Подготовительный период обучения грамоте
В данной статье я хотела бы рассмотреть подготовку детей дошкольного возраста к освоению родного языка. Этот материал я, надеюсь, будет интересен не только педагогам дошкольных образовательных учреждений, но и родителям дошкольников. В статье рассматриваются основные этапы ознакомления детей с родной речью. Для каждого возраста здесь даются свои рекомендации. Здесь мы узнаем, что именно должен усвоить ребенок в четыре года и с каким богажом знаний он должен подойти к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnyy_period_obucheniya_gramote.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подготовительный период обучения грамоте»
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью обшей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития».
Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника.
Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех-пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.
По мнению А. В. Запорожца, психологические новообразования, возникающие на ранних возрастных ступенях развития ребенка, имеют абсолютное значение в его развитии, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.
Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета.
Исходя из целей концепции, содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое развитие, познавательно – речевое развитие, социально – личностное развитие и художественно – эстетическое развитие.
- Исторический аспект
Многие педагоги и психологи работали над проблемой подготовки детей к обучению грамоте.
Большой вклад внес К.Д. Ушинский, предложивший новый метод обучения – от звука к букве, т.е. разработал аналитико-синтетический метод. Этот метод обеспечивал сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание. Последователи К.Д. Ушинского конкретизировали его метод, устраняя некоторые недостатки.
В основе современных технологий лежит метод Д.Б. Эльконина он, как и Ушинский К.Д., считал, что в основе подготовки к обучению грамоте должна быть работа со звуками человеческой речи. Эльконин подошел к созданию методики не только с точки зрения практического результата, а с точки зрения перспективы всего последующего развития ребенка. В основу метода была положена теория поэтапного формирования умственной деятельности предложенной Гальпериным (умственные действия должны начинаться с этапа материального).
Большой вклад в разработку методики подготовки детей к освоению грамоты внесли Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, В.Г. Горецкий (звуко-слоговый метод), Г.М. Тумакова ( звуковая сторона слова ), А.И. Максаков, Н.П. Иванова и др.
- Подготовительный период обучения грамоте.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.
Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи — взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой — сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.
Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение — это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.
Д. Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке . Например, при иероглифическом письме смысловые единицы (слова, понятия) кодируются с помощью особых значков — иероглифов. Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоемкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание.
В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.
Русское письмо — звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое .
Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б.Элъконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.
Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового зналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).
В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух — это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка — миска). Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.
Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.
- Особенности детского восприятия
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров).
Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии.
Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Обучение чтению — это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка.
Советский психолог Д. Б. Эльконин создал оригинальный метод обучения чтению в первом классе, способствующий формированию правильного отношения к звуковой основе языка.
Специальное введение в мир звуков помогает дальнейшему изучению языка: освоению его грамматики, стилистики, ритмики, поэтики и т. д.
В связи с этим утверждением, а также учитывая детскую «языковую одаренность», обучение грамоте должно непременно начинаться с погружения ребенка в звуковую сферу родного языка.
Данный метод предусматривает также последовательное формирование умственных действий: звуковой анализ слов, изменение слов, чтение. Учитывая это, система обучения грамоте включает два раздела: первый — формирование широкой ориентировки в звуках, второй — обучение чтению. Такая последовательность построения системы диктуется не только логикой самого предмета, но и возрастными возможностями усвоения дошкольниками знаний по грамоте.
Программа, действующая в нашей стране, предполагает начинать обучение с подготовительного этапа в четыре года, т. е. в средней группе детского сада. В речевые занятия включаются специфические задачи, непосредственно связанные с грамотой, с целью усвоения четырехлетними детьми звуковой стороны речи.
Без такой предварительной подготовки начальный этап обучения грамоте всегда вызывает у детей серьезные трудности. Занятия, проводимые в средней группе, помогают предотвратить их.
Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет первый звук в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки (не употребляя при этом самих терминов твердый и мягкий согласный), подбирает слова на заданный звук.
Основной задачей становится формирование способа интонационного выделения звука в слове, т. е. подчеркнутого его произношения во время слитного проговаривания всего слова.
Например, рррак или макаррроны: кот или мышка и т. д. При этом выделяются только согласные звуки, поскольку выделять гласные не составляет труда — они поддаются протяжному произнесению.
Существует два приема выделения согласных звуков в слове: первый — длительное и протяжное произнесение заданного звука (мммак, кошшшка, носсс, и т. п.); второй — громкое и подчеркнутое произнесение звука (рыбка, дом, рот и т.п.).
Это зависит от самого согласного звука — одни можно длительно произносить (шипящие, свистящие, сонорные), другие не поддаются длительному произнесению, их можно выделить только голосом (взрывные, губные).
