программа по кружку

Программа расщитана для детеи с умереннои умственнои отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации МО «Можгинский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Большеучинская школа- интернат»

Принято

на заседании

педагогического совета

протокол №____

от «___» _________________20 ___г.

Утверждаю:

Директор МКОУ

«Большеучинская школа-интернат»

______________Е.В. Кусова

Приказ №____от________________20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

 художественной направленности

 (адаптированная для детей с ОВЗ)

                                                          «Очумелые ручки»

                                                 Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                                         Автор- составитель:

                                                                                              Николаева Светлана Владимировна

педагог дополнительного образования

с. Большая  Уча

2018

Пояснительная записка

Программа кружка «Очумелые ручки» предназначена для правильного развития мелкой моторики детей с умеренной умственной отсталостью и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Направленность программы – художественная

В основу программы положены следующие принципы: развитие индивидуальности каждого ребёнка; системная организация управления образовательным и воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программы «от простого к сложному»). Программа  рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях.

  Программа содержит следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, лепка из соленого теста, бумагопластика, изготовление кукол- те области, которые не разработаны для глубокого изучения в предметных областях.

Актуальность программы. Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика, развивает мелкую моторику. Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает глазомер учащегося и т. д.

Отличительная особенность программы: целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование коррекции познавательных способностей учащихся. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Адресат программы: дети с умеренной умственной отсталостью 7-15 лет.

Объём программы: 136 часов.

Срок освоения программы: 1 год (34 недели).

Форма обучения: индивидуально – групповая.

 Режим занятий: два дня по два часа в неделю.

Организация занятий кружка:

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия 2 часа. 

Цель программы– формировать элементарные умения работы с бумагой, нитками, природными материалами, солёным  тестом, обучить элементам конструирования.

Задачи:

  • Выполнять основные приёмы работы с пластилином.
  • Выполнять основные действия с бумагой (сминание, разглаживание ладонями, отрывание небольших кусочков).
  • Учить выполнению работ из солёного теста.
  • Развитие умений сопоставлять свою поделку с образцом.

Содержание программы

Учебный  план

Разделы

1 год обучения

1.

Введение: правила техники безопасности

1

2.

Работа с природным материалом.

9

3.

Пластилинография

26

4.

Бумагопластика

28

5.

Соленое тесто

19

6.

Изготовление кукол из ниток

22

7.

Папье – маше

9

8.

Работа с бросовым материалом.

20

9.

Отчётная выставка

1

10.

Итоговое занятие

1

Итого

136

Содержание программы

1 раздел. Ознакомление детей с особенностями кружка, расписанием занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

2 раздел. Создание небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В качестве природных материалов используются  корни, шишки, семена,  мох, кусочки дёрна,  и т.д.

3 раздел. Характеристика пластилина как материала  для изготовления поделок. Приёмы работы с пластилином. Последовательность изготовления плоскостных изделий.

4 раздел. История возникновения  и развития бумагопластики.  Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

5 раздел. Ознакомление с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Приёмы работы с тестом. Последовательность изготовления  изделий из теста.

6 раздел. История куклы. Игровые и обереговые куклы. Как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности.Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского  народного костюма.

7 раздел. Что такое папье-маше? История возникновения и применения. Исторические сведения о появлении игрушек из папье-маше. Применение игрушек. Виды и назначение игрушек и сувениров.

8 раздел. Общее понятие о бросовом материале. Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления для обработки материалов, приемы их рационального  и безопасного использования.

9 раздел. Отчётная выставка.

10 раздел. Итоговое занятие.

Планируемые результаты:

  1. выполнять основные приемы работы с пластилином (разминать, раскатывать в руках и на подкладной доске, раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч), вдавливать, делить на части, сплющивать между ладонями (лепешка, блин), соединять две части (гриб со шляпкой), вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови, соединение плоских деталей с объемными);использовать в лепке правильные представления о величине и форме (большой и маленький, круглый, плоский, палочки);
  2. выполнять основные действия с бумагой (сминание, разглаживание ладонями, отрывание небольших кусочков);
  3. выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;

экономно расходовать используемые материалы; применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла).

  1. изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

Календарный учебный график:

1 год обучения

Дата начала и окончания учебного года

01.09.2018г-31.05.2019г

Количество учебных недель

34

Количество учебных дней

136

В период осенних, зимних, весенних, летних каникул занятия не проводятся.

Формы аттестации: тестирование, выставка.

Оценочный материал:

Тест:

Выберите один вариант ответа и обведите его в кружок.

  1. Как  нужно  оставлять  ножницы  на  столе?

а)  с  закрытыми  лезвиями

б)  с  открытыми  лезвиями

в)  не имеет  значения

  1. Как правильно передавать ножницы?

а) кольцами вперед

б)  кольцами к себе

в)  кинуть

г) с раскрытыми лезвиями

  1. Пластилин – это:

а) природный материал

б) материал, созданный человеком

в) приспособление

  1. Инструмент для работы с  пластилином – это:

а) стека

б) ножницы

в) нитки

  1. Бумага – это…  

а) материал

б) инструмент

в) приспособление

  1. Как называется вырезание и наклеивание деталей  на основу?

а) аппликация

б) оригами

в) вышивка

  1. В каком порядке выполняют аппликацию?

□ вырежи

□ разметь детали

□ приклей

  1. Подчеркни названия инструментов.

Ножницы, пластилин, мел, молоток, бумага, ткань, игла,  нитки,  лопата, клей, глина.

  1. Подчеркни, что относится к природным материалам.

Листья, желуди,  картон,  цветы, бумага, семена, кора, ткань.

Методические материалы:

Особенности организации образовательного процесса– очное.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая,

Формы организации учебного занятия– беседа, выставка, игра, мастер-класс, наблюдение, презентация, творческая мастерская, экскурсия.

Методы обучения: словесный, наглядный-практический, объяснительно-иллюстративный, игровой; и воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;

Педагогические технологии– технология группового обучения, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия:

Структура  занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Основная часть занятия– краткое содержание и время теоретической части занятия;
  3. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения;
  4. Физкультминутка;
  5. Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога;
  6. Обобщение и оценка выполненной работы.

Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Большеучинская школа- интернат»

Принято

на заседании

педагогического совета

протокол №____

от «___» _________________20 ___г.

Утверждаю:

Директор МКОУ

«Большеучинская школа-интернат»

______________Е.В. Кусова

Приказ №____от________________20___г.

Рабочая  программа

 художественной направленности

 (адаптированная для детей с ОВЗ)

                                                          «Очумелые ручки»

                                                 Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                                         Автор- составитель:

                                                                                              Николаева Светлана Владимировна

педагог дополнительного образования

с. Большая  Уча

2018

                                                Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Количество часов

Форма аттестации/контроля

всего

В том числе

теория

практика

аттест.

1.

Введение. Правила техники безопасности.

1

1

2.

Работа с природным материалом.

1

1

2.1

Цветы из листьев.

2

2

2.2

Аппликация из листьев.

2

2

2.3

Поделки из шишек (мишка, лошадка)

4

4

3.

Пластилинография

1

1

3.1

«Путешествие в «Пластилинию»

(просмотр мультфильма с пластилиновыми героями)

1

1

3.2

Плоскостное изображение «Подарки осени»

3

1

2

3.3

Плоскостное изображение «Бабочка»

2

1

1

3.4

Плоскостная аппликация «Гномик».

3

1

2

3.5

Лепная картина «Рябина».

3

1

2

3.6

Лепная картина «Ромашки».

4

1

3

3.7

Лепная картина

 «Цветы для мамы».

5

2

3

3.8

Лепная картина «Зимний лес».

4

1

3

4.

