Зотова Анна Николаевна

ПЕД САЙТ

Зотова Анна Николаевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
(Разработала и провела воспитатель детского сада №45 Адмиралтейского района Зотова Анна Николаевна)

Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники в работе дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков.
Мнемотехнические приемы, освоенные ребенком, будут служить ему каждый раз, когда он столкнется с необходимостью что-либо запомнить. В четыре-пять лет, а именно в это время у большинства детей начинают выявляться речевые проблемы, скорость развития памяти выше, чем скорость развития других интеллектуальных функций. Но запоминание происходит непроизвольно, без волевого усилия со стороны ребенка. Запоминается то, что важно ему в данный момент, связано с его жизненными потребностями и сильными эмоциями. Однако недостаточно поставить перед ребенком задачу запомнить, нужно научить его, как запомнить.
Память ребенка носит наглядно-образный характер, то есть он лучше запоминает предметы и картинки. Со временем увеличивается не только объем и скорость запоминания, меняется сам характер этого процесса.
При этом, наибольший эффект достигается при их использовании в виде игр.
1.Игра «Собери поезд»
Оборудование: карточка с изображением паровозика, вагончиков. В вагончики вставлены картинки, где звук «Р» произносится последним в слове (топор, забор, повар, мухомор, катер, сыр, костер, т.д.)
Картинки подбираются в зависимости от цели автоматизации звука и его позиции в словах.
Описание игры.
На стол выкладываются вагончики. Педагог и ребенок по очереди «присоединяют» к паровозу карточку с вагончиком, называя изображенный предмет и переворачивая карточку. В каждом последующем ходу называются предыдущие изображения предметов.
Например: 1участник - паровоз везет мухомор; 2 – паровоз везет мухомор и (добавляет следующий вагончик - сыр); т.д.
2. Игра с использованием приема рифмизации «Выложи картинки по порядку»
Оборудование: карточки к игре; комплект картинок с изображением тех предметов, которые нарисованы на карточках.
Описание игры.
Ребенок рассматривает большую карточку в течение 10 секунд, затем переворачивает ее и, используя комплект картинок, выкладывает увиденное в том же порядке. Затем перевернув карту, проверяет правильность выполнения задания. Для усложнения можно добавить лишнюю картинку.
Варианты изображения предметов на картах:
- мухомор, помидор, забор, ковёр.
3.«Запомни парочки»
Оборудование: два одинаковых набора из шести картинок (всего 12 картинок).
Описание игры.
Картинки перемешиваются и раскладываются в три ряда. Дается установка – запомнить расположение картинок. Чтобы помочь ребенку педагог предлагает варианты запоминания.
Например: если кроссовки находятся рядом – они всегда рядом, как ноги. Ракеты улетают далеко друг от друга. Тигр зарычал, увидев рядом кенгуру, а потом успокоился, когда кенгуру убежало, и стал, есть сыр, т.д.
Затем картинки переворачиваются, и начинается игра. Тот, кто открывает первую картинку, должен найти, где лежит вторая такая же. Все картинки, перевернутые ошибочно, снова закрываются. Игра заканчивается, когда все картинки будут перевернуты.
Примерный расклад картинок:
ракета тигр кенгуру
корова кроссовки кроссовки
сыр сыр тигр
кенгуру корова ракета
Игровая форма проведения занятия формирует у ребенка положительный настрой по отношению к обучению. Высокая умственная и речевая нагрузка при выполнении каждого упражнения позволяет добиться значительного обучающего эффекта и поддерживает интерес ребенка к занятию. Желательно, чтобы занятия по развитию памяти носили системный характер. Особенно мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений.

Добавить запись

Защита от спам-роботов