Детей нужно учить интонировать звук, помогать им овладеть своей артикуляцией и управлять ею. Следует обязательно называть звуки так, как они слышатся в словах, т. е. конкретной фонемой. В слове лллес первый звук ль, а в слове лллак — л и т. д.
В русском языке есть твердые и мягкие согласные звуки, которые, как правило, обозначаются одной буквой (М — м, мь; Б — б, бь; К — к, кь; Р — р, рь и т. д.). Это и составляет основную трудность в дальнейшем, при чтении прямых слогов: ма, мя,- ло, лё; ру, рю...
Детям четырех лет не сложно научиться различать на слух твердые и мягкие согласные: дети работают над звуковой стороной речи, называют звуки так, как они слышатся в словах. Термины они не употребляют, а называют звуки «старшими братцами» (твердые согласные) и «младшими братцами» (мягкие согласные).
Помогает детям сравнение отдельных звуков с природными и бытовыми шумами — с песенкой ветра, водички, колокольчика и т. д. Например, звук с — это песенка большого насоса, а сь — маленького насоса, звук р — песенка большого мотора, рь — маленького мотора, з — песенка большого колокольчика, зь — маленького и т. п.
В работе с четырехлетками желательно ограничиться определением только первого звука в слове. Не случайно приходится отказываться от определения места звука в слове (начало, середина, конец), которое сопутствует многим методикам обучения грамоте.
Дети этого возраста плохо справляются с такой задачей, даже с помощью взрослого. И происходит это потому, что они еще не в состоянии усвоить абстрактные понятия (начало, середина, конец). Определение места звука в слове до обучения звуковому анализу не выражено для детей четырех лет в той конкретной материальной действительности, которую они могут ощутить.
В средней группе ребята имеют дело со звучащим словом, никак не представленным для них материально. С материализованными моделями слов (схемами) они знакомятся позднее, в старшей группе. Тогда дети и научатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
Программные задачи реализуются в доступной и интересной для детей этого возраста форме: в дидактических играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях с использованием наглядного материала, игрушек.
Так, например, используется игра, где каждому ребенку дают куклу, которая может совершить определенное действие (войти в домик, перейти через мостик и др.) лишь тогда, когда она назовет первый звук своего имени (за куклу отвечает ребенок).
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.
Таким образом, впервые внимание детей переключается со смысловой стороны речи на звуковую. Аналогичная работа с детьми четырех лет занимает всего лишь пять-семь минут в речевом занятии. Это начало подготовки к обучению звуковому анализу слов.
Дети пяти и шести лет неодинаково восприимчивы к разным этапам обучения грамоте. Поэтому начинать обучать звуковому анализу и предоставить возможность вплотную заниматься только звуковой стороной речи необходимо именно в пять лет, и не позднее, поскольку шестилетки уже не достигают таких высоких результатов в данной области. Они теряют особую восприимчивость и чувствительность и в большей степени предрасположены к чтению.
Обучение в старшей группе детского сада начинается непосредственно с обучения пятилеток звуковому анализу. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.
Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.
Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.
Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.
С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.
Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками. Получившаяся модель слова отражает отдельные звуки и их последовательность.
Дети разбирают вначале трехзвуковые слова (мак, кит, лес и др.), потом четырех- и пятизвуковые (луна, лиса, гуси,- мышка, мишка, грибы).
Когда дошкольники работают с трехзвуковыми словами, они обозначают все звуки фишками одного нейтрального цвета (серого). После того как дети научились разбирать трехзвуковые слова, их нужно познакомить с гласными звуками.
Знакомство происходит в форме загадок, секретов. Ребята узнают, что гласные звуки — особенные, волшебные, которые можно громко крикнуть, спеть, при их произнесении воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.
Так они отгадывают «волшебные» звуки а, о, у, ы, и, э в словах (мак, дом, лук, дым, кит, лес). Это гласные звуки, которые с этого момента обозначаются красными фишками. Дети самостоятельно для себя открывают характеристику гласных звуков и поэтому легко запоминают этот материал.
О согласных звуках дошкольники узнают после того, как познакомятся с гласными и перейдут к разбору четырехзвуковых слов. Это происходит также в форме загадок. Дети отгадывают особенные звуки, при произнесении которых воздух во рту встречает преграды: губы, зубы, язычок.
Выделение звуков осуществляется по принципу сопоставления их пар (л-ль, р-рь, б-бь и т. д.), твердых и мягких согласных.
Например, выделив первые звуки в словах луна и лиса — ли ль, дети, как уже отмечалось раньше, дают им название двух братцев. Поэтому им легко усвоить, что «старший братец» — л звучит жестко, твердо и называется твердым согласным звуком, а «младший», ль, — нежно, мягко и называется мягким согласным.
