Методическая мозаика
Моя "Методическая мозаика" дает мне возможность поделиться своими творческими наработками с другими педагогами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра - викторина «По страницам книг Н.Н.Носова»
в подготовительной группе
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о прочитанных произведениях Н. Н. Носова в процессе игры-викторины.
Задачи: закрепить знания детей содержания ранее прочитанных произведений, узнавать их по иллюстрациям, отрывкам, предметам; продолжать закреплять умение высказывать свои суждения полными предложениями; способствовать развитию логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; продолжать обогащать опыт работы в малых группах; воспитывать бережное отношение к книгам.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, рассматривание иллюстраций книг, выставка рисунков «Затейники и фантазеры Н.Н. Носова».
Оборудование: портрет писателя Н.Н. Носова, книжная выставка его произведений; иллюстрации; мультимедийное оборудование; обруч, рыбки с вопросами; мешочек с бочонками; предметы: ложка, свисток, молоток, сахарница, книга «Три поросенка», автомобиль, щенок, пистолет, зелёный лоскут ткани, нитки; кроссворд, фломастер; разрезные картинки.
Ход:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы открываем страницу большой волшебной книги, которая посвящена писателю, необыкновенному человеку. Его книги с огромным удовольствием читают дети
и перечитывают взрослые. Он – автор знаменитого Незнайки, Он – автор многочисленных рассказов и сказок для детей. А зовут его Николай Николаевич Носов.
Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. В годы учёбы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой и никогда не думал, что он станет детским писателем. Но так сложилось, что он закончил институт Кинематографии в Москве, и стал работать режиссёром. Первые рассказы сочинял для своего сына, и первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Он так же поставил немало мультфильмов для детей, где главными героями были, конечно же, дети.
Мы предлагаем вам принять участие в литературной игре-викторине «Счастливый случай», посвященной героям рассказов Н. Носова, с которыми мы смеялись, у которых многому учились. Ведь в рассказах Носова присутствуют два ценных качества: юмор и поучительность.
В игре принимают участие три команды, состоящие из детей группы. Это команда «Затейники», «Фантазеры» и «Знайки».
Представление команд.
Команда «Затейники»
Наш девиз:
Затейники не знают скуки –
Мы умельцы на все руки!
Наш девиз: не унывать,
Все пройти и все узнать.
Команда «Фантазеры»
Наш девиз:
Фантазерам нет и дела,
До житейских серых дней.
Фантазировать умеем,
чтоб всем было веселей.
Команда «Знайки»
Наш девиз:
Мы ребята знайки,
Знайки – незазнайки
Чтобы много-много знать
Нужно книжки всем читать!
Ведущий представляет членов жюри:
1 гейм «Разминка»
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Ведущий: Итак, давайте вспомним с вами в каких рассказах ребята ходили на рыбалку? («Огурцы», «Мишкина каша», «Шурик у дедушки»). Вот и вы сейчас пойдёте на рыбалку. Но рыбки у вас будут непростые, а с вопросами. Игрок от каждой команды подходит к «озеру» (обруч), вылавливает удочкой рыбку, я читаю вопрос (вопрос написан на обратной стороне рыбки) – команда отвечает.
1. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы)
2. Вспомните рассказ, название которого состоит из трех одинаковых слов. («Тук-тук-тук».)
3. Кто из героев Николая Носова варил кашу? (Мишка)
4. Куда исчез леденец, который мама обещала дать Мише за хорошее поведение? (Миша его съел. «Леденец».)
5. Кто оказался «живой шляпой»? (Котёнок Васька)
6. Что помогло ребятам из рассказа «Огородники» получить хороший урожай? (Огородное пугало.)
7. Где застрял Вовка в рассказе «Прятки»? (В комоде).
8. На чем хотел покататься Котька в рассказе «Горка»? (На коньках).
9. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. («Фантазеры»)
10. Как звали механиков из Цветочного города? (Винтик и Шпунтик).
11. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)
12. Кто пришёл к Барбосу в гости? (Бобик)
2 гейм «Бюро находок»
Участникам команд необходимо угадать из какого рассказа этот предмет.
