Проект "Дом пуговок" во второй младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Веселые ладошки» города Чебоксары Чувашской Республики
Проект
«Дом пуговок»
Составители:
Молочникова Н.В.
Комиссарова А.С.
ПРОЕКТ
"Дом пуговки"
Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.
С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока ещё невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: взимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
«Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие» Л.А. Жаданов.
«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание» Э.М. Ремарк
Филобутонистика (от англ. Ьийоп - пуговица) коллекционирование и изучение форменных и простых пуговиц, их внешнего вида, надписей, символики изображений, материала, места и времени изготовления. Составление художественных произведений из пуговиц.
Идея создания проекта возникла с целью развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру.
Цель проекта: формировать у детей представления о предметах окружающего мира и привлечь родителей и детей к продуктивному творчеству из пуговиц.
Задачи:
Для детей
1) Научить самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы;
2) Сформировать представления о разнообразии размеров, цвета, форм пуговиц и материалов, из которых они сделаны;
3) Стимулировать поисково-познавательную деятельность;
4) Формировать интерес к коллекционированию;
Для педагогов:
1) решать воспитательные, развивающие и обучающие задачи в разных образовательных областях;
2) повышать уровень педагогической компетентности;
3) создать условия для детской самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности;
Для родителей:
1) Вовлечь в совместную с детьми деятельность;
2) Повысить компетентность в вопросах развития познавательной сферы ребенка;
3) Создать условия для эффективного сотрудничества с педагогами;
Вид проекта: исследовательский.
Сроки реализации: 30.10.16-22.12.16
Возрастная группам дети 3-4 лет.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители воспитанников.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществится:
• в ходе режимных Моментов;
• в процессе организации родителями и педагогами различных видов детской деятельности.
• в ходе самостоятельной деятельности детей.
Этапы реализации проекта:
1)подготовительный;
2)основной;
3)заключительный.
Планируемые результаты.
После завершения проекта дошкольники смогут:
- знать историю возникновение пуговицы;
- проявлять интерес к предметам окружающего мира, установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием;
- использовать пуговицу как материал для поделок, знать меры безопасности в работе с пуговицей;
- уметь классифицировать пуговицы по различным признакам (визуально, с помощью опытной деятельности);
- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) из разных источников;
- продолжать формировать умение работать с разно-фактурными материалами;
- закрепить умение пользоваться разными видами застёжек.
Организация деятельности участников проекта
Подготовительный этап:
- подбор и анализ информации по данной теме;
- планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
Основной этап:
- образовательная, трудовая, продуктивная деятельность;
- изготовление дидактических игр;
- сбор материалов для коллекции пуговиц;
- исследование и систематизация пуговиц для коллекции;
- экспериментирование с пуговицами;
- выполнение творческих работ с использованием пуговиц;
- аппликация «Пуговицы».
Заключительный этап:
· Оформление «Коллекции пуговиц»
· Выставка творческих работ
· НОД по безопасности в быту в младшей группе
· Праздник Пуговицы.
План мероприятий исследовательского проекта
«Дом пуговок»
1. Подготовительный этап.
Формы работы с Детьми:
• определение уровня представлений дошкольников о понятиях «коллекционирование», «коллекция», «коллекционер»;
• обсуждение темы проекта;
Что я знаю: | Что я хочу знать: |
Пуговица это застёжка. | Как возникла пуговица? |
Она нужна чтобы застегивать одежду. | Что будет, если исчезнет пуговица? |
| Что можно сделать из пуговиц. |
• определение уровня уже имеющихся у детей знаний о пуговицах: «Проблемная ситуация» Что такое пуговица?
• разработка; плана проекта;
• обсуждение продуктов реализации проекта.
Формы работы с родителями:
• проведение консультации «Коллекция пуговиц - как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста».
• обсуждение темы, цели и задач проекта;
• подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
• подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
• определение стратегий и механизмов реализации проекта;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• разработку маршрута проекта;
• обоснование, предсказание путей реализации проекта;
• обсуждение продуктов реализации проекта.
2. Основной этап.
Формы работы с детьми:
Познавательная деятельность.
• Просмотр (презентации «Музей пуговиц».
• Просмотр (мультфильма «Сто пуговиц» (по рассказу Л.Улицкой)
• Загадки о цуговице (см. приложение 1).
• Стихи о пуговице (см. приложение 2).
• Пословице и поговорки о пуговицах (см. приложение 3).
• Приметы о пуговицах (см. приложение 4).
