Интегрированные уроки русского языка и литературного чтения в начальной школе

Балукова Дарья Евгеньевна

Учебник не всегда обеспечивает достаточный объём информации и тренировочных упражнений. Интегрированный урок увеличивает время на отработку и изучение материала вдвое, плюс изучать правила русского языка интереснее на знакомых и "живых" текстах, а не на выдуманных и отобранных упражнениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Д.Е. Балукова

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 810 (ВАО, Москва),

студент 3 курса очно-заочного отделения ИППО ГБОУ ВПО МГПУ

Интегрированные уроки как цель и средство создания целостного представления об окружающем мире у младшего школьника.

Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у одного ребенка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчленивши по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни тем более картину окружающего мира.

Игтегративный урок – одно из новшеств современной методики. Он образует межпредметные связи и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Применительно к системе обучения понятие “интеграция” может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели может начаться уже в начальной школе. Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время, интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. [4]

Преимущества интеграции на уроке:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве.

2. Интегрированные уроки побуждают учащихся к активному познанию окружающей действительности, к развитию коммуникативных способностей. Они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

- использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

- они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. [2]

        Интеграция предметов – это средство увеличения интенсивности урока, расширения информативной ёмкости, развитие интереса к предметам. Интеграция предметов повышает творческий потенциал учащихся.

        Наиболее распространённой является интеграция русского языка с литературным чтением. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной (русской) речи.

        Русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, потому что язык является необходимым средством выражения по всем предметам. Язык отражает все стороны действительности, без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. Язык является средством познания и одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

        Уроки чтения должны решать задачу формирования у детей эстетического, эмоционально окрашенного мировосприятия; дать детям языковые средства для передачи своего собственного, эстетического отношения к тому или иному событию или явлению.

        На интегрированных уроках русского языка и литературного чтения учащиеся с большим интересом читают и лучше понимают прочитанное, потому что новые слова используются на уроках (являются активным словарным запасом). Так же на таких уроках происходит целостное познание окружающего мира посредством русского языка, активное развитие памяти, произвольного внимания, воображения и логического мышления.

        На уроках литературного чтения и русского языка основным принципом работы является развитие речи учащихся. Например, при орфографической и морфологической работе целесообразно использовать литературные тексты. На таких уроках у учителя появляется возможность увеличить время для чтения текста, рассмотрения его с литературоведческой точки зрения, более глубоко проникнуть в суть прочитанного учащимися. Так же учащиеся видят перед собой не готовые задания с тщательно отобранными словами или предложениями, в которых предполагается однозначный ответ, как чаще всего бывает в учебниках русского языка, а перед детьми появляется проблема, которую они должны решить на основе имеющихся знаний.

Поиск решения проблемы целесообразно организовать в парах или малых группах, потому что такой вид работы способствует умению слушать и слышать собеседника, формированию своей точки зрения на мир не только через собственное мнение. В целом такой вид работы способствует формированию у младших школьников формированию коммуникативной компетенции.

При морфологической работе во втором классе, где только вводится понятие «Части речи», во время работы с литературными текстами, предложенными для поиска имён существительных, перед учащимися появляется проблема: как определить часть речи, если слово отвечает, на ранее неизученный вопрос. После недолгих обсуждений в парах, дети пришли к выводу о том, что нужно изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопросы «кто? что?».

Использование при орфографической работе на уроках русского языка литературных текстов не только увеличивает интерес учащихся к филологическим дисциплинам, но и развивает орфографическую зоркость (умение видеть орфограммы). При орфографической работе с текстом у младших школьников формируется не только орфографическая зоркость, но и умение определять тип орфограммы, умение применять правило для решения орфографической задачи и умение осуществлять орфографический самоконтроль. Такая работа имеет больший смысл, чем большинство заданий, предложенных в учебниках: «Прочитайте. Спишите. Вставьте пропущенные буквы». Кроме орфографического анализа фрагментов литературного текста можно предлагать учащимся найти и исправить ошибки, допущенные в тексте. [3]

В качестве методов, используемых на интегрированных уроках русского языка и литературного чтения, выступают:

- эвристические беседы;

- экскурсии;

- творческие работы по развитию речи;

- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний, диалогов;

- написание диктантов, изложений литературоведческого содержания.

Неоднократно было отмечено, что интеграция - это высшая ступень реализации межпредметных связей в обучении. Межпредметные связи учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно - воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т.е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведёт к интеграции. Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемой интеграции сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся.

Преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом.


Список литературы:

  1. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система// Педагогика. 1997, №4. с. 24-28
  2. Светловская Н.Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении. // Нач. школа. – 1990. №5. с. 57-60
  3. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. и др. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.
  4. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе: Ростов на /Д: Феникс 2003 г. 1 серия “Учение с увлечением;