Разные "нужности"
Есть много интересного, что может пригодиться для работы.
Не всегда могу назвать источник, так как часто материалы доходят через знакомых, перерабатываются с учетом специфики школы. Чтобы каждый раз не "изобретать велосипед", создаем копилки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм проведения школьной конференции
Школьные конференции помогают являются действенным методом при разрешении затяжных конфликтов между классами, между учеником и классом, классом и учителем (учителями).
Важную роль школьные конференции могут сыграть для преодоления ситуации отвержения (остракизма) ребёнка в классе. В определённых случаях предметом насмешек являются те или иные физические особенности. В других - сам отверженный провоцирует своим поведением негативную реакцию других детей. Неумение ребёнка строить отношения со сверстниками, психологическая травма, которая начинает проявляться в его поведении, те или иные невротические наклонности вызывают отторжение со стороны части класса. Обычно дети достаточно жестоко реагируют на нарушение сложившихся групповых норм, и нередко начинается травля этого ребёнка. Учителя в подобных случаях пытаются выяснить зачинщиков и начинают их «прорабатывать», что мало помогает: те сами нуждаются в коррекции поведения. Ведущий конференции, напротив, апеллирует к здоровому ядру класса, которые в силу специфики детского возраста могут просто не замечать проблем отвергаемого ученика, а иногда невольно провоцировать конфликтные ситуации.
Конференции позволяют подросткам обратить внимание на собственное поведение и наметить пути изменения. Участники получают возможность высказать друг другу свои претензии и «выговориться», обсудить факторы, вызывающие враждебность, и сделать шаг к взаимопониманию. Одновременно фактически идёт обучение восстановительному способу разрешения конфликта.
Для проведения «Школьной конференции» должно быть подготовлено помещение, в котором можно рассадить всех участников по кругу, чтобы во время общего разговора все могли видеть всех, что способствует открытому общению и достижению взаимопонимания.
Подготовка и проведение школьной конференции.
- Подготовительный этап.
- Сбор информации о развитии конфликтной ситуации, об участниках, о мерах, предпринимавшихся по разрешению конфликта;
- Предварительные встречи с каждой из сторон конфликта с целью подготовки к общей встрече
- Проведение школьной конференции.
- Консилиум специалистов по результатам проведенной работы.
Ход предварительной встречи
(отдельно с каждой из сторон конфликта).
- Приветствие, знакомство, представление целей школьной конференции.
- Ведущий предлагает участникам принять правила поведения в кругу: говорить о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения, не допускать обвинительных высказываний, после окончания встречи сохранять конфиденциальность и т.д. Участники обсуждает эти и другие правила и принимают их.
- Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая на вопросы: в чем состоит ситуация, как развивался конфликт, каков вклад каждой стороны в возникновение и развитие конфликта, каковы последствия для их жизни, какие чувства вызывает эта ситуация. В ходе этой беседы ведущий помогает участникам прояснять их чувства, скрытые потребности, истинные стремления, применяя приемы активного слушания: отражение чувств, перефразирование, резюмирование.
- Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы.
- Участники высказывают свое мнение о возможностях разрешения конфликта, о том, что может сделать каждая сторона для этого, а также о том, как будет проходить обмен мнениями и предложениями во время конференции между сторонами. Ведущий делает акцент на том, что на общей встрече представители каждой стороны не только будут иметь возможность высказать свое мнение, но и должны это сделать. Ведущий информирует ребят о своей нейтральной позиции в отношении правоты или неправоты сторон конфликта, а также о своей главной миссии - помощь в возникновении и осуществлении подлинного диалога между участниками.
Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы, благодарит участников и завершает встречу.
Ход школьной конференции.
- Приветствие ведущего, представление целей начавшейся встречи.
- Знакомство. Каждый участник называет свое имя и цель своего участия во встрече.
- Ведущий предлагает участникам принять правила поведения в кругу: говорить о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения, не допускать обвинительных высказываний, после окончания круга сохранять конфиденциальность и т.д. Группа обсуждает эти и другие правила и принимает их.
- Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая на вопросы: в чем состоит ситуация, как развивался конфликт, каков вклад каждой стороны в возникновение и развитие конфликта, каковы последствия для их жизни, какие чувства вызывает эта ситуация. В ходе этой беседы ведущий помогает участникам прояснять их чувства, скрытые потребности, истинные стремления, применяя приемы активного слушания: отражение чувств, перефразирование, резюмирование.
- Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы.
- Участники высказывают свое мнение о возможностях разрешения конфликта, о том, что может сделать каждая сторона для этого.
- Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы и проверяет насколько они совпадают с мнением членов круга.
- Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями о прошедшей встрече, участники делают это по желанию.
- Ведущий благодарит всех за участие и завершает встречу.
Задачи ведущего во время Школьной конференции:
- организация коммуникации;
- оказание поддержки участникам в ситуациях, когда они испытывают негативные чувства (плачут, молчат в ответ на вопросы, слышат в свой адрес критику и т.д.);
- выдерживание темы разговора, если он уходит в области, не относящиеся к целям, поставленным перед участниками;
- недопущение критики, обвинений, клеймения участников;
- постоянное ориентирование участников на то, чтобы, говоря, они обращались не к ведущему (что гораздо легче в подобной ситуации), а к тому человеку для кого предназначено высказывание, т.е. не «он(а) сказал(а)....», а «ты сказал(а)...»;
- поддержка ведущим инициатив, направленных на личностный рост конфликтующих сторон.
Например, если дети начинают вырабатывать цивилизованные правила поведения в группе, следует поддержать эту инициативу и дать возможность высказаться всем участникам. Одновременно важно выяснить факторы, мешающие диалогическим формам взаимодействия учеников и учителей. Ведущему необходимо уметь работать уже не только с отдельными подростками, но и с подростковыми (детскими) сообществами. В противном случае есть опасность, что конференция воспроизведёт обычный режим групповых взаимодействий. Исключительно важна роль того, кто в дальнейшем поддержит то положительное, что может укрепить нормальные отношения между участниками конференции - в этой роли могут выступать социальные работники, учителя, школьные психологи. Использование программ примирения и школьных конференций отвечает наболевшим вопросам школьной жизни, таким, как:
- обеспечение новыми способами работы классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов. Тем самым осуществляется повышение неформального статуса работников, осуществляющих воспитательную работу в школе, а также повышение степени управляемости поведением подростков;
- совершенствование взаимодействия родителей и педагогов в воспитательной работе, а значит - повышения доверия к школе со стороны населения.
Консилиум специалистов по результатам проведенной работы
Цель консилиума: обмен мнениями по следующим вопросам:
- алгоритм проведения школьной конференции (насколько он разработан);
- насколько эффективно были проведены предварительные встречи с каждой из противоборствующих сторон;
- достигла ли школьная конференция поставленных целей;
- как возникали и как преодолевались затруднения в ходе работы, что мешало и что помогало достижению поставленных целей;
- каков прогноз развития ситуации.
Предварительный просмотр:
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения
17 мая – Международный день детского Телефона доверия
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА
«В моей жизни много разного: и хорошего, и трудного»
для учеников средних и старших классов
(с вариантами заданий для обеих возрастных групп)
ЦЕЛЬ:
- Обсудить с учениками в занимательной форме способы преодоления негативных убеждений и формирования позитивного настроя.
- Мотивировать обращаться за помощью на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.
ЗАДАЧИ:
- Проинформировать о Телефоне доверия как о виде психологической помощи
- Обсудить причины и последствия негативной убежденности в своих недостатках.
- Выработать в группе способы преодоления негативных убеждений.
- Побудить учеников в случае возникновения трудностей обращаться на Телефон доверия
Х О Д У Р О К А
Содержание | Рекомендации для педагога |
С известным психологом Альфредом Адлером в школьные годы произошел случай, который наглядно доказывает, насколько сильное влияние на поведение и способности человека может оказать твердая убежденность в чем-либо. У мальчика с самого начала не ладилось с математикой, и учитель пришел к убеждению, что у него совсем нет способностей к математике. Учитель поделился своим мнением с родителями маленького Альфреда и предупредил, чтобы они не ожидали от сына больших достижений. Убежденность преподавателя передалась и родителям. Адлер знал о такой оценке своих способностей, и его отметки по математике были плохими. Однажды на занятиях в школе ему внезапно показалось, что он точно знает, как решить задачу, изложенную учителем на доске, которую не смог одолеть ни один ученик в классе. И он сказал об этом учителю; вместе со всем классом тот громко рассмеялся. Однако возмущенный Альфред подошел к доске и, к всеобщему изумлению, правильно решил задачу. В процессе решения он вдруг почувствовал, что понимает математику. В результате обретенной уверенности Адлер стал преуспевать в учебе. | Перед презентацией истории спросите учеников, что они знают о силе и возможностях самоубеждения ? |
2. Групповое обсуждение «Что случилось с Адлером?»
