Продуктивное использование новых образовательных технологий

Андросова Ольга Владимировна

В результате систематического использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности зафиксирована положительная динамика результатов обучения, повышение мотивационных интересов обучающихся и формирование информационной грамотности. Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению моего предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учаОсновная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности обучающихся и их родителей в разных учебных ситуациях, в построении обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса. 

Технология способствует формированию коммуникативной компетенции на уроках.щихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.Применение технологии проблемного обучения привлекает меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Такая деятельность становится творческой. Проектная деятельность, которой уделяется большое внимание на уроках, применяется мной и во внеурочных занятиях для формирования умения вести исследовательскую работу обучающихся.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы о-а в корнях - раст -, -рос-

Слайд 2

Сияет свет звезды. Ученик проверил изложение. Путешественники обошли заросли растений.

Слайд 3

Сияет свет звезд ы. Ученик проверил из лож ение. Путешественники обошли за рос ли раст ений.

Слайд 4

Цель урока: 1. Познакомиться с правилом… 2. Учиться…

Слайд 5

Цель урока: 1. Вспомнить всё, что… 2. Повторить правило… 3. Закрепить знания ….

Слайд 6

Словосочетание .

Слайд 7

Прочитайте слова, соедините их между собой попарно, при этом ориентируйтесь на их одинаковую орфограмму. Запишите составленные пары слов. чес… ное поб … дить вс … гда сер.. це в б…ю м… чтать

Слайд 8

чес т ное сер д це поб е дить в бою вс е гда м е чтать

Слайд 9

Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это языковое явление, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слайд 10

1. Повторить всё, что…. О….. 2. Установить, как связываются …в … 3. Учиться отличать … от …. и … . Цель урока:

Слайд 11

1. Повторить всё, что нам известно о словосочетании. 2. Установить, как связываются слова словосочетании. 3. Учиться отличать словосочетание от слова и предложения. Цель урока:

Слайд 12

Задание 1. Соедините первые буквы имен существительных, которые употребляются только в единственном числе и назовите новое словарное слово. Керосин, грабли, азот, очки, ненависть, ворота, асфальт, ножницы, хлопоты, школа, листва, товарищ. (КАНАЛ)

Слайд 13

Задание 2. Соедините первые буквы слов, которые пишутся без мягкого знака. Пастбищ…, дрож …, об…явление, сбереч …, чиж…, ест (что делает?), рассчитает…, мощ …, кирпич… (ПОЧЕРК)

Слайд 14

Задание 2. Соедините первые буквы слов, которые пишутся без мягкого знака. Пастбищ…, дрож …, об…явление, сбереч …, чиж…, ест (что делает?), рассчитает…, мощ …, кирпич… (ПОЧЕРК)



Предварительный просмотр:

Раздумье о смысле жизни в лирике А.С. Пушкина


Цели урока:

  • сформировать у учащихся более полное представление о личности А. С. Пушкина и его творчестве, в частности, о философской лирике поэта;
  • на материале стихотворения “Отцы пустынники и жены непорочны” побудить учащихся к глубокому осмыслению такого понятия, как покаяние, к осмыслению потребности каждого человека в постоянном духовном самосовершенствовании;
  • научить элементам анализа лирического произведения, элементам сравнительно-сопоставительного анализа 2-х произведений; развить представления учащихся об образе лирического героя, о структуре и художественном пространстве стихотворения;
  • развивать у учащихся внимание к художественному слову.

Наглядность и оборудование урока: компьютерная презентация по теме урока (см. Приложение 1), раздаточный материал для учащихся (см.Приложение 2), цветные карандаши, компьютер, проектор, планшет.

План-конспект урока

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя о теме урока, постановка целей урока и беседа с учащимися:

Давно замечено, что в жизни каждого человека существует один очень важный период, начинающийся примерно в 30-летнем возрасте. Одни называют этот период “кризисом среднего возраста”, другие – периодом поисков смысла жизни, переосмысления прожитого. Это сложный, но в то же время очень важный период в жизни каждого человека. Был такой период и в жизни А. С. Пушкина. Именно об этом периоде, о стихотворениях, написанных поэтом в это время, мы с вами сегодня и будем говорить.

1 СЛАЙД

 Будем говорить о Пушкине-человеке, который прошёл достаточно серьёзный, а иногда и мучительный путь духовного совершенствования.

? Послушайте стихотворные строки:

“Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит...”,

“духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился...”,

“и ныне с высоты духовной мне руку простираешь ты...”,

“твоим огнём душа палима...” - узнали ли вы автора этих строк? (А.С. Пушкин)

? А заметили ли вы, какое слово довольно часто повторяется во всех этих строках? (душа, духовной)

И это не случайно. Примерно в 30-летнем возрасте решительно обозначилось у Пушкина “смутное влечение чего-то жаждущей души”...Особенно часто о душе, о смысле жизни поэт начинает писать в период так называемого “позднего творчества”, в 30-е годы XIX века.

III. Сообщение учителя о фактах из биографии А.С. Пушкина и о Ефреме Сирине:

Прежде чем говорить непосредственно о так называемой философской лирике поэта, давайте обратимся к фактам из биографии Александра Сергеевича. Ведь творчество любого поэта – это отражение его жизненного пути, его переживаний, сомнений.

Итак, 1836 год. Последний год жизни Пушкина. Он был ознаменован несколькими важными событиями.

2 СЛАЙД

29 марта 1836 года умерла мать Александра Сергеевича Пушкина, Надежда Осиповна. Умерла ровно за 10 месяцев до трагической кончины своего великого сына. Наверное, Надежду Осиповну трудно назвать хорошей матерью. Часто она бывала легкомысленной, ветреной, светской жизни уделяла гораздо больше внимания, чем воспитанию старших детей Ольги и Александра. Правда, младшего сына Лёвушку очень любила. В последний год жизни Надежда Осиповна была серьёзно больна. Александр Сергеевич был чрезвычайно внимателен и почтителен к ней, проявляя искреннюю заботу и любовь. Перед смертью Надежда Осиповна просила у сына прощения за то, что не ценила преданности своего сына. Пушкин сам отвёз тело покойной в Святогорский монастырь, где 8 апреля 1836 года и похоронил. После похорон он был чрезвычайно расстроен.

Спустя почти 4 месяца, 22 июля 1836 года, появляется стихотворение “Отцы- пустынники и жёны непорочны...”, о котором сегодня и пойдёт разговор.

3 СЛАЙД

 Спустя ещё несколько месяцев, осенью 1836 года, в дневнике Александра Сергеевича появляется следующая запись: “Скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические – семья, любовь etc.(et cetera) – религия, смерть”.

Итак, читая эти строки, мы видим, что поэт размышляет о необходимости коренных перемен в своей жизни.

? О каких бытовых переменах в своей жизни размышляет поэт? (о переезде в деревню)

? Но как вам кажется, что для него важнее: перемены бытовые или перемены мировоззренческого характера? (Конечно, важнее перемены мировоззренческого характера, перемены, свидетельствующие о серьёзных размышлениях поэта о своей жизни.)

Отражение этих размышлений – стихотворение “Отцы пустынники и жёны непорочны...”

 Но прежде чем обратиться к стихотворению, перенесёмся в 4 век нашей эры.

4 СЛАЙД

В 4 веке жил Ефрем Сирин (умер в 373 г.) – один из самых почитаемых святых Православной Церкви. Его духовное наследие обширно. Одно из самых известных его творений – краткая молитва, которую читают в храмах и дома в течение всего Великого поста.

? Что такое Великий пост? (Великий пост – самый длинный пост в году, начинается сразу после Масленицы и заканчивается Пасхой. Великий пост – это не просто ограничение себя в пище, как может показаться на первый взгляд. Великий пост предназначен для сугубого очищения души человека от греха, пост даёт возможность человеку осмыслить свои поступки и раскаяться.)

IV. Краткий анализ молитвы (учащиеся используют раздаточный материал, см. Приложение 2):

Давайте послушаем молитву Ефрема Сирина, которую называют покаянной

5 СЛАЙД

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия
И празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
Терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
И не осуждати брата моего,
Яко благословен еси во веки веков, аминь.

Безусловно, очень трудно сразу вникнуть в суть услышанного. В распечатках приводится толкование отдельных слов молитвы.

РАБОТА С РАСПЕЧАТКАМИ (см. Приложение 2)

Индивидуальное задание для учащихся: внимательно прочитайте толкование слов и раскрасьте слова карандашами в зависимости от того, какую окраску несёт слово: положительную или отрицательную. (Дать учащимся время вчитаться в молитву, понять её смысл).

Проверка индивидуального задания: Теперь давайте проверим получившиеся результаты. (6 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ).

  • Праздность – ничегонеделание, праздная, бесцельная жизнь.
  • Уныние – безнадёжная печаль, гнетущая скука.
  • Любоначалие – властолюбие, гордыня, стремление командовать и подчинять себе других.
  • Празднословие – пустые, праздные слова.
  • Целомудрие – строгая нравственность, душевная чистота.
  • Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
  • Терпение – безропотное перенесение страданий, боли, неприятного.
  • Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности к кому или чему-нибудь.
  • Прегрешение – проступок, грех.
  • Осуждение – неодобрительное мнение о ком-то или о чём-то.

? Итак, молитву Е. Сирина называют покаянной. Нашли ли вы в тексте молитвы слова “покаянный”, “каюсь”, “раскаяться”? (нет)

? Не кажется ли вам это странным?

? Как вы думаете, почему в тексте молитвы этих слов нет? (Дело в том, что покаяние — процесс тайный, не всегда заметный, но процесс для человека чрезвычайно важный. )

? Как вы понимаете смысл слова “покаяние”? (В словаре Ожегова: добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке).

? Как вы считаете, должен ли человек испытывать чувство покаяния?

? Почему важно испытывать это чувство? (Потому что чувство покаяния вызывает желание избавиться от своих грехов, сделать свою душу чище).

7 СЛАЙД 

Итак, покаяние — добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке. Чувство покаяния вызывает желание избавиться от грехов, сделать свою душу чище. Человек, не испытывающий чувства раскаяния, не видит ничего плохого в себе и своих поступках, не испытывает желания изменить себя, самосовершенствоваться. Без чувства покаяния не может начаться путь духовного роста человека. Следовательно, покаяние можно считать началом духовного совершенствования человека.

Ну а теперь перейдём к стихотворению А. С. Пушкина, которое считают поэтическим переложением молитвы. Весной 1836 года А.С. Пушкин достаточно часто бывал на службе в храме, где много раз во время великопостных богослужений слышал молитву Ефрема Сирина.

V. Чтение и анализ стихотворения А.С. Пушкина “Отцы пустынники...”

Работа с 1 частью стихотворения.

8 СЛАЙД– прослушивание стихотворения.

Вопросы к учащимся после прослушивания стихотворения:

? Что вы можете сказать о композиции стихотворения? (Стихотворение Пушкина условно делится на 2 части)

? В какой части стихотворения вы видите собственно переложение молитвы? (Собственно переложение молитвы составляет его 2-ую часть).

1 часть является своеобразным вступлением, которое подготавливает читателя к восприятию “молитвенного стиха”.

Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

? Как вы поняли смысл 1 части стихотворения? (Лирический герой говорит о том, какое чувство в его душе вызывает молитва Е.Сирина)

? Какое же это чувство? (Умиление)

? Что такое умиление? (С религиозной точки зрения умиление – это дар Божий, это покаянное чувство. Поэтому в контексте стихотворение “умиляет” - значит “ вызывает покаянное чувство”, “возбуждает желание молиться”).

? Какое воздействие оказывает молитва на лирического героя? (“Падшего крепит неведомою силой”).

? Объясните, как вы понимаете смысл этой строки? (Результат молитвы – с одной стороны, усиливает в человеке чувство своей греховности (ведь не случайно здесь слово ПАДШЕГО), но, с другой стороны, укрепляет, т. е. позволяет осознать, что человек, соприкасаясь с Божественной силой, становится духовно сильнее).

VI. Сравнительно-сопоставительный анализ 2 части стихотворения и молитвы Е.Сирина.

Итак, в 1-й части стихотворения идёт речь о том, какое воздействие оказывает на человека молитва Ефрема Сирина.

2 часть стихотворения – поэтическое переложение молитвы. Давайте сравним собственно молитву и поэтическое переложение. Для удобства проведения сравнительно-сопоставительного анализа в ваших распечатках тексты 2 части стихотворения и молитвы расположены параллельно.

9 СЛАЙД

Стихотворение

Молитва

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей, 
И празднословия не дай душе моей. 
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, 
Да брат мой от меня не примет осужденья, 
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Господи и Владыка живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия 
И празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, 
Терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
И не осуждати брата моего,
Яко благословен еси во веки веков, аминь.

? Сколько строк во 2 части стихотворения и в молитве? (7 и 8)

Пушкин убирает последнюю строку. В молитве эти слова произносит священник, а в стихотворении молитва идёт от лица лирического героя.

Ну а теперь давайте перейдём к сравнительно-сопоставительному анализу 2 части стихотворения и молитвы.

Задание в парах: 1 человек в паре работает со стихотворением, 2-ой – с молитвой.

На оставленных справа строчках поставьте цветными карандашами + или – рядом с теми словами, которые обозначают положительное или отрицательное качество человека.

Проверка задания в парах:

1. Сравниваем 1, 2, 3 строки (отвечают учащиеся):

Первые три строки в стихотворении и молитве не очень отличаются друг от друга. И в молитве, и в стихотворении речь идёт о просьбе человека избавить его от 4-х грехов: духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. 

Пушкин лишь объединил уныние и праздность, назвав “дух праздности унылой”. Но многие из “отцов пустынников” связывали эти 2 страсти друг с другом, так что значительного отступления от православных традиций Пушкин не допустил.

А вот далее идёт значительное отступление от текста молитвы.

2. Сравниваем 4, 5, 6, 7 строки? (отвечают учащиеся):

О чём далее идут просьбы в молитве? (О даровании целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Заключают молитву просьбы о даровании зрения своих грехов и неосуждения).

? В каком порядке эти просьбы следуют у Пушкина? (Он меняет их местами).

Схематично эту перестановку можно показать так: 

10 СЛАЙД

В стихотворении

В молитве

- - - -

+ -

+ + + +

- - - -

+ + + +

+ -

? Как вы думаете, можно ли эту перестановку считать существенной или Пушкин сделал так просто для создания поэтического текста?

В молитве за 4-мя “минусами” сразу следуют 4 “плюса”, то, что человек просит у Бога. Пушкин поднял выше “плюс” - дай мне увидеть мои грехи и “минус” - грех осуждения. Если всмотреться глубже, то можно увидеть, что эта перемена является отражением некоего убеждения А. С. Пушкина. Убеждения, к которому он шёл долгим и трудным путём, опытно познавая важность определённых нравственных начал в жизни человека.

?Что значит осуждение? (Выражение неодобрения кому-нибудь, признание дурным).

?Как вы думаете, осуждение – это очень страшный грех?

А между тем осуждение считается одним из самых страшных грехов. В Евангелие от Матфея говорится: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы”. Почему так строго? Потому, что когда человек осуждает других, он не видит своих грехов, следовательно, не испытывает потребности в раскаянии, не пытается сделать свою душу чище. Сначала нужно увидеть свои грехи, потом научиться не осуждать других людей за их проступки, а неосуждение – это предпосылка смирения, терпения, любви и целомудрия.

И, наконец, стихотворение Пушкина завершается просьбой дать 4 “плюса”: смирение, терпение, любовь и целомудрие. Целомудрие вынесено в конец строки, на это слово падает логическое ударение. Целомудрие – это не только антоним слова “разврат”, это чистота нравов, непорочность, умение сдерживать свои страсти. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: “Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей”.

VII. Вывод.

? Как вы думаете, не кощунственно ли переделывать молитву? Не говорит ли это о неуважительном отношении к святыне?

Переложение Пушкина – это скрытый комментарий к тексту, а не подмена текста. Это рассказ человека о том, что для него значит молитва, как он её понимает.

? А теперь давайте попытаемся постичь ту мудрость, к которой пришёл поэт: каков же тот духовный путь, который должен пройти каждый человек?

Индивидуальное задание: в левой стороне распечатки пробуем записать этапы духовного пути человека.

1. покаяние (дай зреть прегрешения)

2. неосуждение

3. смирение

4. терпение

5. любовь

6. целомудрие

Проверка индивидуального задания –

11 СЛАЙД

VIII. Заключительное слово учителя, итог урока:.

? Почему стихотворение “Отцы пустынники...” называют философским? (Потому что в нём идёт осмысление вечных ценностей человеческой жизни)

? Изменилось ли ваше представление о поэте после сегодняшнего занятия? (Поэт – мудрый человек)

? Важны ли эти ценности для вас? (на 11-м слайде!)

Наш урок не заканчивается так, как заканчиваются обычные уроки, - домашним заданием. Потому что впереди у каждого из вас – большая самостоятельная работа, которую не будут оценивать школьной оценкой, но от этого она будет не менее важной.

12 СЛАЙД

Хорошо было бы, если бы мудрость была такого свойства, чтобы она могла переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором пока её нет...

Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего.



Предварительный просмотр:

О Великопостной молитве Ефрема Сирина

- Разберите, пожалуйста, подробнее молитву Ефрема Сирина, рассказав, что конкретно мы просим в ней.

- Мало выучить наизусть какой-то сакральный текст, но важно каждое слово, которое мы обращаем к Господу Богу наполнять реальным, осязаемым смыслом, разуметь, чего именно мы просим.

Господи, Владыко живота моего!

Тот, в руках Которого моя жизнь, смерть и воскресение.

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Мы просим не просто прощения грехов, но чтобы Создатель очистил сосуд нашего духа от нечистой, затхлой атмосферы, которую производят деятельные грехи. От чего именно просим очиститься?

Дух праздности – нет ничего более вредного, чем это состояние ничегонеделания. Свято место пусто не бывает. Если мы не двигаемся вперед, то де-факто отступаем назад. Праздность позволяет дьяволу неприметно проникать в пространство нашего сердца и искушать нас его посулами и предложениями. Поэтому в старину говорили, что деятельного человека искушает один бесенок, а ленивого, обломова целых сто демонов. Начинай потихонечку что-то делать, выходи из апатии, и Божья благодать, как теплый ветер, наполнит паруса твоей души.

Уныние – прямое  следствие праздности. Если ты не знаешь, к чему приложить силы, все валится из рук. Уныние – состояние какого-то безнадежия, когда мир окрашивается в серо-бело-черные тона. Нет ничего хуже уныния. Поэтому я посоветовал бы нашей молодежи больше действия. Уныние нападает за тех, кто денно-нощно находится за компьютером. Обездвиженность  – и свет не мил, и хлеб не сладок. Наша христианская позиция совсем иная – бодрость, деятельность, целеустремленность, жизненная активность. Без этого просто невозможно.

Любоначалие – желание властвовать, обладать людьми, поставлять их в зависимость от самого себя. Этакая хлестаковщина, когда собственное «я» раздувается, как мыльный пузырь. Когда ты изображаешь собой нечто, чем в действительности не являешься. Так называемый имидж, а на самом деле фантазия, химера. Любоначалие – мерзкая страстишка, ведь каждый человек – немножко Хлестаков. И чем меньше его должность, тем больше он «гнобит» окружающих, людей, находящихся от него в какой-то зависимости.

Напротив, Бог смиренным, кротким дает благодать. «Кто хочет из вас быть большим, да будет всем слугою» - слова Священного Писания не слишком понятны в наш амбициозный век с его пресловутым лидерством.

Празднословие. Почему вдруг оно появилось в конце этого короткого списка. Мне кажется, слово – это та лакмусовая бумажка, посредством которой мы угадываем, что прячется в человеческой душе. Скажи мне два-три слова, и я тотчас пойму, что у тебя за пазухой. Вот почему внимательное ухо наших телезрителей тотчас понимает, что сокрыто внутри собеседника. И гордыньку не утаишь, и уныние сообщает какую-то вязкость, монотонность, конечно, в мимике и жестах.

Не дай, Господи, мне заразиться этими страстями праздности, уныния, любоначалия и празднословия.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне.

Представим, что человек покаялся, что он изменял своей жене. Простит его Господь? Несомненно, если отрежет раз и навсегда. Но душок блудный останется, и не так просто очистить сосуд с затхлой пищей. Можно выбить смердящие остатки, но чтобы из него не пахло дурно, надо долго промывать его водой. Вот почему Церковь полагает достаточно длительную епитимью человеку, который решил изменить свою жизнь с минуса на плюс и стать верным семьянином, перестав порочить жену своим безобразным поведением.

Дух целомудрия, на мой взгляд, это лилия, которая сегодня редко благоухает на улицах Москвы, а тем паче Парижа. Но научиться отгонять от себя назойливые, как жирные навозные мухи, помыслы и мечтания крестом и призыванием Иисуса Христа: «Господи, Иисусе Христе, очисти мое больное воображение. Господи, научи меня целомудренно смотреть на лиц другого пола». «Господи, научи меня видеть первозданную красоту этого мира, не разжигаться в душе недостойными мечтаниями». Много пота, труда, крови, слез придется пролить, прежде чем научиться целомудрию, то есть сохранению своего сердца в богоприятной чистоте. Это и есть главная цель образования и воспитания у нас в России. К сожалению, в Министерстве образования на этот счет можно услышать и диаметрально противоположную мысль. Молимся, чтобы Господь низвел небесную росу в наше сердце.

Смиренномудрие. Будем отличать его от «смиренномордия», антураж, внешность еще ничего не говорит. Смиренномудрие, мне кажется, заключается в том, чтобы мыслить о себе скромно. Не раздуваться в собственном воображении от мнимой самодостаточности, уникальности, незаменимости. Самодовольство, удовлетворенность – начало застоя. Смиренномудрие – критическое отношение к самому себе, умение со стороны оценивать свои поступки, отдавая преимущество ближним, а среди них всегда найдется немало людей талантливее, креативнее и совершеннее в тех областях, которые мы почитаем своим призванием.

Терпение. Можно ли без него обустроить свой дом и сохранять мирное расположение в кругу домочадцев? Чуть что не по нам ропщем, унываем, метемся, осуждаем. «Претерпевший до конца, спасен будет». Терпение и труд все перетрут.

Любовь – венец всему. Тот, кто имеет человеколюбие, видит образ Божий в каждом, пусть самом опустившемся человеке и готов послужить ему не делом, так словом, не словом, так молитвой.

Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего. Может быть, еще не всем по силам насаждать в своей душе семена целомудрия, смиренномудрия, любви, но не осуждать соседа можешь. Прекратить переливать из пустого в порожнее, осечь, когда при тебе кого-то пересуживают, сказав «Давайте, друзья, выберем другую тему». Ведь неосуждение – уже половина спасения, почему, как мне кажется, преподобный Ефрем Сирин, увидев, что не всем по силам первые два задания, дает третье: не осуждай и не будешь осужден.

 

Протоиерей Артемий Владимиров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздумья о смысле жизни в философской лирике А. С. Пушкина

Слайд 2

29 марта 1836 года умерла мать А.С. Пушкина – Надежда Осиповна. 22 июля 1836 года, спустя 4 месяца после похорон, появляется стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» 1836 год... 1836 год...

Слайд 3

«Скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические – семья, любовь ets . – религия, смерть». (осень 1836 года, отрывок из дневника А. С. Пушкина)

Слайд 4

В 4 веке жил Ефрем Сирин (умер в 373 г.) – один из самых почитаемых святых Православной Церкви. Одно из самых известных его творений – молитва, которую читают во время Великого поста. Молитву Ефрема Сирина называют «покаянной»

Слайд 5

Покаянная молитва Ефрема Сирина Праздность – ничегонеделание, праздная, бесцельная жизнь. Уныние – безнадёжная печаль, гнетущая скука. Любоначалие – властолюбие, стремление командовать и подчинять себе других. Празднословие – пустые, праздные слова. Целомудрие – строгая нравственность, душевная чистота. Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. Терпение – безропотное перенесение страданий, боли, неприятного. Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности к кому-нибудь или чему-нибудь. Прегрешение – проступок, грех. Осуждение – неодобрительное мнение о ком-то или о чём-то.

Слайд 6

Покаяние – добровольное признание в совершённом проступке, ошибке Путь к раскаянию – долгий и мучительный, но совершенно необходимый для человека. Чувство покаяния вызывает у человека желание изменить себя, самосовершенствоваться. Без чувства покаяния не может начаться путь духовного роста человека. Что такое покаяние?

Слайд 8

Стихотворение Молитва Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия И празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, Терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения И не осуждати брата моего, Яко благословен еси во веки веков, аминь. Сравнительно-сопоставительный анализ 2-ой части стихотворения и молитвы

Слайд 9

Стихотворение Молитва - - - - (Праздность унылая, любоначалие, празднословие) - - - - (Праздность, уныние, любоначалие, празднословие) + - (Видение своих грехов, осуждение ) + + + + (Целомудрие, смиренномудрие, терпение, любовь) + + + + (Смирение, терпение, любовь, целомудрие) + - (Видение своих грехов, осуждение ) Сравнительно-сопоставительный анализ 2-ой части стихотворения и молитвы

Слайд 10

ПОКАЯНИЕ НЕОСУЖДЕНИЕ СМИРЕНИЕ ТЕРПЕНИЕ ЛЮБОВЬ ЦЕЛОМУДРИЕ Этапы духовного пути человека

Слайд 11

Хорошо было бы, если бы мудрость была такого свойства, чтобы она могла переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором её пока нет… Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Л. Н. Толстой