Перспективное планирование работы по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе.

Зинова Наталья Анатольевна
Перспективное планирование работы 
по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit._list._zinova.docx4.59 КБ
Файл mesyats.docx13.12 КБ
Файл plan.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад № 8 муниципального образования Динской район»

Перспективное планирование работы

по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе.

Воспитатель: Зинова Наталья Анатольевна



Предварительный просмотр:

Месяц

Темы игр-экспериментов.

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Сентябрь

Путешествие с капелькой.

Вода прозрачная, может менять цвет.

Значение воды в жизни растений.

Игра «Водяной» у нас в гостях.

Октябрь

Ветер, ветер, ветерок.

Поиск воздуха.

Летающие семена.

Песочная страна.

Ноябрь

В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича.

Плавающие, тонущие предметы.

Плавающее перо.

Мех. Зачем зайчику другая шубка.

Декабрь

Песок, глина.

Волшебная рукавичка.

Предметы из металла.

Действие магнита на металл.

Январь

---

Льдинка и снежинка.

Вода, лёд, снег.

Как снег становится водой.

Февраль

Волшебная кисточка.

С водой и без воды.

Путешествие в мир стеклянных вещей.

Как достать скрепку из воды.

Март

Почему растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Тёплая капелька.

Стекло его качество и свойства.

Апрель

Чудеса растений.

Нужен ли корешкам воздух?

Почва. Песок, глина, камни.

Солнечные зайчики.

Май

Растениям теплую водичку.

Зачем растения вертятся?

Поймаем солнечного зайчика.

В мире пластмассы.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы

по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе.

Цель:  Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной, речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи: 

  1. Расширение представлений у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

  1. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр – экспериментов.

  1. Развитие у детей умственных способностей: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

  1. Совершенствовать речевое, социально-коммуникативное развитие у дошкольников.  


№ п/п

Месяц

Тема

Цель

Обеспечение интеграции образовательных областей

Планируемые результаты

Сентябрь

№ 1

Путешествие с капелькой.

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Речевое развитие: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. Находить слова противоположные по значению.

Познавательное развитие: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению.

№ 2

Вода прозрачная, но может менять цвет.

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы.

Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познавательное развитие: формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования.

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.

№ 3

Значение воды в жизни растений.

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью.

Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов.

№ 4

Игра « Водяной у нас в гостях».

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и каммуникативность в процессе проведения игры.

Речевое развитие: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познавательное развитие:  подводить детей к   самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь

№ 1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познавательное развитие: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Речевое развитие: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами существительным.

№ 2

Поиски воздуха.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.

№ 3

Летающие семена.

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Речевое развитие: формировать у детей умение слушать   художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы.

Познавательное развитие: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес   к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

№ 4

Песочная страна.

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе   проведения опытов.                  

Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

 

Ноябрь

№ 1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича.

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится).

Познавательное развитие: формировать познавательную активность, через метод исследования.

Речевое развитие: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№ 2

Плавающие и тонущие предметы.

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает.

Познавательное развитие: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам, их свойствам.

Речевое развитие: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

 

№ 3

Плавающее перо.

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.

Познавательное развитие: развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№ 4

Мех. Зачем зайчику другая шуба.

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познавательное развитие: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой.

Речевое развитие: формировать умение говорить грамматически правильно.

 

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

 

 

Декабрь

№ 1

Песок. Глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по-разному впитывают воду.

Познавательное развитие: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины.

Речевое развитие: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№ 2

Волшебная рукавичка.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри).

Познавательное развитие: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Речевое развитие: активизация словаря, развивать логическое мышление, умение делать вывод.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№ 3

Метал.

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность, свойства: хрупкость, теплопроводность).

Познавательное развитие: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Речевое развитие: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№ 4

Действие магнита на предмет.

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познавательное развитие: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Речевое развитие: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

 

№ 1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познавательное развитие: развивать познавательные интересы через опытно-экспериментальную деятельность.

 

Умеют делать выводы и заключения.

№ 2

Льдинка и снежинка.

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познавательное развитие: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Речевое развитие: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№ 3

 

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега воды.

Февраль

 

 

№ 1

Волшебная кисточка.

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественно-эстетическое развитее: формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№ 2

С водой и без воды.

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Познавательное развитие: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№ 3

Путешествие в мир стеклянных вещей.

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познавательное развитие: знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

№ 4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей.

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

№ 1

Почему растаяла Снегурочка.

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.

Познавательное развитие: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Речевое развитие:  учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.

№ 2

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Познавательное развитие: продолжать знакомить детей со свойствами льда.

Речевое развитее: развивать речевую активность детей, развивать  диалогическую речь.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда.

№ 3

Теплая капелька.

Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение.

Речевое развитие: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными.

№ 4

Стекло, его качества и свойства.

Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства: хрупкость).

Познавательное развитие: познакомить со свойствами: прозрачность, хрупкость, толщина.

Речевое развитие: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла.

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель

№ 1

Чудеса растений.

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познавательное развитие: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы).

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№ 2

Нужен ли корешкам воздух.

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познавательное развитие: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Речевое развитие: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

 

№ 3

Почва (песок, глина камни).

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы

Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№ 4

Солнечные зайчики.

Формировать представления о свойствах солнечных лучей.

Познавательное развитие: понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№ 1

Зачем растения вертятся.

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познавательное развитие: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№ 2

Растениям – теплую водичку.

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познавательное развитие: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Речевое развитее:  развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№ 3

Передача солнечного зайчика.

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познавательное развитие: называть свойства солнечных лучей.

Речевое развитие: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№ 4

В мире пластмассы.

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познавательное развитие:  учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Речевое развитие: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

 

Список литературы:

  1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
  2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
  3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
  4. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «Учитель», 2011г.
  5. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду», средняя группа. Мозаика-Синтез, Москва 2014.
  6. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным  и социальным окружением», средняя группа, Мозаика-Синтез, Москва 2014.
  7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников.  Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  8. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.