Конференция «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы», 2017г.

Астахова Наталья Юрьевна

28.11.2017 г. приняла участие в региональной конференции «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы», ФГАОУ ДПО АПК и ППРО), г. Москва;

выступила с докладом "Повышение ответственности родителей за проведение обследования ребёнка ТПМПК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_povyshenie_otvetstvennosti_roditeley.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение ответственности родителей за проведение обследования ребёнка территориальной психолого-медико-педагогической комиссией

(из опыта работы ТПМПК городского округа Кашира

Московской области)

        О роли родителей в процессе образования говорится во многих международных и российских документах. Конвенцией о правах ребёнка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

      Самый главный вывод, который мы можем сделать из этих нормативно-правовых документов – это то, что на родителях лежит право и обязанность воспитания собственных детей, а также обязанность в получении ими основного общего образования и в обеспечении необходимыми условиями для получения среднего (полного) общего образования.

      Наиболее полно и развёрнуто направления участия родителей в образовательном процессе представлены в Федеральном Законе «Об образовании  в РФ» (статья 44).

      В современных условиях модернизации системы образования большую роль играет деятельность системы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). С появлением новой инновационной практики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  – инклюзивного образования, содержание деятельности ПМПК принципиально изменилось. Важные положения, необходимые для разработки рекомендаций ПМПК содержатся в статьях 79, 17, 41, 42  Закона «Об образовании в РФ»,

а также и в других статьях Закона.

       Специалисты нашей территориальной ПМПК городского округа Кашира Московской области осуществляют свою деятельность в нескольких направлениях.  Наиболее значимой можно считать  консультативную функцию деятельности ПМПК. Одним из основных условий, обеспечивающих эффективность деятельности ПМПК, является результативность консультирования ребёнка с ОВЗ.

       Следует отметить  базовые  условия, определяющие эффективность и результативность проведения психолого-медико-педагогического консультирования:

       1. Достаточная профессиональная компетенция и опыт каждого из специалистов ПМПК.

       2. Эффективность консультирования семьи, пришедшей на ПМПК, которое заключается в первую очередь в понимании родителями передаваемой информации, согласии с рекомендациями специалистов ПМПК и в дальнейшем следовании этим рекомендациям, т.е. включением ребёнка в ту или иную образовательную среду в соответствии с рекомендованными ПМПК специальными образовательными условиями.  

        На сегодняшний день  огромная проблема – это работа с родителями.

В нашем городе решать её нам помогает Служба психолого-педагогического сопровождения (СППС) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), созданная приказом Управления образования администрации городского округа Кашира.

        В состав СППС детей с ОВЗ входят следующие специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, специальный психолог.

Все специалисты практикующие, т.е. все они работают в образовательных учреждениях. Они же являются и членами территориальной ПМПК.
       Специалисты СППС  детей с ОВЗ выполняют следующие функции:

  • проводят обследование детей;
  • индивидуально консультируют родителей.

     В зависимости от цели обращения за помощью (нарушения речи у ребёнка, нарушения поведения, интеллектуальные нарушения и др.), соответствующий специалист  индивидуально консультирует родителей.

Мы хотим добиться того, чтобы родители понимали, что они не одни с проблемой своего ребёнка. Родители должны знать, что проблему можно  решить. С этой целью мы осуществляем следующую функцию:

  • информирование родителей о наличии имеющейся инфраструктуры.

Сообщаем родителям информацию об учреждениях, находящихся в нашем городском округе и близлежащих районах, а также в регионах Российской Федерации, в которых детям может быть оказана комплексная помощь по коррекции имеющихся нарушений развития.

        Коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья мы предлагаем в учреждениях различных ведомств: системы образования, системы социальной защиты, системы здравоохранения.

        Большая проблема общеобразовательных учреждений – убедить родителей, имеющих ребёнка с проблемами в развитии, прийти на ПМПК для определения ребёнку образовательного маршрута. Для этого должны работать и другие службы.

        Специалисты нашей службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ посредством профессионально организованных способов осуществляют психолого-медико-педагогическое консультирование в отношении:

  • детей и подростков;
  • родителей, педагогов, медицинских и социальных работников.

   Родителям, имеющих детей с проблемами в развитии, очень сложно

принять проблему своего ребёнка. Специалисты нашей Службы умеют грамотно, профессионально, обосновано убедить родителей о необходимости оказания ребёнку коррекционной помощи и правильно выбрать образовательный маршрут. Самое главное, нужно неформально относиться к родителям, а всё время задавать вопрос: «А что будет с Вашим ребёнком через 10 лет? Вы куда сможете предложить ему пойти учиться? Какую специальность дадите? Как социализируете Вашего ребёнка?», т.е. надо ориентировать родителей на прогноз будущего развития ребёнка.

        Таким образом, родитель начинает понимать, что будет в 17 лет с его ребёнком. Это даёт возможность убедить родителей выбрать правильный образовательный маршрут, т.е. согласиться  с рекомендациями ПМПК.

        Существует и другая проблема, когда учителя не хотят вступать в конфликт с родителями, имеющими  ребёнка с проблемами в развитии. Ставят ребёнку отметку «3», тем самым дают им надежду на то, что ребёнок будет успешным, освоит основную общеобразовательную программу школы. В этом случае учитель ни в коем случае не должен разговаривать один на один с родителем такого ребёнка. Это должны сделать специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения. Необходимо пригласить маму на ПМПк  для присутствия при обследовании ребёнка специалистами ПМПк и по результатам обследования убедить её придти с ребёнком на территориальную ПМПК для уточнения диагноза и образовательного маршрута.

         Функция сопровождения деятельности ПМПК  реализуется в первую очередь в контексте решения задачи, направленной на подтверждение, уточнение или изменение ранее  данных комиссией рекомендаций, т.е. в ситуации тесного взаимодействия психолого-медико-педагогической комиссии с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений мы наблюдаем динамику развития ребёнка.

В рамках деятельности службы психолого-педагогического сопровождения оказываем консультационную помощь родителям и педагогам по организации обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ.

         Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» утверждён новый порядок реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов (ИПРА). В соответствии с эти приказом разработка рекомендаций о мероприятиях психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов будет осуществляться с учётом заключений ПМПК.

         До принятия данного приказа Минтруда наша ТПМПК осуществляла эту деятельность по отдельным запросам родителей. Теперь же новый порядок регламентирует прохождение ТПМПК всеми детьми-инвалидами, которые направляются на медико-социальную экспертизу.

         Информационно-просветительская функция ПМПК, в первую  очередь,

реализуется в отношении родителей, пришедших на консультацию. Они нуждаются не только в конкретной информации о собственном ребёнке, но и об информации о возможных и необходимых ребёнку специальных образовательных условиях для эффективного функционирования в социуме.

        Эти условия предусмотрены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и перечислены в статье 79 Закона «Об образовании».

        Важной информацией для родителей являются сведения обо всех находящихся в пределах доступности семьи организациях системы образования (включая дополнительное образование), здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы, способных в той или иной степени обеспечивать процесс сопровождения различных категорий детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, детей с девиантным поведением.

        Для родителей важна любая информация, которая позволит помочь их ребёнку. Наша ТПМПК предлагает родителям коррекционную помощь в организациях, которые находятся в городском округе Кашира и в организациях регионов Российской Федерации.

        Информирование и просвещение в нашем, Каширском районе Московской области, осуществляется на различных уровнях:

  • на районных методических объединениях (педагогов, руководителей,

специалистов);

  • на педсоветах в образовательных учреждениях;
  • на заседаниях ПМПк (консилиумов) образовательных учреждений.

        Используя различные формы информационно-просветительской деятельности (лекции, семинары, родительские собрания и др.), мы разъясняем родителям и педагогам о деятельности нашей ТПМПК.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

 «Об образовании в Российской Федерации».      

2. «Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования», под ред. Семаго Михаил Михайлович, Семаго Наталья Яковлевна. Издательство: АРКТИ, 2017 г.

3. Приказ Минобрнауки  РФ от 10 февраля 2015г. № ВК-268/07

«О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Аннотация к статье Астаховой Н.Ю.

        В статье раскрыты основные права  и обязанности родителей (законных представителей) в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья, функции деятельности  психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в современных условиях модернизации системы образования. Представлен опыт работы специалистов территориальной ПМПК по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Отражена необходимость психолого-педагогического консультирования и поддержки семьи в вопросах развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: участие родителей в образовательном процессе,

психолого-медико-педагогическая комиссия, психолого-медико-педагогическое консультирование, функции деятельности  психолого-медико-педагогической комиссии.