностные:  

- проявляют потребность в самовыражении и самореализации.

Характеристика деятельности обучающихся:

- классифицировать горные породы;

- описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;

- сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Образовательные ресурсы:

- образцы горных пород.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, практическая работа.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного материала.

1)Устный опрос по изученной теме:

-Дайте определение понятия «литосфера».

-Что называется внутренними силами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

-Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

 2)Заслушать письмо другу о своем путешествии.

 3)Заинтересовать учеников рассказом о том, что уголь, стержень простого карандаша и алмаз – это «одно и тоже»! (Состоят из углерода – С!)

III.Изучение нового материала.

(В углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ъоду изложения нового материала)

1.Рассказ учителя.

-Где вы встречали горные породы?

Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности. Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)

2.Работа с образцами горных пород.

(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

          Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

          Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

Магматические горные породы

         По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.

          Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору.  Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» - густая мазь).

           Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

          Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими. С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные

Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

         На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит.

        Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.

         Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода  имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы

          В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

          В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием каких процессов  происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток.)

          В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород:

Первая – обломочные – песок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.

Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс. Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

Третья – органические – уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов.  Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

3.Физкультминутка.

«Шуршат на дереве листы»

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

Шуршат осенние кусты,

(Руки опустить, присесть.)

Шуршит камыш,

(Встать, наклониться влево-вправо.)

И дождь шуршит.

(Ходьба на месте.)

А ты садись и не шурши,

(Приседания.)

И всё красиво напиши.

(Сесть за парты.)

4.Рассказ учителя.

Метаморфические горные породы

          Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород.

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, - вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.

Можно составить цепочки превращений:

-песок → песчаник → кварцит → кварц;

-известняк → мрамор;

-гранит →гнейс;

-графит →алмаз.

         Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на поверхности, разрушаются и могут превратиться в осадочные обломочные породы.

          Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

5.Работа с учебником.

-Рассмотрите рис.45 на стр.71.

-Перерисовать рис. 45 в тетрадь (дома) и выучить классификацию.

         

IV.Закрепление изученного.

1)Работа с перфокартами.

2)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

Название

Цвет

Блеск

Твердость

Происхождение

Применение

3)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы.

4)Найдите в списках «лишнюю» горную породу:

а) гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные - метаморфические);

б) уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения, остальные - органического);

в) щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные - осадочные).

V.Домашнее задание.

Прочитать §21 стр.71-73.

Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.

Можно подобрать стихотворения на русском, украинском и крымскотатарском языках и выпустить буклет «Малахитовая шкатулка».

VI.Дополнительный материал.

Предложить сказки Бажова прочитать.

Можно предложит написать сказку о гномах подземелья и минералах.

Можно предложить собрать свой набор «Горные породы и минералы».

Задание 1.

Захар Загадкин послал своему другу Фоме Отгадкину телеграмму. Помогите её разгадать.

          Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН, УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.

Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.

Задание 2.

Разгадайте кроссворд. Если в кроссворд вписываются несколько разных минералов, не беда. Это принесет вам дополнительные очки.

М

И

Н

Е

Р

А

Л

Ответ: малахит, гипс, нефелин, магнетит, графит, кварц, слюда, магнезит, олово.



Предварительный просмотр:

География.  7 класс

Тема 4. «Материки и страны. Африка»

               Африка в мире

Цели урока:

▪сформировать представление об освоении Африки;

▪сформировать представление о месте Африки в мире;

▪сформировать знания о населении материка: его численности, быте, уровне жизни, занятиях и проблемах;

▪выявить особенности размещения населения;

▪познакомить с планом описания населения;

▪продолжить формирование умений работать с тематическими картами атласа и дополнительным материалом.

             

Планируемые результаты:

знать:

- должны иметь представление и основные знания об Африке: её социально-экономического развития, населении и его занятиях;  

- должны знать политическую карту Африки;

уметь:

- должны уметь показывать на политической карте мира её крупнейшие страны;

- находить, использовать и презентовать географическую информацию об Африке;

- продолжать развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.

