Мой инновационный педагогический опыт

Степанова Клара Ивановна - Иудовна

Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель. Моя  цель  в работе с учениками начальных классов заключается  в воспитании всесторонне  развитой личности;  учить детей  быть честными, добрыми,  отзывчивыми, т.е. быть настоящим   человеком. Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания. Тема инновационного педагогического опыта: ««Развитие ребенка через раскрытие творческих способностей в учебном процессе и во внеурочной деятельности»».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова Клара Иудовна

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 17 «ГО г. Якутск»

Республика Саха (Якутия)

Мой инновационный педагогический труд.

Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель. Моя  цель  в работе с учениками начальных классов заключается  в воспитании всесторонне  развитой личности;  учить детей  быть честными, добрыми,  отзывчивыми, т.е. быть настоящим   человеком.

Преследую эту цель  не только в воспитательной работе со  школьниками,  но и на уроках. Ведь на любом уроке, при  выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу,  чтобы  каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно  действующей  личностью. При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Исходя  из этого, уже  другие с ребенком считаются,  ценят его. Стараюсь не только  сама учить детей, но и к ним  обращаюсь  за помощью и советом, в результате чего  формируется взаимное доверие и сотрудничество для их  более тесного сближения и доверия друг  к другу.

Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.

Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания. Тема инновационного педагогического опыта: ««Развитие ребенка через раскрытие творческих способностей в учебном процессе и во внеурочной деятельности»».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Деятельностный подход, который является основным по новым стандартам, мы можем реализовывать через творческую деятельность школьников во время урока и вне его.     

Задачи:

1. Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

2. Коррекционные. Достаточно успешно корректируется позитивный образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

 3. Психотерапевтические. Хороший эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях.

4. Диагностические. Занятия творческой деятельностью позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

5. Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Наличие теоретической базы опыта.

Приемы активизации познавательной деятельности, используемые в работе, разнообразны.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурсии. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.  

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология проблемного диалога). 

Использую чаще всего при изучении новой темы.

Например: Урок окружающего мира по теме «Кто такой кит?».

 Дети высказывают предположения: кит – рыба и кит – млекопитающее. После чего спрашиваю: «Что вас удивило? Какое противоречие видите? Какой возникает вопрос?», тем самым подвожу к проблемному диалогу

Математика (2 класс):

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
По учебнику учащиеся выполняют вычисления по двум различным программам, приводящим к одинаковым выражениям, но имеющим разные результаты. В одном случае получается, что 8 – 3 + 4 = 9, в другом  8 – 3 + 4 = 1. Ученики испытывают удивление (возникает  проблемная ситуация).
Учитель: Ребята, сравните выражения! (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные!
Учитель: Над каким же вопросом подумаем? (Побуждение к формулированию учебной проблемы.)

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. Часто такой вид работы провожу урок чтения – музыка, чтение – рисование, математика – чтение и т. д. На уроках чтения произведения, стихи читаем в сопровождении музыки подходящих по тематике, или же к произведениям соотносим музыкальные произведения по характеру, по темпу, по исполнению и т. д. Такие уроки очень нравятся ребятам.

Дифференцированное обучение.

Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Например:

Задание №1

Тема: Задачи на движение.

Цель: развивать умение решать задачи на движение.

3-й уровень

Реши задачу: "Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
2-й уровень

Реши задачу и составь обратную .

1-й уровень

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Задание № 2

Цель: формировать понятие о взаимосвязи между площадью, периметром и сторонами прямоугольника.
1-й уровень

Реши задачу: "Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень

Реши задачу: "Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

3-й уровень

Реши задачу: "Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его

длину и ширину”

Подведем итог выше сказанному:

  • учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней; 
  • стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
  • дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования. 

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира  вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:

- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета: урок-игра «Путешествие в страну Математики», «Числа и цифры», кроссворды, шарады «Угадай слово», «Назови героя или сказку» и т. д.

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Допиши слово», «Соедини слоги в слова», «Найди подходящее слово».

Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка. Применение ИКТ это еще один способ разнообразить работу на уроке.В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, математики, обучения грамоте, ОРКСЭ. По ФГОС предусмотрена работа учащихся на компьютере совместно с родителями для поиска информации в Интернете. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники

Использование информационно - коммуникационных технологий обеспечивает богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности учащихся на уроке, позволяет сделать уроки и внеклассные мероприятия интереснее, повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. В работе использую цифровой фотоаппарат, дидактический материал, ресурсы сети Интернет. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и  инновационные методы обучения, что несет  прогнозируемый  результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

С опорой на информационные технологии  самостоятельно разработала и провела ряд интегрированных уроков  и внеклассных занятий: «Урок-путешествие по якутским сказкам» «Урок-путешествие по городу Якутску «Мой город»», «Герои-богатыри Олонхо», «По страницам Российской Армии». Создание новых средств получения информации дает толчок для  развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Со второго года обучения  на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют  познавательную активность.

Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

В конце урока обязательно проводится рефлексия: 

-      было трудно …, 

-      я понял …, 

-      у меня получилось …, 

-      меня удивило… и другие. 
Так каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы. 

Уроки строю на основе постоянной работы мышления, чтобы учащиеся на них сумели: 
1.    почувствовать конкретную трудность; 
2.    определить её (выявить проблему); 
3.    сформулировать гипотезу по её преодолению; 
4.    получить решение проблемы; 
5.    проверить гипотезу с помощью наблюдений или другими способами. 
Для этого на уроках систематически использую задачи, способствующие целенаправленному развитию творческих способностей учащихся, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности.

Цель моей педагогической деятельности считаю: сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.

Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие:

-  Оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся.

-  Создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках, моделирование ситуации успеха с учетом индивидуальных особенностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач;

- Использование учебного материала, как средство воспитания у учащихся чувства патриотизма, чести, любви к Родине и родному краю, формирование активной жизненной позиции.

И создание оптимальных условий: 

-   для повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по математике, 

-  для формирования самостоятельной творческой деятельности учащихся, 

- для развития и саморазвития личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. 

Для  реализации  своей  педагогической  цели  использую различные типы уроков
         1)  урок усвоения новых знаний; 
         2)  урок закрепления нового материала; 
         3)  
урок проверки и оценки знаний; 
          4)  урок систематизации и обобщающего повторения; 
         5)  урок коррекции знаний; 
         6)  комбинированный урок; 
         7)  уроки с применением ИКТ; 

       Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок

 В своей деятельности   большую роль отвожу работе с родителями. Провожу с ними индивидуальные беседы, посещаю семьи учащихся, провожу  «День открытых дверей» каждую четверть. Родительские собрания проходят в деловой конструктивной обстановке, с приглашением специалистов и т.д..

          Воспитание личности в школе будет не полным если не найдет продолжение в семье, ведь именно в семье ребенок проводит большую часть  своего  времени.  Моя  цель    -  помочь родителям правильно строить свои взаимоотношения с ребенком, чтобы воспитать гармонично развитую личность. В этом направлении  выделяю  3 основные линии:

1.  Психолого-педагогическое просвещение родителей;

2.  Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;  

3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным

процессом в школе.

        Очень важно, чтобы классный руководитель и семья ребенка взаимодействовали друг с другом. Считаю, что,  только поддерживая тесный контакт с родителями,  можно добиться положительных результатов в воспитательном процессе. С этой целью регулярно провожу родительские собрания (2 раза в четверть), приглашаю их на уроки, провожу анкетирование в целях диагностики и коррекции учебно-воспитательного процесса и выработки совместной, наиболее эффективной тактики в развитии у ребенка лучших качеств личности. Проводились ежегодные школьные мероприятия и коллективные творческие дела «Посвящение в первоклассники», ежегодно осенние ярмарки, походы на природу, «День семьи», «День наших бабушек и дедушек» День знаний, праздник «Прощание с Азбукой», праздники, посвященные Дню матери, 8 марта, 23 февраля, Дню Победы, «Здравствуй, лето!», праздники последнего звонка, новогодний утренник, и много других праздников.

Мои учащиеся активно участвуют во всех внешкольных мероприятиях. Ежегодно участвуют в Российском конкурсе по математике «Кенгуру», по русскому языку «Русский медвежонок», интеллектуальных играх.

Своим опытом работы делюсь со своими коллегами, даю открытые уроки на уровне ММО.