Конкурс «Педагог-психолог – 2023»
Предварительный просмотр:
Характеристика профессиональной деятельности участника муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере образования «Педагог-психолог-2023»
Абдульмановой Гузель Зафировны
- Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании.
Образование высшее. В 2006 году окончила ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет» в г. Уфа. Присвоена квалификация «Педагог-психолог», по специальности «Педагогика и психология».
В мае 2020 года прошла профессиональную переподготовку в «АНО ДПО «ИРРО» в г. Тюмень. Присвоена квалификация «Воспитатель дошкольной образовательной организации».
В соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", Гузель Зафировна постоянно проходит обучение на курсах повышения квалификации:
- 16.10.2020г. – 30.10.2020г. – «Современные образовательные технологии в организации индивидуального обучения и коррекционно-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа – ООО «Центр непрерывного образования и инноваций», Санкт-Петербург.
- 09.11.2020г. – 24.11.2020г. – «Песочная терапия: Организация психологической помощи, современные методы терапии для детей», 72 часа – ООО «Столичный учебный центр», Москва.
- 31.03.2021г. – 12.04.2021г. – «Медиация в системе образования школы с учетом ФГОС ООО и ФГОС СОО», 72 часа – АНО ДПО «Гуманитарно-технический университет», Ростов-на-Дону.
- 18.10.2021г. – 13.12.2021г. – «Организация деятельности педагога-психолога в системе общего образования: психолого-педагогическое сопровождение и межведомственное взаимодействие», 72 часа – ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва.
- 23.05.2022г. – 28.05.2022г. – «Основы психологического консультирования», 36 часов – АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», Ханты-Мансийск.
- 03.12.2022г. – 18.12.2022г. – «Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутизмом в условиях образовательного процесса», 72 часа – АНО Центр ДПО «Веста», Сургут.
- 15.02.2023г. – 07.04.2023г. – «Обучение и социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивной и коррекционно-развивающей среды в образовательных организациях в соответствии с ФГОС», 144 часа – Центр онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании», Екатеринбург.
- 23.05.2023г. – 01.06.2023г. – «Технологии сопровождения развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Особенности организации ранней помощи», 36 часов – АУ ДПО «Институт развития образования», Ханты-Мансийск.
Гузель Зафировна определила тему самообразования «Применение методов арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Работая по данной теме, на своих занятиях она применяет такие методы арт-терапии, как изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия.
II. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
Основная цель профессиональной деятельности конкурсанта: психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, оказание психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и испытывающим трудности в освоении федеральных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации.
В соответствии с поставленной целью, Гузель Зафировна реализует следующие профессиональные задачи:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической и коррекционной помощи, создание благоприятных психолого-педагогических условий для их гармоничного развития.
- Содействие устранению или ослаблению недостатков в познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой и личностной сфер воспитанников коррекционно-развивающими средствами воздействия.
- Оказание психологической помощи воспитанникам в условиях адаптационного периода и на каждом возрастном этапе развития, а также их родителям и педагогам.
- Организация психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет в период подготовки к школьному обучению.
- Формирование у педагогов позиции отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия воспитанников; консультирование по вопросам развития воспитанников, практического применения психологических знаний и умений для решения педагогических задач; повышение уровня социально – психологической компетентности педагогов.
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, ответственности законных представителей за психоэмоциональное благополучие детей; оптимизация детско-родительских отношений.
Практическая деятельность по решению данных задач реализуется Гузель Зафировной в трех направлениях: взаимодействие с воспитанниками, взаимодействие с педагогами и администрацией образовательной организации, взаимодействие с родителями (законными представителями).
В соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» к направлениям профессиональной деятельности конкурсанта относятся:
- Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации образовательных программ в образовательном учреждении;
- Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды;
- Психологическое консультирование субъектов образовательных отношений;
- Коррекционно-развивающая работа с детьми;
- Психологическая диагностика;
- Психологическое просвещение;
- Профилактическая работа.
