Урок на тему: «Дыхание растений»
Урок на тему: «Дыхание растений»
По учебнику В.П. Викторова, А.И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu.docx_dyhanie_rasteniy.docx | 57.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «Дыхание растений»
По учебнику В.П. Викторова, А.И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс
Задачи: А. Образовательные:
- Познакомить учащихся со значением дыхания и ролью кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии.
- Выяснить особенности дыхания у растений.
- Сравнить процессы дыхания и фотосинтеза у растений.
Б. Развивающие:
- использовать полученные знания для дальнейшего развития представлений об обмене веществ растительного организма.
- Развивать логическое мышление через формирование навыков самостоятельной работы, умения сравнивать, делать выводы из анализа результатов опыта и представлять результаты своей работы.
В. Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные качества личности.
- Показать необходимость бережного отношения к природе.
- Обратить внимание на необходимость сохранения чистоты воздуха.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
По источнику передачи и восприятия учебной информации:
- частично-поисковый;
- проблемный;
- словесные (рассказ, эвристическая беседа);
- наглядные (демонстрации, иллюстрации);
- практические ( опытов);
По степени управления учебной работой:
- учебная работа под руководством учителя;
- самостоятельная работа учеников; работа с учебником.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
фронтальная
групповая
индивидуальная.
Оборудование: презентация, сухие и влажные семена фасоли, тканевые и полиэтиленовые мешочки, раздаточный материал.
Структура урока:
- Актуализация знаний.
- Сущность процесса дыхания и особенности дыхания растений.
- Сравнительная характеристика процессов воздушного питания растений (фотосинтеза) и дыхания у растений.
- Закрепление знаний.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сегодня мы проведем урок – путешествие по станциям, перед тем, как отправиться в путь за новыми знаниями, нам нужно проверить, как вы усвоили материал прошлого урока.
II. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний. Работа в группах.
У каждой группы на столах есть карточки с заданиями. Вы ведете коллективное обсуждение и один из группы дает ответ. Другие группы слушают ответ учащегося и могут вносить дополнения и комментарии к ответу.
За каждое правильно выполненное задание ваша группа получает жетон. Зеленый – за правильный и полный ответ, желтый – за ответ, требующий дополнений.
I.Группа. Объясните, значение биологических терминов. (Слайд 1)
Устьице - это часть кожицы листа, состоящая из двух
замыкающих клеток и щели между ними,
выполняющая функцию испарения воды и
дыхания.
Хлорофилл - это зеленый пигмент.
Хлоропласты - это зеленые пластиды, в которых происходит
фотосинтез.
Фотосинтез - это процесс образования органических веществ
из неорганических, происходящих на свету в
хлоропластах у растений.
II группа. (Слайд 2)
Какой процесс доказывает демонстрация данного опыта?
- Этот опыт доказывает образование органического вещества (крахмала) в листьях на свету.
Ш группа. (Слайд 3)
Какой процесс подтверждает данный опыт?
Образование кислорода, который активно поддерживает горение.
IV группа. (Слайд 4)
Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?
-Свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.
III.Постановка проблемы.
1.Какой газ выделяется в процессе фотосинтеза?
-Кислород.
2.А для чего необходим кислород?
-Для дыхания.
На экране стихотворение автора О. Мандельштама. Прочитайте стихотворение. Подумайте, какое слово пропущено. (Слайд 5)
Дано мне тело –
Что мне делать с ним?
Таким единым и таким моим?
За радость тихую ….. и жить
Кого, скажите мне благодарить?
(Если не отгадывают). Даю вам вторую подсказку.
Человек может прожить без еды от 1 до 1.5 месяцев, без воды несколько дней. А без чего человек не может прожить даже несколько минут?
3.А дышат ли растения?
Да.
Сформулируйте тему урока.
«Дыхание растений» (Запишите тему урока в тетрадь).
А с какой целью мы изучаем тему «Дыхание растений»?
-Что такое дыхание?
-Зачем нужен кислород?
-Какое значение имеет дыхание?
-Какие органы у растения дышат?
Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, я предлагаю вам отправиться в путешествие по станциям. Мы должны посетить четыре станции: 1. «Теоретическую», 2. «Практическую», 3.«Экологическую», 4. «Аналитическую».
Первая станция «Теоретическая». (Слайд 6)
На проекционном экране рисунок с костром.
-Ребята, что вы видите на экране?
-Костер.
-А какой газ поддерживает горение?
-Кислород.
- Когда подходите к костру, что вы чувствуете?
-Тепло, которые выделяется при сгорании дров.
-А какие вещества сгорают?
-Органические.
(Слайд 7) Чтобы разобраться в сущности процесса дыхания, посмотрите анимацию «Газообмен» и ответьте на вопросы:
1.Какой газ растения поглощают для дыхания?
-Кислород.
2.Как в растение поступает кислород?
-В основном через устьица листьев, молодых побегов, а также чечевички стеблей.
3.Какой газ растения выделяют в процессе дыхания?
-Углекислый газ.
4.Для чего растениям необходим кислород?
-Кислород окисляет (превращает) сложные органические вещества до углекислого газа и воды с выделением энергии.(Дети записывают этот вывод в тетрадь)
5.В какое время суток дышат растения?
-Растения дышат круглые сутки.
В чем сходство между процессами дыхания и горения? (Слайд 8)
-Оба процесса протекают под действием кислорода с распадом органических веществ и выделением энергии.
6.Скажите, все ли органы растения дышат?
Ответы детей.
Чтобы ответить на этот вопрос, посетим «Практическую» станцию.
Слайд 9. «Дыхание семян».
В первой банке - семена набухшие (влажные), во второй - сухие семена. Обе банки были плотно закрыты. Через сутки в эти банки опустили горящие свечи. В банке с набухшими семенами свеча погасла. Объясните, почему?
-Набухшие семена дышат, выделяют углекислый газ, который не поддерживает горение.
Слайд 10.
В сосуды с водой опустили одинаково развивающиеся проростки. Воду в первом сосуде ежедневно насыщали воздухом с помощью пульверизатора. Во второй сосуд налили тонкий слой растительного масла. Через некоторое время растение во втором сосуде погибло.
С какой целью налили масло? Объясните, почему растение погибло?
-Масло задерживает поступление воздуха в воду.
-Растение погибло из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корней.
Слайд 11.
Комнатное растение поставили на стекло, рядом с ним - стакан с известковой водой. Растение закрыли стеклянным колпаком и поместили его в темный шкаф. Через сутки известковая вода в стакане помутнела. (Известно, что известковая вода при соприкосновении с углекислым газом мутнеет).
Объясните, почему известковая вода помутнела?
-При дыхании растения выделяют углекислый газ, который вызвал помутнение известковой воды.
Какой мы сделаем вывод?
-Все органы растения дышат.
Чтобы узнать, какие условия влияют на дыхание растений, мы отправляемся на «Экологическую» станцию. (Слайд 13)
У вас - информационные листы. Изучите текст информационного листа и ответьте на вопросы.
Приложение1.
Растения очень страдают от загрязнения воздуха. Вяз, выросший в лесу, доживает до 300 лет, а в условиях города – в среднем до 45 лет. В лесу встречаются липы, возрастом до 400 лет, а на городской улице липа живет 50-80 лет. В городе на листьях деревьев оседает много пыли. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху: тополь, черемуху, липу, конский каштан.
На химических производствах основным загрязнителем воздуха оказывается оксид серы, поэтому в зоне 300км от источника загрязнения представляется серьезная опасность для растений.
1.Почему растения в лесу живут дольше, чем в городе?
-В лесу воздух чище
2.Откуда в воздухе примеси?
-Источниками загрязнения воздуха является промышленность, транспорт.
3.Какое влияние на дыхание растений оказывает запыленность воздуха?
-Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется.
-Дыханию растений препятствуют примеси, которые появляются в воздухе при сжигании топлива.
4.Какие деревья, устойчивые к загрязненному воздуху, вы знаете?
-Тополь, черемуха, липа, конский каштан.
IV. Применение знаний о дыхании.
У вас на столах лежат семена. Мне их нужно сохранить до весны, чтобы весной посеять. Сложите в мешочки те семена, которые, по вашему мнению, могут сохраниться до весны.
Объясните свой выбор.
1.Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
Сырые семена дышат, при этом выделяется много тепла, и если семена лежат плотно, то они нагреваются, и зародыш погибает.
2.Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
В заболоченной почве мало кислорода?
Последняя наша станция «Аналитическая». (Слайд 13)
Сравните два процесса дыхания и фотосинтеза, результаты занесите в таблицу.
Сравниваемые признаки | Фотосинтез | Дыхание |
В каких клетках растения происходит? | Происходит только в зеленых клетках растения. | Происходит во всех живых клетках растения. |
Какой газ поглощается? | Поглощается углекислый газ. | Поглощается кислород. |
Какой газ выделяется? | Выделяется кислород. | Выделяется углекислый газ. |
Необходимость света. | Для осуществления фотосинтеза необходим свет. | Происходит в течение всего времени суток – постоянно. |
Что происходит с органическими веществами? | Образуются органические вещества. | Органические вещества расходуются. |
Энергия. | Поглощается. | Выделяются. |
Для самопроверки, ребята, поменяйтесь таблицами. Первая группа- со второй, третья группа - с четвертой и проверьте правильность заполнения таблицы.
Заполненная таблица открывается на проекционном экране.
Сделайте вывод о различии и взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания.
Вывод: фотосинтез и дыхание – это два противоположных процесса. (Слайд 14)
Домашнее задание. (Слайд 15)
Изучить §24. Провести дома опыт, доказывающий, что при дыхании органы растений выделяют углекислый газ.