Оборудование:

- физическая карта Африки (или мира);

- политическая карта Африки (или мира);

- флаги стран Африки;

- карта "Народы и плотность населения мира";

- фотографии и слайды африканских народов и их занятия;

- предметы опережающего задания (финики, кофе, какао, арахис, х/б изделие, апельсин или т.д.).

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, работа с картой, работа с фотографиями и слайдами, анализ рисунков и текста учебника.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.

Беседа по вопросам:

1.В чём особенности географического положения Африки?

   Как оно влияет на природу материка?

2.Установите взаимосвязи между особенностями строения земной коры и

    рельефом Африки.

    Какие тематические карты атласа вы будете использовать?

3.Охарактеризуйте климат материка.

4.Дайте характеристику внутренних вод Африки.

5.Выберите верный ответ.

   «Африка омывается водами океанов: а) Тихого и Индийского;

   б) Индийского и Атлантического; в) Тихого и Атлантического».

6.Выберите верный ответ.

    «Самой многоводной рекой Африки является: а) Нил; б) Замбези;

    в) Конго; г) Нигер».

7.Назовите: самое влажное и самое сухое места Африки.

8.Работа с физической картой Африки.

    Проверить друг у друга знания карты Африки.

III. Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку:

Что до природы мне, до древности,

Когда я полон жгучей ревности.

Ведь ты во всём её убранстве

Увидел Музу Дальних Странствий.

(Н.С.Гумилёв «Отъезжающему»)

1) Что знают об Африке в мире?

Учитель предлагает послушать сообщения об исследователях Африки:

-Давид Ливингстон;   -Генри Мортон Стенли;   -Василий Юнкер;   -Д.Спик;  

 -Дж.Грант;   -Джой Адамсон;   -Роже Эйм;   -Бернгард Гржимек;  

 -Джералд Дарелл  и др.

(Рассказы и презентации учеников)

Учитель предлагает ученикам рассказать, что они знают об Африке.

(На доске висит карта материка.)

 (Ответы ребят.)

Работа с текстом учебника «Что знают об Африке в мире?». 

Учитель обращает внимание ребят на то, что внутренние районы материка Африка  стали известны европейцам лишь с середины XIX века. В то время, как север Африки и её побережье были известны европейцам давно.  

Территории Африки стали колониями некоторых европейских государств

(см. учебник – рис. 72 на стр. 100).

Назовите европейские государства-колонизаторы:

- Англия;   - Бельгия;   - Испания;   - Италия;   - Португалия;    - Франция.

Назовите причину колонизации материка.

(Ответы учеников)

Итак, главная причина – это богатства недр материка (железные, марганцевые, медные, урановые, кобальтовые, алюминиевые руды, золото, платина, алмазы, нефть, природный газ, каменный уголь), в лесах – ценные породы деревьев (сандаловое, красное, эбеновое, жёлтое, мускатное, хлебное, кофейное, какао, масличное дерево каритэ, финиковые пальмы). А из-за жаркого климата и при достаточном количестве воды можно собрать два и более урожаев в году, причём руками африканцев.

Африка обладает богатейшими природными ресурсами, но остаётся беднейшим регионом мира.

2) Кто живёт в Африке?

Рассказ учителя.

Слышали ли вы высказывание «Африка – родина человечества»? Почему так говорят? На это есть серьезные основания. На территории Восточной Африки обнаружены наиболее древние каменные орудия труда, которые были изготовлены приблизительно 2 млн. лет назад. Это первое свидетельство существования самого рода  Homo – человека. С течением времени люди размножились и расселились – сначала на территории континента, а затем и за его пределами. Влияние природной среды и миграционные потоки обусловили формирование различных этнических групп и народов.

          На современное расселение наиболее многочисленных народов Африки существенно повлияло вторжение арабов, завоевавших в VIIв. Египет, Алжир и другие страны. Однако арабы не были первыми азиатами, появившимися на континенте: еще в V тыс. до н.э. в Африке появились семиты. Они оказали большое влияние на человеческую цивилизацию: финикийцы первыми создали азбуку и научились изготавливать стекло.

Работа с картой атласа «Расы».

Вспомните, как называется раса, проживающая на материке Африка? (негроидная или экваториальная)

А кроме негроидной расы кто ещё проживает? (европеоидная, монголоидная)

Работа с текстом учебника «Кто живёт в Африке?». 

Рассказ учителя.

На материке Африка проживало в 1980-х гг. – 469 млн.чел, в 1990-х гг. – 748 млн.чел.

А сейчас проживает более 900 млн.человек разных народов. А народов насчитывается примерно 3 тысячи!

Рассказ учителя.

Население материка размещено неравномерно. В пустынях Сахара, Калахари, Намиб и в бассейне реки Конго плотность населения менее 1 чел./кв.км. (Демонстрация слайдов или фотографий географических объектов: пустынь Сахара, Калахари, Намиб, долины реки Конго). Здесь находятся участки не заселенные вовсе.  Однако на континенте есть территории, где плотность населения очень высока – более 100 чел/кв.км. Причем около 40% населения материка живет на территориях, высота которых над уровнем моря составляет от 500 до 2000 м и выше.

Работа с картой  атласа «Народы и плотность населения мира». 

Какие народы сейчас проживают на материке?

В каких районах Африки наблюдается наибольшая и наименьшая плотность населения? Почему? Что это за районы?

Что вы знаете об этих народах?  

Работа с текстом учебника.

Рассмотрите рис.73 и 74 на стр.101. Вы видите, что и арабы проживают на материке Африка.  

Работа в тетрадях.

Учитель заполняет таблицу «Представители народов Африки» на доске, а ученики – в тетрадях:

Раса

Европеоидная

Экваториальная

Монголоидная

Арабы, берберы, туареги

Нилоты, бушмены, банту, пигмеи, готтентоты

Малагасийцы

Эфиопы – это народ, имеющий черты негроидной и европеоидной рас

(Демонстрация фотографий или слайдов с представителями народов Африки).

Работа с текстом учебника.

Учитель знакомит с планом описания населения материка, приведенном в рубрике «Шаг за шагом» на стр.102.А чем занимаются народы Африки?

3) Чем заняты африканцы?

Работа с текстом учебника «Чем заняты африканцы?». 

Рассказ учителя.

Учитель начинает свой рассказ с того, что большинство всеми любимые лакомства – из Африки: финики, шоколад (какао), апельсины.

Прочтите в учебнике (рис.75 на стр.102) и найдите на политической карте те страны, в которых производят продукцию, используемую во всем мире (товары-символы).

(Работа с политической картой мира или «Политическая карта Африки»):

КОФЕ = Кения,   КАКАО = Кот-д´Ивуар,   АПЕЛЬСИНЫ = Марокко,    

АЛМАЗЫ = Ботсвана,   ХЛОПОК = Египет,   ЗОЛОТО = ЮАР

Опережающее задание:

Можно предложить ученикам устроить выставку африканских товаров «Африканские товары в моем доме». Каждый из учеников должен принести чуть-чуть каждого из африканского товара на урок и рассказать, где он производится (финики, кофе, какао, хлопчатобумажное изделие, апельсин, арахис и т.д.).

Такая экспозиция не только поможет узнать, что любят в доме школьников, но продемонстрирует наличие африканских товаров на российских рынках.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа учителя по вопросам и заданиям:

1.Почему Африку называют прародиной человечества?

2.Назовите характерные черты Африки с точки зрения её места в мире.

3.Как размещено население Африки? Чем оно занято?

4.Назовите исследователей Африки и главные результаты их исследований на материке.

5.Назовите и покажите на карте крупнейшие страны Африки.

V. Домашнее задание.

1.Изучить §26 на стр.100-103.

2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.



Предварительный просмотр:

География.  8 класс

Тема.  Наши реки.

Цели урока:

- познакомить с главными речными системами России;

- определить бассейны крупных рек;

- познакомить с особенностями питания и режимом рек.