Психологическая диагностика
Работа в диагностическом направлении позволяет Гузель Зафировне получить информацию, на основании которой ею разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты и индивидуальные программы развития. Конкурсанткой создан банк данных диагностического инструментария для определения уровня готовности воспитанников к началу школьного обучения, уровня актуального развития, изучение особенностей эмоционально-волевой, личностной сфер, внутрисемейных отношений, психологического климата в педагогическом коллективе дошкольного учреждения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
По результатам диагностических обследований, а также по запросам родителей (законных представителей), педагогов и администрации, Гузель Зафировна проводит групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Данные занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы воспитанников как с ОВЗ, так и других, испытывающих трудности при освоении федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
С целью повышения психологической компетентности воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей) и администрации Гузель Зафировна регулярно проводит консультации по таким проблемам, как:
- Консультирование детей по проблемам самопознания, вопросам взаимоотношений в группе и другим вопросам;
- Консультирование администрации, педагогов и других работников школы по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;
- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития и другим вопросам;
- Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогических работников, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей.
Психологическое просвещение Гузель Зафировна реализует с родителями и педагогами через мастер-классы, семинары-практикумы, лектории, посвященные актуальным вопросам воспитания и развития дошкольников, их психическим и возрастным особенностям, а также образования в целом. Старается включать в такие мероприятия теоретическую и практическую часть для того, чтобы участники образовательного процесса могли не только получить новые знания, но и отработать навыки и умения, полученные в ходе практикума.
Профилактическая работа. В течение всего периода работы Гузель Зафировна является активным участником и разработчиком всех актуальных проектов образовательной организации. Входит в состав Службы медиации. Принимает участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью деятельности образовательной организации. Гузель Зафировна входит в состав следующих рабочих групп СОШ п.Верхнеказымский:
- Участие воспитанников в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.
- Консультативная работа с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольное учреждение.
- Работа по региональной инновационной площадке «Детский город профессий «Талантвиль».
- Работа по федеральной инновационной площадке «ТехноМир: развитие без границ».
Регулярно проводит тренинги, мастер-классы по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Для воспитанников подготовительной группы организует занятия по подготовке к обучению в школе, а для детей младшей группы профилактические занятия по адаптации к условиям образовательного учреждения.
III. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности
Среди разнообразия существующих в психолого-педагогической практике форм, методов, приемов и технологий, Гузель Зафировна выбирает оптимальные технологии обучения и воспитания дошкольников, соответствующие их возрастным и психофизическим особенностям.
№ п/п | Направления деятельности | Применяемые психолого-педагогические технологии |
1 | Психологическое просвещение |
|
2 | Психологическая профилактика |
|
3 | Психологическая диагностика |
|
4 | Психологическое консультирование |
|
5 | Психологическая коррекционно- развивающая работа |
|
IV. Перечень разработанных конкурсантом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов.
Учитывая требования ФГОС ДО и специфику дошкольного учреждения, Гузель Зафировна принимала участие в разработке следующих документов:
- Положение о центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации в СОШ п. Верхнеказымский;
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк).
- Положение о школьной службе медиации (примирения).
- Положение о работе с одаренными детьми дошкольных групп СОШ п.Верхнеказымский.
- Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, утвержденная приказом директора СОШ п.Верхнеказымский № 525-о от 30.08.2023 г.;
Программы коррекционно-развивающей направленности:
- Рабочая программа по оптимизации социальной адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Счастливое детство».
- Рабочая программа сопровождения детей младшей группы, испытывающих трудности при освоении основной образовательной программы. Данная программа направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 3-4 лет.
- Рабочая программа сопровождения детей средней группы, испытывающих трудности при освоении основной образовательной программы. Данная программа направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 4-5 лет.
- Рабочая программа сопровождения детей старшей группы, испытывающих трудности при освоении основной образовательной программы. Данная программа направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 5-6 лет.
- Рабочая программа сопровождения детей подготовительной группы, испытывающих трудности при освоении основной образовательной программы. Данная программа направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 6-7 лет.
- Рабочая программа по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «В школу – с радостью!»
- Индивидуальная коррекционно-развивающая программа сопровождения детей дошкольного возраста, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы. Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.
- Программа эмоционально-личностного развития дошкольников средствами арт-терапии «Радуга детства».
- Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка» (на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления»).
Гузель Зафировна реализует проектную деятельность:
- Проект «Мама, папа, я – дружная семья», целью которого является формирование положительных установок о психолого-педагогической культуре взаимодействия в рамках социальных ролей «ребенок» и «взрослый».
