"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Данилова Людмила Мадисовна

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.- метод проектов.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

 

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Как продукт деятельности проекта, мы предлагаем  использование лэпбуков, которые дети самостоятельно защищают перед экспертами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: Описание: значок

Муниципальное автономное образовательное учреждение города

Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида

№ 60 «Иволга» (МАДОУ «Детский сад № 60 «Иволга»)

423822, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,

ул. Ш. Усманова, д. 11 (31/04)

Тел./факс 8(8552)58-63-39, sad60.ivolga@yandex.ru.

ЛЭПБУК - КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА

ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМ РТ

С ПРИМЕНЕНИЕМ УМК

Методические рекомендации

Авторы:

Воробьева Е.А., старший воспитатель

высшей категории

Данилова Л.М., воспитатель

высшей категории

г. Набережные Челны, 2017г.

Пояснительная записка

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

  • совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • организованная  образовательная деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей

Выбор количества детей зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная)
  • их интереса к данному занятию;
  • сложности материала.

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или лэпбук.

Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Самостоятельная деятельность детей

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок в это время предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно - пространственная среду, частью которой и являются лэпбуки.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым  такая форма обучения тоже понравится.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.

3. Ребенок старшего дошкольного научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к  обучению в школе.

4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение  считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

6. Вызывает интерес к изучению татарского языка с помощью дидактических игр; развивает диалогическую речь детей на татарском языке; воспитывает уважение и любовь к татарскому языку.

Результаты использования лэпбука:

-быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;

-проявление повышенного интереса к содержанию;

-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;

-проявление интереса со стороны родителей.

Из чего состоит лэпбук?

Лэпбук состоит из папки формата А4 (в моем случае – это папки из под картона и цветной бумаги), в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества вкусно поданной информации.

Что вам понадобится?

- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 (или готовая папка из под чего-нибудь); ножницы; клей-карандаш; цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки; двухсторонний скотч (для закрепления крупных деталей); принтер; безграничная фантазия.

Как сделать папку лэпбука?

Возьмите плотную бумагу формата А3 или два листа формата А4 и сложите их вот так:

http://2.bp.blogspot.com/-yqz3NZwkWls/UyRbpI1VyKI/AAAAAAAAAVE/jb4wv7OLds8/s1600/lapbooks_folder.png

Готово! Теперь можно приступать к изготовлению вкладок, окошек, мини-книжек и других деталей вашего лэпбука

Порядок работы по созданию лэпбука.

1. Выбор темы. Темой лэпбука мы выбираем соответственно темам проекта «Татарчасөйләшәбез».

2. После того, как мы определились с темой, необходимо составить план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы мы хотим раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Здесь никаких ограничений нет.

3. Поиск подходящего по возрасту игрового, литературного, художественного  материала.

4. Для каждой темы нужно выбратьподходящую миникнижку.

5. И в конце концов, весь подобранный материал нужно вклеить вместе с детьми в папку-раскладушку.

А теперь начинаем играть! Для этого нужно предложить одному ребенку или подгруппе детей посмотреть интересную книжку. Рассмотреть ее внешний вид. Пусть дети попробуют отгадать, о чём эта книга. А теперь открывайте книжку за книжкой, кармашек за кармашком. Читайте стихи, загадки. Играйте в игры.

Мы предлагаем подробное описание паспортов авторских лэпбуков «Одежда», «Игрушки», «Фрукты». Тексты, картинки, игровой материал заимствован из интернета. Лэпбуки адаптированы и систематизированы с опорой на опыт и педагогическую интуицию, которая подсказывает, что именно такая форма, игра, и т.п. наиболее понятна, интересна и привлекательна для ребенка.

Цель: закрепление представлений об одежде.

Задачи:

  • развивать зрительное внимание и восприятие, память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, логическое мышления;
  • развивать и стимулировать память, внимание и мышление, мелкую моторику рук; самостоятельно выполнять задания, умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
  • расширить и активизировать словарь по теме с использованием УМК, совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки согласования существительных в роде, составления описательных рассказов, умения отгадывать загадки;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Дидактические игры:

  • Игра«Моя одежда». Посмотри на себя в зеркало, опиши одежду, которая на тебе надета. На мне надеты___________ .
  • Игра «Портной». Назови мастеров, которые создают одежду. Ткань ткёт - _____. Одежду шьёт -_______.
  • Игра«Выкройка». Перед тем как сшить одежду, портной должен сделать выкройку из бумаги. На рисунке изображена выкройка платья. Назови детали платья, которые выкроил мастер.
  • Игра «Шейте сами». После того, как готова выкройка и сделана примерка, можно приступать к намётке. Ты можешь сам наметать швы у одежды, нарисованной на картинках. Для этого обведи изображение одежды прерывистой линией по контуру.
  • Игра«Чего не хватает?». Портной сшил много разной одежды. Но он очень спешил, и некоторые вещи получились с ошибками. Помоги портному пришить недостающие детали одежды.
  • Игра «Детали одежды».Закрепление названий частей одежды.
  • Игра «Постираем». Закрепление названия предметов, цвет, форму, количественный счет  на татарском языке с использованием УМК. Побуждать детей называть предметы, отвечать на вопросы по-татарски, выполнять задания. Формировать умения подбирать предметы по цвету.

Загадки. Расширение предствления детей о предметах, развивать память, внимание, логическое мышление.

Пальчиковая гимнастика. Снятие возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого.

Составление детьми описательных рассказов. Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице.

Цель: закрепление представлений детей об игрушках.

Задачи:

  • расширить и активизировать словарь по теме с использованием УМК, совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки согласования существительных в роде, составления описательных рассказов, умения отгадывать загадки;
  • развивать зрительное внимание и восприятие, память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, логическое мышления;
  • развивать и стимулировать память, внимание и мышление, мелкую моторику рук; самостоятельно выполнять задания, умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Дидактические игры:

  • Игра «Посмотри и назови» - формирование представлений об игрушках; закрепление названийигрушек; обогащение и развитие словарного запаса.
  • Игра «Физминутки» - развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи. Снятие возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого.
  • Игра «Раскраски» - закрепление знаний и представлений о фруктах, навыков раскрашивания карандашами; развитие мелкой моторики.
  • Игра «Расскажи-ка» - совершенствование умения детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице.
  • Игра Найди и назови» - закрепление названия предметов на татарском языке с использованием УМК. Побуждать детей называть предметы, отвечать на вопросы по-татарски, выполнять задания. Формировать умения подбирать предметы по форме.
  • Игра «Подари игрушку» - закрепление названия предметов на татарском языке с использованием УМК. Побуждать детей называть предметы, отвечать на вопросы по-татарски, выполнять задания.
  • Игра «Расскажи стих» - продолжать воспитывать желание и умение слушать и рассказывать наизусть; формировать любовь ко всему живому, бережное отношение к игрушкам;  закладывать основы нравственного поведения.
  •  Игра «Сложи картинку» - закрепление знаний и представлений об игрушках, развитие мелкой моторики, образного и логического мышления, зрительной памяти и наблюдательности.
  • Игра «Угадай-ка» - расширение предствления детей о предметах, развивать память, внимание, логическое мышление.

Цель: закрепление представлений о фруктах.

Задачи:

  • расширить и активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки согласования существительных в роде, составления описательных рассказов, умения отгадывать загадки;
  • развивать познавательный интерес, творчество, инициативу, коммуникативные навыки ребенка;
  • развивать зрительное внимание и восприятие, память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, логическое мышления;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Дидактические игры

  • Игра «Какой сок?» - формирование лексико-грамматических категорий; образование прилагательных от существительных; согласование прилагательных с существительными.
  • Игра «Назови фрукты» - формирование представлений о фруктах; закрепление названия фруктов; обогащение и развитие словарного запаса.
  • Игра «Четвертый лишний» - развитие умения классифицировать и обобщать предметы по существенному признаку.
  • Игра «Что готовят» - закрепление знаний о фруктах, рецептах приготовления блюд, а также знакомятся с понятием "консервация продуктов на зиму".
  • Игра «Назови и обведи» - закрепление знаний и представлений о фруктах, развитие мелкой моторики, образного и логического мышления, зрительной памяти и наблюдательности.
  • Игра «Раскраски» - закрепление знаний и представлений о фруктах, навыков раскрашивания карандашами; развитие мелкой моторики.
  • Игра «Кроссворд» - отгадать слова в соответствии с указанными значениями; обобщение знаний о фруктах; развитие мелкой моторики рук.

Загадки. Расширение предствления детей о фруктах, развивать память, внимание, логическое мышление.

Физминутки. Развитие тонкой моторики, координации  речи с движением.  Работа над темпом и ритмом речи. Снятие возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого.

Составление детьми описательных рассказов. Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице.

Список литературы:

1. Попова Д.А, Лучшие игры для развития ребёнка и подготовки к школе. От 3 – 6 лет. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с. 

2. Интернет ресурсы: http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-winter.html#sthash.efg4O48G.dpuf