Мои ЦОРы

Вилкова Елена Викторовна

КП и материалы к урокам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин Жизнь и творчество 7 класс Составитель: Воробьева Марина Отаровна Учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цель: Изучить жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Слайд 3

Детство А.Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье.

Слайд 4

Няня А.С. Пушкина Яковлева Арина Радионовна.

Слайд 5

Родители А.С. Пушкина Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками.

Слайд 6

Брат и сестра А.Пушкина Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

Слайд 7

Царскосельский лицей В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом.

Слайд 8

С.Михайловское После окончания Лицея в 1817 году, а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии . Пишет стихотворения «Деревня», «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

Слайд 9

Творчество А.С. Пушкина Кабинет Пушкина В Михайловском создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», окончание поэмы «Цыганы», такие стихотворения, как «Деревня», «Подражания Корану», «Пророк», «Вакхическая песня», «Я помню чудное мгновенье...», «Вновь я посетил ...», начало первого произведения в прозе - романа «Арап Петра Великого» (в приезд 1827 г.).

Слайд 10

«Болдинская осень» «Повести Белкина», «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

Слайд 11

Н.Н.Гончарова В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой. 6 мая 1830 г. Состоялась помолвка. 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось венчание.

Слайд 12

Семейная жизнь В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село. Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 г. рождается дочь Мария, 1833 - сын Александр, 1835 - Григорий, 1836 - Наталия.

Слайд 13

Дуэль с Ж.Дантесом. 27 января 1837 года в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль с Ж.Дантесом, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

Слайд 14

Смерть поэта Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г.

Слайд 15

«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..» - писала петербургская газета. Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

Слайд 16

Домашнее задание: Прочитать поэму «Песнь о вещем Олеге».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Саратовской области Вилкова Е.В.

Слайд 2

Определить понятие «философская лирика»; Выявить философские проблемы, над которыми размышляет А.С. Пушкин; Совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Цель урока:

Слайд 3

Дайте толкования понятиям: «философия», «философская лирика».

Слайд 4

Проблемы цели и смысла жизни , соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой – центральные вопросы всей русской литературы – не могли не волновать А.С. Пушкина. Эти вопросы называют "вечными ", потому что нельзя найти на них однозначного ответа , они всегда волновали и будут волновать людей. И это залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа –в этой неуспокоенности , в этой бесконечной жажде самопознания .

Слайд 5

Пушкин удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и замечательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество - отражение духовного пути Человека со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом - и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.

Слайд 6

Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Но в юношеских стихотворениях смерть поэта не страшит. В стихах 1830-х годов он уже не хочет умирать, ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Но тема жизни звучит в зрелой лирике Пушкина гораздо трагичнее и обреченнее. Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении "Андре Шенье" (1830) восклицает: Я скоро весь умру. Но тень мою любя, Храните рукопись, о други, для себя! Когда гроза пройдет, толпою суеверной Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, И, долго слушая, скажите: это он; Вот речь его. А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь...

Слайд 7

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1.О чем размышляет поэт в стихотворении? 2.Почему он занят своими думами о скоротечности жизни, и бродя "вдоль улиц шумных", и в компании "юношей безумных", и "в многолюдном храме"? 3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть? 4. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение. 5. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы? .?

Слайд 8

Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным "ближе к милому пределу"? В чем философский смысл преемственности поколений? Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Слайд 9

Элегическим восприятием жизни и ее подчинением непреодолимым законам времени проникнуто стихотворение «Элегия» ("Безумных лет угасшее веселье..."), написанное в Болдинскую осень. В нем поэт подводит итоги прожитой жизни , воспевает мужественное отношение к жизненным страданиям, которое облегчает трагизм человеческого бытия.

Слайд 10

Вопросы к стихотворению "Элегия" (1830) Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части? Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний? 5. Почему желание "мыслить и страдать" является жизненным стимулом для лирического "я"? 5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?

Слайд 11

Летом 1835 года А.С. Пушкин смог уехать в Михайловское, где он отбывал свою ссылку почти 10 лет назад. Эта встреча с прошлым породила стихотворение «...Вновь я посетил...» – одно из самых ярких философских стихотворений поэта. Пребывание в Михайловском вызвало у Александра Сергеевича волну воспоминаний о прошлом и раздумий о будущем.

Слайд 12

Отрывок из письма поэта к жене, Н.Н. Гончаровой: «…нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею…»

Слайд 13

Вопросы и задания к стихотворению "...Вновь я посетил..." (1835) Сравните ход поэтической мысли во фрагменте письма Пушкина и в стихотворении. Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Какова взаимосвязь природы и человека? Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними? 4. Как поэт решает проблему преемственности поколений? Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих? В стихотворении гениального поэта есть то, что отсутствует в письме. Ставится важный постулат: непрерывное обновление – закон природы.

Слайд 14

Вечным проблемам бытия, проблеме поиска смысла жизни и предназначения человека посвящено и стихотворение "Отцы-пустынники и жены непорочны...", относящееся к "каменноостровскому циклу". Стихотворение представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего Великого Поста, кроме субботы и воскресенья.

