Главные вкладки
Мои разработки
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Цент развития ребёнка - детский сад» г. Нурлат Республики Татарстан
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя - логопеда Дорожкиной Н.В.
Тема самообразования: «Формирование правильного звукопроизношения дошкольников посредством игровых технологий и авторских разработок».
Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2010 года по 30 декабря 2015 года. Актуальность: Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в обеспечении равных стартовых возможностей при подготовке к школе и овладении навыками чтения и письма. Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:
- развитие моторики речевого аппарата;
- формирование правильного произношения звуков;
- автоматизация и дифференциация звуков в речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков, которая возникает по разным причинам:
- недостаточное развитие артикуляционной моторики;
- недоразвитие фонематического восприятия;
- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
- отклонения в нервно-психической сфере;
- снижение уровня познавательной активности;
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Направления работы:
- Организационно – методическая деятельность
- Работа с педагогами
- Работа с детьми
- Работа с семьёй, с родителями и лицами, их заменяющими.
Концепция: Самовыражение, индивидуальный и творческий подход, уважение и любовь к детям, использование инновационных технологий и программ.
Цель: Формирование развивающего стиля деятельности логопеда, отвечающего реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики коррекционно – развивающей направленности в работе.
Задачи:
- повышать профессиональное мастерство коррекционно – педагогической деятельности с целью обеспечения помощи детям в полноценном речевом развитии;
- проводить динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, выявить структуру дефекта и потенциальные речевые возможности;
- развивать правильное звукопроизношение, фонематические процессы у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи посредством игровых технологий, авторских разработок и традиционных логопедических методик;
- вовлекать семьи и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями в коррекционно – образовательный процесс;
- совершенствовать сотрудничество с воспитателями и специалистами детского сада в коррекции речевых и сенсомоторных нарушений дошкольников.
- пропаганда своих профессиональных достижений.
Система логопедической работы в блоках:
- Диагностический блок – выявление особенностей и трудностей в речевом развитии ребёнка. Условия:
- систематичность изучения состояния речи дошкольников;
- чёткая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур;
- разнообразие методов и источников сбора информации (наблюдение за ребёнком, изучение истории раннего развития и условий семейного воспитания, беседы с родителями, привлечение педагога – психолога, невропатолога и др.)
- оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксация его результатов в «Речевой карте» в количественных и качественных характеристиках;
- разработка индивидуальной программы коррекционно – речевого развития.
- Профилактический блок – методическое содействие детям в своевременном развитии речи и обеспечение полноценности этого развития. Условия:
- совместная деятельность ребёнка со взрослым и сверстниками;
- окружающая среда (правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка);
- правильная речь взрослых (в соответствии возрасту, развитию детей, опора на их опыт, точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, размеренность темпа, громкости).
- Коррекционно – речевой блок – своевременное полное или частичное устранение имеющихся у детей недостатков в речевом развитии:
- изолированные недостатки фонетической стороны речи, ФФНР, ОНР, недостатки просодической (мелодико – интонационной и темпо – ритмической) организации речи.
Реализация задач: в ходе образовательной деятельности с квалифицированной помощью логопеда, в совместной деятельности педагогов с детьми и работы с родителями воспитанников.
Формы работы: индивидуальные, подгрупповые.
Этапы работы:
- Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных звуков – индивидуально.
- Этап автоматизации звука в речи в словах, текстах – в подгруппах из 2-4 детей со сходными проблемами.
- Этап дифференциации в той же последовательности, что и автоматизация.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Литература:
1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед 2004. №4.
2. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.
3. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Интернет ресурсы:
1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm; 2. http://festival.1september.ru/articles/417088/
(Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками. Болта Галина Николаевна).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план
развития профессиональной деятельности учителя-логопеда
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребёнка – детский сад» г. Нурлат Республики Татарстан
Дорожкиной Натальи Викторовны
на 2020 - 2025 г.г.
Содержание: | ||
1 | Цель. Задачи работы по самообразованию | 1 |
2 | Обоснование выбранной темы. Актуальность. | 2 |
3 | Ожидаемые результаты | 2 |
4 | Источники самообразования | 3 |
5 | Изучение научно-методической литературы | 3 |
6 | Распространение и обобщение педагогического опыта | 4 |
7 | План работы с детьми, родителями, педагогами и организационно-методической деятельности на период с 2020 по 2025 г.г. | 5 |
8 | Выход темы (каждый учебный год) | 10 |
9 | Литература, источники информации | 11 |
Тема самообразования: Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством современных технологий в коррекционно - логопедической работе.
Дата начала работы над темой: декабрь 2020 г.
Предполагаемая дата окончания работы: декабрь 2025 г.
1.Цель. Задачи работы по самообразованию:
Цель: Повышение профессиональной компетенции по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях работы логопункта.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой психолого-педагогической и методической литературы, посещения РМО, семинаров регионального уровня, дистанционного обучения на вебинарах и курсах повышения квалификации.
2.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду логопункта развивающими играми и пособиями для оптимизации логопедической работы по формированию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста.
3.Разработать учебно-методический комплект: картотеки игр и упражнений, специальные тренажёры, игры, сценарии мероприятий, рекомендации родителям и воспитателям.
3. Развивать фонематический слух и восприятие детей в индивидуальной и подгрупповой работе, используя современные игры и специальные тренажёры.
4. Подбирать игровые задания в зависимости от индивидуального развития, возможностей и особенностей детей на логопункте.
5.Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2. Обоснование выбранной темы. Актуальность.
В современное время в мире овладение речью является приоритетной задачей для ребёнка дошкольного возраста.
Речь это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носителя памяти, информации, средство самопознания, то есть полиморфная деятельность. Осуществляется речь с помощью условных символов и знаков, имеющих тот или иной смысл. Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребёнок улавливает некоторые дифференциальные признаки речевых символов и знаков. Но такое явление возможно благодаря отсутствию нарушений в развитии фонематических процессов.
Фонематические процессы протекают на двух уровнях:
- восприятие и анализ единичного звука, выделенного из группы или данного изолированно;
- восприятие и анализ комплекса последовательных звуков, оказывающих интерферирующие влияние друг на друга.
Условно эти уровни называют фонематическим слухом и фонематическим восприятием. Оба эти процесса осуществляются на базе слухового восприятия, когда звук, их группа или слово предъявляются устно и анализируются с проговариванием. Но они могут проходить и без опоры на слух, по внутреннему фонематическому представлению либо с участием артикуляторных движений (но без голоса), либо без таковых (т.е. по представлению и фонематическому и артикуляторному).
Недоразвитие фонематических процессов приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу. Дети стараются избегать трудной для них деятельности, либо занимаются ею с неудовольствием.
Таким образом, актуальность и перспективность проведения исследования по данной теме обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематических процессов и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. Отсутствие или недостаточность мотивации у детей с недоразвитием речи к обучению отрицательно влияют на результаты процесса коррекционно – развивающего обучения данной категории детей и требуют поиска новых путей повышения эффективности логопедической работы. А также определение возможных путей использования современных технологий работы по развитию фонематического восприятия на всех этапах всех видов коррекционной образовательной деятельности, а также в процессе логопедизации всех режимных моментов в группе.
Кроме этого, данная работа способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), дальнейшему совершенствованию практики коррекционно-логопедической работы; поможет учителям-логопедам и воспитателям преодолевать недоразвитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.
3. Ожидаемые результаты:
1.Обогащена развивающая предметно-пространственная среда дидактическими играми, тренажёрами, пособиями, картотеками для оптимизации логопедической работы по формированию фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2. Повышен уровень сформированности фонематических процессов у детей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством современных технологий в коррекционно - логопедической работе.
3. Повышена собственная педагогическая компетентность и компетентость родителей (законных представителей) в вопросах развития фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
4. Источники самообразования:
дистанционные курсы повышения квалификации, профессиональные группы в социальной сети «Интернет», подписки в блогах «Инстаграмм», профессиональные сообщества «ВКонтакте»; методическая литература по логопедии, дефектологии; журналы «Логопед», «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Дошкольник», «Дефектология», онлайн -вебинары, семинары, конференции, онлайн мастер-классы, просмотр мероприятий коллег, обмен опытом в коллективе и с коллегами других дошкольных учреждений.
5. Изучение научно-методической литературы в межаттестационный период
с 2020 г. по 2025 г.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения |
1 | Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – Сфера, 2010. Серия Библиотека логопеда. | Декабрь 2020 г. Январь –февраль 2021 г. |
2 | Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет Пособие к рабочей тетради «От слова к звуку»ФГОС ДО –Изд.БИНОМ/Ювента, 2020. | Март - 2021 г. |
3 | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М.: Школьная Пресса, 2002.- 32с. | Апрель – май 2021 г. |
4 | Жукова Н.С. Уроки логопеда. – М.: «Эксмо», 2008 | Сентябрь - Октябрь 2021 г |
5 | Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников, Изд-во Детство-Пресс, 2019. | Ноябрь – декабрь 2021 г. |
6 | Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет. Изд-во Детство-Пресс, 2019. | Январь - март 2022 г. |
7 | Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет. Изд-во Детство-Пресс, 2019. | Апрель-май 2022 г. |
8 | Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами. М., 1999. | Сентябрь – октябрь 2022 г. |
9 | Скворцова И. Логопедические игры. –М.: Олма медиа групп, 2008 | Ноябрь – декабрь 2022 г. |
10 | Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999- | Январь – март 2023 г. |
11 | Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. -М.: АПО, 1996. | Апрель-май 2023 г. |
12 | Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. 11. 11. Волковой,- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. | Сентябрь – октябрь 2023 г. |
13 | Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать,- СПб.: «Паритет», 2003. | Ноябрь – декабрь 2023 г. |
14 | Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной - М.: АРКТИ, 2003 | Январь – март 2024 г. |
15 | Максаков А. И., ТумаковаГ. А. Учите играя. М., 1998. | Апрель-май 2024 г. |
16 | Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие /Под ред. Н. В. Дуровой. М., 1998. | Сентябрь – октябрь 2024 г. |
17 | Изучение материалов на сайтах: | Ноябрь – декабрь 2024 г. |
18 | Детский портал "Солнышко" | Январь – март 2025 г. |
19 | «Речецветик» | Апрель-май 2025 г. |
20 | Журнал "Логопед" | Сентябрь – октябрь 2025 г. |
21 | Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/ | Ноябрь – декабрь 2025 г. |
6. Распространение и обобщение педагогического опыта:
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения |
1 | Участие в Российских конкурсах (Развивающего центра дошкольников «Совенок» в г.Чебоксары). | 2022, 2023, 2024 |
2 | Участие (очная форма) в научно-практических семинарах, мастер- классах, конференциях, заседаниях круглого стола на городском, зональном и региональном уровнях (г.Чистополь, г.Альметьевск, г.Нижнекамск, г.Набережные Челны, г.Казань) | Систематически в период с 2021 по 2026 год (один-два раза в год) |
3 | Участие в педагогических конкурсах методических разработок Городского, Республиканского и Федерального уровней. | Систематически в период с 2021 по 2026 год |
4 | Участие в работе МО учителей-логопедов г. Нурлат, г.Чистополь, г.Альметьевск, г.Нижнекамск, г.Набережные Челны, г.Казань | Систематически в период с 2021 по 2026 год (один-два раза в год) |
5 | Участие во всероссийских дистанционных конкурсах учебно-образовательных материалов («Воспитание» Центра Педагогических Инноваций им. К.Д.Ушинского). | Систематически в период с 2021 по 2026 год |
6 | Публикация статей на логопедических сайтах в сети «интернет» по теме самообразования: Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. | Систематически в период с 2021 по 2026 год |
7 | Курсы повышения квалификации в Республике Татарстан (по графику, см. в личном кабинете в системе «Едутатар»): - ИРО РТ МО и Н РТ - МО и Н РТ «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Сентябрь 2023 г. |
8 | Дистанционное повышение квалификации (Чебоксарский педагогический университет, сайт «ЛогоПрофи», «Учмет», «Все вебинары», «Педагоги России» и др.) | Систематически в период с 2021 по 2026 год |
9 | Участие в работе региональной инновационной площадки и (или) международной экспериментально-творческой группы педагогов ЦПТ им. К.Д.Ушинского | В период с 2021 по 2025 г. |
7. Индивидуальный план профессионального развития на период с 2020 по 2025 годы
Месяц | Работа с детьми | С родителями | С педагогами | Организационно - педагогическая (методическая) деятельность |
Сентябрь | 1.Мониторинг состояния речевого развития с использованием специального электронного обследования в игровых заданиях (флэшка «Логоблиц», сайт «Мерсибо»). 2.Беседы. 3.Индивидуальные игровые ситуации с картинками и игрушками в кабинете логопеда. 4.Наблюдения в свободной игровой деятельности детей, на прогулке, в специально созданных ситуациях общения. | 1.Родительское собрание «Итоги логопедического обследования детей 4-7 лет». 2.Индивидуальные встречи, беседы по результатам логообследования. 3. Сбор анамнеза (при заполнении речевой карты ребёнка) | 1.Родительское собрание «Итоги логопедического обследования детей 4-7 лет». 2.Учёт полученных результатов логообследования при построении работы на учебный год, перспективном планировании фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, индивидуальных маршрутов развития. | 1.Изучение литературы и интернет - ресурсов по теме. 2.Подготовка диагностического инструментария. 3.Изготовление игр на различение и определения гласных звуков среди других звуков, в слогах, в словах. 4.Разработка и утверждение годового плана работы учителя- логопеда в соответствии с методической темой. 5. Заполнение речевых карт по итогам логообследования детей. |
Октябрь | 1.Индивидуальные и подгрупповые занятия в кабинете учителя – логопеда, в музыкальном зале с применением демонстрационного экрана и проектора для показа электронных презентаций и игр. 2. Кружок «Весёлый Язычок» для детей 4-7 лет с 1 октября по 30 мая 3. Игры в интерактивной песочнице | 1.Консультация : «Как организовать логопедические занятия дома?»
2.Индивидуальные встречи. Сбор анамнестических данных. 3.Практикум: «Логокубики для автоматизации поставленных звуков»
4.Игровой тренинг «Секреты Логобизиборда» | 1..Консультация «Значение настольных игр в развитии правильной речи» 2.Рубрика: «Весёлые уроки» (лэпбук с сюрпризом) 3.Беседа: «Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр, игровых упражнений» 4.Консультация «Дифференциация звуков С-Ш» | 1.Подготовка игрового оборудования, кабинета к проведению игровой коррекционной деятельности в индивидуальной и подгрупповой форме работы. 2.Подготовить фотоколлаж «Звуки, звуки, слышим вас, не уйдёте вы от нас» 3. Оформить выставку творческой мастерской «Игры в конвертах». 4. Разработать буклет «Фонематическое восприятие» |
Ноябрь | 1.Игровой калейдоскоп : «Свистелочки» и «Звенелочки», «Цоколочки», «Шипелочки», «Жужжалочки» «Рычалочки» в индивидуальной и подгрупповой работе 2. Игры в сенсорной комнате на песочном столе , мелкими игрушками из «киндер сюрпризов», на массажных ковриках. | 1.Папки-передвижки с материалом и с разработанными комплексами игр «О развитии речи детей 4-5 лет» 2.Мастер- класс «Играем в лото и закрепляем звукопроизношение у детей» 3.Круглый стол «Картинки с хитринкой». | 1.Консультация «Организация картотеки по речевым играм» 2.Практикум: «Роль дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» 3. Игра в конверте «Звуковое дерево: подбери листочки» | 1.Оформление картотеки «Звуки К,КЬ, Г,ГЬ» 2.Оформить лэпбук «Играем и различаем звуки С-Ш, З-Ж» 3.Изготовить буклет для родителей «Секреты звуков С -З» 4.Подготовить стендовый доклад «Развиваем фонематический слух у детей 5-6 лет» |
Декабрь | 1.Индивидуальная работа, в подвижных микрогруппах. 2.Интегрированное мероприятие «Звуки слышу и правильно нахожу» 3. Индивидуальные игры с минибассейне с мелкими предметами | 1.Проведение совместного мероприятия «Домики для звуков речи» 2.Показ видео фрагментов индивидуальных занятий по различению звука в словах «Трудный звук, ты наш друг!» 3. Индивидуальные консультации
| 1.Проведение тренинга «В гостях у шипящих звуков» 2.Индивидуальные игровые ситуации «Собери пазлы» - звуки (Л).(ЛЬ). 3.Картотека «Чистоговорки в картинках» 4. Электронная презентация игр для формирования фонематического слуха у детей | 1.Изготовление игры «Помоги Гному-Эконому запомнить звуки в словах» 2.Оформление игры «Звуковые гармошки» 3. Изготовление игрового тренажёра с прищепками «Найди нужную картинку» 4. Подготовить видеоролики с фрагментами работы с детьми |
Январь | 1.Промежуточный мониторинг «Состояние звукопроизношения у старших дошкольников» 2.Индивидуальные игровые ситуации с картинками и игрушками в кабинете логопеда. 3.Развлечение «Прогулка по парку Весёлого Язычка» | 1.«Открытые площадки» (по принципу «Дней открытых дверей») 2.Совместные индивидуальные занятия «Игры в кабинете логопеда» 3.Мастер - класс «Звуковые шапочки» 4.Творческая мастерская «Игры сделаем мы сами и будем занимать с малышами» | 1.Выступление в рамках педагогического совета по теме «Значение дидактических игр в формировании правильной речи дошкольников» 2. Консультация «Игры на закрепление поставленных звуков своими руками» 3.Обзор игры «Собери цветок» (автоматизация и дифференциация звука Ч в словах и фразах) | 1. Корректировка индивидуальных программ развития речи детей на логопункте. 2. Изготовление дидактического альбома «Путешествие по островам красивой речи» 3. Получить рецензию на авторскую разработку. 4.Разработка сценария мероприятия с детьми. |
Февраль | 1.«Игры Весёлого Язычка» в индивидуальной и подгрупповой форме. 2.Игры из интерактивныхлэпбуков 3. Кружок «Весёлый Язычок» для детей 4-7 лет с 1 октября по 30 мая | 1.Оформление папки-раскладушки «Трудный звук Л- ты наш друг!» 2.Рубрика «Полезные недельки с логопедом»: 3.Игра «Составь предложение по картинкам» (автоматизация звука во фразах по игровым картам формата А4) 4.Знакомство с дидактической игрой «Собери слово» | 1.Тематическая выставка «Настольные игры своими руками» 2.Консультация «Полезные игры Ирины Лебедевой» 3.Рубрика: «Весёлые уроки» (альбомы с интерактивными заданиями) | 1.Изготовить лэпбук «Учим звуки Л и Р». 2. Подготовить публикацию в сборник методических разработок (республиканский уровень). 3.Просморт вебинаров на сайте «Логопрофи» по «трудным» звукам речи. 4. Разработать сценарий совместного мерприятия с родителями и детьми. |
Март | 1Индивидуальные беседы 2.Игровые ситуации общения с «Весёлым Язычком» 3.Индивидуальные игровые занятия в кабинете логопеда 4.Подгрупповые занятия в рамках логопедического кружка | 1.Мастерская по изготовлению игр «Очумелые ручки мамочки моей» 2.Семинар-практикум «Учимся играя» 3.Игра «Мишки-сладкоежки» на автоматизацию шипящих звуков 4.Работа рубрики «Полезные недельки с логопедом»: | 1.Игровой практикум «Мы цветочки собираем и со звуками играем» 2.Оформление папки-передвижки с материалом и с разработанными комплексами игр «О развитии речи детей 5 – 6 лет» 3.Игра «Конфеты для Ромы» (закрепление звука Р в словах и фразах) | 1. Подведение итогов за полугодие и корректировка индивидуальных маршрутов, планов детей 2.Подготовить и опубликовать презентацию по теме самообразованияв сборнике республиканского уровня. 3.Подготовить выступление с целью распространение опыта работы на районном методическом объединении учителей- логопедов г. Нурлат. |
Апрель | 1.Итоговый мониторинг. 2. Определение проблемных моментов с целью корректировки задач логопедической работы с детьми и подборки наглядности по звукам. 3.Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с печатными и электронными развивающими материалами | 1.«Настольные игры из бросового материала: игра «Занимательные крышечки» 2.Совместные индивидуальные занятия «Игры в кабинете логопеда» 3.Обзор комплекта игр «Один- много» 4.Рубрика «Полезные недельки с логопедом»: | 1.Студия «Превращайки»: игра «Звуковая ёлочка» 2.Семинар-практикум «Учимся играя» 3.Пополнение и оформление «Картотеки по автоматизации звуков речи» 4.Работа рубрики «Полезные недельки с логопедом» | 1. Разработать материал (проектную работу) по работе с родителями для участия в конференциях районного, зонального и республиканского уровней. 2. Организовать выставку для воспитателей «Кладовая логопедических игр» 3.Пополнить собственный «Банк инноваций» современным эффективным материалом для работы с детьми 4. Провести итоговую диагностику с детьми 5.Внести корректировку в план работы с детьми на май месяц (по итогам диагностики на конец учебного года). |
Май | 1.Беседы 2. Игровые ситуации 3. Корректировка индивидуальных заданий по итогам логопедической работы с детьми. | 1.Тематическая выставка «Настольные игры «Шипелочки»» 2.Совместные индивидуальные занятия «Игры в кабинете логопеда» 3.Игра в конверте «Домик для букв и картинок» 4.Рубрика «Полезные недельки с логопедом»: | 1.Индивидуальные консультации по вопросам развития фонематических процессов у детей в игровых ситуациях 2.Работа «Инновационного банка идей" («Где живёт звук в слове?» «Различаем звуки С-Ш, З-Ж, Р-Л ») 3.Мастер-класс «Дидактические кубики с буквами и картинками- своими руками» 4. Практикум: «Зонтики для ежа» | 1.Подготовить отчёт о проделанной работе по теме самообразования за учебный год. 2. Выступить на заседании педагогического совета с итогами работы за учебный год (по теме самообразования). 3. Подготовить план работы по теме самообразования на следующий учебный год.
4. Отправить материал в интернет- конкурс Республиканского, российского и международного уровней. |
8. Выход темы:
Учебный год | Работа с детьми | С родителями | С педагогами | Организационно- методическая работа |
2020-2021 | Видеофрагменты игровых ситуаций | Встреча за круглым столом «Мастерская красивой речи» | Творческая мастерская «Язычок- Звуковичок» | Проектная работа по теме самообразования, получение рецензии (в ИРО, КФУ г. Казань). |
2021-2022 | Совместное занятие «Уроки Весёлого Язычка» | Тренинг «Играем дома с детьми в полезные игры» | Мастер-класс для педагогов «Нескучная логопедия» | Оформление картотеки (по теме самообразования) для работы с детьми |
2022-2023 | Праздник красивой речи «Принцесса Фонема» | Фотовернисаж «Наши игры дома и в саду» | Практикум «Интерактивные игры из картона и бумаги для развития фонематических процессов у дошкольников» | 1.Пополнение «Банка настольных логопедических игр» в кабинете логопеда с целью обновления современной развивающей среды в кабинете учителя- логопеда |
2023-2024 | Игровой калейдоскоп «Звуки, звуки, слышу вас» | Электронные презентации для развития фонематических процессов | Круглый стол «Встреча с логопедом «Секреты правильной речи» | 2.Разработать рабочую программу по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи. |
2024-2025 (по декабрь 2025 г) | Фестиваль красивой речи «Трудный звук, ты мой друг» | Проектная работа с семьями воспитанников «Мы вместе играем и звуки изучаем» | Творческий отчёт по теме самообразования за учебный год и за весь межаттестационный период с декабря 2020 по 2025 год на итоговом педагогическом совете (в мае 2025 г.) |
9. Литература, источники информации:
- Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
- Косинова,Е.М. Уроки логопеда: Игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М.: Эксмо, ОЛИСС, 2011. – 174 с.
- Лалаева,Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. - Ростов-на-Дону: "Феникс", СПб: "Союз", 2004. – 224 с.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.- М.: «Просвещение», 2010
- Статья Кабаченко Н.А., Кабаченко Е.И. «Современные технологии в работе учителя-логопеда» - интернет сообщество взаимопомощи учителей «Pedsovet.su»
- Интернет – ресурсы
- Сетевые интернет-сообщества:
- «Логопедические игры» https://vk.com/club103707997
- «Логопедические пособия» https://vk.com/logoped.deryzhenya
- «Логопедическая игротека» https://vk.com/club81203200