Предметы: ложка («Мишкина каша»), свисток – («Карасик»), молоток («Шурик у дедушки»), сахарница («Леденец»), книга «Три поросенка» - («Затейники»), автомобиль («Автомобиль»), щенок («Дружок»); пистолет - («Саша»), зелёный лоскут ткани, нитки («Заплатка»).
3 гейм «Заморочки из бочки»
Капитаны команд достают из мешочка по одному бочонку, называют номер. Ведущий зачитывает отрывок из произведения, дети должны назвать произведение Носова.
1. «Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». («Фантазеры»)
2. «…Котька стал плакать:
- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
- Вот, видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка!
- Ну как тебе не стыдно! Ведь дедушка отвечает за …. Узнают, что пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?» («Огурцы»)
3. «Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:
- А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет?» («Карасик»)
4. «Мальчик вышел во двор, но ребят во дворе не было. Тогда он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка. Он подпустил её поближе – и как бабахнет из пистолета! Старушка вздрогнула и остановилась. Потом говорит:
- Уф, как я испугалась! Это ты тут из пистолета палишь?» («Саша»)
5. «У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было». («Заплатка»)
6. «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шёпотом разговаривали — всё было слышно. Уроки я кончил поздно и думаю: «Позвоню ещё раз Мишке, перед тем как лечь спать». Позвонил, а он не отвечает.» («Телефон»)
4 гейм «Что лишнее»
Командам необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.
Команде «Затейники»
- Брюки, швейная машинка, иголка, нитки. («Заплатка»)
- Милицейский свисток, рыба, конфета, кот. («Карасик»)
Команде «Фантазеры»
- Пистолет, телефон, сестры, милиционер. («Саша»)
- Бобка, одеяло, стол, серый волк («Затейники»)
Команде «Знайки»
- Рыба, удочка, помидор, огурцы. («Огурцы»)
- Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. («Живая шляпа»)
Физминутка «Кот Васька»
Кот Васька жил у нас. (Встали, руки на поясе.)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)
В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)
В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)
В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)
В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)
В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)
В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)
В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)
Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)
5 гейм «Самый меткий»
А теперь давайте немного отдохнем и вспомним рассказ «Живая шляпа». Чем мальчишки кидали в шляпу? Правильно картошкой. Вот и мы сейчас с вами посоревнуемся в меткости. Вот каждой команде шляпа, а вместо картошки у нас будут киндеры. Ваша задача попасть в шляпу.
Команда получает столько очков, сколько картошки забросит в шляпу.
6 гейм «Собери картинку»
Нужно собрать разрезанную картинку, сказать название рассказа.
7 гейм «Темная лошадка»
Ведущий: Отгадайте, кто к нам придет в гости.
Этот мальчик- коротышка
Фантазер и хвастунишка.
За многое он берется,
Но ничего ему толком не удается.
- Как вы думаете, о ком эта загадка?
(О Незнайке).
Незнайка: Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки,
К вам спешил я в детский сад.
Всех я вас увидеть рад!
Ребята, вы узнали, кто я? Из какой сказки я к вам пришёл? («Приключения Незнайки и его друзей»). А про меня вы тоже читали?
Ведущий: Конечно, читали. Нам очень понравились твои приключения.
Незнайка: А друзей моих знаете? Давайте проверим. Я для вас приготовил кроссворд.
1. в | о | р | ч | у | Н. | |||||||
2. з | Н | а | й | к | а | |||||||
3. с | и | р | о | п | ч | и | к | |||||
4. р | а | с | т | е | р | я | й | к | а | |||
5. т | о | р | о | п | ы | ж | к | а | ||||
6. ц | в | е | т | и | к |
1.Этот мальчик вечно хмурый, (Ворчун) | 2.Этот умный коротышка (Знайка) |
3.Этот мальчик – сладкоежка, (Сиропчик) | 4.Коротышка этот, дети, (Растеряйка) |
5.Этот очень любопытный, (Торопыжка) | 6.Этот славный коротышка (Цветик) |
Ведущий: Какие буквы мы видим в центральном вертикальном столбце кроссворда? (Правильно: Н. Носов).
