Главные вкладки
План самообразования
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:
«Учебная мотивация, как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации ФГОС»
учитель начальных классов
Кузнецова Татьяна Николаевна
Лениногорск, 2019
Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться Сухомлинский В.А.
«Учебная мотивация, как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации ФГОС»
Работа над темой начата в 2019– 2020 учебном году
Предполагается закончить работу над темой в 2022 – 2023 учебном году.
Обоснование выбора темы
- Условия возникновения данной проблемы.
Изменение идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно ориентированной школы самоопределения и саморазвития. Эта стратегическая позиция, определенная концепцией модернизации российского образования, заставляет учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности: личностное и познавательное развитие детей.
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что становление и развитие личности школьника происходит в процессе активной творческой познавательной деятельности, благодаря которой ученик становится полноправным субъектом собственных действий и отношений, и, как следствие, приобретаемые им знания, умения и компетенции становятся личностно значимы. Однако традиционная школьная система не всегда ориентирована на субъект-субъектные отношения и развитие самостоятельности школьников в учебной деятельности. Это является главным педагогическим противоречием современного общества в процессе смены парадигмы образования с формирующей на развивающую.
А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. Отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.
Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.
Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.
Цель самообразования: поиск путей и средств формирования и повышения учебной мотивации
Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
- провести теоретический анализ понятия о мотивах
- изучить мотивационную сферу учащихся
- найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации
- апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации
- проанализировать достигнутые результаты
Ожидаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
- Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметил основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически знакомиться со статьями в журналах « Русский язык в школе» и «Литература в школе», газете «Первое сентября». 4. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы | 2019-2020
регулярно
регулярно
регулярно
|
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по русскому языку и литературе. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения русскому языку и литературе. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке 9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для уроков. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Разработать программы элективного курса по предмету, кружков. 11. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно
регулярно
Регулярно
ежегодно
регулярно регулярно
регулярно
2018-2025 2020-2025 Согласно плана МО 2018-2020 Согласно плана МО |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии. | Регулярно регулярно
|
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | регулярно
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2019-2023 | 1.Пройти курсы повышения квалификации. 2.Выступление на заседании школьного МО 3.Подписка на методическую литературу 4.Изучение литературы по данной теме. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2019-2023 | 1.Выступление на заседании школьного МО |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2019-2023 | 1.Выступление на заседании педагогического совета. 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2018-2023 | 1.Выступление на заседании муниципального МО по теме «Учебная мотивация, как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации ФГОС». 2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности». 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2020-2023 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», «Всероссийский фестиваль педагогического творчества», конкурсе «Лучший мастер-класс». 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе. |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
3. Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности». – Москва. 2005.
4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
5. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
6. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала. М.: Баласс, 2000.
7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г.
8. Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/