Характеристики уровней системного недоразвития речи при обследовании дошкольников с первично сохранным интеллектом и без нарушения слуха.

 

Заключение

 

ОНР  (I уровень)

 

ОНР (II уровень)

 

ОНР (III уровень)

 

В состоянии орального праксиса

 

Чаще пытается повторить  движения за педагогом;  нарушены объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка; грубо нарушены тонкие дифференцированные движения языка. Некоторые дети отказываются от выполнения задания.

Нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

Незначительно снижен объём и переключаемость движений  языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

 

В состоянии просодики и динамической стороны речи

 

 

 

 

Темп

Медленный, реже – быстрый или нормальный.

Медленный, быстрый или нормальный.

 

Нормальный, медленный или быстрый.

Ритм

Доступно воспроизведение ритма 1, 2, много.

Ритм до 3-х.

Ритм до 5.

Интонация

Монотонная.

Снижена интонационная выразительность.

Норма или незначительное снижение интонационной выразительности.

Дыхание

Низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное».

Снижен объём речевого дыхания.

Без особенностей.

Голос

Нередко снижена сила голоса.

Чаще – без особенностей.

Без особенностей.

 

В состоянии звукопроизношения

 

 

 

Полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности - диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

 

В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз

 

 

Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова и предложения.

Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

Нарушение или затруднения в воспроизведении структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

 

В состоянии фонематического восприятия

 

 

 

Фонематическое восприятие в зачаточном состоянии.

Недоразвитие фонематического восприятия.

Сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

 

В состоянии звукослогового анализа и синтеза

 

 

 

Отсутствие и сложных и простых форм фонематического анализа.

 

 

Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и \ или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков \ слов  в слове \ предложении).

 

В состоянии импрессивной речи

 

 

 

Понимание грамматических изменений слов

 

 

Отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов. 

Различает формы единственного и  множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

 

Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов.

 

 

                                                          

Понимание фраз

 

При восприятии речи доминирует лексическое значение. Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций.

Морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение: развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных  предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

 

В состоянии экспрессивной речи

Фраза

 

 

Фраза  состоит из лепетных элементов и поясняющих жестов, вне конкретной ситуации понятой быть не может.

 

Произвольная фраза простая, из 2-3, редко 4 слов, грубо аграмматичная. Спонтанная  форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов;  на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.

 

Фраза простая, распространённая,  с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.

Диалог

 

Диалогическая речь больше пассивна, чем активна.

Диалогическая речь в основном развита.

Диалогическая речь развита.

Автоматизированная форма речи

Нарушена.

Затруднена. Нарушена дезавтоматизированная форма речи.

Сформирована.

Сопряжённая форма речи

Нарушена.

Затруднена.

Сформирована.

Отражённая форма речи

Нарушена.

Затруднена.

Сформирована.

Номинативная форма речи

Нарушена.

Неустойчива.

Сформирована.

Связная речь

 

 

 

 

Не сформирована.

Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии.

Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Затруднена контекстная речь (без опоры на наглядность).

 

В состоянии пассивного и активного словаря

 

 

Словарь ограничен. В активе – небольшое количество нечётко произносимых обиходных слов, аморфных слов-корней, звукоподражаний и звукокомплексов, сопровождающихся указательными жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире  активного.

Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.

Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно  других частей речи.  Простым обобщением владеет частично.  Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире  активного.

 

В состоянии грамматических процессов

 

 

Словообразование

 

 

Отсутствует.

Сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).

Значительно затруднены:  образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; приставочных глаголов. Часты ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, детёнышей животных.

 

Словоизменение

Отсутствует.

 

 

 

 

Значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

Незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.

 

В состоянии общей и мелкой моторики

 

Моторика развита слабо. Латерализация часто не установлена.

Моторика развита недостаточно. Латерализация чаще уже установлена (правосторонняя или левосторонняя).

Общая моторика развита. Недостаточно сформированы графо-моторные навыки.

      

 

ОНР IV уровня: характеризуется частичными (незначительными)  затруднениями  в фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороне речи (на малоупотребительном лексическом материале).