НОД в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений. Тема:"Площадь"

Мухомедьянова Алла Владимировна

 

Тема: «Площадь».

Цель: сформировать представление о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки; закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

Оборудование:

Демонстрационный – презентация к занятию, музыкальная физкультминутка; картинки: Буратино, Мальвина, кляксы (синяя и красная), белый лист бумаги.

Раздаточный – рабочая тетрадь, пенал с карандашами – на каждого ребенка; 3 картинки с задачами, 3 стола, 3 подставки с простыми карандашами.

Ход:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Игра «Солнышко».

Дети стоят возле стульчиков.

- Какое наступило время года? (весна.)

- Солнышко стало такое веселое и теплое. Давайте с ним поиграем.

Презентация 1 слайд.

- Посчитаем лучики в обратном и прямом порядке.

      После счета солнышко улыбается, дети садятся за столы.  

  1. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

Формирование представлений о площади фигур.

- Ребята, солнышку рады не только люди, но и сказочные герои.

       Выставляю на доске изображение Буратино и Мальвины.

- Вам знаком этот деревянный человечек?  (Буратино.)  А эта девочка с голубыми волосами? (Мальвина.)  Из какой сказки они к нам пришли? («Приключения Буратино» или «Золотой ключик»).  Кто автор этой сказки? (А. Толстой.)

- Однажды Мальвина стала учить Буратино писать, и он поставил две вот такие кляксы: Одну – красными чернилами, а другую – синими. Как вы думаете, какая из клякс занимает больше места на листе бумаги?

        Ответы детей.

- Мы можем точно сказать, какая клякса занимает больше места на листе бумаги? (нет.) Значит, мы этого не знаем?

- Давайте вместе подумаем, как решить этот вопрос.

  1. Открытие нового знания.

Непосредственное сравнение фигур по площади.

- Что нужно сделать, чтобы узнать какая клякса занимает больше места на листе бумаги? (надо наложить красную кляксу на синюю.)

- Красная клякса – часть синей.

- Свойство фигуры, которое показывает, больше или меньше места она занимает на листе бумаги, называется площадью. Повторите это название. Молодцы!

- А как сравнить фигуры по площади? (наложить фигуры так, чтобы одна фигура полностью уместилась в другой.)

IV.    Введение нового знания в систему знаний и повторение.

Сравнение фигур по площади с помощью мерки.

1). Игра «Коврики».

Презентация 2 слайд, рабочая тетрадь №1 с. 44

- Мальвина связала коврики для Буратино, Артемона и Пьеро. Но, конечно, сначала они должны ответить на вопрос, чей коврик занимает самую большую площадь. Поможем им? Что нужно сделать?

       Дети высказывают свои соображения, догадываются сосчитать квадратики.

- Из каких фигур состоит рисунок на ковриках? (из квадратиков.)

-Можно ли их использовать как мерки? (да.) Докажите (эти квадратики одинаковые.)

- Как измерить коврики этими мерками? (сосчитать квадратики.)

- Сосчитайте и сделайте вывод. (9> 8.)

Физкультминутка «Шарики воздушные».

2). Игра «Найди одинаковые фигуры».

Презентация 3 слайд, рабочая тетрадь №2 с. 44

- Рассмотрите фигуры, что интересного вы замечаете? (все фигуры составлены из одинаковых квадратиков.)

- Как вы думаете, почему закрашены две фигуры зеленым цветом? (они одинаковые по площади.)

- Что здесь надо сделать? (Найти фигуры одинаковые по площади и закрасить их желтым цветом.)

- Какова площадь фигуры, закрашенной желтым цветом? (6 квадратиков.)

- Предлагаю вам вместе, парами найти нужную фигуру.

     Самопроверка по готовому образцу на экране:

- Проверьте, у вас также?

- У кого по-другому?

- Молодцы!

3). Игра «Интересные картинки».

- Ребята, хотите поиграть с Мальвиной?

- Она приготовила для вас интересные картинки. Давайте разделимся на три группы. Подойдите к столам. Рассмотрите картинки.

- Что здесь надо сделать? (составить задачу по картинке, решить ее, записать схему.)

     После выполнения задания дети садятся за столы. На доске по очереди выставляются выполненные задания. Из каждой группы один ребенок рассказывает:

- задача: условие, вопрос;

- схема: что известно (части или целое) и что нужно найти;

- решение задачи.

4). Игра «Поезд».

Презентация 4 слайд, рабочая тетрадь №5 с. 45

- Ребята, нашим героям пора отправляться в свою сказку. Но для этого нам нужно подготовить поезда. Найдите задание №5. Что здесь нужно сделать? (дописать недостающую часть в пустых окошках.)

- Как вы думаете, какой номер будет у верхнего поезда? (№8.) Значит, какое число здесь нужно составить? (8.) Согласны.

- А какой номер будет у нижнего поезда? (№9.) Какое число здесь нужно составить? (9.) Согласны.

     Дети самостоятельно выполняют задание.

- Расскажите, как вы составили число 8, 9.

V.      Итог занятия.

- Понравилось ли вам в гостях у Мальвины?

- С каким новым свойством фигур мы сегодня познакомились? (площадь.)

- Как сравнить фигуры по площади? (наложением.)

- Какая игра вам понравилась больше всего?

- Что было трудно?

- Дома вырежьте из бумаги две фигуры, которые можно сравнить способом наложения.

- Молодцы! Занятие окончено.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

> 8 9

Слайд 4

7 6 5 4 5 6 7 8