«Важность слаженного взаимодействия семьи и ДОУ»
Выступление на педсовете по теме важности слаженной работы педагогов и семьи воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_vzaimodeystvie_s_semey.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете .
«Важность слаженного взаимодействия семьи и ДОУ»
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную проблему сотрудничества и тесного, эффективного взаимодействия воспитателей с семьей воспитанника.
Результаты педагогических наблюдений с целью определения степени готовности родителей к социальному партнерству позволяют констатировать, что лишь незначительная часть родителей готова выступить в роли организаторов образовательной деятельности с детьми. Родители не имеют для этого необходимый опыт, знания и умения, а главное, желание. Чаще всего родители выступают в роли пассивных слушателей. Проявление интереса родителей к проблемам дошкольников, их готовность принимать участие в деятельности не высока. Они чаще всего ссылаются на отсутствие времени, знаний и умений и не готовы обсуждать с детьми происходящие события, явления, говорить о прочитанном, увиденном, посещать музеи, выставки, концерты, театры, заниматься совместным творчеством. Чаще всего предпочитают проводить совместный досуг дома, реже в развлекательном центре, которых так много в нашем городе. Лишь незначительная часть родителей уделяет внимание, вопросам эстетического развития детей считая развитие чувств, эмоций, способности выражать свое видение окружающего мира в различных видах творческой деятельности, одной из важнейших составляющих подготовки ребенка к обучению в школе.
В тоже время, другая часть родителей находится в пассивном ожидании, возлагая все обязанности по развитию ребёнка на ДОУ. В процессе пребывания ребенка в ДОУ у пассивных родителей возникает отчуждение к его образованию, развитию, которое они стихийно готовы наверстать, когда ребенок начинает обучаться в школе.
Педагог должен является авторитетом для родителей, источником педагогических знаний. Но большинство родителей видят в воспитателе лишь человека, который должен осуществлять качественный уход за их ребенком (гулять, кормить, проводить занятия, следить за здоровьем ребенка) и хорошо подготовить ребенка к школе».
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Мир постоянно информационно усложняется. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических.
Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.
Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.
Поэтому работу с родителями мы делим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.
Закон РФ «Об образовании» ввел федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Который отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка.
В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад. Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать малыша, воспитатели стремятся сделать то же самое и помочь в этом родителям.
Переход на партнёрские отношения должен уступить место союзу двух равных участников единого образовательного процесса, центром которого должен стать ребенок, его интересы, образовательные потребности и возможности.
Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять единые задачи, но разными путями и средствами, согласовывать свои действия и помогать друг другу. Социальное партнёрство должно базироваться на доверии, понимании нужд ребёнка, единстве, взаимопомощи, изучение лучшего опыта семейного воспитания и разнообразных форм развивающего взаимодействия.
Конечно, же есть и возможные трудности при организации взаимодействия с семьей.
Это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. Из чего же складывается успех общения?
Это и не желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Разминка:
Давайте на минуту включим фантазию и представим как утром мамы и папы, приводя ребенка в детский сад говорят вежливо: «Здравствуйте» и уходят, вечером забирают ребенка, говорят: «До свидания» и уводят ребенка домой. Педагоги и родители не общаются.
Вопрос участникам педсовета:
• Возможно такое? Почему?
• Нужно ли общение с воспитателем? Для чего оно необходимо? (обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает)
• Так ли важно сотрудничество с родителями?
Делаем вывод: что общаться необходимо ежедневно. Так как от участия родителей в работе образовательного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается много знают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять стороны домашнего воспитания, определить меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Давайте вспомним, какие же существуют традиционные формы взаимодействия. (игра с мячом – тот, кто берет мяч, отвечает на вопрос: «Какие традиционные формы взаимодействия с родителями вы знаете и используете?»,«А нетрадиционные?») Вот мы с вами и вспомнили формы взаимодействия с родителями.
Существует две классификации: традиционные и нетрадиционные
-Как вы думаете, какие формы взаимодействия с родителями, в настоящее время, наиболее актуальны? (нетрадиционные)
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия ДОУ и семьи – двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. Всей своей работой педагогический коллектив детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Поскольку мы с Вами занимались изучением проблемы сотрудничества с родителями в течение всей трудовой деятельности, то нас всех можно назвать эрудитами в этой области. А игра поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания, расставить акценты, обозначить вопросы, требующие дополнительного изучения.
Конкурс № 1 Вопросник “Работа с родителями”.
1.Сколько раз в год проводят общее родительское собрание? (два)
2. Сколько раз в год проводят групповое родительское собрание? (3)
3.Как называется форма работы с родителями, когда они могут прийти в детский сад и увидеть работу с детьми воспитателем? (День открытых дверей)
4.Как называется форма работы с родителями, заключающаяся в том, что специалист дает рекомендации по интересующей родителей вопросам? (консультация)
5. Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).
6. Один из приемов активизации родителей. (Игра).
7. …– это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его
заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)
8. … – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. (Семья)
9. Назовите наглядную форму работы с родителями (Стенды, папки-передвижки)
10. Назовите формы поддержки родителей в период адаптации детей в детском саду? (Памятки, присутствие родителей в группе, индивидуальная беседа)
Благодарю всех за ваше внимание и активное участие.