Незнайка предлагает детям спеть любимую песню его друзей «В траве сидел кузнечик»
1. В траве сидел кузнечик, дети поднимаются на носочки, руки вверх – помахивания
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик наклоны в стороны. (и. п. - Руки на поясе, ноги врозь.)
Зелененький он был.
1. ПРИПЕВ:
Представьте себе, представьте себе - повороты вправо, влево разводя руки в стороны.
Совсем как огуречик, наклоны в стороны.
Представьте себе, представьте себе - повороты вправо, влево разводя руки в стороны.
Зелененький он был! наклоны в стороны.
2. Он ел одну лишь травку, наклон к правой ноге, к левой ноге, имитируя пощипывание травки.
Он ел одну лишь травку,
Не трогал и козявку повороты головы, влево вправо.
И с мухами дружил. подскоки вокруг себя, руки на поясе.
2. ПРИПЕВ:
Представьте себе, представьте себе - повороты вправо, влево разводя руки в стороны.
Не трогал и козявку. повороты головы, влево вправо.
Представьте себе, представьте себе – повороты вправо, влево разводя руки в стороны.
И с мухами дружил! подскоки вокруг себя.
3. Но вот пришла лягушка, приседания руки, согнутые в локтях вверх, пальцы расставить,
Но вот пришла лягушка, встать руки на пояс.
Прожорливое брюшко поглаживаем брюшко
И съела кузнеца. имитационное движение руками «крокодил открывает и закрывает пасть»
3. Припев:
Представьте себе, представьте себе - повороты вправо, влево разводя руки в стороны.
Прожорливое брюшко. поглаживаем брюшко
Представьте себе, представьте себе - повороты вправо, влево разводя руки в стороны.
И съела кузнеца! имитационное движение руками «крокодил открывает и закрывает пасть»
4. Не думал, не гадал он, идут вперед
Не думал, не гадал он,
Никак не ожидал он идут назад
Такого вот конца.
4. Припев:
Представьте себе, представьте себе - прыжки на месте, руки на поясе.
Никак не ожидал он.
Представьте себе, представьте себе -
Такого вот конца! наклон вперёд, «уронив руки вниз».
На проигрыш: ходьба на месте, в конце подпрыгнуть ноги в стороны руки вверх, в стороны сказать «Всё!»
Рефлексия « Звездное настроение»
Ведущий: Ребята, Незнайка из своего путешествия на Луну привез звездочки-настроения. Предлагаю вам, расположить эти звездочки на ночном небе, чем лучше ваше настроение, тем выше звездочка. (Детям раздаются звездочки - настроения. Дети прикрепляют их на ночное небо).
Слово предоставляется жюри. Награждение команд.
Ведущий: Сегодня всех нас вместе собрал замечательный писатель Н. Носов. Мы прочитали много его рассказов, думаю, в дальнейшем вы уже сами с удовольствием будете читать произведения этого замечательного автора.
И мы вам говорим – спасибо за внимание, на этом - до свидания.
Приложение №1
Выставка рисунков «Затейники и фантазеры Н.Н. Носова».
Выставка книг «Любимые рассказы Н. Носова»
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры на основе фольклора
Яблочко. (Русская народная потешка)
Катилось яблочко по огороду - сложите руку в кулак и покрутите кулаком.
И упало прямо в воду – бульк! - уроните руку вниз.
Дождик. (Русская народная потешка)
Дождик, дождик, посильней, - машем открытыми ладошками вверх – вниз.
Будет травка зеленей, - ставим на стол открытые ладошки растопыренными пальчиками вверх.
Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! - свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.
Жук, жук. (Русская народная потешка)
Жук, жук не жужжи!- изображаем жука с длинными усиками.
Где ты прячешься, скажи!- разводим руками в стороны и пожимаем плечами.
Мой дом под кустом,- изображаем ладонями крышу.
Под берёзовым листом!- опять одной рукой изображаем жука, а второй – листик, под который и залетает жук.
