Воспитатель года-2019
Эссе
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 17.67 КБ |
конспект логопедического занятия | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -
детского сада комбинированного вида «Надежда
детский сад комбинированного вида №523
Эссе на тему:
«Самообразование как профессиональное хобби»
Учитель-логопед: Соловьёва Людмила Анатольевна,
высшая квалификационная категория
Прежде, чем приступить к написанию данного эссе, я долго размышляла: как я понимаю понятие «самообразование»? Что является наиболее значимым в развитии моей профессиональной компоненты? На эти вопросы я и попытаюсь ответить в процессе написания своего сочинения.
Современный мир динамичен, и «сегодняшние» дети отличаются от тех, с которыми я работала в начале своего профессионального пути. Соответственно, возникает необходимость не только подбирать новые методы и приёмы в работе с моими воспитанниками, реализовывать в своей деятельности новые технологии, но и находить с ними общий язык, учитывая интересы и индивидуальные особенности каждого из дошколят. «Обучая, учимся сами», - сказал когда-то Сенека. С тех пор прошло много столетий, но фраза эта актуальна и сейчас, особенно для людей нашей профессии. Педагог, логопед, не может существовать в замкнутом профессиональном пространстве, если он действительно любит своё дело и нацелен на положительный результат. Более того, «смотивировать» и заинтересовать ребёнка сможет только такой специалист, которому интересно работать самому, который постоянно пытается привнести в свою деятельность что-то новое, может быть даже необычное.
Для себя я определила несколько путей, моего профессионального развития. Прежде всего, это посещение курсов повышения квалификации, конференций, чтение специальной литературы – то, что позволяет мне познакомиться с опытом работы коллег, занимающихся научной деятельностью (наша деятельность, безусловно, базируется на теоретических разработках), а также - педагогов, разработавших авторские технологии, программы.
Всегда интересно и полезно пообщаться с коллегами. Я уже давно поняла, что логопеды - люди творческие, и фантазия их не знает границ. Сколько же «интересностей» появилось в моей «педагогической копилке», благодаря такому обмену опытом. Иногда только диву даёшься: ну как ты сама не догадалась из этих же самых предметов сделать подобное пособие? Когда-то один из специалистов познакомил меня с технологией «лэпбук», теперь их изготовление стало одним из моих хобби (и не только профессиональным).
Порой, изучая какую-либо инновационную технологию, ты с удивлением осознаёшь, что «всё новое – это хорошо забытое старое». По крайней мере, к такому выводу я пришла, начав изучать кинезиологию и возможности её применения в детском саду. Подобрав комплекс упражнений для моих воспитанников, я с удивлением узнала, что данная методика, способствующая развитию межполушарного взаимодействия и, следовательно, активизирующая развитие различных центров в коре головного мозга, на протяжении более ста лет разрабатывалась учёными многих стран, и корни её уходят (ни много, ни мало) к древним восточным учениям. Выходит, что педагог может обогатить свою профессиональную деятельность не только за счёт современных инноваций, но и, обратившись к многолетнему, а порой даже многовековому опыту различных культур.
Огромное количество возможностей для саморазвития мы получили благодаря научно-техническому прогрессу. Насколько проще стало получить нужную информацию, уточнить какой-либо термин, подобрать новую интересную игру для воспитанников. С появлением интернета у каждого педагога появилась возможность познакомиться с интересными методическими разработками коллег из других городов (где бы мы это смогли увидеть ещё лет 15-20 назад?), а также распространить свой опыт, что не менее значимо. А мультимедийные презентации… У большинства детей многократно возрастает интерес к материалу, если он используется в таком виде. Стоит ли говорить, что вопрос «учиться или не учиться создавать презентации?» даже не рассматривался. Если это интересно и познавательно для современного ребёнка, значит нужно и педагогу.
Вообще, размышляя о самообразовании, я вспомнила одну китайскую мудрость: «Когда человек готов учиться, мир посылает ему учителя». Никогда не соотносила эту мысль со своей профессией. И вдруг осенило: «А, собственно, почему? Разве наше самообразование ограничивается только тем, что имеет непосредственное отношение к работе?» Приведу вполне конкретный пример: однажды мой сын пришёл из школы и спросил: «Мам, ты знаешь, что такое триггеры?» Моё профессиональное самообразование на тот момент ещё не достигло уровня триггеров, и сын-подросток любезно меня с ними познакомил. Когда я поняла, что это такое, передо мной открылись новые горизонты. Я стала с удовольствием делать презентации с анимационными эффектами, а мои воспитанники с таким же удовольствием теперь играют в речевые компьютерные игры, в которых предметы двигаются, исчезают, уменьшаются или увеличиваются.
Таким образом, я пришла к следующим выводам. Самообразование - это неотъемлемая часть моей профессии. И выделить один, наиболее значимый для профессионального роста источник получения знаний или умений невозможно.
Когда у педагога есть интерес, желание заниматься любимым делом, это мотивирует его искать новые, эффективные методы, приёмы, технологии, внедрять их в свою деятельность, то есть профессионально самосовершенствоваться.
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -
детского сада комбинированного вида «Надежда
детский сад комбинированного вида №523
Методическая находка
(конспект логопедического занятия)
Учитель-логопед: Соловьёва Людмила Анатольевна,
высшая квалификационная категория
Тема: «Автоматизация звука Р»
(из цикла занятий «Путешествуем вместе с Брумбиком»)
Возрастная группа: старшая группа, возрастная категория детей 5-6 лет.
Форма организации: подгрупповая.
Учебно-методический комплект: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР.
Время проведения: 25 минут.
Виды детской деятельности: речевая, познавательная, двигательная.
Цель: закреплять артикуляционно-акустический образ звука «Р».
Задачи
образовательные:
- уточнить правильную артикуляцию звука «Р»,
- закреплять правильное произношение звука «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях,
- совершенствовать навык употреблять слова в правильной грамматической форме,
- расширять представление об однокоренных словах,
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе,
- уточнить представление о графическом образе звука «Р» (о букве «Р»);
развивающие:
- развивать мимическую мускулатуру детей,
- развивать артикуляционную моторику с использованием технологии «Биоэнергопластика»;
- развивать мелкую моторику через игры с песком и кинезиологические упражнения,
- развивать координацию движений,
- развивать фонематический слух,
- развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза,
- развивать зрительное восприятие, мышление,
воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость,
- воспитывать стремление научиться правильно говорить.
Оборудование: зеркала, пескограф, кукла Брумбик, мозаика, конверт, картинка с изображением Звукоежки, картинки с изображением корабля, самолёта, машины, карточки с буквами «Ы», «Р», карточки с изображением ракеты, барабана, арбуза, картофеля, картинка – иллюстрация к стихотворению о букве «Р», фишки красного, синего, зелёного цвета.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня в гости к нам пришёл Брумбик. Он получил письмо от одного из своих друзей-звуков. А что это за звук, мы сейчас определим. Что изображено на конверте? (радуга)
- Какой 1-ый звук мы слышим в слове «радуга»? (звук Р)
- Правильно. Дело в том, что Звукоежка отобрал у звука «Р» песенку. И он просит Брумбика и нас с вами помочь ему. Давайте отправимся в город звуков и поможем звуку Р. Вы согласны?
-Каким образом мы произносим звук Р? (губы открыты, зубы приоткрыты, кончик языка поднимается к альвеолам и вибрирует, голосовые связки «дружат» - сомкнуты, вибрируют).
2. Мимическая гимнастика.
- Нам нужно сначала подготовиться к путешествию. Давайте изобразим эмоции Брумбика:
- он получил грустное письмо от друга и расстроился:
- затем Брумбик узнал о том, что Звукоежка снова обижает звуки и рассердился:
- а потом мы с вами согласились помочь звуку Р, и Брумбик обрадовался (дети изображают при помощи мимики соответствующее эмоциональное состояние).
3. Биоэнергопластика (сочетание артикуляционных упражнений с движениями рук)
Выполняем упражнения «Брумбик чистит зубы», «Брумбик пьет чай (упражнение «чашечка») и ест печенье в виде грибочков (упражнение «грибок»)», здоровается с соседкой-лошадкой (упражнение «лошадка»).
4. Развитие мелкой моторики, кинезиологические упражнения.
- На каком виде транспорта мы отправимся в путешествие? Нужно выбрать тот предмет, в названии которого есть звук Р (предлагаются варианты: самолёт, корабль, машина)
- Мы отправимся в Город Звуков на корабле. Наш корабль поплывёт по волнам. Сейчас мы эти волны изобразим. (на пескографе по образцу дети «рисуют» волны).
