Из опыта работы
Выявление степени усвоения законов общества, развития, основ и признаков философии, умения выражать свою точку зрения.
(из опыта работы учителя обществознания высшей категории Егоровой Н.А.)
Цель: описать алгоритм работы учителя обществознания по определению уровня усвоения законов общества, развития, основ и признаков философии, умения выражать свою точку зрения в ходе освоения образовательного стандарта в рамках курса «Обществознание».
План:
- Актуальность темы: На современном этапе важна не только степень освоения содержательной, теоретической компоненты предмета, но и уровень практических компетенций, полученных и отработанных учащимися на уроках обществознания.
- Актуальность опыта: Постиндустриальное общество в гораздо большей степени, чем индустриальное, заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны активно действовать, принимать решения, самостоятельно искать необходимую информацию, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Премьер министр РФ В.В.Путин, выступая на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, подчеркивал: «В современном, быстро развивающемся мире человек должен учиться всю жизнь»(4,с.5). А к этому молодого человека необходимо готовить. Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. В условиях модернизации российского образования, идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, их ценность неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы; способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции. Уроки гуманитарного цикла дают возможность учащимся не столько получать новую информацию, обучаться чему-то неизвестному, сколько грамотно выражать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение. Что, порою, бывает очень трудным, поскольку здесь важны знания не «бытового» уровня. Требования к учащимся в современном мире выдвигаются более высокие. При этом задача школы и каждого педагога - создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.
- Для более осознанного понимания предмета обсуждения необходимо определить ряд понятий:
- Законы общества - это принципы, придуманные разными обществами, культурами, цивилизациями. В одной стране за кражу сажают в тюрьму на три года, а в другой, за такую же кражу - на пять лет. Если в автобусе проехать без билета, то никто не заболеет, но если встретится контролер, будет взят штраф. За нарушения законов общества наказывает социум по правилам, принятым в данном обществе в данную эпоху.
- Философия – это особый тип мировоззрения, представляющий собой систему наиболее общих идей и взглядов на мир, реализуемых убеждением и практическим действием. Основное предназначение философии состоит в том, чтобы научить человека быть человеком с больной буквы. В философии не существует готовых, вечно истинных знаний.Признаки философии:
1) Теоретичность – это основное отличие от других. Философия всегда опирается на строгие и точные абстрактно-логические рассуждения, требующие аргументирования и доказательства. Философия стремиться опереться на науку.
2) Всеобщность, т.е. нацеленность на решение проблем, затрагивающих не отдельные личности, а человека, как представителя человеческого рода.
3) Вечность, т.е. проблемы, оказавшиеся в центре философского рассуждения, действительны и актуальны для всех народов и во все времена.
4) Предельность, т.е. исключительная широта и первичность рассматриваемых ею вопросов.
5) Универсализм, т.е. стремление к обнаружению наиболее общих закономерностей в природе, обществе, человеческом мышлении.
6) Критичность, т.е. способность сомневаться прежде всего в том, что кажется понятным и само собой разумеющимся.
- В технологии критического мышления выделяются социокультурный, технологический и методический аспекты. Социокультурный аспект – основой его является идея нравственного воспитания граждан открытого общества. Чтобы подготовить ребенка к жизни в нем, учебный процесс тесно увязывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.Базовая модель технологии критического мышления состоит из трех стадий:
Первая стадия – вызов - постановка задач. Присутствие этой стадии на каждом уроке обязательно. Цель стадии: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; активизировать ранее полученные знания; создать ассоциативные ряды; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия - осмысление - изучение нового материала. Возможно изучение при помощи различных источников, в том числе и найденных самими учащимися (замечено, что такой материал лучше запоминается и, как следствие, лучше усваивается).
Третья стадия - рефлексия- закрепление, обобщение, формулировка выводов.
- Выводы. Имеющиеся на сегодняшний день научные данные говорят о том, что познавательная активность - очень сложное в структурном и функциональном отношении качество познающей личности. Решение проблемы развития познавательной активности учащихся в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла зависит от разработанной системы способов и приемов, способствующих активизации учебной деятельности школьников, выявления наиболее эффективных условий и средств обучения, активной деятельности самого преподавателя