(Возможные ответы: нет, он перестал их замечать, так как поверил, что их нет)
(Возможные ответы: поверил взрослым; не захотел заниматься тем, что у него не получается; стал избегать неудачи и критики взрослых; перестал верить в свои способности к математике; стал считать себя не очень хорошим учеником)
(Возможные ответы: случайно; у него все-таки были хорошие способности к математике; он почувствовал себя таким же, как все – никто не мог решить, и все объединились в раздумьях; разозлился на то, что над ним смеются, помогло самолюбие) Действительно, Адлер как будто бы ненадолго забыл, что у него нет способностей. Ему показалось, что он знает решение и увлекся. К тому же разозлился и непременно захотел доказать, что одноклассники и учитель математики ошибаются, смеясь над ним. Получается, что он долгое время как будто находился в «черных очках», и смотрел на себя и свои способности через них. Черные очки заставляли смотреть его на себя как на неспособного, неодаренного, или даже как на плохого ученика и не давали стремиться к достижениям и радоваться своим успехам. Удачно сложившиеся обстоятельства и решимость «снять черные очки неуверенности» - попробовать решить задачу, принесли Адлеру победу.
| Цель дискуссии для учителя: дать возможность ученикам самостоятельно прийти к выводу о том, что способности и таланты человека существуют в нем, независимо от того верит он в них или нет; а раскрываются именно благодаря вере в себя. Поощрите ребят рассказать о похожем случае и выслушайте в классе 1-2 истории). Спросите, что именно помогло рассказчикам преодолеть негативную убежденность. |
3.1. Задание для средних классов: «Что может помочь переубедить себя или друга и снять «черные очки»?
После выполнения задания попросить выбрать по одному человеку от группы, чтобы прочитать и прокомментировать перечень действий, ответить на вопросы другой группы и учителя. Вопросы для обсуждения:
3.2. Задание для старших классов: «Повезло или нет Адлеру в том, что он долгое время находился в черных очках»?» Разбить класс на 2 группы (можно на тех, кто считает, что повезло и на тех, кто считает, что не повезло) и дать задания группам.
Выбрать по одному человеку от группы и провести «словесную дуэль» на тему задания. | Учителю в процессе подготовки к «словесной дуэли» можно помочь группе, которая нашла меньше аргументов. Спросите, как считают ребята, мог ли этот опыт Адлера повлиять на то, что он стал известным психологом? А что они думают по поводу выражения, что каждый следующий день сокращает количество наших возможностей, так как часть из них человек упускает? |
4.1. Упражнение для средних классов «Облака настроения» Задание для учеников: «Нарисуйте на левой половине листа бумаги 4 серых облака и напишите в каждом одну свою «трудную» мысль, начинающуюся со слов « Мне трудно…». Например, «Мне трудно постоянно сидеть с младшей сестрой» или «Мне трудно выходить и отвечать у доски». Правая половина листа бумаги должна пока оставаться свободной. (На выполнение отведите 5-7 минут) Рядом, на правой половине листа нарисуйте 4 светлых цветных облака, в которых превратите каждую свою «трудную» мысль в обнадеживающую, например: «Я справлюсь с этим…» или «Мне поможет с этим справиться…». Вопросы для обсуждения:
4.2. Упражнение «Банк умений и возможностей нашего класса» Попросите ребят мысленно или на листке бумаги ответить на 2 вопроса:
Предложите ребятам создать «Банк умений и возможностей нашего класса». Для этого зафиксируйте на доске или листе ватмана ответы ребят, даже если они повторяются. Попросите учеников прокомментировать общий список, спросите какие чувства они испытывают, глядя на него. Могут ли считать этот банк их общим классным ресурсом?
