Конкурс "Воспитатель года России в 2022 году"

 Анастасия Олеговна Венжина

Первый (заочный) этап муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России в 2022 году"

Конкурсное испытание изитная карточка "Я-педагог"


https://youtu.be/dMdk4dPdtFE

ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!

 Конкурсное испытание "Педагогическая находка"      

 Конкурсное испытание "Педагогическое мероприятие"        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Педагогическая находка:

«Элементарное музицирование как средство развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста»

(технология «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Т.Э. Тютюнниковой)

в рамках муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2022»

Венжина Анастасия Олеговна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 37«Солнышко»,

I квалификационная категория

г. Усть-Илимск, 2022

Добрый день, уважаемые члены жюри. Я поздравляю вас с началом нового дня, в котором вы еще не были. А сегодняшний день особенный. Он  объединяет несколько праздников. По народному календарю это день рисования солнца на снегу и день нерпенка.

СЛАЙД  у каждого народа есть своя значимая книга, в  который описываются важные события и праздники, а я создала свою «Большую книгу музыки».

СЛАЙД  «Листается книга»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие окружающего мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним.

В основу музыки заложен ритм. Вы только задумайтесь, над этим словом… Ритм…Оно дает начало движению и  сопровождает человека всю жизнь - биение сердца, капли дождя, тиканье часов, пение птиц, вращение Земли, ритм дня, ритм жизни. У каждого из нас свой внутренний ритм, внутренняя музыка.

Главная идея элементарного музицирования - услышать ритм внутри себя и поделиться с окружающими.

Наблюдая за детьми на занятиях, в самостоятельной деятельности обратила внимание на то, что дети потеряли ценность музыки, слабо проявляют интерес к детским песням, к слушанию классической музыки, заполняя свое время просмотром  телепередач, игрой в компьютер.

СЛАЙД (источники)

Серия прослушанных вебинаров, изучение опыта Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой, приобретение методических рекомендаций: «Птичка певчая» (пение с орф-инструментами); «Синти-бринти-чок» (речевое музицирование), «Видеть музыку и танцевать стихи», «Музыка детства» (методические рекомендации), «Потешные уроки» и др. дали толчок к введению в работу технологии «Элементарное музицирование с дошкольниками».

СЛАЙД (Тютюнникова и Орф на одном слайде) 

В основе технологии лежит система выдающегося немецкого композитора и педагога Карла Орфа, основанная на связи музыки, движения и речи. Татьяна Эдуардовна, является транслятором и лидером Российской Орф - Ассоциации.

Убеждена, что данная технология «Элементарное музицирование с дошкольниками» окажет влияние на формирование эмоционально-радостных ощущений в процессе активного участия детей и эффективно соединит все виды музыкальной деятельности.

СЛАЙД ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА ОДНОМ

Цель: Развитие  природного, творческого потенциала дошкольников.

Задачи:

  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности.
  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

Вопрос ритма и его влияние на развитие ребенка всегда интересовал педагогов, философов и представителей других наук.

«Ритм, в самом деле, был вначале»,  сказал Генрих Нейгауз в своем фундаментальном труде «Об искусстве фортепианной игры», и он оказался прав. Именно ритм окружает нас повсюду: будь он равномерным или прерывистым, все в природе подчинено ему.

СЛАЙД Проблеме развития чувства ритма посвящали свои работы, как отечественные педагоги, так и зарубежные. Музыкально-ритмическое чувство представляется Б.М. Тепловым как координация слуховых и двигательных центров и проявляется в способности активно переживать музыку, эмоционально передавать ее характер, настроение в движении, действии в соответствии с ритмом, темпом, динамикой.

Т.С. Комарова подчеркивает, что развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста это также существенно, поскольку одной из главных задач для них является подготовка к школе.

В дидактическом смысле С.В. Петрушина характеризует чувство ритма, как способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально ее ритм и точно воспроизводить его.

К.В. Тарасова отмечает, что полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесно-двигательный опыт, поэтому воспитание чувства ритма должно быть не только слуховыми, но и двигательным, это является одной из предпосылок гармоничного развития.

Использование в работе с детьми  технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»  создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

С философской позиции М. Монтень обозначил: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».

Каждая встреча с детьми это новая музыкальная страничка большой книги о музыке.

