Инновационная деятельность на базе КФУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skorogovorki.docx | 30.26 КБ |
otchet_ob_innovatsionnoy_deyatelnosti_za_2016_god.docx | 19.83 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_umk.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Исследовательская работа
СКОРОГОВОРКИ
Макарова Виктория ученица
1 Б класса
Руководитель:
Малафеева Юлия
Васильевна
Камское Устье
2015 г.
Оглавление
Введение стр. 3
Глава 1. История появления скороговорок стр. 4-5
Глава 2. Значение скороговорок для развития речи стр. 6-7
Заключение стр. 8
Список литературы стр. 9
Приложение
Введение.
В кружке «Развитие речи» мы очень часто разучиваем скороговорки, и вначале у меня совсем не получалось их произносить: смеялась и я, смеялись и надо мной. Быстрое проговаривание практически мне не давалось, и очень часто я задавала вопрос своей учительнице Юлии Васильевне: « Для чего мы их заучиваем и для чего это нужно?».
На сегодня меня особенно заинтересовал вопрос: «Что такое скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи?»
Проблема исследования – каким образом систематическое заучивание и проговаривание скороговорок будет способствовать развитию речи.
Объект исследования – скороговорки .
Цель исследования - проанализировать информацию о скороговорках и выяснить их роль в развитии речи человека.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Научиться работать над скороговорками.
3. Составить памятку по заучиванию скороговорок
4. Проверить на практике эффективность употребления скороговорок в улучшении качества речи.
Гипотеза – если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной.
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы.
2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
3. Наблюдение за речью одноклассников.
Глава 1. История появления скороговорок.
Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно.
На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.
Первое собрание скороговорок впервые опубликовал Владимир Иванович Даль в 1862 году. По его мнению, скороговорки необходимо включить в программу обучения для развития речи.
Скороговорки, которые собрал Даль, разные: они бывают короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых – несколько.
Короткие скороговорки:
У ёлки иголки колки
Длинные:
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Скороговорки, похожие на стихи:
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.
Скороговорки с повторяющимся одним звуком:
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
С разными звуками:
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.
Бери круглый рублик
Купи круглый бублик (М. Шварц)
Глава 2. Значение скороговорок для развития речи.
- Скороговорки очень веселые по содержанию, поэтому очень часто при заучивании мы смеемся и у нас хорошее настроение
- Скороговорки развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной.
- Скороговорки развивают внимание и память. Для того чтобы повторить ее, нужно внимательно послушать, понять смысл.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Любой человек, который желает красиво говорить, может обратиться к древней «скороговорной» науке.
В нашем классе много детей-татар, которые путают звук [ч] и [щ], и наша учительница предложила нам научиться произносить: «В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.», «Чешуя у щучки, щетинка у чушки»
Тимуру не давался звук [р], и он его учился произносить по скороговоркам «Вокруг погреба хожу все про погреб говорю.», «Сыворотка из-под простокваши», «Король-орел». За несколько занятий Тимур научился проговаривать этот звук, но иногда делает ошибки.
А мне с трудом давалась скороговорка: «Ткет ткач ткани на платки Тане», я смеялась, глотала звуки и еще больше путалась. Но теперь у меня поучается. Не каждому удаётся повторить скороговорку сразу без ошибок, но весёлая словесная игра увлекает, и скороговорка запоминается навсегда.
Скороговорки помогают правильно, чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка.
Памятка по разучиванию скороговорок.
1. Прочитай скороговорку медленно.
2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.
3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.
4. Проговори скороговорку медленно вслух.
5. Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее ( не менее пяти раз).
Вывод.
В начале нашей исследовательской работы была поставлена проблема – выяснить, каким образом систематическое заучивание и проговаривание скороговорок будет способствовать развитию речи.
Изучив материал, посетив несколько занятий кружка «Развитие речи», я поняла, для чего нужно изучать скороговорки.
Во-первых, они помогают четко и правильно произносить звуки речи, во-вторых, тренируют память, в-третьих, развивают речь, она становится правильной и грамотной: исчезнет «каша во рту» (так говорит наша учительница, это когда мы произносим звуки, смешиваем их, неправильно выговариваем, смущаемся, а все вокруг смеются).
Проведенные наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной. В этом я убедилась, участвуя в районном конкурсе чтецов, где мое чтение было отмечено, и мне было совсем не страшно.
Теперь я уже осознанно буду изучать скороговорки, произносить их с особым старанием, посещая занятия кружка, и расскажу об их пользе своим одноклассникам.
Литература
- Агеева И.Д «500 стишков для зарядки язычков». Творческий центр Сфера. Москва 2010г.
- И.Г. Сухих «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков». Академия развития 2006г.
- http://playroom.com.ru/skorog.php#zag1
Предварительный просмотр:
Отчет об инновационной деятельности за 2016 год
учителя начальных классов
МБОУ «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района РТ
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательной организации (учреждения) | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципалього района Республики Татарстан |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | 422820, пгтКамское Устье, ул. Дзержинского,дом15,кв4 ,89061145352 , 2201000364@edu.tatar.ru |
Тема инновационной разработки | Проблема уважительного отношения к старшему поколению по рассказу В.А. Осеевой «Бабка».( Развитие критического мышления через чтение и письмо) |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Малафеева Юлия Васильевна |
Краткое описание инновационной разработки(актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | Время не стоит на месте. Сегодня информационное общество предъявляет спрос на человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течении всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема актуальна для нашего общества. Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений), а значит и развитие УУД. Технология развития критического мышления(РКМ):
Базовая модель технологии состоит из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии. Прием «Чтение с остановками» очень эффективен при работе над текстом проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Данная технология учит анализировать, синтезировать, сопоставлять , делать умозаключения. |
Сведения о распространении инновационного опыта: -участие в научно-практических конференциях; -открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; -участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период и др. | У Участие в конкурсе «Классный руководитель года - 2016» Всерос Всероссийский конкурс общеобразовательных организаций «Лучший урок, посвященный Дню народного единства» в 2016г.(МОиН РФ АНО ГРП «ИНФОРМЭКСПЕРТИЗА» сборник работ) |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки(положительна динамика): -конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный , республиканский , всероссийский уровень) -качество образования (высокобальники) | Учитель:
Обучающиеся: VРеспубликанский конкурс «Мой любимый учитель» Князева Мария 3 место. Очный конкурс чтецов «Вклад в Победу» среди участников дошкольных и общеобразовательных учреждений РФ Ахмадуллина Валерия, Победитель Конкурс творческих работ «Вперед – в прошлое -2016» Князева Мария, Сертификат, |
Форма представления инновационной деятельности: -«Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; -семинар-практикум для слушателей программы ПК(на базе ОО); -элективный курс в рамках заявленной темы; -открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципальных районов, республики; -печатные работы; -разработки(контрольно-измерительные материалы) |
|
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения