Диагностика одаренных детей

Основными методами выявления одаренных детей являются: наблюдение, как воспитателя, так и узких специалистов; анализ продуктов деятельности; анкетирование родителей. Для более глубокой диагностики в работе психолога можно применять следующие диагностические методики. В зависимости от индивидуальных особенностей детей можно использовать другие (дополнительные) методики диагностики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова Елена Евгеньевна

МБДОУ «Росинка», Россия

Выявление детей с признаками одаренности в условиях детского сада

Основными методами выявления одаренных детей являются: наблюдение, как воспитателя, так и узких специалистов; анализ продуктов деятельности; анкетирование родителей. Для более глубокой диагностики в работе психолога можно применять следующие диагностические методики. В зависимости от индивидуальных особенностей детей можно использовать другие (дополнительные) методики диагностики.

Диагностика психомоторной одаренности

        В качестве базы для выявления одаренных детей в педагогике обычно прибегают к наблюдениям и определяют такие характерные черты, как например, интерес ребенка к двигательной деятельности, его настойчивость в достижении цели, требовательность к себе, высокая познавательная активность в освоении новых движений. Умелое владение телом при маневрировании в играх, индивидуальный почерк в действиях.

Диагностика художественной одаренности

Методика «Дорисовывание фигур» (О.М Дьяченко)

Методика направлена на определение уровня развития воображения ребенка. Для проведения обследования по этой методике необходимо заготовить для каждого ребенка 10 листов бумаги, на каждом нарисована фигурка неопределенной формы.  Перед обследованием ребенку говорится, что сейчас он будет дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую можно дорисовать так, что получится какая - нибудь картинка, любая, как захочет ребенок. Ребенок дорисовывает фигурку. Его спрашивают, что здесь нарисовано, ответ фиксируется, и ему дается лист со второй неопределенной фигуркой. Так последовательно ребенку предъявляются все 10 фигурок.

Обследование проводится индивидуально. Для детей с высоким уровнем воображения характерно быстрое принятие задачи, предметный рисунок. Рисунки  насыщены деталями, а данная для дорисовывания фигурка очень часто дополняется способом "включение", когда она становится не центральной частью, а его второстепенной деталью, включается в новый предмет. Кроме того, рисунки по отдельным фигуркам обычно не повторяются у ребенка, каждая фигурка включается в новое предметное изображение [2.С.52].

Методика «Как спасти зайку» (В. Кудрявцев)

Методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5(6) лет. Основание: Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений.

Цель: Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Используемые материалы: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

        Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных:

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой молено зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка - 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик, У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка - 3 балла [3.С.62].

Диагностика интеллектуальной и академической одаренности

Методика «Учебная деятельность» (автор Т.В. Лаврентьева)

В качестве материала используется тетрадка, состоящая из 4 страниц. На каждой странице изображены 2 ряда геометрических фигур. На короткой полоске дан образец узора, похожий на тот, который детям предстоит вычерчивать под диктовку.

Пример диктанта для первой серии:

Соедините квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, два квадрата, квадрат с кругом, круг с квадратом, два квадрата, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом. Диктовать следует медленно, так чтобы дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и тоже дважды нельзя. После того как дети закончили работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого узора. Правила остаются прежними.

Методика «Эталоны» (автор О.М. Дьяченко)

Тетрадка из 8 страниц, размер каждой равен половине печатной страницы. На каждой находится 8 картинок. На картинках изображены разные предметы. На каждых двух наборы повторяются. Кроме картинок изображена фигура, которая является эталоном для анализа форм предметов, нарисованных на картинках. На каждых двух страницах фигура эталон повторяется, а затем меняется. Всего используется 4 фигуры эталона.

За правильно отмеченную картинку ребенок получает 3 балла. За неверно отмеченную картинку "штрафной балл". Реальный балл равен разности между правильными и "штрафными" баллами. Максимальный балл равен 48.

Методика «Схематизация» (автор Р.И. Бардина)

Материалом является тетрадка, состоящая из 9 страниц. На каждой странице изображена полянка с разветвленными дорожками и домиками на концах, а также помещение под полянкой письмо, условно указывающее путь к одному из домиков. Чтобы найти нужный путь в задаче 1 ребенок должен учесть направления поворотов, в задаче 2 - характер ориентиров и их последовательность, в задачах 3-4 не только ближайший, но и последующий ориентир, в задачах 5-7 одновременно и ориентиры и направление поворотов. Каждая полянка и соответствующее ей письмо помещены на отдельной странице тетради [1.С.98].

При диагностике академического вида одаренности так же целесообразно использовать диагностические методики направленные на выявление уровня развития памяти и внимания дошкольников.

Таким образом, в нашем детском саду происходит диагностика детей с показателями превышающими условную норму развития. Основываясь на результаты диагностики, строится индивидуальный план сопровождения каждого ребенка.

Библиографический список:

1. Венгер Л. А., Холмовская В. В., Венгер Н. Б. Диагностика умственного развития дошкольников, М. 1978

2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника, М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996

3.  Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9, № 10 стр.