- Кто управляет кораблём? (капитан)
- Изобразим капитана: одной рукой он держит штурвал, а второй – прикрывает глаза от солнца (кинезиологическое упражнение «Капитан»)
- Как работает двигатель корабля? (тр-тр-тр)
5. Произношение изолированного звука
- Вот мы и в Городе Звуков. Нам нужно вернуть звуку Р его песенку. Для этого нужно вести указательным пальцем по дорожке в песке и произносить звук «Р», пока дорожка не закончится. Когда ваш палец движется по широкой дороге, звук произносится громко, когда дорога сужается-звук становится тише.
6. Автоматизация звука в слогах.
Молодцы, вы вернули песенку звуку. Брумбик просит, чтобы вы прогнали Звукоежку из Города Звуков, чтобы он больше не обижал никого. Для этого вам нужно повторить волшебные слова: ра-ру-ры, ро-рэ-ра, ры-рэ-ру, ры-ра-ра (дети повторяют «слоговые дорожки»)
7. Развитие фонематического слуха.
Звукоежка успел полакомиться звуком «Р», и некоторые слова остались без этого звука. Помогите, пожалуйста, словам стать такими, какими они были раньше.
…акушка (ракушка), помидо… (помидор), к…окодил (крокодил), во…она (ворона), …акета (ракета)
8. Автоматизация звука в предложении. Построение правильной конструкции предложения.
–Ребята, Брумбик придумал несколько предложений для нас с вами. Послушайте и скажите, всё ли правильно в предложениях.
Рома из морса пьёт кружку. (Рома пьёт морс из кружки).
Грушу делают из грушевого сока. (Грушевый сок делают из груши).
Моржи живут в жарких странах, а крокодилы живут в странах Севера. (Моржи живут в странах Севера, а крокодилы живут в жарких странах).
Из салата можно приготовить помидоры и огурцы. (Из огурцов и помидоров можно приготовить салат).
Динамическая пауза (логоритмическая игра «Корабль)
Наш корабль в Город Звуков (ритмичные движения рук вперёд, вверх, в стороны, вниз)
Мчался быстро по волнам. (наклоны в сочетании с волнообразными движениями рук внизу)
Море слева, море справа, (движения соответствующей руки в сторону)
За штурвалом – капитан. (имитируем управление штурвалом)
9. Развитие звукового анализа и синтеза.
-Брумбик хочет поиграть с вами. Он зашифровал какое-то слово. Чтобы его расшифровать, нужно из названия каждого предмета взять первый звук, а затем по порядку сложить эти звуки в одно слово. Но вместо одной из картинок – буква Ы. Как вы думаете, почему Брумбик вместо слова, начинающегося на звук «Ы» дал вам сразу букву? (на звук «Ы» нет слов)
(Детям предлагаются следующие картинки: ракета, буква «Ы», барабан, арбуз, картофель. По первым звукам дети «расшифровывают» слово «рыбак»)
- А сейчас мы выложим звуковую схему этого слова (дети, используя красные, синие, зелёные фишки, выкладывают схему слова)
- Сколько в слове гласных звуков? (два) Значит сколько должно быть слогов? (два)
- Разделим слово на слоги (делим с хлопками слово «рыбак» на слоги)
Повторяем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
10. Подбор однокоренных слов.
- Ребята, а кто такой рыбак? (человек, который ловит рыбу).
- Вспомните, пожалуйста, какие ещё слова «живут» в семье слова «рыбак»? В каких словах ещё есть такая часть – «рыб»? (рыба, рыбка, рыбёшка, рыболов, рыбный, рыбина)
- Про какие предметы мы можем сказать «рыбья»? (голова, чешуя) «рыбий»? (плавник, глаз), «рыбьи»? (плавники, икринки)
11. Связь звука с буквой
– Брумбик принёс нам карточку с буквой «Р». Посмотрите внимательно, на что похожа буква «Р» по-вашему? (ответы детей)
- А ещё буква «Р» похожа на парус.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
В. Степанов
(Дети рассматривают иллюстрацию к данному стихотворению).
12. Подведение итогов
-Вы сегодня были молодцы. Помогли Брумбику и его другу-звуку «Р» найти песенку. Давайте ещё раз повторим, как правильно произносить звук «Р»?