Нормативно-правовая база

Рабочие программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комаровская школа»

Богородского муниципального района Нижегородской области

УТВЕРЖДЕНО

 приказом директора

МБОУ «Комаровская школа»

от 28.08.2015 года  № 177

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Уровень образования основное общее образование 7 класс

Составитель   Глумова Наталья Александровна, Сафронова Оксана Николаевна,  Бурлакова Наталья Владимировна

Автор УМК: Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.

5-9 классы. М.: Просвещение, 2011г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 7  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном  в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 23290, допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

      Данная рабочая программа по русскому языку для 7  класса рассчитана на 136 часов (4  часа в неделю) и создана на основе обязательного минимума содержания образования , примерной программы по русскому языку  для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский), а также федерального перечня учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном  в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г.№ 23290

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:

  • культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
  • социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
  • информационно-методологическую (человек-информация).

Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,

   синтаксический, лингвистический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,

   составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада,

   написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений)

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим

   его использованием по заданию учителя;

- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового

  оформления, уместности, эффективности достижения поставленных

  коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности

  их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,

  морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический,

  речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:

  просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,

  ознакомительно-реферативное и другие;

- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание

  на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их

   связей);

- информационная переработка устного и письменного текста:

- составление плана текста;

 - пересказ текста по плану;

 - пересказ текста с использованием цитат;

 - переложение текста;

 - продолжение текста;

 - составление тезисов;

 -  редактирование;

 - участие в диалогах различных видов;

- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 - составление опорных схем и таблиц;

- ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;

- конспектирование.

- реферирование;

- докладирование;

- рецензирование;

- аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,

   социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических,

   лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,

   применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом

  орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного

  языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,

  справочной литературой, средствами массовой информации  (в том числе

  представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и

  программы,  ресурсы Интернета.

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Практи-ческие работы

Контрольные работы

Развитие речи

Другие

всего часов

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

1

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах

10

1

2

+

13

3.

Морфология. Орфография. Культура речи

3.1.

Причастие

22

2

5

тест

29

3.2.

Деепричастие

8

1

1

тест

10

3.3.

Наречие

24

1

3

сл.диктант

28

3.4.

Категория состояния

4

1

5

3.5.

Служебные части речи. Предлог

10

1

1

Тест, зачет

12

3.6.

Союз

12

1

1

сл.диктант

14

3.7.

Частица

16

1

1

сл.диктант

18

3.8.

Междометие

2

2

4.

Повторение и систематизация пройденного в 7  классе

3

1

4

ИТОГО

112

9

15

136

Требования к уровню образованности семиклассников

В результате изучения русского языка в 7  классе ученик должен

знать/понимать

  • основные нормы русского литературного языка;
  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения  в разных сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  •  анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения  (ознакомительно-

   изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

   свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические

  нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике орфографические и пунктуационные нормы современного русского

   литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе

   при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную,

   дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога    (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

   приобщения  к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

  самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

   развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
  • совершенствования коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных

   ситуациях общения; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному

         и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 7  класса

  1.  Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7  классе языковых явлений,

 речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  1. К концу 7  класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:  

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.  Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.  Правильно писать изученные в 7  классе слова с непроверяемыми орфограммами.

       По пунктуации.  Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи.  Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда.  Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы  

Учебно-методический комплект.

Учебная программа

Учебник

Инструмент по отслеживанию результатов

Методическое пособие для учителей

Рабочая програм ма по русскому языку,  составлен ная на основе примерной программы  5-9 кл. / Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженс кая, Н.М. Шанский.//. – М.: Просвеще ние, 2011 г.

 Русский язык. Учебник для 7 класса. Общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.. – М.:Просвещение, 2009 г.

С.С.Петровская. Диктанты по русскому языку 7 класс. – М.:Дрофа, 2007.

 Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. – М.: Просвещение, 2007.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. –

 М.:Просвещение, 2006.

На преподавание курса выделено 136 часов (из расчета 4 часов в неделю).

