Два Мороза
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Два Мороза» ( русская народная сказка.)
Цели: ознакомить с русской народной сказкой «Два мороза»,
отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умения выделять
главное в тексте, способствовать воспитанию трудолюбия.
Ход урока:
- Организационный момент.
Посмотрим друг на друга, улыбнёмся соседу, учителю, гостям и начнём урок.
- Речевая разминка. Слайд №1.
Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногами,
Только треск идёт. С.Дрожжин.
Прочитаем с разной интонацией.
Определите жанр текста. (Стихотворение).
О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме).
- Мобилизирующий этап. Формирование темы урока. Слайд № 2.
Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений. Отгадайте, что это за произведение и кто автор?
- «Были брат и сестра – Вася и Катя, у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти».
( Л.Н.Толстой. «Котёнок»)
- «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши.»
(«Лиса и журавль». Сказка)
- «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой.
(«У страха глаза велики» сказка).
Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку?
(Лишний первый отрывок. Это рассказ. А вторые два это русские народные сказки). Сколько осталось произведений. Два. Это будет первое слово в названии темы урока.
-Определим вторую часть в названии темы урока.
Отгадайте загадку. Слайд№ 3.
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы
И заросли роз? (Мороз).
Сформулируйте тему урока полностью.
Тема урока: «Два мороза». Слайд № 4.
Определите жанр произведения (Сказка)
Итак тема урока: Сказка Два Мороза.
Сформулируйте цель урока: слайд № 5.
(Познакомиться с русской народной сказкой «Два Мороза» ; учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).
Вернёмся к загадке. Что это за могучий волшебник?
Учитель. Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!».
(Вот как об этом волшебнике - мастере говорится в произведениях).
4. Словарная работа. Слайд №6
- В сказке встретятся незнакомые слова. Посмотрите на слайд и прочитайте слова, объясните их значение.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимающий обработкой земли.
По названию и данным словам попробуйте определить, о ком сказка.
(О Морозах, купце, крестьянине).
5. Просмотр детского фильма «Два мороза». Слайд № 7.
-Кто из вас был более точным в предопределении сказки?
-Почему это сказка? (Морозы говорят).
Как решили позабавиться Два Мороза?
Куда едет купец? Крестьянин?
Как одет крестьянин? Купец?
Как мороз – Синий нос заморозил купца?
Удалось ли Морозу Красному носу заморозить крестьянина?
Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно? Зачем он так сделал?
- Физкультминутка.
7.Чтение сказки по ролям.
-Сколько чтецов надо выбрать?
-С какой интонацией будем читать слова Мороза? (Купца? Крестьянина?– их нет).
Прочитаем сказку ещё раз.
– Обратите внимание на слова, помогающие понять, что это русская народная сказка?
- Почему это сказка? Слайд № 8
-Есть зачин.
-Присутствуют типичные выражения для русских народных сказок:
«По чистому полю, по густому лесу».
«Свистнули, щёлкнули, побежали.»
«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».
-Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».
-Удалось ли главным героям людей заморозить?
Откройте тетради по литературному чтению и ответьте на вопросы теста: слайд № 9
ТЕСТ
- Что решили сделать братья Морозы?
А) поиграть
Б) порезвиться
В) позабавиться
- Богатый купец ехал?
А) с колокольчиками
Б) с бубенчиками
В) со звоном
- За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос?
А) за рыбаком
Б) за охотником
В) за дровосеком
- Какая у купца была шуба?
А) медвежья
Б) лисья
В) волчья
- Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
А) кнутом
Б) поленом
В) палкой
- Что по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа, лучше шубы греет?
А) печка
Б) костёр
В) топор
Проверим ваши ответы! Слайд № 10.
9. Работа в парах: Выберите слова, которые описывают действия крестьянина? - + …. Купца? - V …… Какие слова остались? Действия кого описывают они?
Гуляли, кряхтит, едет, рубит, позабавиться, машет, бежит, поморозить, лежит, выколачивает, кутается.
10. Творческая работа. Слайд № 11.
Игра «Найди пословицу». Собери из слов пословицы.
Карточка №1.
Землю, семь, раз, солнце, а, труд, отрежь, один, раз, красит, человека.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Землю солнце красит, а человека труд.)
Какая пословица больше подходит к сказке «Два Мороза»?
11. Рефлексия. Составление кластера. Слайд № 12.
Найдите пословицу в произведении, которая выражает основную мысль сказки.
Топор лучше шубы греет.
- Выбери и продолжи любое предложение. Слайд № 13.
- На сегодняшнем уроке я узнал…….
- На этом уроке я похвалил бы себя за …..
- После урока мне захотелось……
- Сегодня я сумел…………
12. Итог. Слайд № 14.
Какое произведение сегодня читали? (Два Мороза).
Кто автор? (Русская народная сказка).
13. Домашнее задание. Слайд № 15.
Пересказ сказки.
- Кто у нас сегодня на уроке работал активно? Кому скажем спасибо? Слайд № 16.
Выставление оценок.