Школьный Музей МБОУ г.Астрахани "СОШ №61"
С недавних пор в МБОУ г. Астрахани "СОШ №61" начал действовать возрожденный Школьный Музей. Он представлен в виде трех отделов: Музея Боевой Славы, Музея истории школы и Музея истории поселка Свободный. Собраны множество экспонатов, организованна работа инициативной группы, подготовленна необходимая документация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа школьного музея СОШ №61 г. Астрахани | 89.5 КБ |
план развития школьного музея СОШ №61 г. Астрахани | 47.5 КБ |
план работы школьного музея СОШ №61 г. Астрахани | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №61»
"Утверждаю" Директор школы _________ М.А.Акимова Приказ №______ от «_____»___________20__г. | "Согласовано" Заместитель директора по УВР_________Т.Ю.Сиушова «____»_______________20_____г. |
Программа школьного историко-краеведческого музея
МБОУ г. Астрахани «СОШ №61»
Девиз музея – «И об этом не помнить нельзя…»
- «Народ, незнающий своего прошлого,
Не имеет права на будущее»
А.С. Пушкин.
Пояснительная записка
Любой музей имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:
- Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.
- Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.
- Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.
В основу работы музея положены следующие нормативно-правовые документы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 22.08.2004 № 122
2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).
3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422).
4. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
1 Основные цели программы:
1. Сохранение исторической памяти и наследия;
• Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений.
• Воспитание Гражданина.
2. Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.
3. Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.
4. Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.
2. Основные задачи программы:
1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися будет осуществлять связь с социумом, воспитание патриотического чувства, любви к Родине, своему родному краю.
2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них интерес к историческим знаниям, • интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом;
• С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края (поселка Свободный).
• Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторины, олимпиад, походов, экскурсий.
• Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.
Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея. Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами.
4. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
3. Основные принципы осуществления программы:
- принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
- принцип совместной деятельности учащихся;
- принцип целесообразности («всё делать с пользой»)
-принцип творческого отношения к делу.
4. Обоснование необходимости создания музея.
Музей необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.
Музей необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло.
Музей необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, где проживают этнические сообщества, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности.
Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.
5. Описание этапов создания музея: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Основные стратегии:
1. Создание инициативной поисковой группы музея.
2. Разработка проекта «Школьный музей».
3. Изучение краеведческой литературы, материалов по краеведению.
4. Продумать необходимое оборудование, составить смету.
5. Сбор материалов и реставрация экспонатов.
6. Создание экспозиций, разделов музея.
7. Оформление интерьера музея.
8. Комплектование музейных фондов, учет и научное описание музейных предметов.
9 . Создание совета и актива музея.
10. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.
11. Организация группы экскурсоводов.
12. Работа клуба «Истоки».
13. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».
14. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник»
15. Оформление документации аттестации и паспортизации музея.
16. Проведение уроков, семинаров, конференций, акций, конкурсов.
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
- Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
- Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
- Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
- Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Основные виды деятельности школьного музея:
1. Поисковая работа.
2.Экскурсионная работа.
3.Фондово-архивная работа.
4. Научно-исследовательская работа.
5. Организационно-массовая работа.
Организация поисковой работы:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;
- Проведение экскурсионной работы в музее.
Экскурсионная работа:
- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
- сотрудничество с районной газетой;
Фондово-архивная работа:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
Научно-исследовательская работа:
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.
Организационно-массовая работа:
- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;
- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;
- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;
- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций
6. Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты.
Открытие музея мы планируем реализовать в течение двух лет: 2013 – 2015 годы. В результате должен быть открыт музей истории школы, изготовлены и оформлены стенды по истории школы, проведено комплектование музейных фондов, музейные предметы зарегистрированы в инвентарной книге, разработан устав музея.
Результат:
1. Действующий школьный музей.
2. Сформированный ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой
деятельности и основами профессионального самоопределения.
3. Созданные тематические экспозиции.
4. Организованный учебно-воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с
деятельностью школьного музея.
5. Повышение уровня нравственного и военно-патриотического воспитания
7. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение.
Мы планируем организовать школьную бригаду для выполнения запланированных работ по ремонту помещения. На уроках трудового обучения и во внеурочное время мальчики отремонтируют стенды и витрины.
Финансовое обеспечение мы планируем осуществить за счет средств школы и спонсоров.
Общее ресурсное обеспечение
1. Бюджет школы.
2. Материально-техническая база школы.
3. Школьные благотворительные акций
4. Спонсорская родительская помощь.
5. Помощь социальных партнеров.
8. Руководство и контроль над деятельностью музея.
Контроль над выполнением данного проекта осуществляет:
администрация школы,
Управляющий совет школы,
Совет старшеклассников.
Текущую работу музея осуществляет совет музея, руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея.
Музей рассчитана на учащихся разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах юных экскурсоводов, а также учителей и родителей.
9. Ожидаемые трудности
1. Низкий уровень финансирования.
2. Недостаточная материально-техническая база, небольшая площадь помещения.
3. Загруженность педагогов и учеников.
10. Предполагаемые экспозиции музея:
Музей Боевой славы
1. Этапы ВОВ
2. Медали ветеранов ВОВ.
3. Боевые спутники солдата
4. Военная амуниция
5. Опаленные войной
6. Астраханцы Герои
7. Дети, пионеры герои
Музей Истории и Культуры п. Свободный
1. Мир прошлого, комната русской избы.
2. Предметы быта.
3. Плетенная красота
4. История поселка Свбодный
5. Фрагмент комнаты начало-середина 20 века
Музей Истории и Культуры школы №61
1. Советское прошлое
2. Школьная летопись, как все начиналось
3. Школа сегодня
4. Прошлое на старом фото…
11. Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
12. Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;
- уроки в музее; - встречи, читательские конференции
- экскурсии в музее; вне музея;
- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания;
- экскурсии, встречи в музее
Учёт и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
-создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
-правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда, книгу учёта научно-вспомогательного материала, а также акты приёма материалов и предметов);
-правильно оформлять учётные обозначения на музейный предмет;
-точно записывать сведения о происхождении предмете, его связях с определёнными историческими фактами и людьми;
-организовать приём и выдачу музейных предметов;
-обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления способность повышения научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
-освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
-учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
-использовать в работе выставки-передвижки;
-предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.
Просветительская работа
Главная задача данного направления вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
- продолжить обучение учащихся методом поисково - исследовательской работы;
- проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
- использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
- организовать поведение на базе музея районных семинаров.
Главный критерий повседневной работы музея- это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учёт возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Список литературы
- Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
- Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
- Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
- Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
- Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
- Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
- Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №61»
"Утверждаю" Директор школы _________ М.А.Акимова Приказ №______ от «_____»___________20__г. | "Согласовано" Заместитель директора по УВР_________Т.Ю.Сиушова «____»_______________20_____г. |
Этапы развития школьного музея МБОУ «СОШ №61»
В школьных музеях можно применять два вида планирования комплектования фондов - перспективное, разработанное на 2-3 года и текущее годовое.
Перспективный план работы музея. Основные этапы работы:
1.Подготовительный этап январь – март 2013г
А). Создать творческую группу – актив музея;
Б).Разработать информационные листовки о возрождении музея школы для обучающихся, учителей, родителей, общественности;
В).Информировать пед. коллектив об идее возрождения музея школы для поддержки проекта;
Г).Обратиться к совету ученического коллектива, родительскому комитету с целью привлечения к проекту обучающихся школы и их родителей;
Д). Изучить методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений;
Ж) Подготовить вопросы для социологического опроса и провести социологический опрос обучающихся, педагогов, родителей, общественности с целью определения профиля и жанра будущего музея..
З) Разработать концепцию музея, обосновать идею музея, определить профиль;
К). Определить место в здание школы для размещения музея;
Л). Произвести ревизию имеющихся музейных экспонатов и архивных документов;
М). Составить смету расходов по ремонту помещения, подготовке, оформлению и размещению экспозиций;
Н). Изыскать финансовые возможности для ремонта помещения и оформления музейных экспозиций;
2. Основной этап. Деятельность по возрождению музея май - сентябрь 2013
А) Привлечение и распределение финансовых средств согласно смете и плана работы;
Б) реставрация экспонатов музея;
В) Комплектование фондов;
Г). Распределение архивных материалов и музейных экспонатов по выбранным разделам;
Д) Создание картотеки, имеющихся ресурсов;
Е). Описание вещественных и документальных источников оставшихся от бывшего музея, оформление актов приёма предметов и внесение их в инвентарную книгу,
Ж) Поисковая работа инициативной группы музея по сбору экспонатов, документов и соответственное оформление новых материалов при поступлении в музей;
З) Оформление документов: паспорт музея, учётная карточка, этикетки, карточки для картотеки, составление картотеки;
И) Разработка и утверждение нескольких тем экскурсий с указанием цели, категории и возраста экскурсантов;
К) Разработка сценария открытия музея;
М) Информирование школы об открытии музея;
Н) Открытие 1 экспозиции музея
3. этап Функционирование музея и реализации проекта «Школьный Музей», 2014г
А) Открытие остальных экспозиций
Б) Продолжить работу по пополнению и расширению фонда музея
В) Дооформление Стендов и экспозиции музея, оснащение школьного музея необходимым оборудованием (витрины, стеллажи, шкафы)
Г) Разработка программ работы музея и популяризация музея
Д) Вовлечение Музея и его экспозиции в школьную жизнь, школьные мероприятия
Е) Проведение экскурсий для учащихся, родителей, общественности
Ж) Проектная деятельность учащихся.
З) Документальное оформление статуса музея. Реализация проекта.
4 этап Развития музея, 2015г
А) Анализ работы за 2 лет;
Б) Выявление проблем, определение путей их решения;
В) Корректирование деятельности по изменению системы работы музея в соответствии с
выявленными проблемами;
Г) Совершенствование деятельности музея;
Д) Активизация исследовательской и проектной работы учащихся, экспозиции музея.
Текущее годовое развитие музея на 2013-2014г
№ | Комплексные темы поиска | Сроки проведения поиска | Ответственные | |
Член совета музея | Педагог-руководитель | |||
1 | Создание инициативной группы музея | Апрель 2013 г. | Сиушова Т.Ю. | |
2 | Разработка проекта «Школьный музей». | 10-25 апреля 2013 г. | Сиушова Т.Ю. | |
3 | Изучение краеведческой литературы, материалов по краеведению. | Апрель – май 2013 года | Косенко Е. | Кибкало Н.Г. |
4 | Продумать необходимое оборудование, составить смету. | Май-июль, 2013 год | Сиушова т.Ю,, Кибкало Н.Г. | |
5 | Сбор материалов и реставрация экспонатов. | Июнь- август 2013 год | Косенко Е., Исаев Р. | Сиушова т.Ю,, Кибкало Н.Г. |
6 | Создание экспозиций, разделов музея. | Июнь- август 2013 год | Кибкало Н.Г. | |
7 | Оформление интерьера музея. | Июнь- август 2013 год | Кибкало Н.Г. | |
8 | Комплектование музейных фондов, учет и научное описание музейных предметов. | Сентябрь-октябрь 2013 год | Кибкало Н.Г. | |
9 | Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. | В течении учебного года | Косенко Е., Исаев Р. | Кибкало Н.Г. |
10 | Организация группы экскурсоводов. | Сентябрь-октябрь 2013 год | Косенко Е., Исаев Р. | Кибкало Н.Г. |
11 | Работа клуба «Истоки». | В течении учебного года | Косенко Е., Исаев Р. | Кибкало Н.Г. |
12 | Проведение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка». | Январь- апрель 2014 года | Кибкало Н.Г. | |
13 | Проведение конкурса «Неиссякаемый родник» | Май 2014 года | Кибкало Н.Г. | |
14 | Оформление документации аттестации и паспортизации музея. | В течении учебного года | Кибкало Н.Г. | |
15 | Проведение уроков, семинаров, конференций, акций, конкурсов. | В течении учебного года | Кибкало Н.Г. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №61»
"Утверждаю" Директор школы _________ М.А.Акимова Приказ №______ от «_____»___________20__г. | "Согласовано" Заместитель директора по УВР_________Т.Ю.Сиушова «____»_______________20_____г. |
План работы школьного музея на 2013-2014 учебный год |
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Открытие школьного музея «Боевой Славы» Проведение обзорных экскурсий с учащимися 1-5 классов | Сентябрь | Кибкало Н.Г. Кл. руководители |
2 | Проведение уроков истории в соответствии с учебной программой на базе материалов школьного музея | В течение года | Учителя- предметники |
3 | Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий. Использование экспозиций школьного музея для этого | В течение года | Кл. руководители |
4 | «Уроки памяти»- экскурсия-лекция, посвященная 73 годовщине битвы под Москвой (5-9 классы) | Декабрь | Кибкало Н.Г. |
5. | «Уроки памяти»- экскурсия-лекция, посвященная 70 годовщине снятия блокады Ленинграда (5-9 классы) | Январь | Кибкало Н.Г. |
6. | «Уроки памяти»- экскурсия-лекция, посвященная 71 годовщине битвы под Сталинградом (5-9 классы) | Февраль | Кибкало Н.Г. |
7 | День музеев, игра «Путешествие в прошлое» | Март | Кибкало Н.Г |
8 | Внеклассное мероприятие-игра для учащихся 3-6 классов посвященная 69-летию Великой Победы. | Апрель-май | Кибкало Н.Г. |
9 | Конкурс рисунков посвященных войне 1941-1945 года (для учащихся 3-6 классов) | Апрель-май | Кибкало Н.Г |
10 | Открытие музея «Истории и Быта» Проведение экскурсий: обзорные экскурсии по музею | Май | Кибкало Н.Г |
11 | Проведение обзорных экскурсий «История школы №61» с учащимися 1-7 класс | Апрель-май | Кибкало Н.Г |
12 | Проведение обзорных экскурсий «История поселка Свободный» с учащимися 1-7 класс | Апрель-май | Кибкало Н.Г |
13 | «Астрахань в годы Великой Отечественной войны», видеолекция | Май | Кибкало Н.Г |
14 | Внеклассное мероприятие-игра «Из бабушкиного сундука» | Май | Кибкало Н.Г |