Нормативно-правовая база
Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma7_klass_russkiy_yazyk.doc | 331.5 КБ |
rabochaya_programma_6_klass_literatura.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комаровская школа»
Богородского муниципального района Нижегородской области
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Комаровская школа»
от 28.08.2015 года № 177
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень образования основное общее образование 7 класс
Составитель Глумова Наталья Александровна, Сафронова Оксана Николаевна, Бурлакова Наталья Владимировна
Автор УМК: Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.
5-9 классы. М.: Просвещение, 2011г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 23290, допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) и создана на основе обязательного минимума содержания образования , примерной программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский), а также федерального перечня учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г.№ 23290
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:
- культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
- социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
- информационно-методологическую (человек-информация).
Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,
составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада,
написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений)
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим
его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический,
речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и другие;
- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание
на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их
связей);
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- участие в диалогах различных видов;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- составление опорных схем и таблиц;
- ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;
- конспектирование.
- реферирование;
- докладирование;
- рецензирование;
- аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной,
социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,
применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного
языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе
представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и
программы, ресурсы Интернета.
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Практи-ческие работы | Контрольные работы | Развитие речи | Другие | всего часов | ||
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 1 | |||
2. | Повторение пройденного в 5-6 классах | 10 | 1 | 2 | + | 13 |
3. | Морфология. Орфография. Культура речи | |||||
3.1. | Причастие | 22 | 2 | 5 | тест | 29 |
3.2. | Деепричастие | 8 | 1 | 1 | тест | 10 |
3.3. | Наречие | 24 | 1 | 3 | сл.диктант | 28 |
3.4. | Категория состояния | 4 | 1 | 5 | ||
3.5. | Служебные части речи. Предлог | 10 | 1 | 1 | Тест, зачет | 12 |
3.6. | Союз | 12 | 1 | 1 | сл.диктант | 14 |
3.7. | Частица | 16 | 1 | 1 | сл.диктант | 18 |
3.8. | Междометие | 2 | 2 | |||
4. | Повторение и систематизация пройденного в 7 классе | 3 | 1 | 4 | ||
ИТОГО | 112 | 9 | 15 | 136 |
Требования к уровню образованности семиклассников
В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен
знать/понимать
- основные нормы русского литературного языка;
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в разных сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (ознакомительно-
изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную,
дополнительную, явную и скрытую информацию);
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
- совершенствования коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному
и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 7 класса
- Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы
Учебно-методический комплект.
Учебная программа | Учебник | Инструмент по отслеживанию результатов | Методическое пособие для учителей |
Рабочая програм ма по русскому языку, составлен ная на основе примерной программы 5-9 кл. / Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженс кая, Н.М. Шанский.//. – М.: Просвеще ние, 2011 г. | Русский язык. Учебник для 7 класса. Общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.. – М.:Просвещение, 2009 г. | С.С.Петровская. Диктанты по русскому языку 7 класс. – М.:Дрофа, 2007. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. – М.: Просвещение, 2007. | Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М.:Просвещение, 2006. |
На преподавание курса выделено 136 часов (из расчета 4 часов в неделю).
1 четверть (9 недель) - _3 6 часа
2 четверть (7 недель) – 28 часов
3 четверть (10 недель) - _40 часов
4 четверть (8,5 недель) – 32 часов
Из них:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого | |
уроки развития речи | 6 | 7 | 7 | 8 | 28 |
контрольные работы | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
№ урока | Тема урока | Код КЭС | Элементы содержания | Код КПУ | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | Корректировка | ||||||||
Т 1 Введение. 1 час. | |||||||||||||||
1. | Русский язык как развивающееся явление. | Создавать аргументированный текст по теме | |||||||||||||
Т 2 Повторение изученного в V – VI классах. 10 часов; р.р. – 2 часа. | |||||||||||||||