Бумагопластика

4.1

Вводное занятие

1

1

4.1

Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги, «Волшебные комочки»

2

1

1

4.2

Аппликация «Любимый мишка»

3

1

2

4.3

Аппликация «Снеговик»

3

1

2

4.4

Оригами.  Открытка к празднику.

2

1

1

4.5

Оригами. Конверт.

2

1

1

4.6

Аппликация «Чудо – дерево».

3

1

2

4.7

Оригами «Коробочка-сюрприз».

1

1

4.8

Вырезание полосок из газеты для скручивания трубочек.

2

1

1

4.9

Изготовление трубочек из газеты.

1

1

4.10

  Плетение из газетных трубочек: «Рыбка», «Сова».

1

1

4.11

Панно из газетных трубочек «Паутина с пауком».

2

1

1

4.12

Плетение корзины из газетных трубочек.

1

1

4.13

Оформление корзиночки.

1

1

4.14

 Фантазии из ладошек «Ёжик»

2

1

1

4.15

 Фантазии из ладошек «Лебедь»

1

1

5

Соленое тесто

1

1

5.1

Лепная картина «Мишка»

3

1

2

5.2

Оформление работы «Мишка»

2

1

1

5.3

Объемная лепка «Брелок»

2

2

5.4

Оформление работы «Брелок»

2

1

1

5.5

Объемная лепка «Подкова на счастье»

2

2

5.6

Оформление работы «Подкова на счастье»

2

1

1

5.7

Лепная картина «Корзина с грибами»

3

3

5.8

Оформление работы «Корзина с грибами»

2

1

1

6.

Изготовление кукол из ниток.

1

1

6.1

Куклы -обереги.

4

1

3

6.2

Изготовление кукол – оберегов «Ангелочек».

3

1

2

6.3

Одень куклу девочку. Изготовление нарядов.

3

1

2

6.3

Одень куклу мальчика. Изготовление нарядов

3

1

2

6.4

Изготовление куклы – домовёнка.

5

1

4

6.5

Одень куклу -домовёнка. Изготовление наряда.

3

1

2

 7.

Папье-маше. 

7.1.

Вводное занятие.

1

1

7.2

Технология изготовления предметов в технике папье-маше (видеофильм)

1

1

7.3

Композиция «В лесном царстве». Грибы: мухомор, боровик и др.

3

1

2

7.4

Приборы посуды (коллективная работа). Чайный сервиз: тарелочка (блюдце), чайная чашка, чайник, сахарница, вазочка.

4

1

3

8.

Работа с бросовым материалом.

8.1

Вводное занятие

1

1

8.1

Карандашница из фантиков.

5

1

4

8.2

Панно из карандашной стружки.

3

1

2

8.3

Пингвин из пластиковой бутылки.

5

1

4

8.4

Цветы из яичных лотков.

3

1

2

8.5

Фоторамка из яичных лотков.

3

1

2

9.

Отчётная выставка.

1

1

Выставка творческих работ

10.

Итоговое занятие.  

1

1

Тест

Итого:

136

45

89

2

1

                                                     Список литературы:

  • Агапова И., Давыдова М. 200 лучших игрушек из бумаги и картона, Москва, 2008г.
  • Аполозова Л. Бисероплетение. М.: Культура и традиции.
  • Балузина Л.В., Новикова И.В. Бисер. - Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг. 2003.
  • Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва, Просвещение, 1983г.
  • Гончар В.В. Модульное оригами. Айрис – пресс, 2008.
  • Концов В. Волшебная бумага, – М.: ИД «Чистые пруды», 2005.
  • Лыкова И.А. Я леплю из пластилина, Карапуз, 2008г.
  • Лыкова И.А. Я создаю поделки, Карапуз, 2008г.
  • Чен Н.А. Замечательные поделки своими руками, Харьков, 2008г.
  • Интернет ресурсы: http:// stranamasterov/ru/ , http://oriart.ru/