3.11 Рабочая программа
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Программа разработана на основе методического руководства для учителей русского языка «Лингвокультурологической концепции обучения русскому языку и учебники нового поколения» Л.Г. Саяховой для 10 класса гуманитарного профиля и рассчитанана 70часов загод (2 часа в неделю).
Целькурса – формирование интеллектуальной, высоконравственной языковой личности.
Задачи курса:
- Осознание языка как феномена культуры, культурно- исторической среды, включающей в себе историю, культуру, обычаи народа. Язык как сокровищница культуры способствует познанию мира, хранению и передаче познанного от поколения к поколению.
- Восприятие эстетической функции языка как средства создания художественной литературы-искусства слова, лингвокультурологической анализ текстов.
- Умение пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать потребность постоянной работы со словарями.
В результате обучения по программе учащиеся должны знать:
-знание основ науки лингвистики;
- практическое владение языком;
-знание правил речевого поведения;
-усвоение языка как сокровищницы культуры;
-основные понятия по всему ровням языка (звук, фонема, орфограмма, морфема, слово, морфология, часть речи, синтаксис, предложение, текст и др.);
-все виды языкового анализа (фонетический словообразовательный, морфологический, синтаксический и др.);
-культура речевого поведения;
Ожидаемые результаты.
Развитие теоретического мышления обучающихся на основе усвоения понятийного аппарата школьного предмета «Русский язык», самостоятельную работу учащихся над научно-учебными текстами, извлечение из них дополнительного теоретического материала, представление знаний в схемах, опорных таблицах об общающего характера, проверку их усвоения в проблемных заданиях.
II. Учебно-тематическийплан
№п/п урока | Тема урока | Изучаемые на уроке вопросы | Демонстрация (оборудование) | |||
Раздел I. Система языка и ее функционирование (5ч.) | ||||||
1 | Язык и его функции | Язык как знаковая система. Функции языка. Понятия «язык», «конкретный этнический язык», «родной язык», «национальные языки», «язык межнационального общения», «иностранные языки», мировые языки». Лингвистика-наука о языке. | Портреты лингвистов Даль В.И., Виноградов В.В., Щерба Л.В., Дмитриев Н.К., Киекбаев Дж. К. | |||
2 | Речь. Культура речи | Речь. Речевая деятельность. Языковые и внеязыковые факторы. Речевой этикет. | Лингвистические словари | |||
3 | Стили речи | Понятие о стилистике и синонимических средствах языка. Типы стилистических ошибок. | Словарь синонимов. | |||
4 | Проверочный диктант | |||||
5 | Работа над ошибками. | |||||
6 | Фонетика как раздел науки о звуковом строе языка. | Сведения о фонетике. Акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика звуков. Фонема. Сильная и слабая позиции. Понятие «звукопись» | ||||
7 | Урок-практикум. Фонетические законы в речи. Орфоэпия. Интонация. | Фонетические законы в речевом потоке. Орфоэпические нормы. Фонетический разбор | Орфоэпический словарь | |||
8 | Зачет по разделу II. | |||||
9 | Принципы русской орфографии. | Принципы орфографии. Орфограмма. Приметы («сигналы») орфограмм | Таблица «Правописание морфем» | |||
10 | Правописание морфем. | Морфема. Роль этимологии в усвоении слов с непроверяемыми написаниями букв. | Таблица «Правописание морфем». | |||
11 | Развитие речи. Изложение | |||||
12 | Повторение понятия о пунктуации. | Пунктуация в предложениях усложненной структуры. | Таблица | |||
13 | Диктант с подготовкой. | Упр. 22 «Притча о сибирских цветах». | ||||
14 | Работа над ошибками | |||||
Раздел IV. Лексика и лексическая стилистика (4ч.) | ||||||
15 | Слово как единица лексической системы. | Лексика-раздел науки о языке. Слово лексическая единица (значения, многозначность, в связи слов по значению). | Таблица | |||
16 | Проблемы развития и функционирования лексической системы | Исконные и заимствованные слова. Активная и пассивная лексика. Безэквивалентная, коннотативная лексика. | «Школьный словарь иностранных слов». | |||
17 | Зачет по разделу IV. | |||||
Раздел V.Фразеология (4ч.) | ||||||
18 | Источники фразеологизмов. | Исконные и заимствованные фразеологизмы. Сопоставление образной специфики фразеологии языков. | Фразеологичес кие словари. | |||
19 | Практическое занятие | Работа со словарями | Фразеологичес кие словари | |||
20 | Контрольный диктант за I четверть. | |||||
Раздел VI. Состав слова и словообразование (Зч.) | ||||||
21 | Изложение с творческим заданием | |||||
22 | Морфемика и словообразование | Морфемика. Словообразование. Стилистическая роль суффиксов. Национальная специфика русского словообразования (уменьшительно- ласкательные суффиксы). | Словообразова тельные словари. | |||
23 | Практическое занятие «Этимология слов» | |||||
Раздел VII. Грамматика и грамматическая стилистика. Вводная часть (4ч.) | ||||||
24 | Понятие о грамматике. | Грамматические категории, значение. Роль грамматики. | ||||
25 | Морфология и стили речи. | Происхождение слова морфология. Расхождения в морфологическом строе руского и других языков. Лингвисты. Стилистические средства морфологии. | Виноградов, Н.К.Дмитриев) | |||
26 | РР Сочинение- рассуждение "Зачем нужно знать грамматику?" | |||||
Раздел VIII. Имя существительное (11ч.) | ||||||
27 | Имя существительное. | Систематизация и дополнение знаний школьников. Имя существительное- | Табл. "Имя существительн." | |||
28 | Лексико-грамматические разряды | Лексико-грамматические разряды Прецедентные имена собственные. | Портреты писателей, мастеров искусств и т.д. | |||
29 | Одушевленные и неодушевленные существительные. | Трудные случаи распознавания одушевленных существительных. Понятие об отвлеченных собирательных и вещественных существительных | Таблица "Имена существительные". | |||
3031 | Категория рода имен существительных. | Трудные случаи определения рода существительных (несклоняемые, существительные общего рода, обозначение лиц женского пола по роду занятий, существительные на-ь, заимствованные слова, сложносокращенные слова). | ||||
31 | Число имен существительных | Способы образования множественного числа существительных. Нестандартные, трудные случаи образования. Существительные, имеющие одну форму числа. | ||||
32 | Употребление несклоняемых имен существительных. | Падежные формы существительных. История существования падежей. | ||||
33 | Имена существительные в речи и в художественном тексте. | Роль существительного в речи и художественном тексте. Обращение, средство создания тематической целостности текста, основа метафоры, передача национального своеобразия культур. | Табл."Тропы и фигуры" | |||
34 | РР Изложение "Мелодия курая" | |||||
35 | Трудности в употребление имен прилагательных. | Трудные случаи употребления прилагательных(согласование с существительными, полные и краткие формы, степени сравнения). | Табл. "Имя прилагательное | |||
36 | Правописание имен прилагательных. | Степени сравнения прилагательных. Прилагательные-паронимы, синонимы, антонимы. | Табл."Степени сравнения прилагательных" | |||
37 | Употребление имен прилагательных в художественном тексте. | Прилагательное как основа тропов (эпитет, оксюморон, метафора, антитеза). | Табл. "Тропы и фигуры". | |||
38 | Практическое занятие по теме "Имяприлагательное" | |||||
39 | Сочинение-описание"Чудодейственные уголки природы". | |||||
40 | Имя числительное. Повторение. | Имя числительное как часть речи. | Табл. «Имя числительное». | |||
42 | Трудности в употреблении и написании имен числительных. | Основные трудности в употреблении и написании числительных. | ||||
42 | Роль имен числительных в речи. | Этимология числительных. Словообразования числительных. | ||||
46 | Урок-конференция "магическая сила чисел". | |||||
44 | Употребление местоимений в речи. | Общая характеристика и сопоставление местоимений с другими частями речи. | Табл."Местои- мение" | |||
45 | Текстообразую-щая роль местоимений наоснове анализахудожественноготекста. | Местоимение как средство связи предложении в тексте. | Текстыхудожественных произведений. | |||
46 | Практическое занятие по теме. | |||||
47 | Трудности в употреблении глаголов. | Основные трудности в употреблении глаголов четыре группы форм глаголов (инфинитив, личные формы, неспрягаемые формы: причастие, деепричастие). | Табл. "Глагол". | |||
48 | Употребление глаголов в связной речи. | Богатство глагольного словаря, семантические группы глаголов (движения, речи, чувства и т.д). | ||||
49 | Употребление в речи форм времени. | Участие видо-временных форм глагола в создании динамики текста. | ||||
50 | Глаголы-синонимы,антонимы, омонимы,многозначные глаголы. | Глаголы-синонимы, антонимы, омонимы. | Словарисинонимов, антонимов,омонимов. | |||
51 | Глаголы вхудожественном тексте. | Глагол-основа олицетворений. | Табл. "Тропы и фигуры". | |||
52 | Изложение с творческим заданием. | |||||
53 | Правописание причастий. | Повторение изученного о причастии. | Табл. "Причастие" | |||
54 | Употребление причастий в речи. | Причастия в разных стилях речи. Придаточные определительные предложения и причастные обороты. | ||||
55 | Практическое занятие. | |||||
56 | Трудности в употреблении деепричастий в речи. | Роль деепричастий в устойчивых сочетаниях пословицах, художественных текстах. Не с деепричастиями. | Табл."Деепри- частие" | |||
.57 | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. | Пунктуационнные навыки выделения деепричастий и обособленных деепричастных оборотов на письме. | ||||
58 | Практическое занятие по теме "Деепричастие" | |||||
59 | Сочинение "Образ коня в фольклоре и литературе". | |||||
60 | Роль наречий в художественном тексте. | Роль наречий в создании временного и пространственного единства текста. | ||||
61 | Контрольный диктант | |||||
62 | Производные и непроизводные предлоги. | Использование производных предлогов в письменной речи. | ||||
63 | Союз. Разряды союзов, их роль. | Роль союзов как средства связи частей предложений и предложений в составе текста. | ||||
64 | Диктант. | |||||
65 | Правописание частиц. | Правописание частицы не с разными частями речи. Роль частицы в художественном тексте. | ||||
66 | Междометия в связном тексте. | Роль междометий в связном тексте (выражение различных чувств). | ||||
67 | Концепт "Язык". | Высказывания и тексты о языке русских писателей и общественных деятелей и писателей других народов нашей страны. | ||||
68 | Слово как концепт культуры. | Понятие "Слово как концепт культуры" слова-реалии, слова с дополнительным экспрессивным значением, понятие о ключевых словах культуры. | ||||
69 | Концепты "Родина", "Добро". | |||||
70 | Концепты "Хлебосольство", "Дом", "Очаг", «Девушка» |