2 | Синтаксис и пунктуация. | 7.18 | Пунктуация в простом и сложном предложении | 3.7 | Составлять словосочетания и предложения на определённые темы. Оформлять предложения с прямой речью. Составлять из простых предложений сложные, анализировать их пунктуацию. | ||||||||||
3 | Лексика и фразеология. | 2.1 | Лексическое значение слова. | 3.7 | Уметь работать с толковым словарём, определяя лексическое значение слова. Уметь определять особенности употребления слов разных лексических групп. | ||||||||||
4 | Фонетика и орфография. | 1.2 | Фонетический анализ слова | 3.7 | Выполнять фонетический разбор слов на основе определённого порядка. | ||||||||||
5 | Словообразование и орфография. | 3.2 | Основные способы словообразования | 3.7 | Выполнять морфемный и словообразовательный разбор. | ||||||||||
6 | Словообразование и орфография. | 3.4 | Словообразовательный анализ слова | Соотносить выбор орфограммы со словообразовательными условиями. | |||||||||||
7 | Морфология и орфография. | 4.1 | Самостоятельные части речи | 3.8 | Классифицировать части речи. Выполнять морфологический разбор. | ||||||||||
8 | Морфология и орфография. | 4.3 | Морфологический анализ слова | 3.8 | Соотносить и обосновывать выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками. | ||||||||||
9 | Контрольный диктант. | 3.8 | |||||||||||||
10 Р.Р. | Текст. Диалог. Виды диалогов. | 8.1 | Текст как речевое произведение. | 3.4 | Знать понятие диалога. Уметь анализировать тексты, содержащие диалоги. | ||||||||||
11 Р.Р. | Стили литературного языка | 8.3 | Стили и функционально-смысловые типы речи | 1.2 | Знать стили и тип речи, уметь определять стиль и тип речи, членить текст на абзацы. | ||||||||||
Т. 3 Причастие. 31 часов; р.р. – 6 часов. | |||||||||||||||
12 | Причастие как часть речи. | 1.1 | Знать морфологические признаки и синтаксическую роль причастий. Уметь определять причастия в тексте. | ||||||||||||
13 Р.Р. | Публицистический стиль. | 8.3 | Стили и функционально-смысловые типы речи | Уметь определять публицистический стиль, находить его признаки в тексте. | |||||||||||
14 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 6.9 | Правописание падежных и родовых окончаний. | 3.8 | Знать особенности склонения причастий. Знать правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. | ||||||||||
15 | Причастный оборот. | 7.3 | Знаки препинания при обособленных определениях | 3.8 | Знать определение причастный оборот. Уметь опознавать одиночные причастия и причастные обороты. | ||||||||||
16 | Знаки препинания при причастном обороте. | 7.3 | Знаки препинания при обособленных определениях | 3.8 | Уметь анализировать словосочетания с причастиями, условия обособления причастного оборота. | ||||||||||
17 Р.Р. | Описание внешности человека. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.3 | Знать основные виды словесного описания внешности человека, роль причастий в портретных характеристиках. | ||||||||||
18 | Действительные и страдательные причастия. | 1.1 | Знать определения действительных и страдательных причастий. Уметь опознавать разные причастия, используя образец рассуждения. | ||||||||||||
19 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1.1 | Уметь распознавать краткие и полные формы страдательных причастий, определять синтаксическую роль причастий. | ||||||||||||
20 | Действительные причастия наст.времени. Гласные в суффиксах дейст. причастий наст. времени. | 6.10 | Правописание суффиксов причастий настоящего времени | 3.8 | Уметь распознавать действительные причастия настоящего времени, образовывать действительные причастия от разных глаголов. Знать правило выбора орфограммы в данных причастиях. | ||||||||||
21 | Действительные причастия прошедшего времени | 1.1 | Уметь распознавать действительные причастия прошедшего времени, образовывать действительные причастия от разных глаголов. | ||||||||||||
22 Р.Р. | Изложение. Упр. 100. | 8.1 | Текст как речевое произведение. | 3.1 | Уметь пересказывать текст от 3-его лица. | ||||||||||
23 | Страдательные причастия настоящ. времени. Гласная в суффиксах страд. прич. наст. времени | 6.10 | Правописание суффиксов причастий настоящего времени | 3.8 | Уметь распознавать страдательные причастия настоящего времени, образовывать страдательные причастия от разных глаголов. | ||||||||||
24 | Страдательные причастия настоящ. времени. Гласная в суффиксах страд. прич. наст. времени | 6.10 | Правописание суффиксов причастий настоящего времени | 3.8 | Знать правило выбора орфограммы в данных причастиях. Уметь заменять действительные причастия на страдательные. | ||||||||||
25 | Страдательные причастия прош. времени. | 1.1 | Уметь распознавать страдательные причастия прошедшего времени, образовывать страдательные причастия от разных глаголов. | ||||||||||||
26 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных. | 6.7 | Правописание суффиксов различных частей речи | 3.8 | Знать правило написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных. Уметь применять данное правило на письме. | ||||||||||
27 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных. | 6.7 | Правописание суффиксов различных частей речи | 3.8 | Уметь применять правило написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных. на письме. | ||||||||||
28 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 6.8 | Правописание Н и НН в различных частях речи | 3.8 | Знать правило написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | ||||||||||