1 четверть (9 недель) - _3 6  часа

2 четверть (7 недель) – 28  часов

3 четверть (10 недель) - _40 часов

4 четверть (8,5 недель) – 32 часов

Из них:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

уроки развития речи

6

7

7

8

28

контрольные работы

2

2

2

2

8


№ урока

Тема урока

Код

 КЭС

Элементы содержания

Код

КПУ

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

проведения

Корректировка

Т 1            Введение. 1 час.

1.

Русский язык как развивающееся явление.

Создавать аргументированный текст по теме

Т 2  Повторение  изученного в V – VI классах.  10 часов; р.р. – 2 часа.

2

Синтаксис и пунктуация.

7.18

Пунктуация в простом и сложном предложении

3.7

Составлять словосочетания и предложения на определённые темы. Оформлять предложения с прямой речью. Составлять из простых предложений сложные, анализировать их пунктуацию.

3

Лексика и фразеология.

2.1

Лексическое значение слова.

3.7

Уметь работать с толковым словарём, определяя лексическое значение слова. Уметь определять особенности употребления слов разных лексических групп.

4

Фонетика и орфография.

1.2

Фонетический анализ слова

3.7

Выполнять фонетический разбор слов на основе определённого порядка.

5

Словообразование и орфография.

3.2

Основные способы словообразования

3.7

Выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

6

Словообразование и орфография.

3.4

Словообразовательный анализ слова

Соотносить выбор орфограммы со словообразовательными условиями.

7

Морфология и орфография.

4.1

Самостоятельные части речи

3.8

Классифицировать части речи. Выполнять морфологический разбор.

8

Морфология и орфография.

4.3

Морфологический анализ слова

3.8

Соотносить и обосновывать выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками.

9

Контрольный диктант.

3.8

10

Р.Р.

Текст. Диалог. Виды диалогов.

8.1

Текст как речевое произведение.

3.4

Знать понятие диалога. Уметь анализировать тексты, содержащие диалоги.

11

Р.Р.

Стили литературного языка

8.3

Стили и функционально-смысловые типы речи

1.2

Знать стили и тип речи, уметь определять стиль и тип речи, членить текст на абзацы.

Т. 3  Причастие. 31  часов; р.р. – 6 часов.

12

Причастие как часть речи.

1.1

Знать морфологические признаки и синтаксическую роль причастий. Уметь определять причастия в тексте.

13

Р.Р.

Публицистический стиль.

8.3

Стили и функционально-смысловые типы речи

Уметь определять публицистический стиль, находить его признаки в тексте.

14

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

6.9

Правописание падежных и родовых окончаний.

3.8

Знать особенности склонения причастий. Знать правило написания гласных в падежных окончаниях причастий.

15

Причастный оборот.

7.3

Знаки препинания при обособленных определениях

3.8

Знать определение причастный оборот. Уметь опознавать одиночные причастия и причастные обороты.

16

Знаки препинания при причастном обороте.

7.3

Знаки препинания при обособленных определениях

3.8

Уметь анализировать словосочетания с причастиями, условия обособления причастного оборота.

17

Р.Р.

Описание внешности человека.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.3

Знать основные виды словесного описания внешности человека, роль причастий в портретных характеристиках.

18

Действительные и страдательные причастия.

1.1

Знать определения действительных и страдательных причастий. Уметь опознавать разные причастия, используя образец рассуждения.

19

Краткие и полные страдательные причастия.

1.1

Уметь распознавать краткие и полные формы страдательных причастий, определять синтаксическую роль причастий.

20

Действительные причастия наст.времени. Гласные в суффиксах дейст. причастий наст. времени.

6.10

Правописание суффиксов причастий настоящего времени

3.8

Уметь распознавать действительные причастия настоящего времени, образовывать действительные причастия  от разных глаголов. Знать правило выбора орфограммы в данных причастиях.

21

Действительные причастия прошедшего времени

1.1

Уметь распознавать действительные причастия прошедшего  времени, образовывать действительные причастия  от разных глаголов.

22

Р.Р.

Изложение. Упр. 100.

8.1

Текст как речевое произведение.

3.1

Уметь пересказывать текст от 3-его лица.

23

Страдательные причастия настоящ. времени. Гласная в суффиксах страд. прич. наст. времени

6.10

Правописание суффиксов причастий настоящего времени

3.8

Уметь распознавать страдательные причастия настоящего времени, образовывать страдательные  причастия  от разных глаголов.