Задание: «Нарисуйте цветную «Индивидуальную карту поддержки», где образно или схематически изобразите себя и возможные ресурсы поддержки в трудных ситуациях. Расположите их ближе или дальше к себе по мере доступности, эффективности и подпишите. Спросите ребят, что они могут назвать ресурсами. (Ресурсами могут быть люди, любимые места для прогулок, любимые занятия, музыка, книги, фильмы, любимое общее семейное дело, досуговые центры и те кружки, где есть занятия по интересам. Не забывайте, что ресурсом может быть ваша важная цель; то, как вы когда-то справились с трудной ситуацией; то, как вы стойко перенесли болезнь или травму; то, что ценят в вас другие люди и чем вы сами гордитесь; воспоминания о своих достижениях в прошлом, о самых приятно проведенных каникулах; самое лучшее в вашей семье; самое лучшее в вашем классе.) Затем предложите ученикам обсудить карты поддержки поочередно в малых группах по 3-5 человек, сформированных по желанию. Задания для обсуждения в малых группах (давать по мере выполнения каждого в отдельности):
| Обсудите с учениками, как можно тренировать в себе качества, которые помогают преодолеть предубеждения и настроить себя позитивно. Используйте их ответы для перехода к следующему упражнению. Обсудите в общей группе, была ли для учеников полезна эта работа и чем именно. Обсудите в общей группе, была ли для учеников полезна эта работа и чем именно. |
«Телефон Доверия как ресурс поддержки» Отличительная черта уверенного в себе человека – способность обратиться за помощью в трудной ситуации. Но даже для тех, кто не совсем в себе уверен, есть выход – анонимная помощь на Телефоне доверия. Эта помощь в настоящее время очень популярна во всем мире. Начиная с 10-11 лет, ученики звонят на телефон и советуются, как лучше поступить в какой-либо ситуации. Ведь не в каждой ситуации хватает своего опыта, а решение нужно бывает принять быстро. На телефонах доверия работают специально обученные специалисты - психологи. На некоторых Телефонах доверия могут работать даже прошедшие специальное обучение подростки – туда звонят те ребята, которым проще поговорить о наболевшем со сверстником, чем со взрослым. - Телефон Доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги. - Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь. - Человек может поделиться с консультантом Телефона Доверия любой беспокоящей его проблемой. - Помощь на Телефоне Доверия всегда анонимна. Если не хотят, позвонивший и консультант могут не сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто назвать свое или вымышленное имя для удобства общения. - Обращаясь на Телефон Доверия, человек может получить интересующую его информацию. - Каждый Телефон Доверия работает в своем определенном режиме - круглосуточно или по расписанию | Спросить у учеников, что они знают о Телефоне доверия? Расскажите о Телефоне доверия, поощряя знания учеников и дополняя информацией из приведенного материала. Рассказывая о Телефоне доверия, акцентируйте внимание учеников на выделенных ключевых моментах. |
6. Информация о местном и региональном Телефоне Доверия ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ АНОНИМНО И БЕСПЛАТНО! | Разместите информацию о местном и региональном Телефоне Доверия в школе или кабинете, там, где она будет доступна для ребят |
Приложение 3
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения
АКЦИЯ «СКАЖИ ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ «ДА!»
17 мая – Международный день детского Телефона доверия
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА
для учеников средних и старших классов
(с вариантами заданий для обеих возрастных групп)
ЦЕЛЬ:
- Информировать учеников о том, для чего предназначен и как работает Телефон доверия
- Мотивировать обращаться за помощью на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях
ЗАДАЧИ:
- Рассказать о Телефоне доверия как о виде психологической помощи
- Провести дискуссию на тему «Чем может помочь друг?»
- Обсудить навыки помогающей поддержки
- Разработать с учениками список трудностей или вопросов, с которыми можно обратиться на Телефон доверия
Х О Д У Р О К А
Содержание | Рекомендации для педагога |
1. Информационный блок. «Первый телефон доверия» Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии, в том числе как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, – все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали на звонки. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем). | Спросите учеников, что они знают о Телефоне доверия |
2. Групповое обсуждение «Чем может помочь друг?»
(Возможные ответы: Слушаю музыку. Играю на компьютере. Читаю. Иду, куда глаза глядят.… Звоню другу)
Варианты для средних классов: - Если твоего друга постоянно обижает и высмеивает в школе один его одноклассник? - Если твой друг считает, что у него «трудные родители»? Варианты для старшеклассников: - Если твой друг поссорился со своей девушкой (твоя подруга поссорилась со своим парнем)? - Если твоего друга преследуют и вымогают у него деньги неизвестные парни? Возможные ответы: - что-то посоветовать - рассказать о похожем случае - выслушать - в отличие от некоторых взрослых не говорить, что сам виноват - ободрить - отвлечь, рассказать что-то веселое
| Запишите версии ребят об ожидаемой помощи от друга на доске (для использования на следующем этапе урока) Следите, чтобы внимание ребят не фокусировалось долго на советах, поощряйте поиск других способов поддержки. |
3. Информационный блок. «Какими умениями должен обладать хороший друг, помощник?» Вот, что считают по этому поводу люди, многие годы занимающиеся поддержкой других людей. Чад Вара, организовавший первый телефон доверия, заметил, что хороший консультант на телефоне доверия выходит из дружелюбного человека, который обладает такими качествами:
Согласитесь, это не простой набор качеств. Не все друзья умеют так поддерживать и выслушивать – они ведь тоже этому пока еще учатся, как и вы. В этом нет вины друзей. Просто в некоторых случаях им трудно придумать, как помочь. Поэтому вскоре вслед за взрослыми Телефонами доверия, стали организовывать Телефоны доверия для детей. | Сравните с учениками данный список и список ожидаемой помощи от друга, который получился в классе в ходе предыдущего обсуждения |
4. Информационный блок. «Как устроен Телефон Доверия?» На телефонах доверия работают специально обученные специалисты - психологи. На некоторых Телефонах доверия могут работать даже прошедшие специальное обучение подростки – туда звонят те ребята, которым проще поговорить о наболевшем со сверстником, чем со взрослым. - Телефон Доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги. - Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь. - Человек может поделиться с консультантом Телефона Доверия любой беспокоящей его проблемой. - Помощь на Телефоне Доверия всегда анонимна. Если не хотят, позвонивший и консультант могут не сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто назвать свое или вымышленное имя для удобства общения. - Обращаясь на Телефон Доверия, человек может получить интересующую его информацию. - Каждый Телефон Доверия работает в своем определенном режиме - круглосуточно или по расписанию | Рассказывая о Телефоне доверия, акцентируйте внимание учеников на выделенных ключевых моментах. |
5. Групповая работа «С какими вопросами можно обратиться на Телефон доверия?» Мозговой штурм «Трудные ситуации в жизни подростков, или с какими вопросами можно обратиться на Телефон доверия?» Задание: разработать список вопросов и возможных трудностей в жизни подростков, которые можно было бы обсудить с консультантом Телефона Доверия. Правило мозгового штурма: чужие версии не критиковать, записывать все, что прозвучало, даже если они кажутся нелепыми. Обсуждение итогов мозгового штурма. Вывод: В жизни много вопросов и трудностей. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему будет нужна помощь. В этот момент важно быть услышанным. | Разделите учеников на группы по 5-6 человек и выдайте по большому листу бумаги, напишите задание и правило мозгового штурма на доске. С учениками средних классов можно не разбивать учеников на группы, а самому записать на доске предложения ребят. Если поначалу процесс идет трудно, предлагайте свои версии. Например: - Как вызвать симпатию человека, который тебе нравится? - Что делать, если родители не разрешают дружить с кем-то? …и т.д . Со старшеклассниками на эту работу и ее обсуждение можно выделить больше времени, чем с учениками средних классов. |
6. Информация о местном и региональном Телефоне Доверия ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ АНОНИМНО И БЕСПЛАТНО! | Разместите информацию о местном и региональном Телефоне Доверия в школе или кабинете, там, где она будет доступна для ребят |
А Н К Е Т А
Выбери свой вариант ответа. Анкету подписывать не нужно
- Согласен ли ты с тем, что у всех людей иногда случаются сложности или неприятности?
да / нет
- Считаешь ли ты, что не все свои проблемы и вопросы хочется обсуждать с друзьями и близкими?
да / нет
- Знаешь ли ты, что в случае любых проблем можно позвонить на Телефон доверия?
да / нет
- Если бы у тебя был выбор, то с кем бы ты хотел обсудить свой вопрос по Телефону доверия:
- со взрослым специалистом - психологом
- со студентом психологического факультета
- со старшеклассником - добровольцем, работающим на Телефоне доверия
- В какой ситуации ты, скорее всего, воспользовался бы возможностью позвонить на Телефон доверия:
- Если бы тебя преследовали и угрожали подростки намного старше тебя
- Если бы тебе не отвечал взаимностью человек, в которого ты влюблен (влюблена)
- Если бы ты так серьезно обиделся на родителей, что даже не знал бы, что делать
- Что ты будешь делать, если твой друг попал в серьезную беду, и ему срочно нужна помощь, но он взял с тебя обещание, чтобы ты не рассказывал о его сложностях родителям, учителям или одноклассникам:
- Нарушишь обещание и расскажешь родителям, учителям или друзьям
- Позвонишь на Телефон доверия
- Ничего
- Другой вариант (какой)_________________________________________________
- Считаешь ли ты, что Телефоны доверия нужны не только взрослым, но и школьникам?
да / нет
Спасибо!
Предварительный просмотр:
№ | Шкалы | № вопросов | |||||
Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка | |||||||
1 | Принятие | 1 | 19 | 37 | 55 | 73 | 91 |
2 | Эмпатия | 2 | 20 | 38 | 56 | 74 | 92 |
3 | Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции) | 3 | 21 | 39 | 57 | 75 | 93 |
Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия | |||||||
4 | Сотрудничество | 4 | 22 | 40 | 58 | 76 | 94 |
5 | Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя) | 5 | 23 | 41 | 59 | 77 | 95 |
6 | Конфликтность | 6 | 24 | 42 | 60 | 78 | 96 |
7 | Поощрение автономности | 7 | 25 | 43 | 61 | 79 | 97 |
Блок контроля | |||||||
8 | Требовательность | 8 | 26 | 44 | 62 | 80 | 98 |
9 | Мониторинг | 9 | 27 | 45 | 63 | 81 | 99 |
10 | Контроль | 10 | 28 | 46 | 64 | 82 | 100 |
11 | Авторитарность | 11 | 29 | 47 | 65 | 83 | 101 |
12 | Особенности оказания поощрений и наказаний | ||||||
Оказание поощрений | 12 | 30 | 48 | ||||
Реализация наказаний | 66 | 84 | 102 | ||||
Блок противоречивости/непротиворечивости отношений | |||||||
13 | Непоследовательность родителя | 13 | 31 | 49 | 67 | 85 | 103 |
14 | Неуверенность родителя | 14 | 32 | 50 | 68 | 86 | 104 |
Дополнительные шкалы | |||||||
15 | Удовлетворение потребностей ребенка | 15 | 33 | 51 | 69 | 87 | 105 |
16 | Неадекватность образа ребенка | 16 | 34 | 52 | 70 | 88 | 106 |
17 | Отношения с супругом | ||||||
Враждебность по отношению к супругу | 17 | 35 | 53 | ||||
Доброжелательность к супругу | 71 | 89 | 107 | ||||
18 | Удовлетворенность отношениями | 18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 |
19 | Ценностные ориентации | 109 | 110 | 111 | 112 | ||
113 | 114 | 115 | 116 |
|
Детско-родительские отношения подростков (ДРОП)
Шкалы: принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция, сотрудничество, принятие решений, конфликтность, поощрение автономности, требовательность, мониторинг, контроль, авторитарность, оказание поощрений, реализация наказаний, непоследовательность родителя, неуверенность родителя, удовлетворение потребностей ребенка, неадекватность образа ребенка, враждебность по отношению к супругу, доброжелательность к супругу, удовлетворенность отношениями, ценностные ориентации
Тестируем: межличностные отношения · Возраст: подростковый, школьникам
Тип теста: вербальный · Вопросов: 116
Комментарии: 4 · написать
Назначение теста
Методика позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростков.
Инструкция к тесту
Текст опросника письменно предваряется следующей инструкцией: «Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.
Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.
- 1 - если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
- 2 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
- 3 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
- 4 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
- 5 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.
В вопросах №№109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.
Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца».
Необходимые замечания:
- При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения (1 – никогда, … , 5 – всегда) лучше выписать на доске.
- При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что те, кто не живет с тем или иным родителем, могут не заполнять на него опросник.
- Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы 109 – 116 касаются не его личных пристрастий («мне нравится кататься на велосипеде»), а его отношений с родителем («мне нравится, когда она …» «мне нравится, что ею характер « и т.д.)
- Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. «Вот если «Я ни в чем не хочу изменять наши отношения» и я согласен, то это «всегда» или «никогда»?» Можно предложить следующий способ выбора верного ответа: подставляем ко всему вопросу фразу «так бывает всегда, никогда, иногда…» При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего.
- Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45-50 минут. Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока) целесообразно ориентировать подростков во времени заполнения: «чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку», «по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку».