29 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени . Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 6.8 | Правописание Н и НН в различных частях речи | 3.8 | Уметь применять правило Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | ||||||||||
30. | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 6.8 | Правописание Н и НН в различных частях речи | 3.8 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных. | ||||||||||
31 Р.Р. | Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя). | 8.1 | Текст как речевое произведение. | 3.1 | Уметь анализировать текст, выбирая главную информацию. | ||||||||||
32 | Морфологический разбор причастий. | 4.3 | Морфологический анализ слова | 1.1 | Знать порядок морфологического разбора причастия. Уметь характеризовать причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. | ||||||||||
33 | Контрольный диктант | 3.8 | |||||||||||||
34 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 6.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 3.8 | Знать правило слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Уметь применять данное правило на практике. | 2 четв. | |||||||||
35 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 6.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 3.8 | Уметь применять правило слитное и раздельное написание НЕ с причастиями на практике. | ||||||||||
36 | Буквы Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 6.3 | Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц | 3.8 | Знать правило написания букв Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь применять данное правило на практике. | ||||||||||
37 Р.Р. | Подготовка к сочинению по личным впечатлениям | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь создавать тексты разных жанров, основываясь на личных впечатлениях. | ||||||||||
38 Р.Р. | Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы». | 8.6 | 3.2 | Уметь создавать тексты разных жанров, основываясь на личных впечатлениях. | |||||||||||
39 | Обобщение по теме «Причастие» | Уметь распределять причастия в зависимости от видов орфограмм и пунктограмм. | |||||||||||||
40 | Обобщение по теме «Причастие» | Уметь распределять причастия в зависимости от видов орфограмм и пунктограмм. | |||||||||||||
41 | Контрольный диктант. | ||||||||||||||
42 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | ||||||||||||||
Т. 4 Деепричастие. 9 часов; р.р.- 2 часа. | |||||||||||||||
43 | Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание НЕ с деепричастием. | 6.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 3.8 | Знать морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий. Уметь определять деепричастия в тексте. | ||||||||||
44 | Пунктуация при деепричастном обороте. | 7.4 | Знаки препинания при обособленных определениях | 3.8 | Знать понятие деепричастного оборота. Уметь опознавать деепричастные обороты. | ||||||||||
45 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | Уметь опознавать деепричастия несовершенного и совершенного вида, образовывать деепричастия . | |||||||||||||
46 | Морфологический разбор деепричастий. | 4.3 | Морфологический анализ слова | 1.1 | Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь характеризовать деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. | ||||||||||
47 Р.Р. | Подготовка к сочинению на основе картины С.Григорьева «Вратарь». Упр.187. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь составлять рассказ по картине. | ||||||||||
48 Р.Р. | Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь. Упр.187. | 8.6 | Уметь составлять рассказ по картине. | ||||||||||||
49 | Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие» | 3.8 | Уметь составлять сообщение на основе сложного плана. | ||||||||||||
50 | Контрольный диктант. | ||||||||||||||
51 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие» | ||||||||||||||
Т 5 Наречие. 27 часов; р.р. – 6 часов. | |||||||||||||||
52 | Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. | 1.1 | Знать морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.. Уметь определять наречия в тексте. | ||||||||||||
53 Р.Р. | Сочинение в форме дневниковых записей по картине и. попова «Первый снег». Упр.211. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь составлять и записывать рассказ с использованием наречий. | ||||||||||
54 | Степени сравнения наречий. | Знать степени сравнений наречий. Уметь распознавать степени сравнения, образовывать разные формы наречий. | |||||||||||||
55 | Морфологический разбор наречий. | 4.3 | Морфологический анализ слова | 1.1 | Знать порядок морфологического разбора наречий. Уметь характеризовать наречия по его морфологическим признакам и синтаксической роли. | ||||||||||
56 Р.Р. | Сочинение – рассуждение на тему «Прозвище». Упр. 217. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.6 | Уметь писать рассуждение на предложенную тему на основе прочитанного текста. | ||||||||||
57 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. | 6.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 3.8 | Знать правило слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е. Уметь применять данное правило на практике. | ||||||||||
58 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. | 6.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 3.8 | Уметь применять правило слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е о на практике. | ||||||||||