- Проект «Сказка в гости к нам пришла», направленный на тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.
- Творческий проект «Песочная сказка» с целью развития эмоциональной сферы, творческого мышления, фантазии, воображения, уверенности в своих силах у детей дошкольного возраста.
К медиапродуктам можно отнести созданную личную страничку профессиональной деятельности педагога-психолога https://nsportal.ru/guzelya-zafirovna
V. Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние три года, отражающие результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения
На основании приказа СОШ п.Верхнеказымский № 540 от 30.08.2023г. Гузель Зафировна является непосредственным руководителем группы кратковременного пребывания «Малышок» для детей в возрасте от 1 до 3-х лет. В группе осуществляется адаптационная и психолого-педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие детей раннего возраста, на основе современных методов организации игровой деятельности и обеспечивается присмотр, уход, оздоровление, воспитание и обучение детей. А также ГКП «Малышок» помогает наладить взаимодействие сотрудников СОШ с родителями детей, которые скоро станут посещать детский сад и создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
На протяжении всего периода адаптации с детьми младшей группы Гузель Зафировна реализует рабочую программу по оптимизации социальной адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Счастливое детство». Благодаря совместной деятельности педагогов СОШ п.Верхнеказымский и родителей, на протяжении последних лет адаптация детей проходит успешно (Таблица 1).
Таблица 1
Учебный год | Степень адаптации | Количество детей |
2020-2021 | Лёгкая степень | 6 (55%) |
Средняя степень | 5 (45%) | |
Тяжёлая степень | 0 | |
2021-2022 | Лёгкая степень | 8 (53%) |
Средняя степень | 7 (47%) | |
Тяжёлая степень | 0 | |
2022-2023 | Лёгкая степень | 10 (77%) |
Средняя степень | 3 (23%) | |
Тяжёлая степень | 0 |
По итогам реализации программы «Радуга детства», направленной на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии зафиксированы следующие положительные изменения:
- воспитанники понимают разнообразие своих эмоциональных состояний и состояний окружающих людей;
- знают способы выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
- способны управлять своими чувствами и эмоциями соответственно возрасту;
- развиты коммуникативные навыки;
- у детей снизился уровень тревожности;
- повысился уровень самооценки.
В своей профессиональной деятельности Гузель Зафировна уделяет особое внимание сопровождению воспитанников с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями здоровья. Ею разработаны и реализованы индивидуальные образовательные маршруты сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, РАС, ТНР, УО), которые были направлены на формирование полноценной социализированной личности ребенка, имеющего нарушения интеллектуального и психофизического развития, на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.
Гузель Зафировна в системе применяет на практике знания, полученные в рамках дополнительного профессионального образования: она разработала и успешно реализует рабочие программы, сценарии тренингов и занятий для педагогов и родителей. При разработке программ учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей.
Конкурсантка регулярно проводит родительские собрания, групповые консультации и семинары-практикумы, направленные на повышение психолого-педагогической грамотности. Осуществляет семейное консультирование, которое, по её мнению, является наиболее эффективным. В ситуации семейного консультирования основной акцент делает на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов. В практике Гузель Зафировны консультирование становится первым шагом на пути раннего выявления ребенка с дизонтогенезом.
Является постоянным участником Недель педагогического мастерства, Ярмарки педагогических идей, проводимых на базе школы. Систематически транслирует опыт своей профессиональной деятельности на педагогических советах, заседаниях МО воспитателей и РМО педагогов-психологов, размещает полезные материалы на своей странице в социальной сети.
Гузель Зафировна регулярно участвует в семинарах, вебинарах и конкурсах профессионального мастерства различных уровней и имеет следующие награды:
- Почётную грамоту Комитета по образованию администрации Белоярского района «За успехи в воспитании детей дошкольного возраста, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей, многолетний добросовестный труд, в связи с празднованием Дня воспитателя и всех дошкольных работников»;
- Диплом III степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов им. К.Д.Ушинского в номинации «Мультимедийная презентация»;
- Диплом победителя (2 место) Международного профессионального конкурса в номинации «Работа психолога»;
- Диплом победителя (3 место) Всероссийского конкурса «Доутесса»;
- Диплом победителя (1 место) во II Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лидер российского образования» в номинации «Программа»;
- Диплом победителя (2 место) в III Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Моё призвание – педагог-психолог» в номинации «Публичное выступление».
