Рабочие программы по математике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Новая Ивановка Калининского района Саратовской области»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ с.Новая Ивановка»
_________/М.В.Миронова/ _________/С.О.Ташкинова/ _________/И.В.Реброва/
Протокол № _____ Протокол № _____ Приказ № _____
от «____» августа 2014г. от «____» августа 2014г. от «____» августа 2014г.
Рабочая программа по математике
в 7 классе
учителя I квалификационной категории
Мироновой Марины Викторовны
Рассмотрено
на методическом совете школы
Протокол №_____ от __________
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
- Изучение математики в 7 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по математике:
- - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжении образования;
- - интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- - воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
- Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
- В 7 классе курс математики делится на три раздела: алгебра, геометрия, математическая статистика. На итоговое повторение учебного материала отводится часов. Общее количество часов, отводимое на изучение математики – 175.
- Рабочая программа составлена на основе
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 5 марта 2004 года №1089)
- Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2004).
- Программы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Математика (составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2002)
- Количество часов: в неделю – 5, всего за год 175 часов.
- Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего комплекта УМК:
- программа для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.: Дрофа, 2004, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ
- Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 год.
- Геометрия 7 - 9. Авторы: Л.С. Атанасян, Л.В.Бутузов и др. Издательство «Просвещение», Москва, 2009 год.
Календарно-тематическое планирование
уроков математики в 7 классе
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Использова-ние ИКТ | Подготовка К ГИА | Примеча-ние | |
Предпола-гаемая | Фактичес-кая | |||||
1 | Повторение изученного в 6 классе. | |||||
2 | Повторение изученного в 6 классе. | |||||
3 | Повторение изученного в 6 классе. | |||||
4 | Входная диагностическая работа. | |||||
Выражения, тождества, уравнения. | ||||||
5 | Числовые выражения. | |||||
6 | Выражения с переменными. | |||||
7 | Выражения с переменными. | |||||
8 | Сравнение значений выражений. | |||||
9 | Сравнение значений выражений. | |||||
10 | Свойства действий над числами. | |||||
11 | Тождественные преобразования выражений. Тождества. | |||||
12 | Тождественные преобразования выражений. | |||||
13 | Решение задач по теме «Выражения, тождества, уравнения». | |||||
14 | Контрольная работа №1. | |||||
15 | Уравнение и его корни. | |||||
16 | Линейное уравнение с одной переменной. | |||||
17 | Линейное уравнение с одной переменной. | |||||
18 | Линейное уравнение с одной переменной. | |||||
19 | Решение задач с помощью уравнений. | |||||
20 | Решение задач с помощью уравнений. | |||||
21 | Решение задач с помощью уравнений. | |||||
22 | Решение задач с помощью уравнений. | |||||
23 | Контрольная работа №2. | |||||
Функции. | ||||||
24 | Что такое функция. | |||||
25 | Вычисление значений функции по формуле. | |||||
26 | Вычисление значений функции по формуле. | |||||
27 | График функции. | |||||
28 | График функции. | |||||
29 | Линейная функция и ее график. | |||||
30 | Линейная функция и ее график. | |||||
31 | Линейная функция и ее график. | |||||
32 | Прямая пропорциональность. | |||||
33 | Прямая пропорциональность. | |||||
34 | Обобщение изученного. | |||||
35 | Контрольная работа за I четверть. | |||||
36 | Взаимное расположение графиков линейных функций. | |||||
37 | Взаимное расположение графиков линейных функций. | |||||
38 | Взаимное расположение графиков линейных функций. | |||||
Степень с натуральным показателем. | ||||||
39 | Определение степени с натуральным показателем. | |||||
40 | Определение степени с натуральным показателем. | |||||
41 | Умножение и деление степеней. | |||||
42 | Умножение и деление степеней. | |||||
43 | Возведение в степень произведения и степени. | |||||
44 | Возведение в степень произведения и степени. | |||||
45 | Одночлен. Стандартный вид одночлена. | |||||
46 | Одночлен. Стандартный вид одночлена. | |||||
47 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | |||||
48 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | |||||
49 | Функция у=х2. | |||||
50 | Функция у=х3. | |||||
51 | Функции у=х2 и у=х3 | |||||
52 | О простых и составных числах. | |||||
53 | Обобщающий урок. | |||||
54 | Контрольная работа №3. | |||||
Начальные геометрические сведения. | ||||||
55 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | |||||
56 | Сравнение отрезков и углов. | |||||
57 | Измерение отрезков. | |||||
58 | Измерение углов. | |||||
59 | Смежные и вертикальные углы. | |||||
60 | Перпендикулярные прямые. | |||||
61 | Контрольная работа №4. | |||||
Многочлены. | ||||||
62 | Многочлен и его стандартный вид. | |||||
63 | Сложение и вычитание многочленов. | |||||
64 | Сложение и вычитание многочленов. | |||||
65 | Сложение и вычитание многочленов. | |||||
66 | Умножение одночлена на многочлен. | |||||
67 | Умножение одночлена на многочлен. | |||||
68 | Решение задач. | |||||
69 | Решение задач. | |||||
70 | Контрольная работа №5. | |||||
71 | Вынесение общего множителя за скобки. | |||||
72 | Вынесение общего множителя за скобки. | |||||
73 | Вынесение общего множителя за скобки. | |||||
74 | Умножение многочлена на многочлен. | |||||
75 | Умножение многочлена на многочлен. | |||||
76 | Контрольная работа за II четверть. | |||||
77 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | |||||
78 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | |||||
79 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | |||||
80 | Доказательство тождеств. | |||||
81 | Доказательство тождеств. | |||||
Треугольник. | ||||||
82 | Треугольник. | |||||
83 | Первый признак равенства треугольников. | |||||
84 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. | |||||
85 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | |||||
86 | Свойства равнобедренного треугольника. | |||||
87 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник». | |||||
88 | Второй признак равенства треугольников. | |||||
89 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. | |||||
90 | Третий признак равенства треугольников. | |||||
91 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | |||||
92 | Окружность. | |||||
93 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | |||||
94 | Решение задач. | |||||
95 | Контрольная работа №6. | |||||
Формулы сокращенного умножения. | ||||||
96 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | |||||
97 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | |||||
98 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | |||||
99 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы. | |||||
100 | Возведение в куб квадрат суммы и разности двух выражений. | |||||
101 | Возведение в куб квадрат суммы и разности двух выражений. | |||||
102 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | |||||
103 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | |||||
104 | Разложение разности квадратов на множители. | |||||
105 | Разложение разности квадратов на множители. | |||||
106 | Обобщающий урок. | |||||
107 | Контрольная работа №7. | |||||
Параллельные прямые. | ||||||
108 | Признаки параллельности прямых. | |||||
109 | Признаки параллельности прямых. | |||||
110 | Практические способы построения параллельных прямых. | |||||
111 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых». | |||||
112 | Аксиома параллельных прямых. | |||||
113 | Свойства параллельных прямых. | |||||
114 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | |||||
115 | Решение задач. | |||||
116 | Контрольная работа №8. | |||||
117 | Сумма и разность кубов двух выражений. | |||||
118 | Сумма и разность кубов двух выражений. | |||||
119 | Сумма и разность кубов двух выражений. | |||||
120 | Преобразование целых выражений в многочлен. | |||||
121 | Преобразование целых выражений в многочлен. Применение различных способов для разложения на множители. | |||||
122 | Применение различных способов для разложения на множители. | |||||
123 | Контрольная работа №9. | |||||
Системы линейных уравнений. | ||||||
124 | Линейное уравнение с двумя переменными. | |||||
125 | График линейного уравнения с двумя переменными. | |||||
126 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | |||||
127 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | |||||
128 | Способ подстановки. | |||||
129 | Способ подстановки. | |||||
130 | Способ подстановки. | |||||
131 | Контрольная работа за III четверть. | |||||
132 | Способ сложения. | |||||
133 | Способ сложения. | |||||
134 | Способ сложения. | |||||
135 | Решение задач с помощью систем уравнений. | |||||
136 | Решение задач с помощью систем уравнений. | |||||
137 | Решение задач с помощью систем уравнений. | |||||
138 | Решение задач с помощью систем уравнений. | |||||
139 | Решение задач с помощью систем уравнений. | |||||
140 | Контрольная работа №10. | |||||
Соотношения между сторонами и углами треугольника. | ||||||
141 | Сумма углов треугольника. | |||||
142 | Сумма углов треугольника. | |||||
143 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | |||||
144 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | |||||
145 | Неравенство треугольника. | |||||
146 | Решение задач. | |||||
147 | Решение задач. | |||||
148 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. | |||||
149 | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника. | |||||
150 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | |||||
151 | Решение задач. | |||||
152 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | |||||
153 | Построение треугольника по трём элементам | |||||
154 | Решение задач. | |||||
155 | Решение задач. | |||||
156 | Контрольная работа №11. | |||||
Статистические характеристики. | ||||||
157 | Среднее арифметическое, размах, мода. | |||||
158 | Среднее арифметическое, размах, мода. | |||||
159 | Медиана как статистическая характеристика. | |||||
160 | Медиана как статистическая характеристика. | |||||
161 | Повторение «Тождественные преобразования выражений». | |||||
162 | Повторение «Линейное уравнение с одной переменной». | |||||
163 | Повторение «Решений задач с помощью уравнений». | |||||
164 | Повторение «Решение задач с помощью уравнений». | |||||
165 | Повторение «Применение формул сокращенного умножения». | |||||
166 | Повторение «Применений формул сокращенного умножения». | |||||
167 | Повторение «Системы линейных уравнений». | |||||
168 | Итоговая контрольная работа. | |||||
169 | Повторение «Решение задач с помощью систем уравнений». | |||||
170 | Повторение «Решение задач с помощью систем уравнений». | |||||
171 | Повторение «Сумма углов треугольника». | |||||
172 | Повторение «Применение признаков равенства треугольников». | |||||
173 | Повторение «Применение признаков равенства треугольников». | |||||
174 | Повторение «Построение треугольника по трем элементам». | |||||
175 | Обобщающее повторение. |
Содержание обучения.
Повторение (3ч)
Выражения, тождества, уравнения (25ч)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Статистические характеристики. (4 часа)
Ознакомление обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Функции (14 ч)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Степень с натуральным показателем (15ч)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
Многочлены (20 ч)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Формулы сокращенного умножения (20 ч)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
Системы линейных уравнений (17ч)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Начальные геометрические сведения (7 ч)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
Треугольники (14 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые (9 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Повторение (10 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 7 класса.
Резерв (5 часов)
Методическая литература
- Ф.Ф. Лысенко, Л.С. Ольхова, И.М. Агафонова и другие. Математика 7 – 8 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Учебно – методическое пособие. Ростов-на-Дону. « Легион – М», 2009г.
- Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецоваи др. «Дидактические материалы по алгебре для 7 класса» - Москва: Просвещение, 2009;
- Л.И.Мартышова «Контрольно-измерительные материалы по алгебре к учебному комплекту : Ю.Н. Макарычева 7 класс» - Москва: «ВАКО», 2011.
- Л.А. Тапилина, Т.А.Афанасьева «Поурочные планы по алгебре к учебному комплекту : Ю.Н. Макарычева 7 класс» - Волгоград: «Учитель», 2009.
- Н.Ф.Гаврилова «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту : Л.С. Атанасян, Л.В.Бутузов и др. 7 класс» - Москва: «Вако», 2009. Архив приложения «Математика» к газете «Первое сентября», 2008 – 2010г.
- Т.А.Капитанова «Алгебра 7 класс. Проверочные и контрольные работы» - Саратов: Лицей, 2009.