Для коллег

Юлия Владимировна Пенькова

Рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к экзаменам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Уважаемые учителя! Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах обучающегося с целью укрепления его самооценки. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности. Поддерживайте выпускника при неудачах. Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.

Слайд 3

Советы учителям - к ак помочь детям подготовиться к экзаменам Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок. Помогите детям распределить темп подготовки по дням. Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. В подготовительный период рекомендуется: Не преувеличивать серьёзность ситуации. Повысить степень «прозрачности» подготовки и проведения экзамена.

Слайд 4

Психологические рекомендации организаторам Обратить внимание на создание стабильной эмоциональной обстановки в аудитории (комнате), где будет проводиться экзамен. Начало любого контакта, особенно с незнакомыми людьми, - это прежде всего улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему. Одежда организатора не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать учащихся. Словесные установки учителя-организатора должны повышать уверенность ученика в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность сделать ошибку. Необходимо подбадривать учащихся доброжелательным взглядом, краткой похвалой.

Слайд 5

Психологические рекомендации организаторам Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации, а также рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: - Необходимо пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Это поможет настроиться на работу.

Слайд 6

Психологические рекомендации организаторам - Нужно внимательно прочитать вопрос до конца и понять смысл. - Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в правильности ответа, пропусти задание и отметь, чтобы к нему вернуться позже. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников!



Предварительный просмотр:

Пенькова Юлия Владимировна,

педагог-психолог

МБОУ «Гимназия №25»

 города Курска, Курской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ПО ПСИХОЛОГИИ "ПУТЬ К ДРУЖБЕ"

НА МАТЕРИАЛЕ МУЛЬТФИЛЬМА «МАЛЬЧИК И ЛИС»

(По мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц») КУРСОВАЯ РАБОТА ТУГАЙБЕЙ СВЕТЛАНЫ

Предлагаю Вашему вниманию конспект психологического занятия, в форме тренинга с обучающимися пятых классов на этапе адаптации при переходе от НОО к ООО. В период адаптации для учащихся 5-х классов характерны повышенный уровень тревожности, снижение мотивации учения и успеваемости, усложнение межличностного общения и взаимодействия в коллективе.

Цель: сформировать представление обучающихся о дружбе как межличностных отношениях, помочь осмыслить понятия «друг», «дружба», совершенствовать навыки общения.

Задачи:

- формировать знания о том, что дружбу определяет мотив взаимопомощи и верности;

-формировать у младших подростков стремление к чистой, нравственной, созидательной дружбе;

- способствовать развитию дружеских отношений между детьми в классе;

- способствовать развитию коммуникативной культуры младших подростков;

- развивать позитивную моральную позицию по отношению к другим людям и к себе;

- развивать навыки конструктивного общения.

Время: 45 мин

Оборудование: доска, мел, компьютер, колонки, видеопроектор, презентация, шаблон силуэт человека, словарь синонимов, карточки с качествами человека, конверты с карточками-ассоциациями, музыкальный файл «Настоящий друг».

Ход занятия:

  I. Организационный момент

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада, что мы встретились. Надеюсь, что сегодня с нашей встречи вы почерпнете себе много интересного и полезного.

Психолог. Огромный яркий мир окружает человека: деревья, звёзды, люди, предметы их труда. Этот мир кормит и украшает нашу жизнь. Многообразен и внутренний мир человека: его порывы, грёзы, мысли, нравственные способности. Человек  не может обходиться без общения с другими людьми, потому что человек – существо общественное.

- Какие литературные герои ощутили всю тяжесть отсутствия человеческого общения? (Р. Крузо)

 Первым делом он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми. Каждый человек – часть какого-то коллектива. Трудно представить себе человека, который не стремился бы обрести искреннего, идеального друга. Но надо уметь видеть людей рядом с собой, узнавать их лучше, оценивать, разбираться.

II. Сообщение темы и целей занятия

Упражнение 1. Анаграммы.

Из букв нужно составить словосочетание, которое и будет темой нашего занятия. На доске написаны буквы, дети из них составляют словосочетание УТПЬ  К  ЕРЖУДБ (Путь к дружбе).

Психолог. Какое прекрасное слово – “дружба”!  Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать о своём.

- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба,  что она дает человеку и как обрести настоящего друга.

III. Основная часть. Работа с понятием «Дружба»

Психолог. Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения – чрезвычайно важная способность человека, дающая ему возможность удовлетворить потребность в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство собственной ценности.

- Что такое дружба? (Желающие дают своё определение понятию).

Психолог подводит итог и дает определение понятию «дружба».

- В толковом словаре Ожегова С.И. дается определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». 

- А теперь подберите синонимы к слову друг. Есть ли между ними разница?

(можно работать со словарём синонимов: товарищ, знакомый, приятель, друг).

- Давайте посмотрим, чем они отличаются.

- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать…(знакомый).

- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете…(приятель).

- Если вы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то вас можно назвать – товарищами.

- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете…(друг).

Упражнение 2. Закончи предложение

Ученикам предлагается закончить предложения, начало которых психолог диктует, а учащиеся записывают на листе бумаги:

- «Настоящий друг – это тот…»

- «Друзья всегда…»

- «Я могу дружить с такими людьми, которые…»

- «Со мной можно дружить потому, что…»

По желанию подростки зачитывают свои предложения.

Психолог. Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, способен поддержать, посочувствовать, кому мы можем  доверить свои тайны и секреты.

IV. Просмотр мультфильма «Мальчик и Лис»

- Сегодня я вам хочу показать мультфильм по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».  

- Понравился мультфильм? Какую проблему поднимает автор в мультфильме? (поднимает  проблему дружбы, поиска друзей; доносит до зрителей всю необходимость ответственности за тех, кто с нами.)

- Что мальчику было интересно, и он считал главнее всего? Куда он отправился? Чего он не увидел на самом деле? (Девочка стремилась с ним подружиться «Самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце») Где он нашёл ответ, кто  ему подсказал?

- Почему людям трудно бывает найти друзей? (Чтобы подружиться, нужно поближе узнать человека, его интересы, увлечения, качества, ценности и т.д. -  на это нужно время. А люди оправдываются отсутствием времени. «Поэтому у людей нет друзей», по мнению Лиса. С другой стороны дружба – это большая ответственность, которую не каждый хочет на себя брать. Словами Лиса из мультфильма: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили».

- Был ли Лис на самом деле в магазине игрушек? Что самое ценное приобрёл мальчик в магазине игрушек? Удалось ли главному герою подружиться?

V. Продолжение работы над понятием «Дружба»

1) Предлагаю подумать и выбрать те качества дружбы, которые помогут дружить (дети работают в группах: составляют кластер «Мой друг». На карточках слова: честность, обман, доброта, верность, грубость, взаимовыручка, предательство, преданность, надёжность, справедливость, драчливость, ответственность, сострадание, жадность, злость, доброжелательность, зависть, поддержка, отзывчивость, доверие, уважение, искренность).

Звучит песня «Настоящий друг»

Выходят дети, зачитывают кластер, прикрепляют к силуэту человека на доске.

2) Тест “Хороший ли ты друг”

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. 

3) - А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели на дружбу с необычной стороны: какого она цвета, запаха, вкуса, какие явления природы ассоциируются у вас со словом дружба.

Карточки лежат в конвертах, дети работают в группах.

1 группа – выбирает карточки, какого цвета дружба

2 группа – выбирает карточки, как пахнет дружба

3 группа – выбирает карточки, какая дружба на вкус

4 группа – выбирает карточки, какие явления природы ассоциируются у вас со словом дружба

(Вешают карточки со словами на доске вокруг силуэта человека)

VI. Рефлексия

- Мы сегодня вели разговор на очень важную тему.

- На заключительном этапе разговора о дружбе, мне бы хотелось, чтобы вы составили синквейн. 

Составляем - Синквейн.

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

VII. Итог занятия.

- О чем заставило задуматься занятие?

- Что вам понравилось больше всего?

Вывод:

- Дружба - это забота о друге, и готовность прийти на помощь ничего не требуя взамен.

Как и было в нашем мультфильме «Мальчик и Лис».

Домашнее задание. Составить объявление «Ищу друга»

 На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До свидания.