Использование проектной технологии на занятиях по «Технологии ведения дома» в 5 классе.
В статье я делюсь опытом использования метода проектов на занятиях с учащимися в 5 классе. Я организую коллективную работу как пример оформления индивидуальных творческих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnoy_tehnologii_na_zanyatiyah_po.docx | 263.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной технологии на занятиях по «Технологии ведения дома» в 5 классе.
Как известно, в 5 классе учащиеся изучают большой раздел – проектная деятельность. Ребята в начальной школе по ФГОСу уже выполняли по различным предметам творческие проекты. Однако, трудность у учащихся возникает в объеме своей работы, а также в оформлении документации. Как известно, метод проектов является сейчас приоритетным. Одним из компонентов Всероссийской олимпиады по «Технологии» также является творческий проект учащегося. Существует три глобальных этапа проекта: исследовательский, технологический и аналитический. Сейчас на конкретном примере расскажу свой опыт. Я предлагаю учащимся создать коллективный проект – подарок к новому году. Исследования на новогоднюю тему детям проводить интересно. Они охотно собирают информацию в интернете о символе наступающего года, например в год кролика, легенды о кролике, заяц в фольклоре разных народов. Также, ребята собирают загадки, стихи и зимние приметы.
Пословицы, поговорки и приметы о зайцах:
- Заяц сед: уж навидался он бед.
- Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловя
- Без собаки зайца не поймать.
- Заяц не трус, он себя бережет.
Стихи о зайце
Про зайца Николай Рубцов Заяц в лес бежал по лугу. Я из лесу шёл домой. Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной! Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой весёлый крик.
И ещё, наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под ёлкой О себе и обо мне. Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого. | А что внутри? Галина Новицкая Вот сугроб. -А что внутри? -Если хочешь, Посмотри! - Посмотрел зайчишка, А в сугробе - мишка! Не хватило б зайке ног, Если б ветер Не помог. Зайка - прыг На край метели. И они в овраг Влетели. |
Загадки о зайце
Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) | Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою - белый, Он, скажите, вам знаком? (Заяц) |
|
Потом ребята ищут варианты сувениров. Они могут классифицироваться по материалам: из ткани, бумаги, меха, глины, ваты. Они находят образцы в источниках информации. Из предложенных учащимися вариантов сувениров мы выбираем наиболее доступный. Для этого проводим дизайн-анализ изделий. Критерии для дизайн-анализа придумываем вместе (рис. 1). По примерной таблице, предложенной на рис. 1 выбираем оптимальный вариант. Теперь учащиеся переходят к выполнению II этапа – технологического. Они выбирают материалы и оборудование, которое необходимо для создания изделия, разрабатывают технологическую карту, подробно описывающую технологические этапы изготовления и просчитывают экономический расчет себестоимости данного сувенира. Мы выбрали изготовить лоскутную куклу – зайчик-на-пальчик. Учащиеся нашли историческую справку о лоскутных куклах. Мы выбрали материалы и инструменты, определили виды и способы отделки лоскутной игрушки. Здесь же мы проговариваем и прописываем экологическую оценку проекта – как данное изделие (или процесс его изготовления) влияет на наше здоровье и экологию. Наконец, изделие выполнено и мы переходим к заключительному этапу проекта – аналитическому. Подводя итоги такой большой работы, учащиеся делают вывод, проводят самоанализ и самооценку. Для защиты проекта они придумывают рекламу. И в конце происходит защита проекта, в форме краткого выступления и демонстрации изделия. Реклама: «Детки! Зайцев доставайте Новый год скорей встречайте! Будем песни петь, кружиться Хохотать и веселиться!»
Следующие уроки, где я использую проектный метод – это уроки рукоделия. Например, можно провести интегрированный урок с литературой по сказкам А. С. Пушкина и сделать аппликацию из ткани по эскизам сказочных героев. Это тоже работа содержит проблемно-исследовательский этап. Учащиеся ищут отрывки из произведений А. С. Пушкина, которые затем иллюстрируют, выбирают оптимальный вариант и – реализуют в виде аппликации из ткани, применяя при этом новые знания.
Если занятия рукоделием проводятся в IV четверти, то можно использовать метод проектов, интегрируя его с праздником народного календаря – Пасхой. Изготовить пасхальный сувенир становится интересным занятием. Можно предложить вышивку деревянных заготовок яиц либо изготовление открытки с элементами вышивки. Схемы пасхальных мотивов также ребята придумывают сами или находят и интернете.
Я поделилась с вами своим опытом применения метода проекта на занятиях «Технологией». Надеюсь, что эта статья была полезной.