Планируемые результаты:

знать:

- реки России, к бассейнам каких океанов они относятся;  

- особенности питания и режима рек России;  

- характеристики реки.

уметь:

- классифицировать реки по питанию и по режиму;

- рассчитывать характеристики реки;

- развивать умение работать со схемами, справочным материалом,

   картами атласа и учебника.  

Оборудование:

- физическая карта России;

- картины, фотографии, слайды, видеоматериалы по теме;

- справочный материал.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, работа с картой и другими изображениями рек, статистическими данными,  анализ  текста и карт учебника.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Наши  моря»:

1.Самое большое и глубокое море у берегов России:

     а) Охотское;   б) Баренцево;   в) Берингово;   г) Японское.

2.Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади море России:

     а) Азовское;     б) Аральское;     в) Белое;     г) Балтийское.

3.Самое чистое море у берегов России:

     а) Чёрное;     б) Берингово;     в) Баренцево;     г) Чукотское.

4.Самое холодное и ледовитое море:

     а) Карское;     б) Баренцево;    в) Берингово;    г) Восточно-Сибирское.

5.Самый большой остров России:

     а) Новая Земля;     б) Сахалин;     г) Врангеля.

6.В 1984 году в соответствии с нормами международного права была установлена экономическая зона шириной:

     а) 200 миль;     б) 20 миль;     в) 2000 миль.

7.Окраиннным морем является:

     а) Балтийское;     б) Белое;    в) Охотское;    г) Чёрное.

8.Из морей Северного Ледовитого океана важное промысловое значение имеет лишь:

     а) Белое;    б) Баренцево;     в) Карское.  

9.В каком море наибольшая высота приливов?

     а) в Баренцевом;     б) в Чёрном;     в) в Охотском;     г) в Белом.  

10.В морях какого океана возникают тайфуны и цунами?

     а) Тихого;     б) Северного Ледовитого;      в) Атлантического.

11.Самое тёплое море России:

     а) Чёрное;      б) Японское;    в) Азовское.

12.На каком море построена  Кислогубская ПЭС?

     а) на Белом;     б) на Баренцевом;    в) на Охотском.

III. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

     Значение воды в природе огромно. Без воды не может быть ничего живого на Земле. В природе существует большой круговорот воды, в котором вода, проникая вовсе земные оболочки, снабжает их микроэлементами и взаимодействует со всеми природными компонентами.

      Воды России – это наше национальное богатство. У нас много рек и морей, озёр и болот. Кроме того, внутренние воды представлены ледниками и подземными водами, водохранилищами. Это – большие запасы пресной воды.

1.Как «измерить» реку?

Работа с текстом учебника «Как «измерить» реку?».

     Для того, чтобы понять, каким «речным богатством» владеет Россия по сравнению с другими странами, достаточно оценить водоносность – количество воды в реке за определенный период времени. Водоносность зависит от увлажнения территории – соотношения количества осадков и испаряемости, а также от площади речного бассейна. «Стекает то, что не успело испариться», - отмечал А.И.Воейков. Основные показатели водоносности – расход воды и годовой сток.

     Возможности хозяйственного  использования рек связаны с их характеристиками: падение, уклон, режим, годовой сток, расход.

Падение реки – превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

[Чтобы вычислить падение реки, надо определить высоту её истока и устья по физической карте. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой её устья. Если река вытекает из озера (Ангара вытекает из озера Байкал), то уровень поверхности воды в Байкале является высотой истока реки. Определяем падение реки Волги, которая начинается с Валдайской возвышенности. Высота истока ≈300м, Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28м. Падение Волги: 300м – (-28м)=328м.]

Уклон реки – величина отношения падения реки к её длине.

По этим показателям можно определить характер реки. Например, уклон Волги – 7 см на 1 км, значит, Волга – равнинная река (небольшой уклон). Горные реки имеют большие уклоны (например, уклон Терека 5 м/км) и обладают колоссальными запасами гидроэнергии.

