Перспективное планирование работы по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list._zinova.docx | 4.59 КБ |
mesyats.docx | 13.12 КБ |
plan.docx | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад № 8 муниципального образования Динской район»
Перспективное планирование работы
по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе.
Воспитатель: Зинова Наталья Анатольевна
Предварительный просмотр:
Месяц | Темы игр-экспериментов. | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | |
Сентябрь | Путешествие с капелькой. | Вода прозрачная, может менять цвет. | Значение воды в жизни растений. | Игра «Водяной» у нас в гостях. |
Октябрь | Ветер, ветер, ветерок. | Поиск воздуха. | Летающие семена. | Песочная страна. |
Ноябрь | В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича. | Плавающие, тонущие предметы. | Плавающее перо. | Мех. Зачем зайчику другая шубка. |
Декабрь | Песок, глина. | Волшебная рукавичка. | Предметы из металла. | Действие магнита на металл. |
Январь | --- | Льдинка и снежинка. | Вода, лёд, снег. | Как снег становится водой. |
Февраль | Волшебная кисточка. | С водой и без воды. | Путешествие в мир стеклянных вещей. | Как достать скрепку из воды. |
Март | Почему растаяла Снегурочка? | Освобождение бусинок из ледяного плена. | Тёплая капелька. | Стекло его качество и свойства. |
Апрель | Чудеса растений. | Нужен ли корешкам воздух? | Почва. Песок, глина, камни. | Солнечные зайчики. |
Май | Растениям теплую водичку. | Зачем растения вертятся? | Поймаем солнечного зайчика. | В мире пластмассы. |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы
по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе.
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной, речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
- Расширение представлений у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр – экспериментов.
- Развитие у детей умственных способностей: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Совершенствовать речевое, социально-коммуникативное развитие у дошкольников.
№ п/п Месяц | Тема | Цель | Обеспечение интеграции образовательных областей | Планируемые результаты | |||
Сентябрь | № 1 | Путешествие с капелькой. | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. | Речевое развитие: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. Находить слова противоположные по значению. Познавательное развитие: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов. | Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению. | ||
№ 2 | Вода прозрачная, но может менять цвет. | Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. | Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познавательное развитие: формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования. | Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители. | |||
№ 3 | Значение воды в жизни растений. | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. | Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов. | |||
№ 4 | Игра « Водяной у нас в гостях». | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и каммуникативность в процессе проведения игры. | Речевое развитие: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познавательное развитие: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. | Умеют называть водоемы и их обитателей. | |||
Октябрь | № 1 | Ветер, ветер ветерок. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Познавательное развитие: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Речевое развитие: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. | Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. | ||
№ 2 | Поиски воздуха. | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность. | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. | |||
№ 3 | Летающие семена. | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | Речевое развитие: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познавательное развитие: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. | Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. | |||
№ 4 | Песочная страна. | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. | |||
Ноябрь | № 1 | В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича. | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится). | Познавательное развитие: формировать познавательную активность, через метод исследования. Речевое развитие: формировать умение согласовывать слова в предложении. | Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. | ||
№ 2 | Плавающие и тонущие предметы. | Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает. | Познавательное развитие: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам, их свойствам. Речевое развитие: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. | Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. | |||
| № 3 | Плавающее перо. | Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека. | Познавательное развитие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. | Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. | ||
№ 4 | Мех. Зачем зайчику другая шуба. | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Познавательное развитие: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Речевое развитие: формировать умение говорить грамматически правильно.
| Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. | |||
Декабрь | № 1 | Песок. Глина. | Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по-разному впитывают воду. | Познавательное развитие: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Речевое развитие: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. | Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. | ||
№ 2 | Волшебная рукавичка. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри). | Познавательное развитие: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Речевое развитие: активизация словаря, развивать логическое мышление, умение делать вывод. | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. | |||
№ 3 | Метал. | Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность, свойства: хрупкость, теплопроводность). | Познавательное развитие: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Речевое развитие: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. | Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу. | |||
№ 4 | Действие магнита на предмет. | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Познавательное развитие: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Речевое развитие: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. | |||
Январь
| № 1 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. | Познавательное развитие: развивать познавательные интересы через опытно-экспериментальную деятельность.
| Умеют делать выводы и заключения. | ||
№ 2 | Льдинка и снежинка. | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Познавательное развитие: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Речевое развитие: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. | Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. | |||
№ 3
| Вода, лед, снег. | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. | Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега воды. | |||
Февраль
| № 1 | Волшебная кисточка. | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Художественно-эстетическое развитее: формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. | ||
№ 2 | С водой и без воды. | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Познавательное развитие: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. | Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. | |||
№ 3 | Путешествие в мир стеклянных вещей. | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. | Познавательное развитие: знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно. | Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно. | |||
№ 4 | Как достают скрепку из воды. | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. | Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Речевое развитие: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей. | Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. | |||
Март | № 1 | Почему растаяла Снегурочка. | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед. | Познавательное развитие: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Речевое развитие: учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. | Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы. | ||
№ 2 | Освобождение бусинок из ледяного плена. | Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. | Познавательное развитие: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Речевое развитее: развивать речевую активность детей, развивать диалогическую речь. | Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда. | |||
№ 3 | Теплая капелька. | Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. | Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Речевое развитие: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды. | Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными. | |||
№ 4 | Стекло, его качества и свойства. | Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства: хрупкость). | Познавательное развитие: познакомить со свойствами: прозрачность, хрупкость, толщина. Речевое развитие: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла. | Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными. | |||
Апрель | № 1 | Чудеса растений. | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Познавательное развитие: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы). | Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. | ||
№ 2 | Нужен ли корешкам воздух. | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Познавательное развитие: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Речевое развитие: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. | Называют комнатные растения.
| |||
№ 3 | Почва (песок, глина камни). | Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. | Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней. | Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. | |||
№ 4 | Солнечные зайчики. | Формировать представления о свойствах солнечных лучей. | Познавательное развитие: понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. | Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. | |||
Май | № 1 | Зачем растения вертятся. | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. | Познавательное развитие: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. | ||
№ 2 | Растениям – теплую водичку. | Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | Познавательное развитие: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Речевое развитее: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. | Умеют ухаживать за растениями на грядке. | |||
№ 3 | Передача солнечного зайчика. | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | Познавательное развитие: называть свойства солнечных лучей. Речевое развитие: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. | |||
№ 4 | В мире пластмассы. | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Познавательное развитие: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Речевое развитие: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). | Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. |
Список литературы:
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
- Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
- Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «Учитель», 2011г.
- Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду», средняя группа. Мозаика-Синтез, Москва 2014.
- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», средняя группа, Мозаика-Синтез, Москва 2014.
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников. Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.