24

Страдательные причастия настоящ. времени. Гласная в суффиксах страд. прич. наст. времени

6.10

Правописание суффиксов причастий настоящего времени

3.8

Знать правило выбора орфограммы в данных причастиях. Уметь заменять действительные причастия  на страдательные.

25

Страдательные причастия  прош. времени.

1.1

Уметь распознавать страдательные причастия прошедшего  времени, образовывать страдательные  причастия  от разных глаголов.

26

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных.

6.7

Правописание суффиксов различных частей речи

3.8

Знать правило написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных. Уметь применять данное правило на письме.

27

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных.

6.7

Правописание суффиксов различных частей речи

3.8

Уметь применять правило написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных. на письме.

28

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

6.8

Правописание Н и НН в различных частях речи

3.8

Знать правило написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

29

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени . Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

6.8

Правописание Н и НН в различных частях речи

3.8

Уметь применять правило Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

30.

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких  страдательных причастий  и в кратких  отглагольных прилагательных.

6.8

Правописание Н и НН в различных частях речи

3.8

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных.

31 Р.Р.

Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя).

8.1

Текст как речевое произведение.

3.1

Уметь анализировать текст, выбирая главную информацию.

32

Морфологический разбор причастий.

4.3

Морфологический анализ слова

1.1

Знать порядок морфологического разбора причастия. Уметь характеризовать причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

33

Контрольный диктант

3.8

34

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

6.11

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

3.8

Знать правило слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Уметь применять данное правило на практике.

2 четв.

35

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

6.11

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

3.8

Уметь применять  правило слитное и раздельное написание НЕ с причастиями на практике.

36

Буквы Е – Ё  после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

6.3

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

3.8

Знать правило написания букв Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь применять данное правило на практике.

37

Р.Р.

Подготовка к сочинению по личным впечатлениям

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь создавать тексты разных жанров, основываясь на личных впечатлениях.

38

Р.Р.

Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы».

8.6

3.2

Уметь создавать тексты разных жанров, основываясь на личных впечатлениях.

39

Обобщение по теме «Причастие»

Уметь распределять причастия в зависимости от видов орфограмм и пунктограмм.

40

Обобщение по теме «Причастие»

Уметь распределять причастия в зависимости от видов орфограмм и пунктограмм.

41

Контрольный диктант.

42

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Т. 4     Деепричастие. 9 часов; р.р.- 2 часа.

43

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.  Правописание  НЕ с деепричастием.

6.11

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

3.8

Знать морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий. Уметь определять деепричастия в тексте.

44

Пунктуация при деепричастном обороте.

7.4

Знаки препинания при обособленных определениях

3.8

Знать понятие деепричастного оборота. Уметь опознавать деепричастные обороты.

45

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Уметь опознавать деепричастия несовершенного и совершенного  вида, образовывать деепричастия .

46

Морфологический разбор деепричастий.

4.3

Морфологический анализ слова

1.1

Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь характеризовать деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

47 Р.Р.

Подготовка к сочинению на основе картины С.Григорьева «Вратарь». Упр.187.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь составлять рассказ  по картине.

48 Р.Р.

Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь. Упр.187.

8.6

Уметь составлять рассказ  по картине.

49

Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»

3.8

Уметь составлять  сообщение на основе сложного плана.

50

Контрольный диктант.

51

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»

Т 5      Наречие.  27  часов; р.р. – 6 часов.

52

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий.

1.1

Знать морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.. Уметь определять наречия  в тексте.

53

Р.Р.

Сочинение в форме дневниковых записей по картине и. попова «Первый снег». Упр.211.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь составлять и записывать рассказ с использованием наречий.

54

Степени сравнения наречий.

Знать степени сравнений наречий. Уметь распознавать  степени сравнения, образовывать разные формы наречий.

55

Морфологический разбор наречий.

4.3

Морфологический анализ слова

1.1

Знать порядок морфологического разбора наречий. Уметь характеризовать наречия по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

56

Р.Р.

Сочинение – рассуждение на тему «Прозвище». Упр. 217.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.6

Уметь писать рассуждение на предложенную тему на основе прочитанного текста.

57

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е.

6.11

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

3.8

Знать правило слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е. Уметь применять данное правило на практике.