Муха строит дом. (Русская народная потешка)
Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.
Муха строит новый дом.- изображаем ладонями крышу.
Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.
Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.
Кораблик
По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.
На кораблике четыре очень храбрых моряка. - Показываем поднятые вверх четыре пальца.
У них ушки на макушке, - поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты.-приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.
Не страшны им только кошки, только кошки да коты. Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
Тетери. (Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу - разводим руки в стороны, изображая простор.
Стоит чашка творогу. - ладони вместе – горстью.
Прилетели две тетери, - машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.
Наклевались, улетели. - указательный и средний палец – клювы – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.
Синий чиж. (Русская народная потешка)
По дубочку постучишь-стучим кулачком по столу.
Прилетает синий чиж.- машем «крыльями».
У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький. Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные движения, пёрышки на хохолке «развеваются».
А на лапке маленькой сапожочек аленький. Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.
Чиж под солнышком летал и головкою кивал. Машем «крыльями», киваем головой.
Ах ты, радуга-дуга… (Русская народная потешка)
Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга! Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны в сторону.
Не дай дождичка, - машем открытыми от себя ладонями из стороны в сторону, изображая отказ.
Дай нам вёдрышко. - ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.
Чтобы деткам погулять, чтоб теляткам поскакать, В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы напевая песенку.
Нужно солнышко – колоколнышко! Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, - изображаем солнышко.
Шла собака через мост… (Русская народная потешка)
Шла собака через мост, - изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова), остальные идут по столу.
Четыре лапы, пятый хвост. - показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх.
Если мост обвалится, Две ладони оставьте вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.
То собака свалится. Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение.
Маланья
У Маланьи, у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке Сложить руки углом, показать избушку
Семь сыновей, Показать семь пальцев
Все без бровей Очертить брови пальцами
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам
Вот с такими носами, Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы
Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".
На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницам)
И все делали вот так. Дети показывают загаданные действия
Репка.
Репку мы сажали пальцами как будто роем лунку на детской ладошке
Репку поливали имитируем, как льется вода из лейки
Вырастала репка выпрямляем постепенно пальчики
Хороша и крепка! ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! расцепили руки, потрясли кистями
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик хочет спать, загните мизинчик
Этот пальчик лег в кровать, загните безымянный пальчик
Этот пальчик чуть вздремнул, загните средний пальчик
Этот пальчик уж уснул, загните указательный пальчик
Этот пальчик крепко спит. загните большой пальчик
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Братья.
Идут четыре брата показать четыре пальца, большой палец прижат к ладони
Навстречу им старшой. показать большой палец
-Здорово, большак!
-Здорово Васька-указка, большой палец соединяется с указательным в колечко
Мишка-середка, большой соединяется со средним пальцем
Гриша –сиротка большой соединяется с безымянным пальцем
И крошка- Тимошка. большой соединяется с мизинцем
Дождик.
Дождик, дождик, лей-лей-лей! барабанить кончиками пальцев по столу
На меня и на людей! барабанить все сильнее и сильнее
Дождик-дождик припусти, большой, безымянный и мизинец каждой руки поджаты к ладони
Мы попрячемся в кусты указательный и средний бегут к краю стола, руки прячутся под стол
Дождик, дождик, хватит лить снова барабанить пальцами, все тише и тише
Малых детушек мочить! постепенно перестать
Пальчик - мальчик.
Пальчик-мальчик, где ты был? все пальцы, кроме большого сжаты в кулак
С этим братцем - в лес ходил показать указательный палец
С этим братцем - щи варил показать средний палец
С этим братцем - кашу ел показать безымянный палец
С этим братцем - песни пел. показать мизинец
Гости.
Стала Маша гостей звать, на блиночки созывать: хлопать в ладошки
-И Иван, приди, и Степан приди, поочередно загибать пальцы руки, начиная с большого пальца
Да, Андрей приди, да Матвей приди.
А, Митрошечка, ну пожалуйста!