- Часть вопросов носит неконкретный характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события»). Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос («Например, ты принес из школы «двойку». Если она в хорошем настроении, то скажет: «Ничего, бывает», а если в плохом – будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения.
Тестовый материал
- Приветлив(а) и доброжелателен(а) со мной.
- Понимает, какое у меня настроение.
- Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.
- Помогает мне, если я его прошу.
- При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами.
- Затевает ссоры по пустякам.
- Уважает мое мнение.
- Поручает мне ответственные дела.
- Знает о моих интересах и увлечениях.
- Проверяет, как я выполнил(а) поручение.
- Я должен получить разрешение на любое свое действие.
- Благодарит меня за помощь.
- Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.
- Сомневается в правильности своих действий и решений.
- Находит для меня время, если это мне нужно.
- Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.
- Обижается на мужа/жену, даже если проблема уже разрешена.
- Мне нравятся наши отношения.
- Я уверен(а), что он(а) любит меня.
- Угадывает мои желания.
- Если он(а) чем-то расстроена, я чувствую себя так, как будто это происходит со мной.
- У нас есть общие дела и интересы.
- Не выслушивает мое мнение при споре.
- Сердится и кричит.
- Позволяет мне самому решать, как проводить свое свободное время.
- Считает, что я должен(а) выполнять все его (ее) требования.
- Знает моих друзей.
- Проверяет мой школьный дневник.
- Требует моего подчинения во всем.
- Умеет проявлять свою благодарность.
- По-разному ведет себя в похожих ситуациях.
- Сменяет свою точку зрения, если я на этом настаиваю.
- Прислушивается к моим просьбам и пожеланиям.
- Ведет себя так, как будто совсем не понимает меня.
- Строит свои планы, независимые от планов мужа/жены.
- Я ни в чем не хочу изменять наши отношения.
- Я нравлюсь ему (ей) таким(ой), какой(ая) есть.
- Может развеселить меня, когда мне грустно.
- Мое отношение к делу зависит от того, как он(а) к нему относится.
- Выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что-то вместе.
- При обсуждении проблемы навязывает готовое решение.
- Вовлекает в наш конфликт других членов семьи.
- Передает мне ответственность за то, что я делаю.
- Требует большего, чем я способен(а) сделать.
- Знает, где я провожу свободное время.
- Пристально следит за моими успехами и неудачами.
- Прерывает меня на полуслове.
- Обращает внимание на мои хорошие поступки.
- Тяжело заранее определить, как поступит в ответ на то или иное действие.
- Долго откладывает принятие решения, предоставляя событиям идти своим чередом.
- Заботится о том, чтобы у меня было все необходимое.
- Я не понимаю его слова и поступки.
- Ссорится с мужем/женой из-за мелочей.
- Когда я вырасту, я хотел(а) бы иметь такие же отношения со своим ребенком.
- Интересуется тем, что меня волнует.
- Умеет поддержать меня в трудную минуту.
- Дома я веду себя по-разному, в зависимости от того, какое у него (нее) настроение.
- Могу обратиться к нему (ней) за помощью.
- Учитывает мое мнение при принятии семейных решений
- При решении конфликта всегда старается быть победителем.
- Если я заработаю деньги, позволит мне самому ими распорядиться.
- Напоминает мне о моих обязанностях.
- Знает, на что я трачу свои деньги.
- Оценивает мои поступки как «плохие» и «хорошие».
- Требует отчета о том, где я был(а) и что делал(а).
- Наказывая, может применить силу.
- Его (ее) требования противоречат друг другу.
- Предпочитает, чтобы важные решения принимал кто-то другой.
- Покупает мне те вещи, о которых я прошу.
- Приписывает мне те чувства и мысли, которых у меня нет.
- Заботится о муже/жене.
- Я горжусь тем, какие у нас отношения.
- Рад(а) меня видеть.
- Сочувствует мне.
- Мы испытываем схожие чувства.
- Для меня важно его (ее) мнение по интересующей меня проблеме.
- Соглашается со мной не только на словах, но и на деле.
- При решении конфликта старается найти решение, которое устраивало бы обоих.
- Поддерживает мое стремление самому принять решение.
- Учит меня, как надо себя вести.
- Знает, во сколько я приду домой.
- Хочет знать, где я был(а) и что делал(а).
- Отвергает мои предложения без объяснения причин.
- Считает, что хорошие дела и так видно, а на проступки надо обратить внимание.
- Его (ее) легко переубедить.
- Советуется с кем-нибудь о том, как лучше поступить в той или иной ситуации.
- Охотно отвечает на мои вопросы.
- Неверно понимает причины моих поступков.
- Приходит на помощь мужу/жене, даже если это требует жертв.
Закончите фразу:
- Мне нравится …
- Мне не нравится …
- Мне хотелось бы …
- Он(а) хочет видеть меня …
- Ему (ей) нравился во мне …
- Ему (ей) не нравится во мне …
- Он(а) гордится тем, что я …
- Он(а) терпеть не может …
Ключ к тесту
№ | Шкалы | № вопросов | |||||
Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка | |||||||
1 | Принятие | 1 | 19 | 37 | 55 | 73 | 91 |
2 | Эмпатия | 2 | 20 | 38 | 56 | 74 | 92 |
3 | Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции) | 3 | 21 | 39 | 57 | 75 | 93 |
Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия | |||||||
4 | Сотрудничество | 4 | 22 | 40 | 58 | 76 | 94 |
5 | Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя) | 5 | 23 | 41 | 59 | 77 | 95 |
6 | Конфликтность | 6 | 24 | 42 | 60 | 78 | 96 |
7 | Поощрение автономности | 7 | 25 | 43 | 61 | 79 | 97 |
Блок контроля | |||||||
8 | Требовательность | 8 | 26 | 44 | 62 | 80 | 98 |
9 | Мониторинг | 9 | 27 | 45 | 63 | 81 | 99 |
10 | Контроль | 10 | 28 | 46 | 64 | 82 | 100 |
11 | Авторитарность | 11 | 29 | 47 | 65 | 83 | 101 |
12 | Особенности оказания поощрений и наказаний | ||||||
Оказание поощрений | 12 | 30 | 48 | ||||
Реализация наказаний | 66 | 84 | 102 | ||||
Блок противоречивости/непротиворечивости отношений | |||||||
13 | Непоследовательность родителя | 13 | 31 | 49 | 67 | 85 | 103 |
14 | Неуверенность родителя | 14 | 32 | 50 | 68 | 86 | 104 |
Дополнительные шкалы | |||||||
15 | Удовлетворение потребностей ребенка | 15 | 33 | 51 | 69 | 87 | 105 |
16 | Неадекватность образа ребенка | 16 | 34 | 52 | 70 | 88 | 106 |
17 | Отношения с супругом | ||||||
Враждебность по отношению к супругу | 17 | 35 | 53 | ||||
Доброжелательность к супругу | 71 | 89 | 107 | ||||
18 | Удовлетворенность отношениями | 18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 |
19 | Ценностные ориентации | 109 | 110 | 111 | 112 | ||
113 | 114 | 115 | 116 |
Обработка результатов теста
Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения вопросов, совпадающих с ключом..
В четырех шкалах схема подсчета отличается:
Шкала №5, «Принятие решений» (начинается с вопроса № 5): в первых трех вопросах (№№ 5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех остальных вопросов.
Шкала №6, «Конфликтность» (начинается с вопроса № 6): общий балл вычисляется путем сложения значений трех первых вопросов. Остальные три вопроса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в общей сумме не учитывается.
Шкала №12, «Особенности оказания поощрений и наказаний» (начинается с вопроса № 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: «Поощрения» (вопросы № 12, 30, 48) и «Наказания» (вопросы №№ 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.
Шкала №16, «Неадекватность образа ребенка» балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.
Шкала №17, «Отношения с супругом» (начинается с вопроса № 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: «Враждебность» (вопросы №№ 17, 35, 53) и «Доброжелательность» (вопросы №№ 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.
Интерпретация результатов теста
Описание шкал опросника детско-родительских отношений подростков
Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка
- принятие (демонстрация родителем любви и внимания),
- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка),
- эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).
Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия
- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий),
- принятие решений (особенности принятия решений в диаде)
- конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте),
- поощрение автономности (передача ответственности подростку).
Блок контроля
- требовательность (количество и качество декларируемых требований),
- мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка),
- контроль (особенности системы контроля со стороны родителя),
- авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя),
- особенности оказания поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий).
Блок противоречивости/непротиворечивости отношений
- непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя),
- неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий).
Дополнительные шкалы
- удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации),
- неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка),
- отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка),
- общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем),
- шкала ценностных ориентации (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения с родителем).