58

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е.

6.11

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

3.8

Уметь применять правило слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е  о на практике.

59

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях.

6.13

Правописание НЕ и НИ

3.8

Знать правило написания букв Е и И в приставках НЕ и НИ  в отрицательных наречиях. Применять данное правило на практике.

60

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

6.8

Правописание Н и НН в различных частях речи

3.8

Знать правило написания  Н и НН в наречиях на О, Е. Уметь применять правило написания  Н и НН в наречиях на О, Е на практике.

61

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

6.8

Правописание Н и НН в различных частях речи

3.8

Уметь объяснить условия выбора Н и НН в наречиях на О, Е.

62

Р.Р.

Описание действия. П.39, упр. 237, 238, 239.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Знать роль наречий в описании действий. Уметь писать сочинение о труде в жанре заметки в стенгазету.

63

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

6.3

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

3.8

Знать правило написания букв О и Е после шипящих. Уметь применять данное правило на практике.

64

Р.Р.

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. Упр.240.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь писать сочинение по личным наблюдениям в форме репортажа.

3 четв. 

65

Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

6.7

Правописание суффиксов различных частей речи

3.8

Знать правило написания О и А на конце наречий. Применять данное правило на практике.

66

Р.Р.

Подробное изложение с элементами сочинения.

8.1

Текст как речевое произведение.

3.1

Уметь писать подробное изложение с элементами сочинения.

67

Дефис между частями слова в наречиях.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Знать правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Применять данное правило на практике.

68

Дефис между частями слова в наречиях.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Уметь сопоставлять дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Сравнивать, обобщать.

69

Дефис между частями слова в наречиях.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Уметь сопоставлять дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Сравнивать, обобщать.

70

Р.Р.

Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья». Упр.249.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь писать сочинение по картине от имени героя картины.

71

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Знать правило слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

72

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Уметь применять правило слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных на практике.

73

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

6.4

Употребление Ь и Ъ

3.8

Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Уметь применять данное правило на практике. Уметь сопоставлять разные орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака..

74

Повторение темы «Наречие».

Уметь делать сообщения о наречии по собственному плану.

75

Повторение темы «Наречие».

76

Контрольный диктант.

77

Анализ диктанта. Работа над ошибками

78

Тематический зачёт по теме «Наречие».

Т 6     Категория состояния. 5 часов; р.р. – 2 часа.

79

Категория состояния как часть речи.

5.2

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1.1

Знать определение категории состояния. Уметь различать слова категории состояния и наречия. Уметь опознавать слова категории состояния с разными значениями.

80

Морфологический разбор категории состояния.

4.3

Морфологический анализ слова

1.1

Знать порядок морфологического разбора категории состояния. Уметь характеризовать категорию состояния  по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

81

Р.Р.

Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский. «Обыкновенная земля»).

8.1

Текст как речевое произведение.

3.1

Уметь пересказывать художественный текст, применяя  способы сжатия.

82

Категория состояния. Закрепление темы.

83

Р.Р.

Сочинение на лингвистическую тему. Упр.282.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

84

Самостоятельные и служебные части речи.

1.1

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи.

85

Служебные части речи. Предлог как часть речи.

4.3

Морфологический анализ слова

1.1

Уметь различать предлоги, проводить морфологический анализ.

86

Употребление предлогов.

Уметь корректировать неверное употребление предлогов и падежей существительных.

87

Непроизводные и производные предлоги.

1.1

Знать производные и непроизводные предлоги. Уметь их распознавать, анализировать предлоги по их происхождению.

88

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

4.3

Морфологический анализ слова

1.1

Знать простые и составные предлоги, уметь их распознавать. Уметь выполнять морфологический разбор предлога.

89

Р.Р.

Подготовка к сочинению рассказа - репортажа

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь оформлять  свои впечатления по репродукции.

90

Р.Р.

Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине. (А.В.Сайкина «Детская спортивная школа»). Упр.307.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь оформлять  свои впечатления по репродукции.

91

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Знать правило слитного и раздельного написания производных предлогов. Применять данное правило на практике.

92

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Уметь применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов на практике.

93

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Уметь применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов на практике.

94

Предлог. Повторение темы.