В рамках психолого-педагогического сопровождения детей, участвующих в конкурсах творческой и интеллектуальной направленности, Гузель Зафировна реализует программу «Развивай-ка» (на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления»). В задачи программы входят:
- создание правильного психологического настроя детей, участвующих в конкурсах, мероприятиях, психологической установки на успех;
- формирование у участников представления о фестивале, конкурсе как о празднике, совместной деятельности детей и взрослых, интересном мероприятии, возможности проявить свои способности и талант, порадовать зрителей;
- стабилизация эмоционального состояния выступающих, формирование навыков конструктивного реагирования на различные непредсказуемые ситуации путём знакомства с упражнениями для снятия стресса;
- создание условий для тренировки психических процессов.
Благодаря совместным усилиям педагогов и Гузель Зафировны на протяжении последних лет воспитанники нашего образовательного учреждения являются победителями в конкурсах различного уровня (Таблица 2):
Таблица 2
Год | Название конкурса | Уровень | ФИО, результат |
2020 | Олимпиада для дошкольников «Мои первые шаги в математике» | Всероссийский | Гладий Я.Г., 1 место |
2020 | Олимпиада для дошкольников «Мои первые шаги в математике» | Всероссийский | Березняк С.А., 2 место |
2020 | Интеллектуальный конкурс «Светлячок», «Скоро в школу!» | Международный | Булдаков Федор, 1 место |
2020 | Интеллектуальный конкурс «Светлячок», «Скоро в школу!» | Международный | Крот Елизавета, 1 место |
2020 | Интеллектуальный конкурс «Светлячок», «Скоро в школу!» | Международный | Макарова Алёна, 1 место |
2020 | Интеллектуальный конкурс «Светлячок», «Скоро в школу!» | Международный | Ращупкин Игорь, 2 место |
2020 | Интеллектуальный конкурс «Светлячок», «Скоро в школу!» | Международный | Тагильцев Арсений, 3 место |
2020 | Конкурс для детей и молодёжи «Достижения юных» | Всероссийский | Булдаков Федор, 2 место |
2020 | Конкурс исследовательских работ и творческих проектов детей старшего дошкольного возраста «Я – исследователь» | Муниципальный | Крот Елизавета, 1 место |
2021 | Конкурс исследовательских работ и творческих проектов детей старшего дошкольного возраста «Я – исследователь» | Муниципальный | Бусыгина Мирослава 1 место |
2022 | Конкурс «Зарядка для ума» | Международный | Кашникова Виктория, 1 место |
2022 | Конкурс чтецов среди детей старшего дошкольного возраста «Воспитателя люблю и стихи ему дарю» | Муниципальный | Бусыгина Мирослава 3 место |
2023 | Конкурс чтецов среди детей старшего дошкольного возраста «Воспитателя люблю и стихи ему дарю» | Муниципальный | Андреева Мирослава 3 место |
С сентября 2020 года Гузель Зафировна является наставником молодого специалиста, которому оказывает помощь в профессиональной деятельности согласно плану работы.
Также она является членом комиссии по осуществлению тематических проверок: «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» и «Адаптация детей младшей группы». Неоднократно была членом жюри в конкурсах на базе образовательного учреждения. Принимает активное участие в деятельности экспертного совета СМИ «Альманах педагога», оказывает профессиональную помощь в оценке работ Всероссийских мероприятий, проводимых на сайте издания.
Показатели эффективности психолого-педагогической деятельности Гузель Зафировны являются:
- повышается уровень психологической компетентности родителей, что заметно при более осознанном формировании темы запроса на консультацию;
- ежегодно более 77% воспитанников адаптируются к условиям образовательного учреждения в легкой степени;
- 93 % выпускников готовы к началу школьного обучения;
- возросло количество педагогов и родителей, обращающихся за консультативной помощью к педагогу-психологу по вопросам развития, воспитания и взаимодействия с детьми;
- уровень социально-психологического климата в педагогическом коллективе соответствует стабильно-благоприятному показателю.