Технология решения проектных задач на уроках французского языка.
Технология решения проектных задач на уроках французского языка.
Последние несколько лет на уроках я использую технологию решения проектных задач.
Подобные уроки очень нравятся учащимся, они похожи на квест, который нужно пройти и создать свой собственный продукт. Работа происходит в группах, роли распределяются между участниками. Урок состоит из нескольких этапов, которые надо пройти, используя те материалы, которые предлагаются, и решить поставленные задачи. В конце урока команды представляют созданные ими продукты.
Немного теории.
Проектная задача - это проблемная ситуация, приближенная к реальной жизни, для решения которой необходимо выполнить ряд заданий, и в итоге создать определенный продукт.
Подобный вид работы проводится чаще на этапе обобщения предметного материала (последние уроки в четверти, году) или на внеурочной деятельности. Однако, проектная задача может быть также стартовой и текущей. Она может быть как монопредметной, так и межпредметной.
Для того, чтобы провести подобный урок учителю требуется:
- Сформулировать проблему, максимально приближенную к реальной жизненной ситуации
- Составить инструкцию – ряд заданий, связанных общим сюжетом, при выполнении которых, учащиеся получают продукт. (текст, схема, макет, таблица, график и тд.)
- Продумать форму представления продукта
- Продумать форму рефлексии
Двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно.
Важно придумать сюжет, который заинтересует учащихся, и им будет важно выполнить все задания, чтобы в итоге получить результат. Нужно сделать так, чтобы ребенок почувствовал, что он сейчас не на уроке, где он отвечает и получает оценки, а в ситуации, где ему необходимо применить все то, что он знает, чтобы добиться результата. Иногда эти знания придется получить самостоятельно, а потом уже применить. И должен быть результат, так называемый продукт, но не в виде привычной оценки, это должно быть что-то другое, значимое для ребенка.
Заключительное задание должно быть составлено так, чтобы объединить все предыдущие в общее целое. Все выполненные учащимися задания в итоге сформируют готовый продукт.
На уроке по решению проектной задачи учащимся необходимо:
- Ознакомиться с условием задачи.
- Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).
- Выполнить задания, сформулированные в инструкции.
- Подготовиться к презентации решения проектной задачи.
Между членами группы распределяются их роли. Каждый выбирает карточку с тем видом деятельности, который ему ближе. Эти роли могут быть совершенно разными. Мы используем такие роли как:
- Хранитель времени (тот, кто следит за временем, организует работу, чтобы все успеть)
- Секретарь (оформляет продукт, над которым работаем, клеит, режет, раскрашивает, пишет.)
- Хранитель задачи (объясняет задания команде, организует работу группы)
- Курьер (берет следующие задания для своей группы)
- Хранитель материала (отвечает за аккуратность выполнения продукта)
- Хранитель гармонии (следит, чтобы каждый мог высказать свое мнение, в случае конфликтов в команде пытается найти компромисс)
Роли могут быть совершенно разными, на усмотрение учителя. Вот карточки с ролями, которые используем мы.
Уроки по решению проектных задач по своей организации отличаются от стандартных уроков, но имеют ряд преимуществ. Подобные уроки
- развивают умение учащихся применять свои знания, приобретенные ранее или полученные на данном уроке, в практической деятельности;
- развивают творческие способности и самостоятельность;
- ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся;
- развивают умение анализировать информацию;
- повышают интерес учащихся к предмету и мотивацию к обучению;
- позволяют учащимся получать знания через свою деятельность.
Учебным pезультатом решения проектных задач является способность создавать и представлять свой продукт. Учащийся погружается в предложенную ему ситуацию, и, применяя все то, что он знает, находит решение поставленных перед ним задач. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Уроки по решению проектных задач всегда интересны учащимся, возможность совместного творчества и сотрудничества делает процесс более увлекательным и более эффективным.
Главным результатом является то, что метапредметность подобных уроков и их максимальная приближенность к ситуации повседневной жизни способствуют развитию функциональной грамотности учащихся. Решение проектных задач выходит за рамки школьного предмета, французский язык в этом случае является средством выражения приобретенных знаний и умений для решения задач из различных сфер жизни.
Привожу несколько фотографий с созданных учащимися меню с уроков по решению проектных задач. Каждая команда, пройдя определенные этапы, найдя нужную информацию и решив загадки, оформила меню своего ресторана, со своим типом кухни, названием, адресом и тд. Эти меню мы теперь используем на уроках для диалогов по теме «Ресторан».