Слайд 15

Вопросы и задания к стихотворению "Отцы пустынники и жены непорочны..." (1836) На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы? Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать? С какой целью, по мнению автора, сложено "множество торжественных молитв"?

Слайд 16

5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации? Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, какие -- приобретать? Почему?

Слайд 17

Сопоставьте пушкинское стихотворение с текстом молитвы: «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Слайд 18

Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия . По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни . Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, какой нерукотворный памятник от него останется . Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями -- любовь и искусство.

Слайд 19

Он принимает жизнь со всеми треволнениями, и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок , призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному. Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать "в обитель дальнюю трудов и чистых нег". Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни .

Слайд 20

Домашнее задание: Написать сочинение – размышление « О чем меня заставила задуматься тема урока». Подготовить сообщения (презентации) на тему: «Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина»



Предварительный просмотр:

Таблицы по русскому языку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Преданья старины глубокой….» Урок-исследование Сравнение «Повести временных лет» Нестора и «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина Вилкова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ п. Пробуждение»

Слайд 2

Мы вопрошаем прошлое, чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее. В.Г.Белинский Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. А.С.Пушкин

Слайд 3

«Историки»

Слайд 4

«Литературоведы»

Слайд 5

Жанр «Песни о вещем Олеге» Жанр песни Жанр баллады Определение Исторические песни – это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории. Баллада-это лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом, в основе которого лежит сказание, предание, подлинный исторический факт.

Слайд 6

Жанр песни Жанр баллады Особенности -События даны с большой исторической точностью с конкретно-историческими героями и откровенно-политическими конфликтами -В исторических песнях главное – изображение народной силы, не сломленной нашествием врагов. -Наличие сюжета -Эмоции автора и чувства героев -Сочетание реального с фантастическим -Мотив тайны, неизбежности судьбы -Сюжет может заменяться диалогом

Слайд 7

Композиция 1. «Как ныне сбирается вещий Олег»» 2. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга..» 3.«Идет вдохновенный кудесник» 4.«Князь тихо на череп коня наступил..» 5. «Что сбудется в жизни со мною?» 6. «Ковши круговые, запенясь , шипят…» 7. «Пирует с дружиною вещий Олег…» 8. «… вижу твой жребий на светлом челе.» 9. «Так вот где таилась погибель моя»

Слайд 8

Предсказание кудесника

Слайд 9

А.С. Пушкин писал: « Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Слайд 11

Анахронизм - неточность в художественном произведении при изображении прошлого, привнесение в текст признаков более позднего времени. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана…

Слайд 12

Синквейн Князь Олег/ А.С.Пушкин

Слайд 13

Домашнее задание ( на выбор): 1. Создать синквейны : Летопись, Кудесник, Дружина 2.Выучить наизусть отрывок «Прощание с конем» 3.Создать мультимедийную презентацию «Песнь о вещем Олеге», используя пункты поэтического плана и иллюстрации Васнецова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-погружение: «Энгельс- Покровская слобода-Покровск»

Слайд 2

Город наш на карте-малой точкой. Только ближе нам масштаб иной. Он душевным измереньем точен: Самый-самый-тот, где дом родной. Пусть иных не больше и не старше, Не помпезен, не лощён, как франт, Пусть провинциален… Есть ли краше!- Сердцу он роднее всех в сто крат. В. Удалов

Слайд 3

Известное американское издательство «Вайкинг Пресс» в книге Кассиля написало: " Лео Кассиль родился с шумом революции в ушах... В час его рождения отец будущего писателя, народный врач небольшой деревни на Волге, пытался успокоить толпы восставших, читая из окон своей библиотеки классические стихи..."

Слайд 4

Родители Л.А. Кассиля

Слайд 5

«Земля Покровская»

Слайд 7

Дом Ухиных

Слайд 12

Установить соответствие: Брешка Ресторан Сизяки Кинотеатры «Эльдорадо», «Пробуждение» Гимназисты «Везувий» Улица

Слайд 13

Внимание: Черный ящик!!!

Слайд 14

Покровская гимназия

Слайд 15

Кластер «Покровская гимназия» Покровская гимназия

Слайд 20

Город наш на карте-малой точкой. Только ближе нам масштаб иной. Он душевным измереньем точен: Самый-самый-тот, где дом родной. Пусть иных не больше и не старше, Не помпезен, не лощён, как франт, Пусть провинциален… Есть ли краше!- Сердцу он роднее всех в сто крат. В. Удалов

Слайд 21

Домашнее задание: Составить карту наших будущих литературных путешествий Сочинение – рассуждение ( 5-10 предложений) «Почему мне повезло…» Сравнить школу XXI века г. Энгельса и Покровскую мужскую гимназию.

Слайд 22

Выберите и закончите предложение: Сегодня я узнал… Было интересно… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Теперь я могу… Было трудно…