Т 8      Союз. 13 часов; р.р. – 2 часа.

95

Союз как часть речи.

Союзы простые и составные

1.1

Знать союз как часть речи. Уметь определять, производить морфологический  анализ союза, классифицировать союзы как простые и составные

96

Союзы сочинительные и подчини тельные. Запятая перед союзами в сложном  предложении.

7.18

Пунктуация в простом и сложном предложении

3.8

Знать сочинительные и подчини тельные союзы. Уметь их распознавать. Уметь распознавать сложные предложения, дифференцируя  их по союзам.

97

Сочинительные союзы.

1.1

Знать классификацию союзов по значению Уметь распознавать разные значения союзов.

98

Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородны- ми членами и в сложном

7.18

Пунктуация в простом и сложном предложении

3.8

Знать роль союза И в простом и сложном предложении. Уметь распознавать простые сложные предложения с союзом И.

99

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов.

4.3

Морфологический анализ слова

1.1

Знать классификацию союзов по значению. Уметь распознавать разные значения подчинительных союзов, составлять подчинительные союзы. Уметь выполнять морфологический разбор союза.

100

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Знать правило слитного написания

союзов также, тоже, чтобы, зато. Уметь применять данное правило  на письме.

101

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Уметь применять правило слитного написания союзов также, тоже, чтобы, зато на письме.

102

Закрепление изученного по теме «Союз».

2.4

Уметь готовить сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану.

103

Зачёт по теме «Союз».

104

Контрольный диктант

105

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

4 четв.

106

Р.Р.

Подготовка к сочинению - рассуждению

Уметь писать сочинение – рассуждение на заданную тему.

107

Р.Р.

Сочинение-рассуждение. Упр.343.

Уметь писать сочинение – рассуждение на заданную тему.

5.04

108

Понятие о частице.

1.1

Знать определение частицы как части речи. Уметь производить морфологический анализ частицы.

109

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1.1

Знать разряды частиц. Уметь распознавать разных разрядов по значению, употреблению и строению.

110

Смысловые частицы.

1.1

Знать смысловые частицы. Уметь выделять смысловые частицы в тексте.

111

Смысловые частицы.

1.1

Уметь выделять смысловые частицы в тексте. Уметь создавать текст, используя смысловые частицы.

112

Р.Р.

Сочинение.  Текст – инструкция.. (о спорте)

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь составлять инструкцию на заданную тему.

113

Раздельное и дефисное написание частиц.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Знать правило слитного и раздельного написания частиц. Уметь применять данное правило на практике.

114

Р.Р.

Сочинение по картине.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь выступление по картине на заданную тему.

115

Морфологический  разбор частиц.

4.3

Морфологический анализ слова

1.1

Знать план морфологического разбора частиц. Уметь производить устный и письменный разбор.

116

Отрицательные частицы Не и НИ.

6.13

Правописание НЕ и НИ

3.8

Знать НЕ и НИ как частицы и как приставки. Уметь подбирать частицы с отрицательным значением.

117

Отрицательные частицы Не и НИ.

6.13

Правописание НЕ и НИ

3.8

Знать НЕ и НИ как частицы и как приставки. Уметь подбирать частицы с отрицательным значением.

118

Различение НЕ – НИ.

6.13

Правописание НЕ и НИ

3.8

Знать теоретические сведения различения частицы НЕ и приставки НЕ. Уметь различать частицу НЕ и приставку НЕ при написании с разными частями речи.

119

Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи.

6.11

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

3.8

Уметь различать частицу НЕ и приставку НЕ при написании с разными частями речи.

120

Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-.

3.8

Знать теоретические сведения различения частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ. Применять данные сведения на практике.

121

Повторение изученного о частицах.

122

Контрольный диктант.

123

Р.Р.

Работа над вымышленными рассказами.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь создавать текст – рассказ на заданную тему.

124

Р.Р.

Работа над вымышленными рассказами.

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь создавать текст – рассказ на заданную тему.

Т 10   Междометие. 2 часа.

125

Междометие как часть речи.

1.1

Знать грамматические особенности междометий. Уметь определять  междометия в предложениях.

126

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

6.16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

3.8

Знать правило написания дефиса в междометиях, правила постановки знаков препинания при междометиях. Уметь применять данные правила на практике.