• Рассказы о пуговицах, (см. приложение 5)
Дидактические игры | Цели |
"Пришить пуговицу разными способами" | Развитие воображения, аналитико-синтетического мышления, пространственного восприятия, речи; формирование чувства вкуса |
"Найди пару", «П0дбери правильно», «Подбери по цвету». (по материалу, из которого | Упражнение в обследовании и различении пуговиц с помощью зрения и осязания, закрепление |
изготовлена пуговица, по структуре, принадлежности к одежде) | знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Формирование способов сотрудничества со сверстниками |
"Какая лишняя" | Развитие внимательности, обучение различению пуговиц по внешним признакам (форме, размеру, строению, материалу). Обогащение опыта сотрудничества; развитие умения работать сообща. |
"Выложи узор" | Развитие у детей микроориентирования, логического мышления, внимания, эстетического восприятия. Поощрение исследовательской активности. Формирование внимательного отношения к совместной деятельности |
"Подбери к одежде" | Формирование чувства вкуса. Развитие воображения, чувства цвета, формы. Формирование умения подбирать пуговицы к разным видам сезонной одежды. Формирование культуры общения со сверстниками в игре |
"Придумай и нарисуй свою пуговицу" | Развитие внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления. Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер |
Игровая Деятельность: Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье»
> Продуктивная деятельность.
• Р
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
• рисование: «Нарисуем пуговицу».
• Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине («Бабочка», «Кошка»).
• Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки «Весёлый человечек», «Козлик»;
• Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
> Экспериментально-поисковая деятельность.
• Рассматривание пуговиц под лупой.
• Знакомство с' качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы.
> Речевая деятельность:
• Составление описательных рассказов о пуговицах.
• Речевые упражнения «Какая пуговица?».
• «Подбери и расскажи».
• Придумывание сказок и историй.
Формы работы с родителями:
• Беседы с родителями о важности данной проблемы.
• Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».
• Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.
Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.
З.Заключительный этап.
Формы работы с детьми, родителями:
• Представление коллекции пуговиц.
• Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц.
Приложение 1
Загадки о пуговице
1. Одеваться соберёшься -
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети
Застегну я всё на свете. Что это?
2. Мышка из норки выглядывает.
3. Маленький, горбатенький в переулке завяз.
4. Я весёлая такая,
Деловая, озорная,
Вместо глазок дырочки
Пришей, без растопырочек!
Приложение 2
Стихи о пуговице К. Брель
Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не хочешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
В.Бредихин
Надевают Петеньке
За одну минуточку,
Брюки и штиблетики,
Шапочку и курточку.
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Всё, одели Петеньку!
Т. Ефимова
Пуговицы вредные
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
«Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!»
Приложение 3
Пословицы и поговорки о пуговицах
1. Умная умница — что светлая пуговица.
2. Пуговицы не Литы, петли не виты, ничего не сделано.
3. На чужой рот пуговицу не нашить.
4. С солдата пуговку не сорвёшь.
5. Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
6. Застёгнут на все пуговицы.
7. Прост, как пуговица.
8. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе -медная пуговица (таджикская пословица).
Приложение 4
Приметы о пуговицах
1. Народная мудрость гласит, если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание - оно обязательно исполнится.
2. Если дорогу бам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.
3. Например, если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.
4. Потерялась пуговица - значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.
5. Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».
6. Оторвалась пуговица или сломалась - будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше - ничего важного не предпринимайте.
Приложение 5.
Проза о пуговицах.
Арнольд Лобел «Пуговица»,
Людмила Улицкая «Сто пуговиц»,
Галина Артемьева «Пуговица»,
Вениамин Бук «Железная пуговица»,
Елена Шалаева «Потерянная пуговица»,
Олег Косарев «Потерянная пуговица и братья-светлячки
Серия дидактических игр
с пуговицами
для детей младшего дошкольного возраста
1. Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету.
2. Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме.
3. Чередование пуговиц по заданию.
4. Найди лишнюю пуговицу.
5. Найди пары одинаковых пуговиц.
6. Чудесный мешочек.
7. Мозаика.
8. Поезд из пуговиц.
9. Застегивание и расстегивание пуговиц.
Отчет о реализации проекта «Дом пуговок»
В ходе работы над проектом достигнуты результаты: повышена познавательная
активности детей. Дети заинтересовались предметам окружающего мира.
Научились устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Познакомились с историей пуговиц, многообразием их форм и материалами из которых
изготавливают пуговицы. Научились самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы. Сформировался интерес к коллекционированию.
Была подобрана серия дидактических игр с пуговицами, в
которые дети с удовольствием играли. Дети пополнили наш музей рисунками,
аппликациями и поделками. Организовали выставку творческих работ родителей и детей. Был сделан уголок творчества. С родителями провели мастеркласс. Уровень развития навыков самообслуживания у детей повысился.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.