59 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях. | 6.13 | Правописание НЕ и НИ | 3.8 | Знать правило написания букв Е и И в приставках НЕ и НИ в отрицательных наречиях. Применять данное правило на практике. | ||||||||||
60 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. | 6.8 | Правописание Н и НН в различных частях речи | 3.8 | Знать правило написания Н и НН в наречиях на О, Е. Уметь применять правило написания Н и НН в наречиях на О, Е на практике. | ||||||||||
61 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. | 6.8 | Правописание Н и НН в различных частях речи | 3.8 | Уметь объяснить условия выбора Н и НН в наречиях на О, Е. | ||||||||||
62 Р.Р. | Описание действия. П.39, упр. 237, 238, 239. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Знать роль наречий в описании действий. Уметь писать сочинение о труде в жанре заметки в стенгазету. | ||||||||||
63 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 6.3 | Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц | 3.8 | Знать правило написания букв О и Е после шипящих. Уметь применять данное правило на практике. | ||||||||||
64 Р.Р. | Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. Упр.240. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь писать сочинение по личным наблюдениям в форме репортажа. | 3 четв. | |||||||||
65 | Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-. | 6.7 | Правописание суффиксов различных частей речи | 3.8 | Знать правило написания О и А на конце наречий. Применять данное правило на практике. | ||||||||||
66 Р.Р. | Подробное изложение с элементами сочинения. | 8.1 | Текст как речевое произведение. | 3.1 | Уметь писать подробное изложение с элементами сочинения. | ||||||||||
67 | Дефис между частями слова в наречиях. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Знать правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Применять данное правило на практике. | ||||||||||
68 | Дефис между частями слова в наречиях. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Уметь сопоставлять дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Сравнивать, обобщать. | ||||||||||
69 | Дефис между частями слова в наречиях. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Уметь сопоставлять дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Сравнивать, обобщать. | ||||||||||
70 Р.Р. | Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья». Упр.249. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь писать сочинение по картине от имени героя картины. | ||||||||||
71 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Знать правило слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | ||||||||||
72 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Уметь применять правило слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных на практике. | ||||||||||
73 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 6.4 | Употребление Ь и Ъ | 3.8 | Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Уметь применять данное правило на практике. Уметь сопоставлять разные орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака.. | ||||||||||
74 | Повторение темы «Наречие». | Уметь делать сообщения о наречии по собственному плану. | |||||||||||||
75 | Повторение темы «Наречие». | ||||||||||||||
76 | Контрольный диктант. | ||||||||||||||
77 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | ||||||||||||||
78 | Тематический зачёт по теме «Наречие». | ||||||||||||||
Т 6 Категория состояния. 5 часов; р.р. – 2 часа. | |||||||||||||||
79 | Категория состояния как часть речи. | 5.2 | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | 1.1 | Знать определение категории состояния. Уметь различать слова категории состояния и наречия. Уметь опознавать слова категории состояния с разными значениями. | ||||||||||
80 | Морфологический разбор категории состояния. | 4.3 | Морфологический анализ слова | 1.1 | Знать порядок морфологического разбора категории состояния. Уметь характеризовать категорию состояния по его морфологическим признакам и синтаксической роли. | ||||||||||
81 Р.Р. | Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский. «Обыкновенная земля»). | 8.1 | Текст как речевое произведение. | 3.1 | Уметь пересказывать художественный текст, применяя способы сжатия. | ||||||||||
82 | Категория состояния. Закрепление темы. | ||||||||||||||
83 Р.Р. | Сочинение на лингвистическую тему. Упр.282. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | |||||||||||
84 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1.1 | Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. | ||||||||||||
85 | Служебные части речи. Предлог как часть речи. | 4.3 | Морфологический анализ слова | 1.1 | Уметь различать предлоги, проводить морфологический анализ. | ||||||||||
86 | Употребление предлогов. | Уметь корректировать неверное употребление предлогов и падежей существительных. | |||||||||||||
87 | Непроизводные и производные предлоги. | 1.1 | Знать производные и непроизводные предлоги. Уметь их распознавать, анализировать предлоги по их происхождению. | ||||||||||||
88 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 4.3 | Морфологический анализ слова | 1.1 | Знать простые и составные предлоги, уметь их распознавать. Уметь выполнять морфологический разбор предлога. | ||||||||||
89 Р.Р. | Подготовка к сочинению рассказа - репортажа | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь оформлять свои впечатления по репродукции. | ||||||||||
90 Р.Р. | Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине. (А.В.Сайкина «Детская спортивная школа»). Упр.307. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь оформлять свои впечатления по репродукции. | ||||||||||
91 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Знать правило слитного и раздельного написания производных предлогов. Применять данное правило на практике. | ||||||||||
92 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Уметь применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов на практике. | ||||||||||
93 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Уметь применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов на практике. | ||||||||||
94 | Предлог. Повторение темы. | ||||||||||||||
Т 8 Союз. 13 часов; р.р. – 2 часа. | |||||||||||||||
95 | Союз как часть речи. Союзы простые и составные | 1.1 | Знать союз как часть речи. Уметь определять, производить морфологический анализ союза, классифицировать союзы как простые и составные | ||||||||||||
96 | Союзы сочинительные и подчини тельные. Запятая перед союзами в сложном предложении. | 7.18 | Пунктуация в простом и сложном предложении | 3.8 | Знать сочинительные и подчини тельные союзы. Уметь их распознавать. Уметь распознавать сложные предложения, дифференцируя их по союзам. | ||||||||||
97 | Сочинительные союзы. | 1.1 | Знать классификацию союзов по значению Уметь распознавать разные значения союзов. | ||||||||||||
98 | Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородны- ми членами и в сложном | 7.18 | Пунктуация в простом и сложном предложении | 3.8 | Знать роль союза И в простом и сложном предложении. Уметь распознавать простые сложные предложения с союзом И. | ||||||||||
99 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 4.3 | Морфологический анализ слова | 1.1 | Знать классификацию союзов по значению. Уметь распознавать разные значения подчинительных союзов, составлять подчинительные союзы. Уметь выполнять морфологический разбор союза. | ||||||||||
100 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Знать правило слитного написания союзов также, тоже, чтобы, зато. Уметь применять данное правило на письме. | ||||||||||
101 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Уметь применять правило слитного написания союзов также, тоже, чтобы, зато на письме. | ||||||||||
102 | Закрепление изученного по теме «Союз». | 2.4 | Уметь готовить сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану. | ||||||||||||
103 | Зачёт по теме «Союз». | ||||||||||||||
104 | Контрольный диктант | ||||||||||||||
105 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 4 четв. | |||||||||||||
106 Р.Р. | Подготовка к сочинению - рассуждению | Уметь писать сочинение – рассуждение на заданную тему. | |||||||||||||
107 Р.Р. | Сочинение-рассуждение. Упр.343. | Уметь писать сочинение – рассуждение на заданную тему. | |||||||||||||
5.04 | |||||||||||||||
108 | Понятие о частице. | 1.1 | Знать определение частицы как части речи. Уметь производить морфологический анализ частицы. | ||||||||||||
109 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1.1 | Знать разряды частиц. Уметь распознавать разных разрядов по значению, употреблению и строению. | ||||||||||||
110 | Смысловые частицы. | 1.1 | Знать смысловые частицы. Уметь выделять смысловые частицы в тексте. | ||||||||||||
111 | Смысловые частицы. | 1.1 | Уметь выделять смысловые частицы в тексте. Уметь создавать текст, используя смысловые частицы. | ||||||||||||
112 Р.Р. | Сочинение. Текст – инструкция.. (о спорте) | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь составлять инструкцию на заданную тему. | ||||||||||
113 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Знать правило слитного и раздельного написания частиц. Уметь применять данное правило на практике. | ||||||||||
114 Р.Р. | Сочинение по картине. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь выступление по картине на заданную тему. | ||||||||||
115 | Морфологический разбор частиц. | 4.3 | Морфологический анализ слова | 1.1 | Знать план морфологического разбора частиц. Уметь производить устный и письменный разбор. | ||||||||||
116 | Отрицательные частицы Не и НИ. | 6.13 | Правописание НЕ и НИ | 3.8 | Знать НЕ и НИ как частицы и как приставки. Уметь подбирать частицы с отрицательным значением. | ||||||||||
117 | Отрицательные частицы Не и НИ. | 6.13 | Правописание НЕ и НИ | 3.8 | Знать НЕ и НИ как частицы и как приставки. Уметь подбирать частицы с отрицательным значением. | ||||||||||
118 | Различение НЕ – НИ. | 6.13 | Правописание НЕ и НИ | 3.8 | Знать теоретические сведения различения частицы НЕ и приставки НЕ. Уметь различать частицу НЕ и приставку НЕ при написании с разными частями речи. | ||||||||||
119 | Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи. | 6.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 3.8 | Уметь различать частицу НЕ и приставку НЕ при написании с разными частями речи. | ||||||||||
120 | Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-. | 3.8 | Знать теоретические сведения различения частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ. Применять данные сведения на практике. | ||||||||||||
121 | Повторение изученного о частицах. | ||||||||||||||
122 | Контрольный диктант. | ||||||||||||||