Т 11  Повторение и систематизация изученного в V – VII классах. 11  часов; р.р. – 2 часа.

127

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи.

2.4

Знать значение языка и его место в международной жизни. Уметь выражать личностную оценку выразительных возможностей русского языка.

128

Р.Р.

Контрольное сочинение. Упр.428

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Знать разные виды текстов и их различия. Уметь обосновать стиль и тип текста. Уметь создавать собственный текст на заданную тему.

129

Р.Р.

Контрольное сочинение. Упр.428

8.6

Создание текстов различных стилей и

функционально-смысловых типов речи

3.2

Уметь создавать собственный текст на заданную тему.

130

Фонетика и графика.

1.2

Фонетический анализ слова

3.7

Уметь выполнять фонетический разбор, алфавит, соотносить звуки и буквы.

131

Лексика и фразеология.

2.5

Лексический анализ

3.7

Уметь называть значение многозначных слов, находить диалектные слова, давать им толкование.

132

Морфемика.. Словообразование.

3.2

Морфемный анализ слова

Знать части слова, способы образования новых слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы.

133

Морфология.

4.3

Морфологический анализ слова

1.1

Знать части речи, уметь распознавать их.

134

Синтаксис и пунктуация.

5.14

Синтаксический анализ

1.1

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

135

Контрольный диктант.

136

Анализ диктанта. Работа над ошибками.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комаровская школа»

Богородского муниципального района Нижегородской области

УТВЕРЖДЕНО

 приказом директора

МБОУ «Комаровская школа»

от 28.08.2015 года  № 177

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

       

Уровень образования :  основное общее образование

(6класс)

Составитель     Глумова Наталья Александровна, Сафронова Оксана Николаевна,  Бурлакова Наталья Владимировна

Автор УМК: В.Я.Коровиной 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной,

М. Просвещение 2009 и учебного плана школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. П. Полухиной под ред. В.Я. Коровиной. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Программа изучения литературы в 6 классе рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2часа в неделю.

Главная идея данной программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • овладение навыками  развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Общая характеристика курса

В основу программы заложен системно деятельностный подход. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.

В 6 классе происходит дальнейшее формирование представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции.

В силу того, что учащиеся 6 класса активно воспринимают прочитанный текст, но еще недостаточно владеют техникой чтения, на уроках много внимания уделяется чтению вслух. Это развивает и укрепляет стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, дают представление о различных жанрах литературы, охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения, произведения для заучивания наизусть, произведения для самостоятельного чтения.

Серьезным результатом плодотворной работы на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения. Особое внимание на уроках уделяется совершенствованию речи учащихся. В программу включены необходимые виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Реализация программы предполагает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, игровая, здоровьесбережения.

Формы организации образовательного процесса

При составлении данной рабочей программы предполагаются следующие типы и виды уроков:

  • уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки;
  • уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей;
  • уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям;
  • уроки внеклассного чтения.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках литературы в 6 классе предполагает следующие виды деятельности  по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

1.        осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

2.        выразительное чтение художественного текста;

3.        различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

4.        ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

5.        заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

6.        анализ и интерпретация произведения;

7.        составление планов и написание отзывов о произведениях;

8.        написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

9.        целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:

устный опрос, письменный опрос, тестирование, фронтальный опрос, защита проекта, сочинение, беседа, индивидуальные сообщения, викторины.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь: 

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и  определять их художественное своеобразие;
  •         сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  •         переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
  •         определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
  •         сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
  •         сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  •         писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);
  •         отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Учебно-методический комплекс:

  1. В.Я.Коровина «Литература. 6 класс. Ч 1, Ч 2», изд. «Просвещение» 2008  г.
  2. Фонохрестоматия.

На преподавание курса выделено 68  часов (из расчета 2  часа в неделю).

1 четверть (9 недель) -  18 часов

2 четверть (7,5 недель) – 14 часов

3 четверть (10 недель) – 20  часов

4 четверть (8,5 недель) – 16 часов

Из них:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

уроки развития речи

3

2

4

1

10

контрольные работы

1

1

1

1

4


№ урока

Тема урока

Код

 КЭС

Элементы содержания

Код

КПУ

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

проведения

Корректировка

Т 1 Введение. 1ч.

Введение. Художественное        произведение. Выявление уровня литературного   развития учащихся.

1.1

Автор и герои.
Содержание и форма.
Выражение авторской
позиции

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1.3

1.1

2.1

2.3

Знать понятия «фольклор», «фольклористика». Знать жанры детского фольклора.

3

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.Их народная мудрость.Загадки как малый жанр фольклора.

2.3

2.1

Темы пословиц. Собиратели. Афористичность загадок.

2.4

Знать виды народных сказок и их особенности.  Уметь составлять  характеристику литературному герою.

4

Урок - «посиделки». Русский фольклор.

Поготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

2.4

2.12

2.7

Формировать умение выявлять авторскую позицию.

5

Русские летописи. «Повесть временных лет».

3.2

Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

2.5

Уметь выявлять своеобразие сюжета, героев, событий

6

«Сказание о белгородском киселе».

2.1; 2.9; 2.2

2.5

Уметь выявлять своеобразие сюжета, героев.

7

И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства.

2.3

2.1

Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия.

2.8

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

8

И.А.Крылов. Слово о басно- писце. «Листы и корни». «Ларчик», «Осел и соловей»

5.1

2.1

1.7

1.1.

2.5

Знать образную природу словесного искусства..

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

Уметь выделять и формулировать тему,идею, проблематику произведения.

9

Вн.чт. Тематика и проблематика басен И.А.Крылова. Подготовка к домашнему сочинению "Какие человеческие пороки осуждает И.Крылов в своих баснях".

5.1.

2.5

2.10

Уметь выделять и формулировать тему,идею, проблематику произведения.

Уметь строить письменное высказывание .

10

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

5.5

1.6

1.3.

2.1

2.4

Знать основные факты творчества А.С.Пушкина.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

11

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Подготовка к   домашнему сочинению по анализу стихотворения.

2.1

2.4

Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

2.4

2.10

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

Уметь строить письменное высказывание .

12

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущи-ну». «Зимняя дорога».

1.6

5.5

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

13 Вн.

чт.

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои повести.

1.2

2.1

5.8

Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести.

2.7

Уметь выделять авторского отношения к изображаемым событиям, героям.

14

А.С.Пушкин. «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Картины жизни русского барства.

1.6

Сюжет произведения, тема, идея.

2.5

 Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств.

15

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола, деспотиз ма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».

1.6

Роль эпизода в повести.

2.5

Уметь характеризовать особенности сюжета, ком позиции.

16

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

1.6

Развитие понятия о композиции художественногопроизведения.

1.3

2.7

Знать факты биографии юного Пушкина.

Уметь определять тему и идею произведения.

Уметь выявлять авторскую позицию

17

РР

Подготовка к домашнему сочинению «Защита челове-ческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

2.10

3.1

Уметь строить письменное высказывание .

Уметь создавать свяный текст на необходимую тему.

18

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина .

1.3

Знать факты биографии и творчества  Пушкина.

19

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства.

1.3.

2.1

Основные факты биографии и творчества М.Ю.Лермонтова..

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст

20

М.Ю.Лермонтов. «Листок», «Утес», «На севере диком...»

Особенности выражения темы одиночества.

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства.

2.1

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст

21

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Подготовка к  домашнему сочинению по анализу стихотворения.

1.8

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

2.10

3.1

Уметь строить письменное высказывание .

Уметь создавать свяный текст на необходимую тему.

6. Литература второй половины 19 века – 17 часов

22

Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

23

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

1.6

Гуманистический пафос цикла. Юмор автора.

2.4

Знать историческую основу стихотворения «Бородино».

Уметь определять тему и идею произведения.

24

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

1.6

Портреты героев как средство изображения их характеров.

2.7

2.4

Уметь выявлять авторскую позицию.

Уметь определять тему и идею произведения.

25

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся».

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства.

2.1

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

26

Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения.

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства.

2.1

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

27

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства.

2.1

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

28

А.А.Фет. «»Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства.

2.1

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

29

Р.Р.

Подготовка к сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

2.10

3.1

Уметь строить письменное высказывание .

Уметь создавать свяный текст на необходимую тему.

30

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога».      

6.5

2.7

Уметь выявлять авторскую позицию  к изображаемым событиям и героям.