Скажите, как вы приветствуете друг друга при встрече? А наше приветствие сопровождается звучащими жестами - хлопками, шлепками, притопами, щелчками.

СЛАЙД ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ ПРОГРАММЫ

М. Глинка «Жаворонок»;

С. Прокофьев «Зима»;

П. Чайковский «Осенняя песня»;

С. Майкапар «Мотылек»;

Н.Римский-Корсаков «Пляска птиц»;

Г. Свиридов «Тройка»;

А. Вивальди «Времена года»;

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» и др.

Самая загадочная, волшебная,  страничка о музыке - это активное слушание. Совершая увлекательное экспериментирование во время прослушивания музыкальных  произведений о  природе:  «Встреча в лесу», муз. Е. Тиличеевой, «Игра в лесу», муз.  Т. Ломовой, услышанные звуки капель дождя, трели птиц, стук дятла, раскаты грома,  дети смогли переложить на выбранный ими музыкальный инструмен – треугольник, ксилофон, палочки, коробочка, колокольчики и др.

СЛАЙД НАЗВАНИЕ СКАЗКИ «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

И вот уже в книге о музыке детьми написан новый музыкальный шедевр  «Лесная сказка».

О чем расскажет нам следующая страница «Большой книги о музыке»? СЛАЙД ГЛАВА 2. «ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Одной из любимых форм музицирования у детей стало речевое варьирование текста (декламация). При разучивании потешек, скороговорок, песенок обращала внимание на выражение мимики детей, а затем «украшали»  шумовым аккомпанементом (трещотки, ложки, маракасы, барабан, ксилофон, металлофон, колокольчики). Для поддержания ритмического рисунка и четкой пульсации использовала голосовые игры: «Петя, петушок», «Динозаврик», «Эта песенка про смех» и др., логопедические распевки, ритмические схемы: «Фруктов», «Игрушек», «Снежинок», «Листочков», которые создали базу для фонематического восприятия детей с тяжелыми нарушениями речи групп компенсирующей направленности. В процессе работы над ритмом предлагала детям соединить речь, жест, музыку, в результате которой получился «Музыкальный коктейль».

СЛАЙД «Стаканчик с лимонадом» ИНГРИДИЕНТЫ: РЕЧЬ, ЖЕСТ, МУЗЫКА.

Вовлекая детей в познании внутреннего ритма своего тела,  перед вами открывается новая глава «Большой книги о музыке».

СЛАЙД   ГЛАВА 3 «Музыкально-ритмические движения»

Поскольку современная детская музыкальная педагогика рекомендует соединять восприятие музыки с движением,  использовала в работе с детьми новую технику «Телесная перкуссия». Нет инструментов? Отлично! Используем музыку тела!  Такие звучащие жесты как  хлопки, щелчки, притопы, позволили детям проявить  импровизацию, спонтанность и креатив, где каждый из них стал автором, композитором, исполнителем собственного сочинения.

Следующая страница моей «Большой книги о музыке» расскажет? «Послушайте внимательно!»

СЛАЙД ГЛАВА 4.  «Тайны игры на детских музыкальных инструментах»

Реализации творческой самостоятельной деятельности  детей, потребности в самовыражении проявилось в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Находкой для детей стал игровой момент - диалог с инструментом «О чем рассказал колокольчик?»: журчит ручей, прилетела ласточка, распустился подснежник, капает капель. Дети сравнивали звуки природы со звучанием разных инструментов: ложек и колокольчика, металлофона и барабана.

Как помочь воспитанникам преодолеть застенчивость, скованность? Этому послужил прием «Перезагрузка», в котором каждый ребенок имел возможность исполнить соло на инструменте.

Яркая страница «Большой книги о музыке» - «Праздничная», потому что каждая встреча с детьми объединена сюжетом:

СЛАЙД

1. «Путешествие по странам мира»;

2. «Чтобы танец был красивым»;

3. «Рисую» музыку»;

4. «В королевстве игры»;

5. «Ногам работа, а душе праздник»;

6. «На морских просторах»;

7. «Мы приехали на бал»;

8. «Лесная сказка» и т.д.

Сегодня мы в России, а завтра в Японии, послезавтра оправимся на юг или на север. Такое погружение создает музыкальную палитру в раскрытии  творческого потенциала дошкольников.

Углубленная работа по технологии «Элементарного музицирования с дошкольниками», мои наблюдения за процессом музыкального развития детей позволили  отметить, что у детей повысился интерес к детскому музыкальному репертуару, к творческому процессу.  Дети стали лучше воспринимать метроритм музыкального произведения, воспроизводить его в разных музыкальных видах деятельности и воплощать разные художественные образы.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что педагогическая находка «Элементарное музицирование с дошкольниками» показала свою эффективность.

Мои воспитанники, растущие в атмосфере сотрудничества, умеют и любят думать, владеют творческими, организаторскими и коммуникативными способностями. У них закладываются лидерские качества, которые помогут успешно развиваться в будущем.

СЛАЙД «Выпускники»

Я не знаю, кем станут мои воспитанники в будущем, но я уверена, что пойдут они с ритмом в сердце, с мелодией в душе, с музыкой по жизни!

Спасибо за внимание! Практическую значимость моей педагогической находки вы сможете наблюдать в моей мастерской.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко» «Элементарное музицирование как средство развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста» Анастасия Олеговна Венжина музыкальный руководитель МБДОУ д/с 37«Солнышко», I квалификационная категория ГЛОССАРИЙ Музицирование - исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. Декламация - выразительное чтение стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов). Телесная перкуссия - искусство исполнения ритмов без использования музыкальных инструментов. Пульсация в музыке - деление времени, на котором основан любой ритм.

Слайд 2

КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ 24.01 Международный день образования. 31.01 День рисования солнца на снегу. День нерпенка . 02.02 День воинской славы России. 03.02 Всемирный день любви. 07.02 День российского бизнес-образования. 17.02 День спонтанного проявления доброты. Технология «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнникова Т.Э. Тютюнникова отмечала, что «дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий . Методологическая основа музицирования предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко» Венжина Анастасия Олеговна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 37«Солнышко», I квалификационная категория г. Усть-Илимск, 2022 Педагогическая находка «Элементарное музицирование как средство развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста»

Слайд 2

повышение профессионального мастерства педагогов к методике «Элементарное музицирование» и её влиянии на творческое воображения детей дошкольного возраста. Цель: Задачи: Раскрыть особенности вовлечения детей в процесс музыкально -импровизационной творческой деятельности. Продемонстрировать нетрадиционные приемы элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста. Активизировать педагогов в практическом применении приёмов по развитию музыкально-творческих способностей детей.

Слайд 3

Виды творческого музицирования пение; речевое музицирование; игра детских на музыкальных инструментах; танец; озвучивание стихов, сказок, пантомима; спонтанная импровизационная театрализация.

Слайд 4

Научное обоснование Т.С. Комарова «…развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развивает интеллектуальные способности ребенка». С.В. Петрушина «Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально ее ритм, и точно воспроизводить ритм». К.В. Тарасова «Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесно-двигательный опыт, поэтому воспитание чувства ритма должно быть не только слуховым, но и двигательным, это является одной из предпосылок гармоничного развития».

Слайд 5

Кандидат искусствоведения, лидер Российской Орф Шульверк Ассоциации, заведующая кафедрой "Элементарного музицирования" МПГУ, руководитель секции «Музыка» Педагогического общества России. Татьяна Эдуардовна Тютюнникова

Слайд 6

Уровень творческих проявлений, 2019 г.

Слайд 7

Активное слушание

Слайд 8

Озвучивание стихотворения Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Цок-цок-цок! Цок-цок-цок! Санки скрипят Бубенчики звенят. Ветер шумит, Дятел стучит. Холод, стужа, Снег пушистый кружит, кружит… Ехали-ехали, Наконец приехали!

Слайд 9

Телесная перкуссия

Слайд 10

Перезагрузка

Слайд 11

Уровень творческих проявлений, 2022 г .

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Педагогическое мероприятие

Интегрированное занятие

«Экскурсия в этнографический музей»

для детей старшей логопедической группы

(в рамках комплексно-тематического планирования, региональный компонент)

(технология «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Т.Э. Тютюнниковой)

в рамках муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России в 2022 году»

Венжина Анастасия Олеговна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 37«Солнышко»,

I квалификационная категория

г. Усть-Илимск, 2022

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

  1. Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал. О многообразии национальностей их быте.
  2. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, движения через коммуникативные формы общения.
  3. Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Оборудование.

  1. Мультимедийный экран.
  2. Проектор.
  3. USB-флэш - накопитель с бурятской народной музыкой.
  4. Музыкальный центр.
  5. Чудесный  мешочек для лент (для активного слушания).
  6. Голубая пленка (для активного слушания).
  7. Ленты голубого или синего цвета (для активного слушания).
  8. Сундук для головных уборов бурят.  
  9. Экспонаты «Шаман-камень», «Юрта», «Национальный костюм», «Бубен».
  10. Разноцветные камешки.
  11.  Разноцветные ленты.

Предварительная работа.

  1. Просмотр картин иркутских художников.   https://museum.irk.ru/ 

culture.ru 

  1. Чтение сказок, легенд о Байкале. https://rutube.ru/video/a3f572d9c677585cfb9e4bccb4f7cce3/?r=wd 
  2. Прослушивание народной этнической музыки народов Сибири. (аудио mp3)  https://media-nsglinka.ru/
  3. Виртуальная экскурсия в этнографический музей под открытым небом «Тальцы» г. Иркутск. talci-irkutsk.ru 

Ход занятия

В группу приходит музыкальный руководитель (в роли Экскурсовода).

Экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Поздравляю вас с началом нового дня, в котором вы еще не были. РЕКЛАМА В ЗАПИСИ:

Экскурсовод: Интересно, что это за музей!? 

По пути в музей разложены камешки.

Экскурсовод: Откуда взялись эти камни? Посмотрите, какие они красивые…

Дети идут в музыкальный зал, то есть музей.

Музыкальный зал оформлен как музей с экспонатами.

Экскурсовод:

Видео «Байкал» на фоне видео экскурсовод говорит:

Земля сибирская легендами богата,

Своими реками, лесами широка,

С кристальной капли,  говорят, когда то

Родилось озеро Байкал в далекие века. (О.А. Малахова)

Звучит в записи «Шум Байкала»

Слайд «Байкал»

Экскурсовод: Ребята, слышите, это Байкал здоровается с нами. Давайте все поздороваемся.  

РАСПЕВКА «Здравствуй, батюшка Байкал!»

Экспонат «Шаман-камень»

Экскурсовод: Одна из весьма известных достопримечательностей Байкала – Шаман-камень, который разделяет между собой озеро Байкал и реку Ангару.

У вас в руках байкальские камни, давайте положим их у подножия «Шаман-камня». Теперь закроем глаза и послушаем Байкал, чаек, шум воды.

Изобразим голосом звук воды.

Голосовая игра «Волна» (Чередование штро-баса и гласной «А» с постепенным нарастанием динамики. Расслабленный язык лежит на губе:

ххх-а ххх-А ххх-«А» ххх-«А»)

Экскурсовод: (обращается к ребенку) Что ты услышал?  Шум ветра, волны…

А я услышала капли дождя и изображу этот звук на треугольнике.  

Еще слышу журчание реки Ангары. У Байкала есть дочь, зовут ее Ангара.

На экране появляется изображение реки Ангары и Байкал.

Слайд «Разный Байкал» картины  художников Иркутской области.

Гимов Лев Борисович «Байкал»,

Рогаль Виталий Сергеевич «На Байкале»,

Юшков Иван Ефимович «У берегов Байкала».

Экскурсовод: Ребята, а как вы думаете Байкал это суровое, бурливое озеро или спокойное? (ответы детей)

Байкал это очень могущественное озеро, суровое, покоряет всех своими просторами и глубиной! А какой характер реки Ангары? Игривый или суровый? В легендах об Ангаре она веселая, игривая, бурлящая, быстрая, бегучая, светлая, голубая. Я дала вам подсказку…

Активное слушание  «Байкал и Ангара»

Тема Байкала. Ребята, я предлагаю вам стать частью озера. Возьмемся за ткань, под музыкальное сопровождение будем поднимать, и опускать ее. Это будут величавые волны Байкала.

Тема Ангары. Как только зазвучит легкая и игривая музыка - берем султанчики и легким бегом на носочках побежим по кругу или в разных направлениях.

Видео «Байкал, волны»

После игры дети остаются на своих местах.

Экскурсовод: Наш сибирский край богат замечательным многонациональным народом, кроме русских здесь живут буряты, коренной народ  Прибайкалья. Сейчас мы находимся в бурятском улусе (районе).

Вот юрта. Так называется жилище бурят.

Экспонат «Национальный костюм»

Эксурсовод: Национальный костюм бурят называется дэгэл.

Головной убор называется «малгай».

Оденьте, пожалуйста, шапочки.

Как называется головной убор?

Давайте вместе повторим.

Какие вы замечательные в малгае.

Экспонат «Бубен»

Эксурсовод: Здесь находится музыкальный инструмент. Большой бубен. Давайте поиграем в народную бурятскую игру

  «Гнать бубен» (Игра со звучащими жестами. Музицирование с музыкальным инструментом.)

Под музыку по кругу передаем бубен, ударяя один раз.  Когда музыка замолкает, у кого остается бубен, тот отстукивает ритм, а остальные повторяют любыми жестами, это могут быть хлопки, шлепки, щелчки.

Экскурсовод: Ребята, какой ваш любимый праздник? У бурят главный праздник это Новый год, Сагаалган, еще его называют Белый месяц.  Он длится целый месяц. И Дед Мороз есть у бурят  Белый Старец  или Сагаан Убгэн.  Посмотрите на экран вас ждет сюрприз.

Видео «Сагаалган»

Экскурсовод: Белый старец или Сагаа Убгэн поздравляет всех жителей Иркутской области с праздником. ШЭНЭ ЖЭЛЭЙ АМАР МЭНДЭ!

В первый день  Сагаалгана буряты танцуют танец дружбы «Ехор»

Танец по показу «Ехор»

Ехор наш танцуют так:

Влево шаг, направо, шаг

Шаг вперед  и шаг назад

Видео «Байкал»

Под народную бурятскую музыку дети встают в хоровод «Ёхор» (танцуют с экскурсоводом)

После танца.

Экскурсовод: Замечательный хоровод мы станцевали. Байкал объединяет народы России. Заряжает людей своей добротой и красотой. Есть такая поговорка: «Кто на Байкале не бывал, тот красоты не видал».

У бурят есть обычай, когда они хотят вернуться на то место, где были, то на дереве завязывают разноцветные ленты.

Экскурсовод:  Если кто-то из вас желает побывать еще раз в музее, возьмите камешек коричневого цвета.

Кто из вас желает научить своих родителей танцевать «Ехор»,  возьмет синий. Кто поедет на Байкал, голубой.

Давайте из них создадим экспонат своими руками. И оставим в музее для посетителей экскурсий.

Еще один прекрасный экспонат «Жемчужина Сибири» появился в этно-музее

 Дети и экскурсовод под народную бурятскую музыку украшают камнями макет «Байкал».  

Экскурсовод:  А сейчас пора прощаться. Музей закрывается. До новых встреч.

Экскурсовод уводит детей в группу.

 

Самоанализ.

Идея данного мероприятия продиктована комплексно-тематическим планом, дополнительной образовательной программой дошкольного учреждения в рамках регионального компонента.

Содержание носило игровую форму экскурсии в этнографический музей.

На занятии можно было проследить взаимосвязь и смену видов  деятельности  - голосовые игры, активное прослушивание музыки, игра с бубном, игра - танец «Ехор», элементы драматизации (перевоплощение с помощью головного убора бурят).

Все используемые приемы были направлены на создание позитивной атмосферы,  привлечения и сосредоточения внимания детей, поддержание у них интереса. Идея приглашения детей на экскурсию в этнографический музей  и мастерскую для изготовления экспоната, на мой взгляд, понравилась детям,  они проявили интерес, любовались, открывали для себя новое, неизведанное.  Самое главное - у них было желание сделать экспонат, стать частью культуры родного края.

Использование мультимедийной презентации стало дополнением к материалу. Человеческий образ Байкала и Ангары послужил развитию образного мышления и восприятия.

В ходе рефлексии дети самостоятельно выбрали цвет своего камешка, это стало продолжением  бесконечного путешествия в мир природы и культуры Приангарья.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Слайд 2

Иркутск Ангарск Тулун Братск Усть-Илимск