123 Р.Р. | Работа над вымышленными рассказами. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь создавать текст – рассказ на заданную тему. | ||||||||||
124 Р.Р. | Работа над вымышленными рассказами. | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь создавать текст – рассказ на заданную тему. | ||||||||||
Т 10 Междометие. 2 часа. | |||||||||||||||
125 | Междометие как часть речи. | 1.1 | Знать грамматические особенности междометий. Уметь определять междометия в предложениях. | ||||||||||||
126 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 3.8 | Знать правило написания дефиса в междометиях, правила постановки знаков препинания при междометиях. Уметь применять данные правила на практике. | ||||||||||
Т 11 Повторение и систематизация изученного в V – VII классах. 11 часов; р.р. – 2 часа. | |||||||||||||||
127 | Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. | 2.4 | Знать значение языка и его место в международной жизни. Уметь выражать личностную оценку выразительных возможностей русского языка. | ||||||||||||
128 Р.Р. | Контрольное сочинение. Упр.428 | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Знать разные виды текстов и их различия. Уметь обосновать стиль и тип текста. Уметь создавать собственный текст на заданную тему. | ||||||||||
129 Р.Р. | Контрольное сочинение. Упр.428 | 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3.2 | Уметь создавать собственный текст на заданную тему. | ||||||||||
130 | Фонетика и графика. | 1.2 | Фонетический анализ слова | 3.7 | Уметь выполнять фонетический разбор, алфавит, соотносить звуки и буквы. | ||||||||||
131 | Лексика и фразеология. | 2.5 | Лексический анализ | 3.7 | Уметь называть значение многозначных слов, находить диалектные слова, давать им толкование. | ||||||||||
132 | Морфемика.. Словообразование. | 3.2 | Морфемный анализ слова | Знать части слова, способы образования новых слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы. | |||||||||||
133 | Морфология. | 4.3 | Морфологический анализ слова | 1.1 | Знать части речи, уметь распознавать их. | ||||||||||
134 | Синтаксис и пунктуация. | 5.14 | Синтаксический анализ | 1.1 | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | ||||||||||
135 | Контрольный диктант. | ||||||||||||||
136 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комаровская школа»
Богородского муниципального района Нижегородской области
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Комаровская школа»
от 28.08.2015 года № 177
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень образования : основное общее образование
(6класс)
Составитель Глумова Наталья Александровна, Сафронова Оксана Николаевна, Бурлакова Наталья Владимировна
Автор УМК: В.Я.Коровиной 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной,
М. Просвещение 2009 и учебного плана школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. П. Полухиной под ред. В.Я. Коровиной. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Программа изучения литературы в 6 классе рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2часа в неделю.
Главная идея данной программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- овладение навыками развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Общая характеристика курса
В основу программы заложен системно деятельностный подход. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.
В 6 классе происходит дальнейшее формирование представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции.
В силу того, что учащиеся 6 класса активно воспринимают прочитанный текст, но еще недостаточно владеют техникой чтения, на уроках много внимания уделяется чтению вслух. Это развивает и укрепляет стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, дают представление о различных жанрах литературы, охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения, произведения для заучивания наизусть, произведения для самостоятельного чтения.
Серьезным результатом плодотворной работы на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения. Особое внимание на уроках уделяется совершенствованию речи учащихся. В программу включены необходимые виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Реализация программы предполагает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, игровая, здоровьесбережения.
Формы организации образовательного процесса
При составлении данной рабочей программы предполагаются следующие типы и виды уроков:
- уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки;
- уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей;
- уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям;
- уроки внеклассного чтения.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках литературы в 6 классе предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
2. выразительное чтение художественного текста;
3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
6. анализ и интерпретация произведения;
7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
устный опрос, письменный опрос, тестирование, фронтальный опрос, защита проекта, сочинение, беседа, индивидуальные сообщения, викторины.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Учебно-методический комплекс:
- В.Я.Коровина «Литература. 6 класс. Ч 1, Ч 2», изд. «Просвещение» 2008 г.
- Фонохрестоматия.
На преподавание курса выделено 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).