Гости посидели, блиночков поели. постучать кулачками друг об друга
Стала Маша гостей провожать, в путь дорогу собирать:
-Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан! поочередно разгибать пальцы руки, начиная с большого пальца
Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, моя крошечка, погладить мизинец другими пальцами
Побудь со мной еще немножечко!
Банька.
Над трубою дым поднимается, сложить ладони вместе и сделать несколько волнообразных движений снизу вверх
Да по небу дым расстилается раскрыть ладони и развести руки в разные стороны
Не хлебы пекут – банька топится,
А народ спешит к ней, торопится соединить кончики пальцев двух рук, а ладони не соединять, пальцы растопырить
Прибежал Нафанька: «Ой, пустите в баньку!» хлопать в ритм
«Не стопилась банька. Обожди, Нафанька!» погрозить пальчиком
Сорока белобока.
Ты, сорока-белобока. Машем крыльями.
Научи меня летать, Руки вверх.
Ни высоко, ни далеко – Руки в стороны.
Только море увидать. Ладонь козырьком ко лбу.
Лакомка.
Стоит на кухне под столом горшок со свежим молоком
Левую руку сжать в кулак, положить на сток вертикально, слегка приоткрыв сверху.
Тайком пробралась в кухню кошка отведать молока немножко.
Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко, - это мордочка кошки; указательный палец и мизинец приподнять - так торчат кошачьи ушки.
Наклонилась, пьет вершок, сунув голову в горшок. Постепенно просовываем правую руку в кулак левой руки.
А потом - ой-ой-ой!Ай-ай-ай! Не вынуть голову никак. Кулак левой руки, сжимая пальцы правой руки, поднимается вверх.
Бежит кошка во двор, натолкнулась на забор. Передвигаем кулак левой руки с зажатыми в нем пальцами правой руки.
Бумс! Бумс! Тук-так-ток! Раскололся тот горшок. Разводим руки в стороны.
Побежала кошка в дом опять за вкусным молоком. Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим пальцем так, чтобы получилось колечко, указательный палец и мизинец приподнять.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ц ель и задачи Цель: Расширить знания об истории промысла и продолжить ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы. Задачи : - Познакомить детей с особенностями хохломской росписи и технологией её выполнения . - Формировать навыки кистевой росписи по заготовленным зарисовкам хохломских мотивов, развивать наблюдательность, фантазию; способствовать проявлению аккуратности в работе ; - Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Хохломская роспись, Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы. Рощи, перелески, Шелковые всплески, Солнечно-медовой Золотой листвы. У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд?
Оборудование 1.Заготовки чашек из папье-маше 2.Гуашь желтого , красного, черного, зеленого цветов 3.Кисти № 4, №1 4.Ватные палочки 5.Стаканчики-непроливайки 6.Клеенки 7.Подставки для кисточек
Предварительная работа НОД «Золотая Хохлома » Рассматривание хохломской посуды
Шаг 1 Изготовление чашек в технике папье -маше
Шаг 2 Покрываем внутреннюю и наружную поверхность чашки желтой или красной гуашью кистью №4.
шаг3 Расписываем чашку элементами хохломской росписи кистью № 1 : « криуля », « ягодки – клубнички » , « листочки », «цветочки». Ватной палочкой рисуем « ягодки – смородинки» .
Готовые изделия Вот какая красота у нас получилась!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадай загадки Хоть колюча, но не ёлка, Подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица – ... У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветки — только на макушке.
Сосна
Сосновый бор Сосны до неба хотят дорасти, Небо ветвями хотят подмести, Чтобы в течение года Ясной стояла погода.
Строение сосны
От семени до дерева
Использование сосны человеком лекарства Украшения мебель строительство
Лесная кормилица Сосновая хвоя Шишки с семенами Сосновая кора
Обитатели соснового бора
Берегите лес, ребята! Он нам дарит кислород, В нем еще живут зверята Разных видов и пород. По утру поют нам птицы, А листва укроет в зной, И пыльца цветов на лицах Оставляет запах свой. Берегите лес, ребята! И не жгите в нём костры, Благодарны будут звери И деревья, и кусты .