Большинство рек России – равнинные.  Их русла имеют небольшие падения, малые уклоны (например, уклон Оби 4 см/км).

Расход воды  в реке – это количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени. (Обычно измеряется в кубических метрах в секунду.)

Сток  - расход воды в реке за длительное время.

Годовой сток – объём  воды, который проходит в реке за год.

Работа с рис.54 на стр.108 учебника «Годовой речной сток».

Проанализируйте рисунок и сделайте вывод, какие реки имеют большой годовой сток.

(В России наибольший расход воды (и наибольший годовой сток) у Енисея. Он в среднем за 1 с сбрасывает в Карское море около 17,5 тыс.куб м воды.)

(Равнинный рельеф уменьшает сток, горный – увеличивает.) Вывод запишите в тетрадь.

По величине суммарного годового речного стока (4270 куб.м) Россия занимает второе место в мире после Бразилии.

Твёрдый сток – это переносимый водой материал, состоящий из растворённых в воде химических и биологических веществ.

Наибольший твёрдый сток у горных рек.

(Термины записать в тетрадь и выучить.)

Работа с учебником «Каковы особенности российских рек?»

2.Классификация рек по питанию.

Работа с картой  на рис.55 «Типы питания рек» учебника на стр.109.

Вспомните, что вы знаете об источниках питания рек.

Обратимся к карте на рис.56. Вы видите, что реки России питаются снеговыми, дождевыми, ледниковыми и подземными водами. Особенность в том, что равнинные реки летом питаются в основном дождевыми, зимой – подземными, а весной – талыми снеговыми водами. Горные реки питаются в основном талыми водами ледников и снегов. А в общем-то у всех рек питание смешанное.

Задание: назовите типы питания крупнейших рек России (Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга, Дон).

3.Классификация рек по режиму. 

Работа с картой  на рис.56  «Сроки замерзания рек» учебника на стр.109.

С питанием тесно связан и режим рек.

Вспомните, что такое режим реки?

Режим реки – изменение во времени состояния реки: уровня воды, скорости течения, расхода воды. (Ледостав, паводок, межень).

Вспомните, что вы знаете о режимах рек.

Для России очень важен режим рек – ведь большинство рек зимой замерзает и широко разливается в весеннее половодье (вспомните, чем половодье отличается от паводка?) Это реки преимущественно снегового питания. Летнее половодье характерно для рек, питающихся от таяния горных ледников (главным образом, в Южной Сибири и на северо-востоке страны) или от муссонных дождей (например, Амур). Паводковый режим наблюдается у незамерзающих рек. Такие реки протекают в низкогорьях Кавказа, питание у них в основном дождевое и неравномерное.

4.Классификация рек по принадлежности к бассейнам океанов.

Работа с картой  на рис.57  «Принадлежность рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока» учебника на стр.110.

Работа с физической картой России Приложения на стр. 244-245.

Вы видите, что речная сеть России распределена между тремя океанами и областью внутреннего стока.

Читая текст на стр. 110 учебника (абзацы под №№ 1-4), выделите  особенности речных бассейнов.

5. Самостоятельная работа.

Покажите на картах путь «из варяг в греки», укажите места волоков. Для работы у вас есть описания маршрутов.

  1. От Балтийского моря путь проходил по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; затем волоком до Западной Двины; далее волоком до Днепра и далее выходил в Чёрное море. По морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя. Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань купцы делали остановку для этих целей.
  2. Балтийское море – Финский залив – Нева – Ладожское озеро – река Волхов – озеро Ильмень – реки Мета, Тверца, Волга – Каспийское море. Это был водный маршрут с небольшими сухопутными участками; его называли «путь из варяг в арабы». По такому пути до Греции не доберешься, но он давал выход в южные русские земли, а также в страны Средней Азии и Ирана. Чтобы попасть «в греки», т.е. в бассейн Эгейского моря, варягам приходилось перебираться из Волги в Дон, из Азовского моря в Чёрное и далее по каналам.

IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос.

- Назовите самую длинную реку России. (Обь с Иртышом)

- Назовите самую полноводную реку России. (Енисей)

- Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Волга имеет смешанное питание, а Амур – дождевое питание – муссонными дождями.)

- Чем отличается паводок от половодья? (Паводок – внезапный подъём уровня воды в реке, а половодье – ожидаемый, закономерный, ежегодный подъём уровня воды в реке.)

- Что такое годовой сток? (Годовой сток – это расход воды в реке за год, т.е. вся  вода, протекающая через поперечное сечение русла в устье реки за год.)

- Во сколько раз годовой сток Волги меньше годового стока Енисея? (По табл. 4 на стр.236  определяем годовой сток Енисея – 624 куб.км, Волги – 259 куб.км.  624куб.км : 259куб.км = 2,41 раза.)

V. Домашнее задание.

1.Изучить §27 учебника на стр. 108 – 111.

2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.

3.Заполнить таблицу:

Бассейн Северного Ледовитого океана (2/3 площади страны)

Бассейн Атлантического океана (≈3%)

Бассейн Тихого океана (20% территории страны)

Область внутреннего стока (Каспийское море, <10%)

(Обь, Енисей, Лена)

(Дон, Кубань)

(Амур, Уда)

(Волга, Терек, Урал)



Предварительный просмотр:

География.  9 класс

Тема.  Пространство Поволжья.

Цели урока:

- показать роль Волги в развитии экономики региона;

- изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики Поволжья;

- раскрыть особенности Поволжского социально-экономического района.

Планируемые результаты:

знать:

– какие субъекты РФ входят в состав региона;  

– природные условия и ресурсы Поволжья;  

– особенности географического положения региона.

уметь:

– оценивать влияние природных условий на жизнь и быт населения Поволжья;

– оценивать ЭГП  Поволжья;

– развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.  

Оборудование:

- карты атласа «Поволжье. Физическая карта» и «Поволжье.Экономическая карта»;

- слайды и видеофильм о Поволжском районе;

- карты и таблицы Приложения учебника.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, работа с картой.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме «Северный Кавказ»:

1.Какой регион входит в состав Северо-Кавказского района:

     А) Красноярский край;

     Б) Республика Адыгея;

     В) Республика Карелия.

2.Вид природных ресурсов, значение которого для развития Северного Кавказа незначительно:

     А) рекреационные ресурсы;

     Б) агроклиматические ресурсы;

     В) геотермальная энергия.

3.Самым крупным по численности населения регионом Северного Кавказа является:

     А) Ростовская область;

     Б) Краснодарский край;

     В) Ставропольский край.

4.Среди других экономических районов России население Северного Кавказа выделяется:

     А) максимальной численностью;

     Б) самой высокой долей горожан;

     В) самым сложным национальным составом.

5.Один из важнейших курортных центров  Северного Кавказа:

     А) Новороссийск;

     Б) Пятигорск;

     В) Новочеркасск.

6.Найдите ошибку в перечне отраслей промышленной специализации Северного Кавказа:

     А) чёрная металлургия;

     Б) пищевая промышленность;

     В) машиностроение.

7.Найдите ошибку в перечне отраслей сельскохозяйственной специализации Северного Кавказа:

     А) выращивание пшеницы;

     Б) выращивание картофеля;

     В) выращивание подсолнечника.

8.Определите самый важный транспортный центр Северо-Кавказского района, который часто называют «воротами Кавказа»:

     А) Краснодар;

     Б) Новороссийск;

     В) Ростов-на-Дону.

9.Наиболее острая современная проблема Северо-Кавказского района:

     А) нехватка водных ресурсов;

     Б) истощение минеральных ресурсов;

     В) межнациональные и межрелигиозные противоречия.

10.С какими отраслями в первую очередь связано развитие Северного Кавказа в будущем:

     А) курортное хозяйство и морской транспорт;

     Б) нефтепереработка и нефтехимия;

     В) выращивание картофеля и сахарной свеклы.

III. Изучение нового материала.

1.Что мы знаем о Поволжье.