1 четверть (9 недель) - 18 часов
2 четверть (7,5 недель) – 14 часов
3 четверть (10 недель) – 20 часов
4 четверть (8,5 недель) – 16 часов
Из них:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого | |
уроки развития речи | 3 | 2 | 4 | 1 | 10 |
контрольные работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
№ урока | Тема урока | Код КЭС | Элементы содержания | Код КПУ | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | Корректировка | |
Т 1 Введение. 1ч. | ||||||||
Введение. Художественное произведение. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1.1 | Автор и герои. | ||||||
2 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1.3 | 1.1 2.1 | 2.3 | Знать понятия «фольклор», «фольклористика». Знать жанры детского фольклора. | |||
3 | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.Их народная мудрость.Загадки как малый жанр фольклора. | 2.3 2.1 | Темы пословиц. Собиратели. Афористичность загадок. | 2.4 | Знать виды народных сказок и их особенности. Уметь составлять характеристику литературному герою. | |||
4 | Урок - «посиделки». Русский фольклор. Поготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» | 2.4 2.12 | 2.7 | Формировать умение выявлять авторскую позицию. | ||||
5 | Русские летописи. «Повесть временных лет». | 3.2 | Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | 2.5 | Уметь выявлять своеобразие сюжета, героев, событий | |||
6 | «Сказание о белгородском киселе». | 2.1; 2.9; 2.2 | 2.5 | Уметь выявлять своеобразие сюжета, героев. | ||||
7 | И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. | 2.3 2.1 | Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия. | 2.8 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. | |||
8 | И.А.Крылов. Слово о басно- писце. «Листы и корни». «Ларчик», «Осел и соловей» | 5.1 2.1 1.7 | 1.1. 2.5 | Знать образную природу словесного искусства.. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Уметь выделять и формулировать тему,идею, проблематику произведения. | ||||
9 | Вн.чт. Тематика и проблематика басен И.А.Крылова. Подготовка к домашнему сочинению "Какие человеческие пороки осуждает И.Крылов в своих баснях". | 5.1. | 2.5 2.10 | Уметь выделять и формулировать тему,идею, проблематику произведения. Уметь строить письменное высказывание . | ||||
10 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 5.5 1.6 | 1.3. 2.1 2.4 | Знать основные факты творчества А.С.Пушкина. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. | ||||
11 | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения. | 2.1 2.4 | Роль композиции в понимании смысла стихотворения. | 2.4 2.10 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. Уметь строить письменное высказывание . | |||
12 | А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущи-ну». «Зимняя дорога». | 1.6 5.5 | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | ||||
13 Вн. чт. | А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои повести. | 1.2 2.1 5.8 | Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. | 2.7 | Уметь выделять авторского отношения к изображаемым событиям, героям. | |||
14 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Картины жизни русского барства. | 1.6 | Сюжет произведения, тема, идея. | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств. | |||
15 | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола, деспотиз ма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». | 1.6 | Роль эпизода в повести. | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, ком позиции. | |||
16 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. | 1.6 | Развитие понятия о композиции художественногопроизведения. | 1.3 2.7 | Знать факты биографии юного Пушкина. Уметь определять тему и идею произведения. Уметь выявлять авторскую позицию | |||
17 РР | Подготовка к домашнему сочинению «Защита челове-ческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 2.10 3.1 | Уметь строить письменное высказывание . Уметь создавать свяный текст на необходимую тему. | |||||
18 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина . | 1.3 | Знать факты биографии и творчества Пушкина. | |||||
19 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. | 1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства. | 1.3. 2.1 | Основные факты биографии и творчества М.Ю.Лермонтова.. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст | |||
20 | М.Ю.Лермонтов. «Листок», «Утес», «На севере диком...» Особенности выражения темы одиночества. | 1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства. | 2.1 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст | |||
21 | М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения. | 1.8 | Двусложные и трехсложные размеры стиха. | 2.10 3.1 | Уметь строить письменное высказывание . Уметь создавать свяный текст на необходимую тему. | |||
6. Литература второй половины 19 века – 17 часов | ||||||||
22 | Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики» | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | |||||
23 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. | 1.6 | Гуманистический пафос цикла. Юмор автора. | 2.4 | Знать историческую основу стихотворения «Бородино». Уметь определять тему и идею произведения. | |||
24 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1.6 | Портреты героев как средство изображения их характеров. | 2.7 2.4 | Уметь выявлять авторскую позицию. Уметь определять тему и идею произведения. | |||
25 | Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся». | 1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства. | 2.1 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. | |||
26 | Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения. | 1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства. | 2.1 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. | |||
27 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». | 1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства. | 2.1 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. | |||
28 | А.А.Фет. «»Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы… | 1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства. | 2.1 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. | |||
29 Р.Р. | Подготовка к сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | 2.10 3.1 | Уметь строить письменное высказывание . Уметь создавать свяный текст на необходимую тему. | |||||
30 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». | 6.5 | 2.7 | Уметь выявлять авторскую позицию к изображаемым событиям и героям. | ||||
