Учитель года 2016
Учитель года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе « Я-учитель».
Проживи одну свою и тысячу
жизней своих учеников – и ты
проживёшь вечность…
Учитель математики – моя мечта с детства.
Как же быстро летит время. Как быстро идут часы жизненного пути. Детство - самая чудесная, беззаботная пора. Часто вспоминаю свои школьные годы в Новопорубежской средней школе, своих учителей, увлеченных, влюбленных в свою работу, которые и привили мне любовь к профессии учителя. В своих детских мечтах я рисовала школу, класс, где мне предстоит работать. Учитель в моем понимании был примером доброты и мудрости, большого терпения и трудолюбия, тем, кого всегда уважали и ценили, старались быть на него похожим.
Когда я заканчивала 11 класс, с выбором профессии вопросов не было. Я понимала, что моё решение поступать в педагогический институт – окончательное и обсуждению не подлежит. Ну, конечно, школа. Конечно, учитель… Бесспорно, математика!
Почему учителем математики? Во-первых, математика была любимым предметом в школе, благодаря моим учителям. Во-вторых, сам предмет приучает ученика дисциплинированной точности, конкретности, что мне очень нравилось.
Зачастую все мечты превращаются в реальность. Вот и пришло студенческое время. Время взросления, самое счастливое и незабываемое. Становлюсь самостоятельной. Поступаю в Вольское педагогическое училище №2 им. Ф.И. Панферова на отделение учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области математики. Два года в ВПУ №2 вспоминаю с самыми добрыми чувствами. Все вокруг так ново и интересно, а самое главное мои первые шаги в школу в роли учителя. Неужели я, та, которая сама несколько лет назад была ученицей, иду в школу учить детей, пусть это только практика. Восторгу не было предела. А сколько гордости за себя. Так хотелось всем рассказать о своем профессиональном счастье. На практике любила давать уроки, особенно уроки математики. Согласна с высказыванием М.В. Ломоносова: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». Действительно, математика формирует характер человека, честность, способность признавать ошибки и находить силы для их исправления, создает проблемы, которые не так –то просто решить сразу, но в тоже время подсказывает пути их решения. Окончив училище с красным дипломом и поступив на заочное отделение механико-математического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, начинаю педагогическую деятельность в средней общеобразовательной школе с. Карловка.
Подошло время не просто взросления, подошло время становления. Теперь часы начали новый отсчет времени – это время накопления моего педагогического опыта. Теперь я не учитель-практикант, я – настоящий учитель. 14 лет назад я переступила порог этой школы, и с тех пор она стала для меня вторым домом. Меня встретил сплоченный, дружный коллектив, каждый учитель помогал в работе, всячески поддерживал. Страшновато быть учителем самостоятельно. На последней парте не сидит педагог, который исправит все мои ошибки или наоборот похвалит. Но мне повезло, у меня был наставник, Балаева Маина Хизриевна. Умная, сдержанная, твердая. У нее я училась быть настоящим учителем. Она не просто давала мне советы, она помогала находить правильное решение любой проблемы. Как умело исправить свои недочеты в трудной ситуации. Как правильно вести себя с детьми, заслужить их уважение и любовь. А самое главное – как научить детей любить математику. За это я ей очень благодарна. Иногда сама себе задаю вопрос: "А что меня держит в школе? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?" Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить сразу. Нужны годы упорного труда, умение слушать и понимать своих учеников, умение подсказать и направить к правильному решению. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Плоды этого труда достигаются со временем. Есть выражение: «Время - это самый непостижимый измеритель человеческой жизни». Именно со временем приходит к учителю опыт, уважение учеников. А все это часы нашего учительского труда. Часы, которые никогда не останавливаются. Выпуская одних учеников, мы принимаем других.
Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.
Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его.
Моя задача - помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления. Найти рецепт учительского успеха - мечта любого педагога. Сколько бы времени ни потратил, такого рецепта не найти. Для этого надо жить школой. Быть ее частью.
В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
• научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами;
• необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями;
• убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда;
Моя практическая задача - привести роман ученика с математикой к счастливому продолжению;
Что такое человеческое счастье? Это возможность заниматься тем, что ты любишь и умеешь делать. Для меня это школа. Это учительский труд, который вне времени. К.Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
Работая учителем, я — счастлива! Успехи учеников приносят непередаваемое счастье, гордость, ощущение полета. Все вокруг говорят о сложности учительской профессии, о нехватке свободного времени, огромной ответственности. Ну и пусть. Несмотря на все трудности, никогда не хотела поменять профессию. Со словом «учитель» росла, с этим словом и живу. Я – учитель!
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Маштакова Г.С.,
учитель математики
МОУ « СОШ с. Карловка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики, путем внедрения технологии проблемного обучения.
Наше время – время перемен. В современном обществе возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми и другие. И современная школа должна готовить своих выпускников к реалиям жизни. Поэтому на сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться. Почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?
Проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы при переходе на ФГОС имеет очень большое значение. Содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию познавательной активности школьников. Таким образом, противоречие между необходимостью повышения уровня познавательной активности учащихся с одной стороны, и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения с другой, предопределило для меня использование технологии проблемного обучения на своих уроках.
Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с … загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
« Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»
Э.И. Александрова
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению познавательной активности учащихся на уроках математики путем внедрения технологии проблемного обучения. Работа над опытом охватывает период с сентября 2014 года по настоящее время.
Методическая система проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20–30-е гг. ХХ столетия. В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные: Лернер И.Я. и Скаткин М.К. классифицировали методы проблемного обучения, Матюшкин А.Н. разработал положение о роли проблемных ситуаций, Махмутов М.И. определил этапы проблемного обучения, Н. А Мечинская и Е. Н. Кабанова-Меллер внесли вклад в построение системы приёмов познавательной деятельности.
По определению Лернера И.Я. : проблемное обучение - процесс принятия участия ученика в решении новых познавательных проблем под руководством учителя.
Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность.
Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.
Возникновение интереса учащихся зависит от умения учителя создать так называемую проблемную ситуацию − такое жизненное или учебное затруднение, возникающее тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. Эта ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности.
Деятельность учителя при проблемном обучении включает следующие элементы:
- нахождение способа создания проблемной ситуации, прогнозирование возможных вариантов ее решения учеником;
- руководство деятельностью учащихся по усмотрению (формулированию) проблемы;
- уточнение формулировки проблемы;
-оказание помощи учащимся в анализе условий;
-помощь в выборе плана решения;
-консультирование в процессе решения;
-помощь в нахождении способов самоконтроля;
-разбор индивидуальных ошибок или общее обсуждение решения проблемы.
Вот, на мой взгляд, хороший пример создания проблемной ситуации:
На картине художника Богданова-Бельского как нельзя лучше отображена идея проблемного обучения: активировать мышление учащихся. На ней изображен талантливый учитель, известный русский педагог Сергей Александрович Рачинский, замечательный представитель русских образованных людей позапрошлого века. Он был доктором естественных наук и профессором Московского университета. Вглядитесь внимательно в лица ребят, изображенных на картине. Насколько они увлечены и поглощены поиском решения, насколько активизированы. Художник ярко и красочно смог передать это в своей картине. Аналогичную атмосферу стараюсь и я создавать на своих уроках. Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока математики в 5 классе.
Целью моего педагогического опыта является развитие познавательной активности школьников на основе проблемного обучения, и как следствие - повышение качества знаний учащихся по математике. Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:
1) использование на уроках технологии проблемного обучения, что позволяет научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся; формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного мировоззрения;
2) введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая содействовала бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений, воздействовала бы на эмоциональное
состояние школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от умственной деятельности;
3) использование методов, способов и приемов, направленных на обеспечение оптимального процесса обучения и развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие положительного отношения, интереса, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще.
Эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
В урочной системе технологию проблемного обучения использую на уроках изучения нового материала, на уроках-практикумах, уроках-обобщениях, при подготовке к выпускным экзаменам, в процессе индивидуальной работы с учащимися. Создание проблемных ситуаций позволяет выявлять и совершенствовать способности учащихся, развивать познавательную активность, мыслительные навыки.
В своей работе я использую следующие методические приемы создания проблемных ситуаций на уроке:
- Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения.
Например, к восприятию понятия НОД при изучении темы «Наибольший общий делитель» в 6 классе подвожу решением задачи: «Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Чебурашка», если надо использовать все конфеты?».
- Использование с той же целью задач межпредметного, прикладного, профессионального характера
Например, курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
- Использование исторического или занимательного материала (фактов биографии математиков, математических фокусов и т.п.).
Например, индийский математик Брамагупта, живший в 7 веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как «имущества», отрицательные числа - как «долги». Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так: «Сумма двух имуществ - имущество»: (+Х) + (+Х) = (+Х) «Сумма двух долгов - есть долг»: (-Х) + (-Х) = (-Х). Большой интерес у учащихся вызывают следующие задания. Например, при изучении темы: « Окружность и круг» в 5 классе сообщаю детям, что по-латински « радиус» - « спица колеса», и предлагаю им нарисовать радиус окружности.
- Организация практической работы исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к выводам, требующим теоретического обоснования.
Приведу несколько примеров предлагаемых мною учащимся практических работ по математике в 5 классе:
1) Тема урока «Измерение углов. Транспортир»
Задание. Начертите три произвольных треугольника. С помощь транспортира найдите градусные меры углов треугольников. Сделайте вывод о сумме углов каждого треугольника.
2) Тема урока «Доли. Обыкновенные дроби»
Задание. Начертите квадрат, занимающий 4 клетки тетради. Разделите его двумя разными способами пополам. Закрасьте: 1\2 часть квадрата,1\4 часть квадрата.
- Исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.
В начале изучения темы «Противоположные числа» создаю проблему: «Какими словами являются «да» и «нет»?». Учащиеся приводят примеры противоположностей в окружающей жизни: тепло – холод, верх – низ, счастье – горе, добро – зло и т. д. Затем предлагаю детям найти ответ на вопрос : как числа отражают этот факт? Как наглядность, называю исторические события и даты (когда они произошли). Это - гениальный математик древности Архимед родился в – 287 году; гениальный русский математик Н.И. Лобачевский родился в 1792 году; первые олимпийские игры в Греции состоялись в -776 году;- первые международные олимпийские игры 1896 года. Подвести ребят к понятию о противоположных числах помогает вопрос: каким математическим знаком можно заменить слова «до нашей эры», «нашей эры». Учащиеся записывают в тетради противоположные цифры, приводят примеры подобных пар, объясняют, чем они отличаются внешне, предлагают свои названия таких чисел.
В 5-6 классах на уроках математики удобна групповая работа, где учащиеся выполняют совсем небольшие исследования, которые занимают только некоторую часть урока. Дети учатся замечать закономерности, выдвигать гипотезы, проверять их на практике.
Новизна такого направления работы заключается в объединении возможностей технологии проблемного обучения с возможностями традиционных с целью повышения мотивации и активизации творческих способностей учащихся. Так проблемное изложение материала может быть использовано в работе учителя как на уроке, так и в воспитательной работе во внеурочное время.
Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:
-учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
-развивается логическое мышление;
-развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
-развивается способность к самоконтролю;
-формируется устойчивый интерес к предмету;
-активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.
Об этом свидетельствуют результаты проведенных диагностик, представленные на диаграммах.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего использования технологии проблемного обучения с целью достижения более высокого уровня сформированности познавательной активности учащихся при изучении математики.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. Данный материал рассмотрен на ШМО учителей естественно-математического цикла и опубликован на сайте
http://nsportal.ru/mashtakova-galina-sergeevna
ссылка на презентацию к методическому семинару:
https://drive.google.com/folderview?id=0BxlUNBkFvhmJdUUxNGJZa0RoQjg&usp=sharing
Работа по данной проблеме требует от педагога
- знания теоретических основ технологии проблемного обучения;
- высокой профессиональной компетентности педагога;
- владение методиками диагностики личностных особенностей учащихся.
В заключение можно сказать, что метод проблемного обучения является одним из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует активизации познавательной деятельности учеников, заставляет мыслить творчески, что очень хорошо соответствует идеологии стандартов второго поколения.
Литература.
- Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.
- Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:Знание, 1991.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.
- Оконь В. Основы проблемного . – М.: Просвещение, 1968
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. Серия «Педагогика и психология», №7, - М., 1974.