Вступительное слово учителя.

Давайте выясним, что нам известно на настоящее время о регионе.

Демонстрация видео  о Мамаевом кургане в городе Сталинграде, о заводе ВАЗ в городе Тольятти, об историко-архитектурном комплексе Казанского Кремля.

Теперь вы вспомнили о том, чем знаменит этот регион.

Работа с физическими картами.

Рассмотрев карты, главное что выделяют – это главная артерия, стержень – река Волга.

2.Оцените ЭГП  Поволжья.

(Регион находится между Центральной Россией и Уралом. Регион вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров. Природа и рельеф разнообразны. На юге Волга впадает в крупнейшее озеро – Каспийское море. Волга и Кама с притоками – основа водных и гидроэнергетических ресурсов Поволжья.)

А какие субъекты России входят в состав Поволжья?

(2 республики – Татарстан и Калмыкия, 6 областей: Ульяновская, Самарская, Пензенская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская). Пензенская область – единственная из всех, кто не выходит к берегам Волги.

Оцените ЭГП  Поволжья.

(1.Волга является  главной осью Поволжья.

2.Река является связующим звеном  с районами Европейской части. Субъекты словно «нанизаны» на Волгу как бусины на нить.

3.Район вытянут с севера на юг, а значит климатические условия севера и юга различны.

4.Поволжье расположено между двумя индустриальными центрами России – Центральной  Россией и Уралом.

5.Транспортное положение  благоприятно: судоходная река; проходят транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы; через Волго-Донской канал имеется выход к Азовскому морю.)

Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.

Работа с контурными картами.

Нанесите на контурную карту административные единицы Поволжского района и крупные промышленные центры.

3.Оцените природные условия и ресурсы  Поволжья.

(1.Рельеф – равнинный, благоприятен для сельскохозяйственной деятельности.

2.Климат – умеренно-континентальный, на юге – континентальный; тёплое, на юге – жаркое лето; увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное,  возможны засухи – причины неурожаев.

3.Природные зоны – широтная зональность ярко выражена; район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров (с севера на юг):

- смешанные леса – Татарстан;

- лесостепи – Ульяновская и Самарская области;

- степи – Саратовская и Волгоградская области;

- полупустыни – Астраханская область.

4.В геологическом отношении Поволжье  – это осадочный чехол  древней Русской платформы.)

Рассмотрите  карты в атласе или в учебнике и определите, какими ресурсами богат  регион  Поволжья.

(1.Минеральные ресурсы:

- добыча нефти и газа – Татария, Самарская и Астраханская области;

- поваренная соль озёр Эльтон и Баскунчак;

- строительные материалы.

2.Агроклиматические и земельные ресурсы.

3.Водные ресурсы водохранилищ реки Волги.

4.Рыбные ресурсы – это, прежде всего осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря.)

Занесите данные в таблицу:

Природный ресурс

Отрасль специализации

Промышленные центры

1.Нефть, газ

Топливная, нефтепереработка

2.Поваренная соль

Пищевая

3.Рыбные

Рыбная (пищевая)

4.Агроклиматические, земельные

АПК (сельское хозяйство, пищевая)

А колонку «Промышленные центры» вы заполните на следующем уроке «Поволжье: хозяйство и проблемы».

Вывод: Природные условия и природные ресурсы разнообразны, что позволяет развивать в Поволжье:

  1. АПК (сельское хозяйство, пищевая);
  2. Химическую промышленность;
  3. Нефтепереработку (нефтяную и газовую).

IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос:

- Назовите субъекты РФ, входящие в состав Поволжья.

- Назовите  основные черты ЭГП  Поволжья.

- Оцените природные условия Поволжья для жизни людей и развития экономики района.

- Природные ресурсы Поволжья отличают следующие черты (дополнить): (преобладание нерудных полезных ископаемых, среди которых нефть (истощение запасов) и природный  газ, соль).

V. Домашнее  задание.

1.Изучить §32 учебника на стр. 132-135.

2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа на стр.133.