31

Своеобразие композиции

стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1.6

1.7

Эпиграф, диалог-спор, сочетание реаль ности и фантастики, роль пейзажа.

2.1

2.8

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному

32

Вн.чт. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка».

2.1

2.8

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному

33

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С. Тургенева, Н.А.Некрасова.

34

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

1.4

Понятие о сказе.

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения.

35

Р.Р.

Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стих. Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша».

2.10

3.1

Уметь строить письменное высказывание .

Уметь создавать свяный текст на необходимую тему.

36

Вн.чт. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. рассказы Антоши Чехонте.

2.1

2.8

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному

37

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачения лицемерия в рассказе.

1.6

1.7

Речь героев и художест

венная деталь как источник юмора.

2.5

Уметь особенности сюжета, композиции, анализировать изобразительно-выразительные средства языка .

38

Русская природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

1.7

Художественные средства, передающие состояния человека и природы.

2.5

Уметь анализировать изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

39

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное  вокруг нас.

1.6

 «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова.

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

40

Вн.чт. А.С.Грин. Рассказ о писателе  «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

2.1

2.8

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному

41

М.М.Пришвин. Слово о пи-сателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоот-ношений Митраши и Насти.

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

42

Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Анализ эпизода. Его роль в произведении.

2.10

Уметь строить письменное высказывание с связи с изученным произведением.

43

Р.Р.

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Подготовка к   домашнему сочинению.

Язык художественного произведения.

2.5

Уметь характеризовать роль изобразительно- выразительных средств.

Т. 8. Тема войны в литературе  20 века -  10 часов (Р.Р.-4 часа, Вн.чт.-1час)

44

Стихи русских поэтов о В.О.войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов, Д.С.Самойлов.

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

2.1

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст

45

А.А.Лиханов. «Последние холода».

Дети и война.

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

46

В.П.Астафьев. Слово о писате- ле. «Конь с розовой гривой».

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

Самобытность героев рассказа.

 Нравственные проблемы рассказа.

47

Р.Р.

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой».

 Подготовка к дом. сочинению «Роль речевых характеристик в создании обра зов героев рассказа В.П.Астафьева».

Особенности исполь-зования народной речи в художественном произведении.

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

48

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

Герой рассказа и его сверстники.

49

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина. «Уроки французского». Подготовка к сочинению.

Роль учительницы в жизни мальчика

50

Р.Р.

Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина».

2.10

Уметь строить письменное высказывание с связи с изученным произведением.

51

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.

Человек и природа в «тихой» лирике поэта.

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

52

Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Герак -ла». Влияние учителя на фор -мирование детского характера.

Юмор и его роль в рассказе.

53

Контрольная работа по творчеству  Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

54

Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок, С.А.Есенин. Слово о поэтах и их творчестве.

Поэтизация родной природы. Чувство любви к природе и Родине.

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

55

Р.Р.

А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие...». Подготовка  к дом. сочинению по анализу лирики.

2.6

Уметь  сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.

56

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики».

Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

2.5

Уметь характеризовать роль изобразительно- выразительных средств.

Т11 Зарубежная литература 10 часов (Вн.чт.-7 часов)

57

Вн.чт.

К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым народом...». Тема Родины и народа. Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга».

2.5

Уметь характеризовать роль изобразительно- выразительных средств.

58

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

59

Геродот. Слово о писателе. «Легенда об Арионе».

2.5

Уметь характеризовать особенности сюжета, ком позиции, роль изобразите льно- выразительных средств.

60

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

61

Вн.

чт

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Образ Санчо Пансы.

2.7

Уметь выявлять авторскую позицию.

62

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка».

1.6

Литературный герой

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

63

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

2.7

Уметь выявлять авторскую позицию.

64

М.Твен. «Приключение Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие.

2.10

Уметь строить письменное высказывание с связи с изученным произведением.

65

Вн.

чт

А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка - притча.

2.4

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику.

66

Вн.

чт.

1.6

Литературный герой

2.7

Уметь выявлять авторскую позицию.

67

Вн.

чт.

Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

1.6

Литературный герой

2.7

Уметь выявлять авторскую позицию.

68

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление  уровня литературного развития учащихся.