Организация самоподготовки учащихся в условиях группы продлённого дня
Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.
К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:
создание необходимых условий для занятий самоподготовкой (классные комнаты должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, справочники, словари и т. д.);
строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований;
глубокое и всестороннее знание уровня общеобразовательной подготовленности, индивидуальных способностей учащихся;
оказание помощи учащимся в процессе самоподготовки;
обучение рациональным приемам учебного труда;
обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности на всех этапах обучения;
формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;
формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;
применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;
поощрение детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;
представление определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий полной самостоятельности;
назначение учащихся-консультантов.
Структура самоподготовки:
вводная часть;
самостоятельная работа;
подведение итогов.
Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки, рекомендуется настроить ребёнка на развивающую и проектную деятельность. В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности.
Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях.
Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В конце самоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает положительные стороны и недостатки в работе, оценивает выполненное задание.
Обеспечение самостоятельной работы учеников во время самоподготовки требует соблюдения определённых требований. Регламентирующие порядок самоподготовки требования подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические и воспитательные.
Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:
точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
подчинение указаниям воспитателей;
наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
обеспечение порядка на рабочем месте;
экономия и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;
соблюдение правил запрета и разрешения.
Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которыми они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.
Правила запрета:
нельзя опаздывать на самоподготовку;
нарушать тишину;
отвлекать товарищей от работы;
использовать методы работы, вызывающие шум;
вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
беседовать с воспитателем в полный голос;
громко давать консультацию;
недобросовестно выполнять задания;
считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.
Правила разрешения:
можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
выходить из класса на время;
самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
оказывать помощь товарищам;
делать паузы для кратковременного отдыха;
обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;
отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;
заучивать стихотворения и т. д.
Эффективность самоподготовки зависит и от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей. Кроме того, повседневное выполнение этих требований послужит основой для прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения.
Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:
равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещённую в течение недели, месяца;
чистота оконных стекол;
недоступность затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;
использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;
поддержание нормального температурного режима;
регулярное проветривание классных комнат;
использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;
влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
поддержание чистоты и порядка в классе;
соблюдение школьниками личной гигиены;
сохранение у детей правильной позы во время работы;
проведение физкультминуток;
особое отношение к ослабленным болезнью детям;
устранение шумовых раздражителей;
предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке учащихся:
регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной продолжительностью;
самостоятельное выполнение заданий учащимися;
поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);
индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и характера домашних заданий.
Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:
отказ от применения каких-либо мер наказания;
использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, которые отвлекают их от работы;
терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;
поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков. Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.