Методическая копилка

Татьяна Викторовна Сорокина
Урок изобразительного искусства " Синие цветы гжели" /Учитель изобразительного искусства Сорокина Т.В./

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Название программы: «Изобразительное искусство и художественный труд  1-9   классы» под руководством Б.М. Неменского

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема четверти: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

Тема: СИНИЕ ЦВЕТЫ ГЖЕЛИ

Класс: 5В

Дата: 06.12.2010

Тип урока: тематическое рисование

Цели:

  1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.
  2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.
  3. Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).

Оборудование и материалы:

  1. Иллюстрации с ее изображением  гжельской керамики.
  2. Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров.
  3. Презентация «Синие цветы Гжели»

План урока:

1. Организационный момент                                                   1 мин             2. Сообщение темы урока                                                           2мин                3. Изучение нового материала                                                 14мин                - Беседа об истории развития Гжельской керамики,                                                                   о слиянии промысла с художественной промышленностью.                                                     - Знакомство с особенностью гжельской росписи.                                                                             4. Физкульт минутка                                                                  2мин

5.Практическая работа                                                           23 мин             6. Итог урока                                                                             3мин  7.Рефлексия                                                                                1мин

 

Ход урока

 I. Организационный момент.

- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

- Почему вы так решили? Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о росписи.

П. Сообщение темы урока.

Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Тема нашего урока звучит так: «Синие цветы Гжели»( 1слайд)

III. Изучение нового материала.

1.Беседа об истории развития Гжельской керамики,   о слиянии промысла с художественной промышленностью

Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы... Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.  

А у нас на Руси развитие глиняной посуды начиналось так!

Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь

Известно всем в народе

Ее названье Гжель.

Город Гжель расположен недалеко от Москвы.
Пришло это название из седой старины от слова «жечь , обжигать».
(Слайд 3)

Не потерялось народное искусство во глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее.

     Велика Россия наша,

    И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

В  1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика  по  производству  майоликовой посуды.

Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок  наносится  на сырое изделие, т.е. до обжига. (Слайд 4)

Мы  -- на фабрике. Формочный цех. (Слайд 5)

Здесь  фарфоровую массу (шликер)  заливают в гипсовые формы.(Слайд 6)

Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.(Слайд 7)

Цех оправки

Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой. (Слайд8)

Цех художественной росписи. (Слайд 9)

 Цех художественной росписи

Рабочее место мастера. . (Слайд 10)

Каждое изделие мастер расписывает вручную.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила

Кисть мастера на чашку легко перенесла. (Слайд 11)

Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии. (Слайд12)

Завершается процесс изготовления гжельской майолики обжигом. T= 1350  С. (Слайд 13)

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. 

Белый чайничек из Гжели вам запомнится навек.

Неужели – неужели это сделал человек?! (Слайд 14)

Вазы (Слайд 15)

Кувшины

На белом фарфоре ,

Как на заснеженном поле,

Из под белого снежочка растут синие цветочки. (Слайд 16)

Кумганы похожи  на птицу с округлым плоским туловам на лапках-подставках с выгнутой шеей-носиком.

Квасники . Таких нигде больше не делали. В их круглом тулове  - круглое отверстие – для льда. (Слайд 17)

Маслёнки

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

Синими листочками,

Нежными виточками. (Слайд 18)

Супницы и салатницы (Слайд 19)

Набор для  специй (Слайд 20)

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая. (Слайд 21)

Её трава шелковая,

Её цветы весенние

И мастерство волшебное

Достойно восхищения. (Слайд 22)

Настольные лампы,

подсвечники, часы(Слайд 23)

Животные и птицы

Невиданной красы. (Слайд 24)

2.Знакомство с особенностью гжельской росписи.

И так хороши  изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

Гжельский узор – растительный. В авторских работах видим картины нашей Родины, сказочные сюжеты. (Слайд 25)

Линии и точки.

Бордюры (Слайд 26)

Капельки

Этот мазок  лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки.  Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю. (Слайд 27)

Самый излюбленный узор - гжельская роза- Агашка . Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.

Синяя роза – один из главных мотивов росписи. (Слайд 28)

Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.

А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

 I V. Физкульт минутка                                                                  

 V.Практическая работа.

Задание. Обвести шаблон гжельской керамики. И выполните необходимые узоры для нее.

Памятка

  • о соотношении частей и целого
  • о форме предмета и элементах узора
  • о симметрии
  • об  асимметричном   равновесии(Слайд 29)

Образец  для самостоятельной работы(Слайд 30)

V I.Подведение итогов.

-А теперь в заключение нашей  беседы разгадаем кроссворд внимание на экран.

  • 1.  Название промысла; (Гжель)
  • 2. Любимый цвет гжельских мастеров; (синий)
  • 3.  Элемент росписи; (листок)
  • 4.  Инструмент художника; (кисть)
  • 5.Прием работы кистью; (мазок)
  • 6.  Глиняная посуда, обожженная в печи. (Майолика)              (Слайд 31)

    -Выставление отценок за урок

-Выставка лучших работ «Кобальтовый цветок».На доске прикрепляются работы учащихся

V II. Рефлексия.

Домашнее задание: найти иллюстрации с изображением гжельской росписи.