31 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1.6 1.7 | Эпиграф, диалог-спор, сочетание реаль ности и фантастики, роль пейзажа. | 2.1 2.8 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Уметь выражать своё отношение к прочитанному | |||
32 | Вн.чт. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». | 2.1 2.8 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Уметь выражать своё отношение к прочитанному | |||||
33 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С. Тургенева, Н.А.Некрасова. | |||||||
34 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. | 1.4 | Понятие о сказе. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения. | |||
35 Р.Р. | Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стих. Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша». | 2.10 3.1 | Уметь строить письменное высказывание . Уметь создавать свяный текст на необходимую тему. | |||||
36 | Вн.чт. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. рассказы Антоши Чехонте. | 2.1 2.8 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Уметь выражать своё отношение к прочитанному | |||||
37 | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачения лицемерия в рассказе. | 1.6 1.7 | Речь героев и художест венная деталь как источник юмора. | 2.5 | Уметь особенности сюжета, композиции, анализировать изобразительно-выразительные средства языка . | |||
38 | Русская природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | 1.7 | Художественные средства, передающие состояния человека и природы. | 2.5 | Уметь анализировать изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. | |||
39 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 1.6 | «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | |||
40 | Вн.чт. А.С.Грин. Рассказ о писателе «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. | 2.1 2.8 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Уметь выражать своё отношение к прочитанному | |||||
41 | М.М.Пришвин. Слово о пи-сателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоот-ношений Митраши и Насти. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | |||||
42 | Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | Анализ эпизода. Его роль в произведении. | 2.10 | Уметь строить письменное высказывание с связи с изученным произведением. | ||||
43 Р.Р. | Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к домашнему сочинению. | Язык художественного произведения. | 2.5 | Уметь характеризовать роль изобразительно- выразительных средств. | ||||
Т. 8. Тема войны в литературе 20 века - 10 часов (Р.Р.-4 часа, Вн.чт.-1час) | ||||||||
44 | Стихи русских поэтов о В.О.войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов, Д.С.Самойлов. | Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. | 2.1 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст | ||||
45 | А.А.Лиханов. «Последние холода». | Дети и война. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | ||||
46 | В.П.Астафьев. Слово о писате- ле. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. | Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | ||||||
47 Р.Р. | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Подготовка к дом. сочинению «Роль речевых характеристик в создании обра зов героев рассказа В.П.Астафьева». | Особенности исполь-зования народной речи в художественном произведении. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | ||||
48 | В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. | Герой рассказа и его сверстники. | ||||||
49 | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина. «Уроки французского». Подготовка к сочинению. | Роль учительницы в жизни мальчика | ||||||
50 Р.Р. | Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина». | 2.10 | Уметь строить письменное высказывание с связи с изученным произведением. | |||||
51 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. | Человек и природа в «тихой» лирике поэта. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | ||||
52 | Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Герак -ла». Влияние учителя на фор -мирование детского характера. | Юмор и его роль в рассказе. | ||||||
53 | Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне. | |||||||
54 | Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок, С.А.Есенин. Слово о поэтах и их творчестве. | Поэтизация родной природы. Чувство любви к природе и Родине. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | ||||
55 Р.Р. | А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие...». Подготовка к дом. сочинению по анализу лирики. | 2.6 | Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев. | |||||
56 | В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики». | Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | 2.5 | Уметь характеризовать роль изобразительно- выразительных средств. | ||||
Т11 Зарубежная литература 10 часов (Вн.чт.-7 часов) | ||||||||
57 Вн.чт. | К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым народом...». Тема Родины и народа. Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». | 2.5 | Уметь характеризовать роль изобразительно- выразительных средств. | |||||
58 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | |||||
59 | Геродот. Слово о писателе. «Легенда об Арионе». | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, ком позиции, роль изобразите льно- выразительных средств. | |||||
60 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | |||||
61 Вн. чт | М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Образ Санчо Пансы. | 2.7 | Уметь выявлять авторскую позицию. | |||||
62 | Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». | 1.6 | Литературный герой | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | |||
63 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. | 2.7 | Уметь выявлять авторскую позицию. | |||||
64 | М.Твен. «Приключение Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. | 2.10 | Уметь строить письменное высказывание с связи с изученным произведением. | |||||
65 Вн. чт | А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка - притча. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику. | |||||
66 Вн. чт. | 1.6 | Литературный герой | 2.7 | Уметь выявлять авторскую позицию. | ||||
67 Вн. чт. | Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1.6 | Литературный герой | 2.7 | Уметь выявлять авторскую позицию. | |||
68 | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. |