С этого момента твердые согласные обозначаются синими фишками, а мягкие согласные — зелеными.
Вот теперь звуковая модель, представленная в цвете (красные, синие, зеленые фишки), отражает качественные характеристики звуков и дает детям возможность наглядно воспринимать различные звуковые структуры.
Например, слово луна представлено следующими фишками: синяя, красная, синяя, красная, что означает: твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный; лиса — зеленая, красная, синяя, красная, т. е. мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный; слон — синяя, синяя, красная, синяя, т. е. твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный; утки — красная, синяя, зеленая, красная, т. е. гласный, твердый согласный, мягкий согласный, гласный и т. д.
При этом ребенок видит модель, ориентируется на цвет и работает с ней как с реальностью, постигая особенности фонетики родного языка (некоторые согласные звуки не имеют мягкой пары — ж, ш, и твердой пары — й, ч).
В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача
Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1-ый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном возрасте представлений.
Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным – грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Начальная школа рассчитана на детей, не получавших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем, значительная часть детей, поступающий в первый класс, умеет читать. Овладение грамотой в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны.
Но полезность навыков чтения зависит от того, на какой основе они построены, насколько они правильно сформулированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудняет работу учителя, т.к. ребенка придется переучивать.
Важно воспитать у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью. Т.е. основной целью воспитания и обучения в детском саду является развитие умственных и художественных способностей детей. При этом углубляется и расширяется использование традиционных видов деятельности детей. Не отменяется и сообщение знаний по математике, грамоте и т.д. Но усвоение всех этих знаний не должно быть самоцелью, а должно подчиняться логике развития способностей детей. Т. е. усвоение знаний и навыков происходит лишь постольку, поскольку они необходимы для развития способностей. Следовательно, усвоение знаний является средством достижения цели. Центр тяжести переносится с того, какой учебный материал предлагается детям, на то, как он дается. Поэтому целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, творческого воображения, произвольности.
Заключение
Эльконин считал необходимостью формирование у детей умения по установлению последовательности звуков в слове, где выделяются все звуки и даются их качественные характеристики. Т.е. метод Эльконина более глубоко вводит детей в звуковую действительность языка.
- Дети не только овладевают навыком чтения, но и вводятся в звуковую действительность языка, что облегчает последующее усвоение грамматики и орфографию. У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов и поэтому дети избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв);
- На всех этапах обучения у детей формируются умственные действия;
- Обучения грамоте позволяет всем учащимся с равным успехом переходить с одной ступени на другую, не застревая на этапе слогового чтения. Т.е. по системе Эльконина дети быстрее постигают принцип слияния букв.
- У детей формируется интерес к языку и его законам
Занятия по подготовке детей к освоению грамоты должны идти в определенной системе и представлять аналитическую цепочку: речь - предложение - слово - слог - звук.
С психологической точки зрения начальный период овладения грамотой выступает речь – предмет обучения. У детей дошкольного возраста осознание речи отстает от практического овладения языком. (Это подтверждено исследованиями Рубинштейна, Лурии). Для дошкольников на первом плане – смысл слова или фразу, т.е. все, что окружает ребенка, имеет название. Для обучения грамоте необходимо понимание детьми законов построения слов, характеристики звуков, анализа отношений между звуками и буквами и т.д. Самостоятельно этому ребенок научиться не может. Кроме этого, высокие результаты освоения грамоты возможны при условии, если предпринятое специальное обучение опирается на практические речевые умения, чистое звуко- и словопроизношение, речевой фонематический слух, подготовленные предыдущим воспитанием детей четвертого и пятого года жизни.
1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка(устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания : изучаются буквы однозвучных гласных звуков [ а, у, о, э, и, ы ].
Основное назначение подготовительного периода : введение основных для обучения грамоте понятий : слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д. Дети только учатся ориентироваться в “Азбуке”. Необходимо формировать у них умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами – “разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это – трудно. В подготовительный период обучения важно удивить ребенка. Удивление служит импульсом к процессу познания. На этом этапе используются всевозможные задания: разноместность ударения, работа над многозначностью слов. Дети получают интересные сведения о природе, о героях сказок и т. д. Важны и интересны следующие игровые приёмы: игра “Кто быстрее?” – рисование по точкам, “слепые рисунки”, буквенные и словесные ребусы, кроссворды, инсценировки. Ученик становится соавтором книг и учителя. Этому должна способствовать атмосфера доброжелательности и взаимопонимания на уроке.
Используемая литература:
М.М.Алексеева, В.И.Яшина. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.- М.2000.
Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи//Развитие развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина.