Гутор Любовь Дмитриевна

 Я – музыкальный руководитель! Какими качествами должен обладать этот человек, отражены в моей статье. Это моя педагогическая философия о профессии музыкального руководителя, о его влиянии на развитие творчества детей в образовательно – воспитательном процессе.

«Музыка воодушевляет весь мир,

снабжает душу крыльями,

способствует полету воображения;

музыка придает жизнь и веселье всему сущему…

ее можно назвать воплощением

всего прекрасного и всего возвышенного»

(Платон)

   

        История нас учит тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.

    Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она – по выражению Стенделя, - является единственным искусством, проиницающим в сердце человека так глубоко, что может изображать даже переживания его дум.

    Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Воспитывая всесторонне развитых людей – физически современных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, стремление к действию. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности.

    Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музыкальному произведению, пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально – выразительно, вызывая у них радость. Выразительное исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что – то новое – способствуют развитию детского творчества. Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей. Умения, которые дети получают на занятиях, обязательно закрепляются и развиваются вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.

    Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием. Рядом с детьми находится музыкальный руководитель. На занятиях он формирут певческие и музыкально – ритмические навыки, а в повседневной жизни акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, обучении игре на детских музыкальных инструментах и т.д. Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. Но творчески работающий музыкальный руководитель предлагает возможные варианты применения музыки в играх. Так, организовав игру в «концерт», музыкальный руководитель является активным ее участником: аккомпонивировала при исполнении песен, танцев, подобрала материал для слушания. Дети с увлечением  играют в кукольный театр, превращая в артистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоскостных фигур или кукольными головками. Содержание такой деятельности свидетельствует об уровне развития воображения у детей пониманияими отдельных явлений окружающей жизни, об их интересах, отношении к персонажам и разыгрываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров, песенки или некоторые пьесы из репертуара детского оркестра. Музыкальный руководитель это обязательно отмечает, поддерживает, поощряет.

    Музыкальный руководитель работает в тесном контакте с воспитателями. Во время прогулки в лес, он может дать детям послушать пьесу П.И.Чайковского «Подснежник», «Песня жаворонка», разучить с ними русский хоровод «Земелюшка – чернозем» или украинскую народную песню «Веснянка». Музыку целесообразно использовать и в другие занятия. На занятии по развитию речи, например, при расказывании сказки. Музыкальный руководитель подбирает такие произведения, чтобы не нарушить целостность сказочного образа, а наоборот, дополнить его. Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о временах года, наступающем празднике). В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи. Исполнение распевных песен помогает исправить отдельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибауток с четко ритмизированным текстом, которые умело подбирает музыкальный руководитель.

    Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка поднимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность. При подборе музыкального материала для упражнений и основных видов движения музыкальный руководитель всегда помнит, чтобы движения соответствовали характеру музыкального произведения, его форме.

    Огромная роль в работе с детьми отводится взаимосвязи музыкального воспитателя и изобразительной деятельности. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни. Например, при проведении занятия на тему «Моя любимая песня», каждый ребенок рисует то, о чем поется в его любимой песне. Можно предложить послушать произведение, а затем отразить в рисунке, аппликации, макете их содержание. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств, помогает проявить свои способности, творчество.

    В процессе музыкального воспитания детей особое место занимают вечера развлечений, праздники. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, обогащают навыки, надолго запоминающимися впечатлениями, содействуют творческой активности. Праздники оставляют глубокий след в памяти ребенка только тогда, когда ему понятно его содержание. Отбирая музыкальный и литературный материал, музыкальный руководитель должен продумать, насколько он отвечает имеющимся у детей умениям и навыкам, насколько близок детям по форме.

    Красочность, торжественность, разнообразие придает празднику оформление – специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты для детей. Дети тоже участвуют в подготовке оформления праздников. Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. На празднике дети показывают свои достижения.

    Чтобы праздники были интересными, привлекательными, музыкальный руководитель включает в программу игру на музыкальных инструментах. Дети на таких мероприятиях выступают индивидуально и ансамблями.

    Музыкальный руководитель детского сада не только работает с детьми и педагогами. Он ведет пропаганду музыкального воспитания среди родителей, выискивает детские таланты и готовит их к участию в смотрах – конкурсах.

    Только тогда музыкальное воспитание будет полноценным, когда осуществлять его будет доброжелательный, творческий, стремящийся к самосовершенствованию, постоянно пополняющий профессиональные знания и умения музыкальный руководитель.

 

Руководитель музыкальный

Слегка быть должен гениальным:

И режиссером, и артистом,

И виртуозным пианистом.

А что еще? Совсем немного –

Незаурядным педагогом

Обязан быть наш музыкант,

Он весь – один сплошной талант!

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов